ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-168/20 от 20.05.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2020 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

с участием прокурора Тульской областной прокуратуры Чебоксаровой О.В.,

при секретаре Звонове А.А., Павловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-168/2020 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Пилигрим+» к Тульской областной Думе об оспаривании Закона Тульской области от 28.12.2015 № 2403-ЗТО «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Тульской области»,

у с т а н о в и л:

24 декабря 2015 года Тульской областной Думой принят и 28 декабря 2015 года губернатором Тульской области подписан Закон N 2403-ЗТО "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам на территории Тульской области".

Данный закон Тульской области размещен в "Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации" npatula.ru 29 декабря 2015 года и на "Официальном интернет-портале правовой информации" pravo.gov.ru 31 декабря 2015 года.

28 апреля 2016 года Тульской областной Думой принят и 28 апреля 2016 года губернатором Тульской области подписан Закон N 25-ЗТО "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Закона Тульской области "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам на территории Тульской области".

Данный закон Тульской области размещен в "Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации" npatula.ru 29 апреля 2016 года и на "Официальном интернет-портале правовой информации" pravo.gov.ru 4 мая 2016 года.

2 апреля 2018 года Тульской областной Думой принят и 2 апреля 2018 года губернатором Тульской области подписан Закон Тульской области N 18-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам на территории Тульской области".

Данный закон Тульской области размещен в "Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации" npatula.ru 2 апреля 2018 года и на "Официальном интернет-портале правовой информации" pravo.gov.ru 3 апреля 2018 года.

Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 5-1 Закона от 28.12.2015 N 2403-ЗТО "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам на территории Тульской области" в редакции Закона Тульской области от 2 апреля 2018 года N 18-ЗТО, обстоятельствами, помимо установленных пунктами 1 - 4.1 части 5 статьи 29 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для обращения в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и муниципальному маршруту регулярных перевозок являются: неоднократное (два и более раза) в течение года с момента первого несоблюдения несоблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества на одном маршруте максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием.

Общество с ограниченной ответственностью «Пилигрим+» ( далее по тексту ООО «Пилигрим+») обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением о признании пункта 2 абзаца первого статьи 5-1 указанного Закона Тульской области в редакции Закона Тульской области от 2 апреля 2018 года N 18-ЗТО в части муниципального маршрута недействующей со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на противоречие оспариваемой нормы пункту 5 части 5 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в той мере, в которой дополнительные обстоятельства, при которых уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок могут быть установлены законом субъекта Российской Федерации. Между тем, оспариваемая норма не содержит всех условий прекращения действия свидетельства, поскольку ее применение невозможно без обращения к решению Тульской городской Думы от 27.06.2018 № 54/1301.

По мнению ООО «Пилигрим+», обстоятельства, служащие основанием для обращения в суд с требованием о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, устанавливаются не только законом субъекта Российской Федерации, но и нормативными правовыми актами, имеющими меньшую юридическую силу, - муниципальными правовыми актами, что говорит о неопределенности нормы права, порождает дискриминацию на рынке регулярных перевозок пассажиров.

В обоснование своего требования заявитель ссылался также на нарушение при принятии оспариваемого акта положений постановления правительства Тульской области от 24.06.2013 N 299 "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия в Тульской области".

В судебном заседании представители административного истца ООО «Пилигрим+» по доверенностям Вышегородцев Е.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям и просил их удовлетворить.

Представитель Тульской областной Думы по доверенности Петровичева Л.М. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, полагая их необоснованными, указав, что оспариваемая административным истцом норма принята Тульской областной Думой с соблюдением установленной процедуры, в пределах ее компетенции и предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, федеральному законодательству не противоречат и права ООО «Пилигрим+» не нарушают, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Представитель Губернатора Тульской области по доверенности Коробкова А.В. в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на отсутствие доказательств противоречия федеральному законодательству оспариваемого положения нормативного правового акта.

Представители заинтересованных лиц Министерства транспорта и дорожного хозяйства по доверенности Брусенцова Е.Н., администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. в судебном заседании полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным Тульской областной Думой.

Представитель заинтересованного лица Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил об отложении слушания дела, в связи с занятостью в ином процессе.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассматривать дело в отсутствие представителя Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы, поскольку последний наличие уважительных причин неявки в судебное заседание, отсутствие возможности направить иного представителя, не подтвердил.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Чебоксаровой О.В., полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации до принятия федеральных законов.

Законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона).

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.1 этого же Федерального закона).

Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно частям 1 - 3 статьи 2 данного Федерального закона законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 36 Устава (Основного Закона) Тульской области постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Тульской области является Тульская областная Дума, осуществляющая законодательное регулирование по предметам ведения Тульской области и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Тульской области в пределах полномочий Тульской области.

Законом Тульской области устанавливается система исполнительных органов государственной власти Тульской области, а также регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом (Основным Законом) Тульской области и законами Тульской области к ведению и полномочиям Тульской области.

Оспариваемые административным истцом положения статьи 5.1 Закона Тульской области от 28.12.2015 N 2403-ЗТО действуют в редакции Закона Тульской области от 02.04.2018 N 18-ЗТО.

Судом установлено, что Закон Тульской области от 28.12.2015 N 2403-ЗТО "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам на территории Тульской области" был принят по результатам рассмотрения законопроекта в трех чтениях на 21-м заседании Тульской областной Думы 24.12.2015 Постановлением N 21/684 в первом чтении, Постановлением N 21/697 во втором чтении, Постановлением N 21/706 в третьем чтении большинством голосов (35, 35 и 34 соответственно) от установленного числа депутатов (38).

Закон Тульской области от 02.04.2018 N 18-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам на территории Тульской области" принят по результатам рассмотрения законопроекта в двух чтениях на 50-м заседании Тульской областной Думы 28.03.2018 года Постановлениями N 50/1479 в первом чтении, N 50/1492 во втором чтении большинством голосов (31 и 29 соответственно) от установленного числа депутатов (38).

28.12.2015 и 02.04.2018 соответственно указанные Законы Тульской области подписаны Губернатором Тульской области и зарегистрированы в Реестре законов области под реестровыми номерами 2403-ЗТО и 18-ЗТО.

Закон Тульской области от 28.12.2015 N 2403-ЗТО официально опубликован в "Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации" http://npatula.ru 29.12.2015 года и в соответствии со статьей 6 названного нормативного правового акта вступил в силу с 11 января 2016 года.

Закон Тульской области от 02.04.2018 N 18-ЗТО размещен в "Сборнике правовых актов Тульской области и иной официальной информации" npatula.ru 2 апреля 2018 года и на "Официальном интернет-портале правовой информации" pravo.gov.ru 3 апреля 2018 года. В соответствии с частями 1 - 3 статьи 2 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования, за исключением пунктов 1 - 4 статьи 1 данного документа, вступающих в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, и пунктов 5 и 7 статьи 1 данного документа, вступающих в силу с 1 июля 2018 года.

Изложенное свидетельствует о том, что Закон Тульской области от 28.12.2015 N 2403-ЗТО, а также Закон Тульской области от 02.04.2018 N 18-ЗТО приняты законодательным органом Тульской области в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых ими нормативных правовых актов, процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования законов субъекта РФ, установленных статьями 16, 20, 21 Устава (Основного Закона) Тульской области от 12.11.2001 N 265-ЗТО, статьями 36, 40, 41 Устава (Основного Закона) Тульской области от 28.05.2015 N 2301-ЗТО, статьями 10, 11, 17, 18, 21, 22 Закона Тульской области от 14.12.1994 N 4-ЗТО "О законах области", статьями 7, 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 2 Постановления правительства Тульской области от 17.02.2014 N 61 "Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области".

Правомочность органа, принявшего вышеупомянутые Законы, а также соблюдение установленной законом процедуры их принятия, правил введения в действие и опубликования, ООО "Пилигрим+" в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Из материалов дела следует, что ООО "Пилигрим+" обладает лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Административному истцу уполномоченным органом администрации города Тулы были выданы свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Туле и соответствующие карты маршрута регулярных перевозок, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельствами <данные изъяты>, <данные изъяты>.

Сведения об административном истце, как юридическом лице, осуществляющем перевозки по маршруту регулярных перевозок, внесены в реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа в границах муниципального образования город Тула.

Административный истец осуществляет регулярные перевозки по муниципальным маршрутам № , № регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах муниципального образования город Тула.

ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом Тульской области возбуждено производство по исковому заявлению Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы к ООО "Пилигрим+" о прекращении действия свидетельства <данные изъяты> с применением положений пункта 2 абзаца первого статьи 5-1 оспариваемого Закона. Производство по делу приостановлено до разрешения настоящего иска.

Таким образом, осуществление административным истцом предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах города Тулы регулируется, в том числе, Законом Тульской области от 28.12.2015 N 2403-ЗТО (в редакции Закона Тульской области от 02.04.2018 N 18-ЗТО), а ООО "Пилигрим+" является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Проверяя доводы истца о несоответствии оспариваемой нормы законам, имеющей большую юридическую силу, правовой неопределенности, суд исходит из следующего.

Согласно частям 1 - 3 статьи 2 данного Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации ( часть 5 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок (по регулируемым тарифам) уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Частью 4 статьи 17 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что установление требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам допускается муниципальным нормативным правовым актом

Так, допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из:

1) максимального количества транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием;

2) максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием (в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации). К невыполненным не относятся рейсы, не выполненные вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине иных участников дорожного движения, снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах, рейсы, не учтенные вследствие технических сбоев в информационной системе навигации, а также рейсы, не выполненные вследствие иных обстоятельств, предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом;

3) обязанности передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок. Не допускается установление требования о передаче информации о месте нахождения транспортных средств более чем в один адрес;

4) обязанности обеспечения исправной работы установленных в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда;

5) обязанности информирования в установленные законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом сроки уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления, а также владельцев автовокзалов или автостанций об изменении тарифов на регулярные перевозки.

Согласно части 2 статья 4-1 Закона Тульской области от 28.12.2015 N 2403-ЗТО в ред. Закона Тульской области от 23.04.2020 N 31-ЗТО в случае перераспределения полномочий в соответствии с Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части, предусмотренной Законом Тульской области от 3 июня 2019 года N 43-ЗТО "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между органами местного самоуправления в Тульской области и органами государственной власти Тульской области", между органами местного самоуправления и органами государственной власти Тульской области (далее - перераспределение полномочий) уполномоченный орган исполнительной власти области вправе установить требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории области, в том числе определить максимально допустимое соотношение между количеством рейсов, установить порядок направления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории области, уведомления, установить порядок предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, осуществляющими регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории области, в случае получения уведомления информации о рейсах, которые в соответствии с абзацем третьим пункта 2 части 1 настоящей статьи не относятся к невыполненным.

В отсутствие перераспределения полномочий допускается установление муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории области.

Законом Тульской области от 03.06.2019 N 43-ЗТО "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между органами местного самоуправления в Тульской области и органами государственной власти Тульской области", действующим с 01.01.2020, произведено перераспределение полномочий городских поселений, городских округов, муниципальных районов Тульской области по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, осуществление которых поручено правительству Тульской области.

Исключение составили городские округа Тула и Новомосковск, в которых организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом осуществляется органами местного самоуправления.

Во исполнение предоставленных полномочий решением Тульской городской Думы от 27.06.2018 № 54/1301 "Об установлении требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Тула" установлены требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Тула, пунктом 2 части 1 которого максимально допустимое соотношение между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием должно составлять не более 4 процентов.

Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ введено понятие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, под которым понимается документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок (пункт 19 части 1 статьи 3 и часть 2 статьи 17 данного федерального закона).

Частью 5 статьи 29 этого же федерального закона определены обстоятельства, при наступлении хотя бы одного из которых уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. Согласно пунктам 1 - 4 части 5 статьи 29 указанного федерального закона такими обстоятельствами являются:

1) неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок;

2) неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

3) расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества);

4) непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок;

4.1) наличие обоснованной жалобы на выполнение в течение одного месяца двух и более рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок с отправлением транспортных средств из остановочных пунктов ранее времени, предусмотренного установленным расписанием;

Исходя из пункта 5 части 5 статьи 29 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).

Таким образом, в отношении и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, и муниципальных маршрутов регулярных перевозок обстоятельства, при наступлении которых уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, могут быть предусмотрены только законом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в Тульской области статьей 51 Закона Тульской области от 28.12.2015 № 2403-ЗТО «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам на территории Тульской области», установлены дополнительные, к определенным Законом № 220-ФЗ, обстоятельства прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 5-1 Закона N 2403-ЗТО "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам на территории Тульской области" в редакции Закона Тульской области от 2 апреля 2018 года N 18-ЗТО, обстоятельствами, помимо установленных пунктами 1 - 4.1 части 5 статьи 29 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для обращения в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и муниципальному маршруту регулярных перевозок являются: неоднократное (два и более раза) в течение года с момента первого несоблюдения несоблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества на одном маршруте максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием.

Вопреки доводам административного истца, оспариваемые положения пункта 2 абзаца 1 статьи 5-1 Закона N 2403-ЗТО, установившие дополнительные, к определенным Законом № 220-ФЗ, обстоятельства прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, приняты субъектом Российской Федерации Тульской областью в пределах предоставленных пунктом 5 части 5 статьи 29 Закона № 220-ФЗ полномочий. В качестве такого дополнительного обстоятельства фактически указано нарушение требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, установленных, исходя из максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала согласно расписанию, в пределах полномочий, предусмотренных частью 4 статьи 17 Закона № 220-ФЗ.

Как указывалось выше по тексту, такое соотношение регламентировано решением Тульской городской Думы от 27.06.2018 № 54/1301 и составляет 4 %.

Причины, по которым рейсы могут считаться выполненными, установлены пунктом 2 части 4 статьи 17 Закона № 220-ФЗ.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункты "а", "ж" пункта 3), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическую неопределенность (употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера).

Положение пункта 2 абзаца 1 статьи 5-1 Закона N 2403-ЗТО (в редакции Закона Тульской области от 02.04.2018 № 18-ЗТО) какой-либо неопределенности и неоднозначности не содержит. Напротив, несут достаточную, ясную информацию, чтобы сделать однозначный вывод, где (на одном маршруте), при каких обстоятельствах (неоднократное (два и более раза) в течение года с момента первого несоблюдения) и за нарушение каких конкретных требований к осуществлению перевозок по маршруту регулярных перевозок (несоблюдение максимально допустимого соотношения между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием) уполномоченный орган обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства. Возможности произвольного применения оспариваемой нормы и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, также как и нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, суд не усматривает.

Максимально допустимое соотношение между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала согласно расписанию ( в размере 4 %) регламентировано единственным нормативным правовым актом муниципального образования город Тула (решением Тульской городской Думы от 27.06.2018 № 54/1301), принятым в пределах предоставленных полномочий. Указанным акт истцом не оспаривается.

Согласно реестру требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам в муниципальных образованиях Тульской области, предоставленному министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области ( от 19.05.2020 № 22-08/3113), указанные требования установлены в 18 муниципальных образований Тульской области и составляют 4 %.

С учетом изложенного, суд полагает, что нарушений требований о формальной определенности правовой нормы, не допущено.

Что касается доводов административного истца ООО «Пилигрим+» о нарушении процедуры принятия оспариваемого акта, выразившемся, по его мнению, в отсутствии оценки регулирующего воздействия, то отсутствие установленной процедуры проведения оценки регулирующего воздействия само по себе не является достаточным для признания оспариваемого нормативного акта противоречащими действующему законодательству.

Указанная позиция нашла отражение в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".

Иные доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с установленным в соответствии с законом правовым регулированием, а также к отстаиванию позиции о нецелесообразности оспариваемого нормативного правового акта, что не может являться правовым основанием для удовлетворения иска.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, поскольку оспариваемый ООО «Пилигрим+» пункт 2 абзаца 1 статьи 5-1 Закона N 2403-ЗТО "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам на территории Тульской области" в редакции Закона Тульской области от 2 апреля 2018 года N 18-ЗТО федеральному законодательству не противоречит, права административного истца не нарушает, правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований о признании указанной правовой нормы не действующей, не имеется.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, на основании статьи 111 КАС РФ, суд оставляет понесенные ООО «Пилигрим+» по делу судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за счет административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Пилигрим+» к Тульской областной Думе об оспаривании Закона Тульской области от 28.12.2015 № 2403-ЗТО «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Тульской области», отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в установленном законом порядке в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий .

.

.