РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2016 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Хромовой М.Н., Лазутиной Е.Р.,
с участием прокурора Чебоксаровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-45/2016 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Сектор+» к Собранию представителей муниципального образования Богородицкий район о признании недействующим пункта 22 таблицы коэффициентов использования Приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 28.06.2012 года № 55-305 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования Богородицкий район, а также на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 20.08.2014 года № 13-99 в части установления коэффициента использования (Ки) 1000% для земельных участков, предназначенных для строительства и размещения объектов сотовой связи,
установил:
28 июня 2012 года Собранием представителей муниципального образования Богородицкий район принято решение № 55-305 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования Богородицкий район, а также на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».
Пунктом 1 решения утвержден порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования Богородицкий район, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования Богородицкий район (приложение 1).
Пунктом 2 решения установлены значения коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков (Ки), находящихся в собственности муниципального образования Богородицкий район, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых в аренду, на территории муниципального образования Богородицкий район (приложение 2).
Пунктом 3 решения установлены значения коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков из состава земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (Ки), предоставляемых в аренду, на территории муниципального образования Богородицкий район (приложение 3).
Утверждена примерная форма договора аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Богородицкий район, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (приложение 4).
Решениями Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 19.02.2014 года № 6-48, от 10.04.2014 года № 8-70, от 20.08.2014 года № 13-99 внесены изменения в приложения решения Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 28.06.2012 № 55-305.
ЗАО «Сектор+» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 22 таблицы коэффициентов использования Приложения 2 Решения Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 28.06.2012 года № 55-305 (в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 20.08.2014 года № 13-99) в части установления коэффициента использования (Ки) 1000% для земельных участков, предназначенных для строительства и размещения объектов сотовой связи.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что является арендатором земельного участка площадью <...> кв.м с кадастровым номером <...>, категория земель: <...>, расположенного в <...>. Участок предоставлен для строительства и дальнейшей эксплуатации базовой станции сотовой связи и железобетонного столба.
Пунктом 22 таблицы коэффициентов использования Приложения 2 Решения Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 28.06.2012 года № 55-305 установлен коэффициент использования (Ки) 1000% для земельных участков, предназначенных для строительства и размещения объектов сотовой связи.
Исходя из кадастровой стоимости земельного участка и указанного коэффициента использования годовая арендная плата за арендуемый земельный участок составляет <...> рублей в год.
Административный истец полагает, что установление арендной платы в данном размере не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Указанный коэффициент определен без учета анализа и оценки экономических природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков по виду разрешенного использования, допускает существенно различный размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к той же категории, находящиеся в федеральной собственности.
В судебном заседании представитель ЗАО «Сектор+» по доверенности ФИО1 и ФИО2 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район по доверенности ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав на то, что по заданию Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район закрытым акционерным обществом «Ф.» была разработана методика расчета арендной платы за пользование земельными участками (на 2012 г.) на территории муниципального образования Богородицкий район. Указанная методика разработана специалистами - экономистами с учетом местоположения земельного участка и зон различной градостроительной ценности, в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка. Руководствуясь указанной методикой, были определены значения коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Богородицкий район, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых в аренду, на территории муниципального образования Богородицкий район, которые указаны в Приложении 2 к решению Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 28.06.2012 г. № 55-305.
Считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем просил суд принять решение об отказе в удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район в лице председателя Комитета ФИО4 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствуют действующему законодательству, принят полномочным органом в пределах его компетенции, в порядке и форме, предусмотренной Уставом муниципального образования Богородицкий район, опубликован в установленном порядке. В заключенных до 2012 года договорах аренды земельных участков, арендная плата устанавливалась на основании отчета об определении рыночной стоимости данных земельных участков. Считает заявленные требования необоснованными еще и потому, что при заключении договора аренды административный истец был согласен с размером арендной платы, не оспаривал ее.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Богородицкий район в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав объяснения представителей административного истца, возражения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Чебоксаровой О.В., полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ЗАО «Сектор+» является арендатором земельного участка площадью <...> кв.м с кадастровым номером <...>, категория земель: <...>, разрешенное использование: <...>, расположенного в <...>.
Указанный земельный участок с кадастровым номером <...> отнесен к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Данные обстоятельства подтверждаются договором аренды земельного участка № <...> от <...> года, заключенным между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район и ЗАО «Сектор+», кадастровым паспортом земельного участка от <...> года № <...>.
Согласно пунктам «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования, распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в силу действовавших до 1 марта 2015 г. положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Законом Тульской области от 23.06.2011 года № 1586-ЗТО установлен порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области (далее - область), а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно части 3 статьи 1 Закона Тульской области от 23.06.2011 года № 1586-ЗТО, действующей в редакции как до 01.03.2015 года, так и на момент разрешения дела, годовой размер арендной платы, если иное не предусмотрено статьей 2 настоящего Закона, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле Аг = КС x Ки, где
Аг - годовой размер арендной платы, в рублях;
КС - кадастровая стоимость земельного участка, в рублях;
Ки - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка (далее - коэффициент использования Ки), в процентах.
Частью 4 статьи 1 Закона Тульской области от 23.06.2011 года № 1586-ЗТО предусмотрено, что коэффициенты использования Ки устанавливаются правительством области в отношении земельных участков, находящихся в собственности области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании город Тула, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах территорий соответствующих городских округов и муниципальных районов области.
В соответствии с положениями статьи 26 Устава муниципального образования Богородицкий район в исключительной компетенции Собрания представителей находятся, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Иные полномочия определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Уставом Тульской области, законами Тульской области, настоящим Уставом.
Согласно пункту 3 статьи 45 Устава муниципального образования Богородицкий район Собрание представителей муниципального образования Богородицкий район по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Тульской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Тульской области, настоящим Уставом.
Статьей 48 Устава муниципального образования Богородицкий район определено, что решение, принятое Собранием представителей, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется посредством доведение их до сведения через периодические издания, размещение на территории муниципального образования в местах, установленных Собранием представителей муниципального образования. Способ доведения муниципального правового акта до сведения указывается в принятом муниципальном правовом акте.
Статьей 43 Регламента Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 16.04.2009 года № 2-7, статьей 44 Регламента Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 30.09.2013 года № 1-1 предусмотрено, что Собрание представителей принимает решения в коллегиальном порядке. Решения Собрания представителей вступают в силу со дня подписания. Решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования, если более поздняя дата вступления в силу не установлена самим нормативным правовым актом. Официальным печатным органом, публикующим решения Собрания представителей, является газета «Богородицкие вести».
28 июня 2012 года Собранием представителей муниципального образования Богородицкий район принято решение № 55-305 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования Богородицкий район, а также на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».
Данное решение подписано главой муниципального образования Богородицкий район, опубликовано в официальном печатном издании (газете) «Богородицкие вести», № 26, 05.07.2012 года и согласно его пункту 7 вступило в силу с 01.01.2012 года.
19.02.2014 года решением Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район № 6-48 внесены изменения в пункт 15 приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 28.06.2012 № 55-305.
Решение от 19.02.2014 года подписано главой муниципального образования Богородицкий район, опубликовано в газете «Богородицкие вести», № 8, 27.02.2014 года и вступило в силу со дня официального опубликования.
10.04.2014 года решением Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район № 8-70 приложение 2 решения Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 28.06.2012 г. № 55-305 дополнено пунктом 23.
Решение от 10.04.2014 года подписано главой муниципального образования Богородицкий район, опубликовано в газете «Богородицкие вести», № 15, 17.04.2014 года и вступило в силу со дня официального опубликования.
20.08.2014 года решением Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район № 13-99 изменена редакция пунктов 14, 15, 19 приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 28.06.2012 г. № 55-305; пункт 18 приложения 2 исключен. Изменена редакция пункта 3 приложения 1 решения Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 28.06.2012 г. № 55-305.
Решение от 20.08.2014 года подписано главой муниципального образования Богородицкий район, опубликовано в газете «Богородицкие вести», № 34, 28.08.2014 года и вступило в силу со дня официального опубликования.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое административным истцом в части решение Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район принято уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что лицами, участвующими по делу, не оспаривается.
Проверяя содержание в оспариваемой административным истцом части на предмет соответствия действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с Приложением 1 Решения Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 28.06.2012 года № 55-305 размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Богородицкий район, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, определяется одним из следующих способов: 1) по результатам торгов (конкурсов, аукционов). Начальный годовой размер арендной платы определяется на основании отчета о размере рыночной стоимости арендной платы, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
2) на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле Аг = КС x Ки, где
Аг - годовой размер арендной платы, в рублях;
КС - кадастровая стоимость земельного участка, в рублях;
Ки - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка (далее - коэффициент использования Ки), в процентах.
Приложением 2 к названному Решению установлены значения коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков (Ки), находящихся в собственности муниципального образования Богородицкий район, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых в аренду, на территории муниципального образования Богородицкий район.
Так, пунктом 22 таблицы коэффициентов использования Приложения 2 Решения Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 28.06.2012 года № 55-305 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов сотовой связи, установлены следующие коэффициенты использования (Ки) %: город – 1600, поселок – 200, район при кадастровой стоимости: менее 10 руб. за 1 кв. м – 40000, более 10 руб. за 1 кв. м - 1000.
Согласно договору аренды земельного участка № <...> от <...> года, заключенному между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район (арендодатель) и ЗАО «Сектор+» (арендатор), годовой размер арендной платы за участок составил <...> рублей, который рассчитан путем умножения кадастровой стоимости земельного участка (244 рубля) на коэффициент использования (40000%).
Арендодателем – Комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район в адрес ЗАО «Сектор+» было направлено дополнительное соглашение от <...> года о внесении изменений в договор аренды № <...> от <...> года, согласно которому годовой размер арендной платы составляет <...> рублей, рассчитанный путем умножения кадастровой стоимости земельного участка (<...> рублей) на коэффициент использования (Ки) 1000%.
Таким образом, оспариваемое значение коэффициента использования земельного участка влияет на годовой размер арендной платы за арендуемый ЗАО «Сектор+» земельный участок, следовательно, оспариваемое положение Решения Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 28.06.2012 года № 55-305 затрагивает имущественные права административного истца.
Законом Тульской области № 1586-ЗТО от 23 июня 2011 года установлен Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании ст. 1 данного Закона, если иное не установлено законодательством, размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых и используемых на праве аренды, определяется одним из следующих способов:
1) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
2) на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле Аг = КС x Ки, где
Аг - годовой размер арендной платы, в рублях;
КС - кадастровая стоимость земельного участка, в рублях;
Ки - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка (далее - коэффициент использования Ки), в процентах.
Коэффициент использования Ки устанавливается таким образом, чтобы размер арендной платы не был ниже размера земельного налога (п. 3).
Коэффициенты использования Ки могут быть установлены едиными для муниципального района либо дифференцированными по территориям городских и сельских поселений.
Значения коэффициентов использования Ки могут быть изменены не чаще чем один раз в календарном году (п. 5).
Пункт 6 данного Закона предусматривает, что для одного вида разрешенного использования земельного участка значения коэффициента использования Ки устанавливаются в зависимости от места расположения земельного участка и (или) от площади земельного участка. В зависимости от площади земельного участка коэффициент использования Ки устанавливается для каждого диапазона площадей земельных участков, определяемого их максимальным и минимальным значениями.
Если разрешенному использованию земельного участка соответствует несколько коэффициентов использования Ки, то для расчета размера арендной платы применяется максимальное значение коэффициента использования Ки.
В силу статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные правила действовали и на момент издания оспариваемого в части решения (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату принятия Решения).
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, являются общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены следующие основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: экономической обоснованности; предсказуемости расчета размера арендной платы; предельно допустимой простоты расчета арендной платы; запрета необоснованных предпочтений; учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Коэффициент видов разрешенного использования земельных участков (Ки) является составной частью вышеприведенной формулы расчета годового размера арендной платы, его изменение влияет на размер арендной платы, в связи с чем его установление и изменение также должно соответствовать вышеназванным принципам определения арендной платы за земельные участки.
Принцип экономической обоснованности размера арендной платы, в том числе и размера коэффициента видов разрешенного использования земельных участков (Ки), заключается в том, что коэффициент видов разрешенного использования земельных участков (Ки) и сам размер арендной платы устанавливаются в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582).
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, которая может быть применена и к арендной плате (к коэффициенту использования земельных участков), поскольку в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации арендная плата за землю имеет схожую правовую природу с земельным налогом. Согласно этой позиции плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельного участка.
В обоснование доводов о соблюдении принципа экономической обоснованности представители Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район и Комитета земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район сослались на Методику расчета арендной платы за пользование земельными участками на 2012 год.
Из представленной суду Методики расчета арендной платы за пользование земельными участками (на 2012 г.) следует, что данный документ выполнен специалистом ЗАО «Ф.» М.., имеющей высшее экономическое образование, заказчиком являлся Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район.
В разделе 2.1 «Общие положения» названной выше Методики приведены нормативные акты, в том числе, изложено содержание положений статей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства от 25.08.1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель».
Согласно раздела 2.2 «Методические основы расчета стоимости права пользования земельными участками» оценка размера арендной платы как периодического платежа за право пользования единицей площади недвижимого имущества за определенный период устанавливается в соответствии с Законом Тульской области от 29.06.2011 г. № 1586-ЗТО.
Значения коэффициентов использования Ки приведены в Приложении 1 к настоящей Методике.
Приложение 1 изложено в виде таблицы, где приведены категории земель, вид разрешенного использования, местоположение, диапазон размера земельного участка, значение коэффициента от размера Кпл и общий коэффициент от кадастровой стоимости.
Между тем, по существу методики расчета (определения) данный документ не содержит, поскольку отсутствует порядок расчета коэффициента.
Из содержания указанного документа следует, что обоснования коэффициентов Ки, как экономического, так и какого-либо иного, в нем не имеется.
Основания, порядок расчета, первичные сведения, в том числе касающиеся экономического обоснования, доходности земельных участков, указанный документ не содержит.
Отсутствие анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков при определении значения коэффициентов использования (Ки) следует и из показаний допрошенной в качестве свидетеля М.., пояснившей в судебном заседании, что значение коэффициентов использования (Ки) рассчитывалось путем деления показателей существующей в 2011 году арендной платы за 1 кв.м земельных участков, расположенных в Богородицком районе в разрезе групп видов разрешенного использования, на удельный показатель кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Тульской области, утвержденных постановлением администрации Тульской области от 28.12.2009 года № 1007. Полученные в результате расчета значения отношения арендной платы к кадастровой стоимости были разделены на две группы по среднему показателю указанного отношения в зависимости от цены кадастровой стоимости 1 кв.м земельного участка, расположенных в Богородицком районе: при кадастровой стоимости менее 10 руб. за 1 кв. м – 400, более 10 руб. за 1 кв. м - 10.
Таким образом, вышеизложенный свидетелем расчет свидетельствует о том, что значение коэффициента использования (Ки) рассчитывалось так, чтобы существовавший на 2011 год средний размер арендной платы земельных участков сохранялся.
Между тем, экономическая целесообразность, направленная на компенсацию бюджетных потерь, противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Более того, экономического обоснования изложенного выше разделения земельных участков исходя из кадастровой стоимости менее (более) 10 рублей за 1 кв.м свидетель М.. привести не смогла, пояснив, что указанная градация была применена для того, чтобы не было резкого понижения или повышения существующей арендной платы и в целях недопущения понижения доходности бюджета, при этом такая дифференциация сделана для тех арендаторов, у которых была установлена высокая кадастровая стоимость земельных участков.
Вместе с тем, установленным Законом Тульской области № 1586-ЗТО от 23 июня 2011 года Порядком определения размера арендной платы предусмотрено, что коэффициенты использования Ки могут быть установлены едиными для муниципального района либо дифференцированными по территориям городских и сельских поселений. Для одного вида разрешенного использования земельного участка значения коэффициента использования Ки устанавливаются в зависимости от места расположения земельного участка и (или) от площади земельного участка. В зависимости от площади земельного участка коэффициент использования Ки устанавливается для каждого диапазона площадей земельных участков, определяемого их максимальным и минимальным значениями. Если разрешенному использованию земельного участка соответствует несколько коэффициентов использования Ки, то для расчета размера арендной платы применяется максимальное значение коэффициента использования Ки.
Кроме того, из представленной представителем Комитета земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район таблицы по земельным участкам с видом разрешенного использования – для строительства и размещения объектов сотовой связи, следует, что для земельных участков, расположенных в Богородицком районе, имеющих одинаковую площадь, значения коэффициента использования (Ки) – разные. Так, для земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м, был рассчитан и принят коэффициент использования – 1000%, а для земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м, был рассчитан и принят коэффициент использования – 40000%,. При этом земельный участок, находящийся в аренде у административного истца, также расположенный в муниципальном образовании Богородицкий район, не учитывался при расчёте коэффициента использования (Ки) 1000%.
Суд также учитывает и то, что свидетель М.. в судебном заседании пояснила, что вышеназванная Методика расчета арендной платы за пользование земельными участками была разработана только на 2012 год, и при изменении кадастровой стоимости земельных участков в установленном законом порядке необходима разработка иной Методики.
Таким образом, при установлении оспариваемых значений коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования Богородицкий район № 55-305 от 28.06.2012 года, органом местного самоуправления положения вышеназванного Закона Тульской области не учитывались.
Установленные величины коэффициента Ки не подтверждены никакими расчетами с применением показателей, установленных законом Тульской области от 29.06.2011 г. № 1586-ЗТО, отсутствует сама методика разработки указанного коэффициента.
Более того, приведенная Методика, разработанная ЗАО «Ф.», не являлась предметом обсуждения Собрания депутатов муниципального образования Богородицкий район, что подтверждается выпиской из протокола заседания Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 28 июня 2012 года.
В подтверждение довода о том, что Собрание представителей муниципального образования Богородицкий район учитывало условия экономической обоснованности при принятии оспариваемого нормативно-правового акта представлены распечатки электронной таблицы по видам разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования, однако из них не следует, что они являлись предметом обсуждения Собрания представителей. Более того, из содержания указанных документов также следует, что экономического обоснования коэффициента Ки в них не содержится.
Не подтверждает доводы представителя комитета земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район и представителя Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район о соответствии оспариваемых положений решения принципу экономической обоснованности и применении показателей, установленных законом Тульской области от 29.06.2011 года №1586-ЗТО, представленный протокол совместного заседания постоянных комиссий Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 08.06.2012 года, поскольку из его содержания не усматривается, что данное обстоятельство было предметом обсуждения.
Изложенное свидетельствует о том, что при установлении оспариваемого значения коэффициента видов разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов сотовой связи, не проводился анализ и экономическая оценка факторов, влияющих на установление значения коэффициента использования земельных участков и размера арендной платы в целях обеспечения баланса частных и публичных интересов.
Таким образом, при принятии оспариваемого в части решения Собранием депутатов муниципального образования Богородицкий район не были учтены вышеуказанные нормы действующего федерального и регионального законодательства.
Доводы представителей Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район и Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район о том, что административный истец согласился на заключение договора аренды земельного участка при применении большего по значению коэффициента 40000%, не могут быть основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии нарушения прав ЗАО «Сектор+» при применении в расчете арендной платы оспариваемого значения коэффициента.
Ссылка представителя административного ответчика о пропуске ЗАО «Сектор+» срока для обращения в суд с заявленными требованиями, предусмотренного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необоснованными, поскольку в силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение Собрания депутатов муниципального образования Богородицкий район в оспариваемой части противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, а также не соответствует имеющему высшую юридическую силу Закону Тульской области № 1586-ЗТО от 29 июня 2011 года № 1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт до вынесения судом настоящего решения применялся, и на его основании реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать его недействующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
В порядке п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию Собранием представителей муниципального образования Богородицкий район в официальном печатном издании «Богородицкие вести», в ближайшем номере данного издания.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ, суд
решил:
административные исковые требования закрытого акционерного общества «Сектор+» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 22 таблицы коэффициентов использования Приложения 2 Решения Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 28.06.2012 года № 55-305 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования Богородицкий район, а также на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 20.08.2014 года № 13-99 в части установления значения коэффициента использования (Ки) 1000% для земельных участков, предназначенных для строительства и размещения объектов сотовой связи.
Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию Собранием представителей муниципального образования Богородицкий район в официальном печатном издании «Богородицкие вести» в ближайшем номере данного издания.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Голомидова