ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-168/2018 от 27.06.2018 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 июня 2018 г. № 3а-168/2018

г.Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В.,

при секретаре Опрячиной Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ганичевой Н.И., Ганичева Ф.А. об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

постановлением Губернатора Вологодской области от 11 января 2007 года № 3 (в редакции постановления Губернатора Вологодской области от 03 февраля 2010 № 40) утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представленных лицом, замещающим государственную должность области (гражданином, претендующим на замещение государственной должности области), лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области (гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы области), соблюдения ограничений лицом, замещающим государственную должность области, соблюдения лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области, требований к служебному поведению.

Абзацем 3 пункта 3 указанного Положения предусмотрено, что проверка осуществляется Департаментом государственного управления и кадровой политики области в отношении уполномоченного по правам человека в Вологодской области, гражданина при решении вопроса о представлении на должность уполномоченного по правам человека в Вологодской области, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Вологодской области, гражданина при решении вопроса о назначении на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Вологодской области, председателя Контрольно-счетной палаты области, председателя, заместителя председателя и секретаря Избирательной комиссии области, члена Избирательной комиссии области с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, председателей территориальных избирательных комиссий области, лиц, замещающих должности государственной гражданской службы области органов исполнительной государственной власти области, граждан, претендующих на замещение должности государственной гражданской службы области органов исполнительной государственной власти области; кадровыми службами Законодательного Собрания области, Контрольно-счётной палаты области, Избирательной комиссии области в отношении лиц, замещающих должности государственной гражданской службы области указанных государственных органов области и граждан, претендующих на замещение указанных должностей.

В соответствии с пунктом 4 Положения Департамент государственного управления и кадровой политики области, кадровые службы Законодательного Собрания области, Контрольно-счетной палаты области, Избирательной комиссии области (далее - кадровые службы) по решению представителя нанимателя осуществляют проверку:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, представленных гражданином, претендующим на замещение государственной должности области, должности государственной гражданской службы области, а также иных сведений, представленных указанным гражданином;

б) достоверности и полноты сведений о доходах, представленных лицом, замещающим государственную должность области, лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области, включенную в Перечень;

в) соблюдения лицом, замещающим государственную должность области, установленных ограничений;

соблюдения лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области, требований к служебному поведению.

Пункт 13 Положения предусматривает, что запросы направляются:

а) Губернатором области - в федеральные органы исполнительной государственной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности;

б) Губернатором области или уполномоченным заместителем Губернатора области - в налоговые органы, кредитные организации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для получения справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

в) представителем нанимателя, Департаментом государственного управления и кадровой политики области - в иные государственные органы и организации.

Согласно абзацу 1 пункта 19 Положения соответствующая кадровая служба, Департамент государственного управления и кадровой политики области представляют представителю нанимателя доклад о результатах проверки в течение 5 дней со дня её окончания. В отношении председателя Контрольно-счетной палаты области доклад представляется в Законодательное Собрание области.

В соответствии с пунктом 23 Положения материалы проверки хранятся в кадровой службе, в Департаменте государственного управления и кадровой политики области в течение трёх лет со дня её окончания, после чего передаются в архив.

Административные истцы Ганичева Н.И., Ганичев Ф.А. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части постановления Губернатора Вологодской области от 11 января 2007 года № 3.

В обоснование исковых требований указали, что Ганичева Н.И. (добрачная фамилия - Петряшова) является государственным гражданским служащим, с ней заключён служебный контракт Управлением государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Вологодской области. Административный истец Ганичев Ф.А. является супругом Ганичевой Н.И.

На основании приказа Управления от 24 августа 2017 года № 101 «О проведении проверки» в отношении Ганичевой Н.И. проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ею. Проверку осуществлял Департамент государственного управления и кадровой политики Вологодской области.

По мнению административных истцов, оспариваемые правовые нормы постановления не соответствуют части 7 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», Указу Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».

С учётом уточнения исковых требований просили суд признать не действующими с 28 сентября 2015 года абзац 3 пункта 3, пункты 4, 13, абзац 1 пункта 19, пункт 23 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представленных лицом, замещающим государственную должность области (гражданином, претендующим на замещение государственной должности области), лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области (гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы области), соблюдения ограничений лицом, замещающим государственную должность области, соблюдения лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области, требований к служебному поведению, утверждённого постановлением Губернатора Вологодской области от 11 января 2007 года № 3.

Административные истцы Ганичева Н.И., Ганичев Ф.А. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержали.

Представитель административных ответчиков Губернатора Вологодской области, Правительства Вологодской области по доверенностям Косорыгина А.Л. исковые требования не признала, полагала их не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Департамента государственного управления и кадровой политики Вологодской области в судебное заседание не явился, извещён о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области
Мининой Н.В., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении уточнённых требований административного искового заявления.

Государственная гражданская служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность, подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы» правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а её организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в том числе, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 8 части 1 статьи 5, статья 2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

К основным обязанностям гражданского служащего относится представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи (статья 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 26 апреля 2005 года № 1261-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов государственной гражданской службы Вологодской области» определено, что положение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданином, претендующим на замещение должности гражданской службы области, гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы области, а также о соблюдении гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных действующим законодательством, утверждается постановлением Губернатора области.

В соответствии со статьёй 68 Устава Вологодской области (принят постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03 октября 2001 года № 481) Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства области в пределах своих полномочий издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.

Статьёй 2 закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ «О нормативных правовых актах Вологодской области» определено, что законодательство области представляет собой систему нормативных правовых актов области. В систему нормативных правовых актов области входят: нормативные правовые акты Губернатора области.

Губернатор области издает нормативные правовые акты в форме постановления (статья 3 закона области № 2806-ОЗ).

Как усматривается из материалов дела, 11 января 2007 года принято постановление Губернатора Вологодской области № 3 «О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности области в порядке назначения и должности государственной гражданской службы области». Указанное постановление содержало нормы организационного характера.

Постановлением Губернатора Вологодской области от 03 февраля 2010 года № 40 «О внесении изменений в постановления Губернатора области от 11 января 2007 года № 3 и от 22 мая 2007 года № 164» название постановления Губернатора области от 11 января 2007 года № 3 изложено в следующей редакции: «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых лицом, замещающим государственную должность области (гражданином, претендующим на замещение государственной должности области), лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области (гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы области), соблюдения ограничений лицом, замещающим государственную должность области, соблюдения лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области, требований к служебному поведению».

Постановление Губернатора Вологодской области от 11 января 2007 года № 3 (в редакции постановления Губернатора Вологодской области от 03 февраля 2010 № 40) опубликовано в газете «Красный Север», являющейся официальным печатным изданием Вологодской области, размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление издано уполномоченным лицом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Губернатор Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок его опубликования.

Пунктом 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.

В целях обеспечения единой государственной политики в области противодействия коррупции Президентом Российской Федерации принят Указ от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», которым высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано создать органы субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений. При разработке положений об этих органах руководствоваться Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утверждённым настоящим Указом.

В соответствии с Типовым положением орган по профилактике коррупционных правонарушений осуществляет следующие основные функции - осуществление проверки:

- достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъекта Российской Федерации, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

- достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, и государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации;

- соблюдения лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, и государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

- соблюдения гражданами, замещавшими должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, ограничений при заключении ими после увольнения с государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами;

Орган по профилактике коррупционных правонарушений осуществляет в том числе функции по проведению проверки достоверности и полноты сведений и анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации, государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации (пункт 7 Типового положения).

С учётом требований Указа Президента от 15 июля 2015 года № 364 постановлением Губернатора Вологодской области от 07 декабря 2015 год № 841 «О внесении изменений в постановления Губернатора области от 11 января 2007 года № 3 и от 06 апреля 2015 года № 170» внесены изменения в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых лицом, замещающим государственную должность области (гражданином, претендующим на замещение государственной должности области), лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области (гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы области), соблюдения ограничений лицом, замещающим государственную должность области, соблюдения лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области, требований к служебному поведению, утверждённое постановлением Губернатора области от 11 января 2007 года № 3.

В соответствии с указанными изменениями проверку полноты и достоверности сведений о доходах, представленных лицами, замещающими должности государственной гражданской службы органов исполнительной государственной власти области, наряду с кадровыми службами государственных органов осуществляет Департамент государственной службы и кадровой политики области по решению представителя нанимателя.

Постановлением Правительства Вологодской области от 28 сентября 2015 года № 796 внесены изменения в Положение о Департаменте государственной службы и кадровой политики Вологодской области, в соответствии с которыми Департамент государственной службы и кадровой политики Вологодской области является органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункт 1.1 Положения).

Пунктом 3.4. Положения предусмотрены полномочия (функции) Департамента в сфере противодействия коррупции в том числе осуществление проверки:

- достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение государственных должностей области и должностей государственной гражданской службы органов исполнительной государственной власти области;

- достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими государственные должности области, за исключением Губернатора области и лиц, замещающих государственные должности в Законодательном Собрании области, и государственными гражданскими служащими органов исполнительной государственной власти области;

- соблюдения лицами, замещающими государственные должности области, за исключением Губернатора области и лиц, замещающих государственные должности в Законодательном Собрании области, и государственными гражданскими служащими органов исполнительной государственной власти области запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Анализ сведений:

- о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы органов исполнительной государственной власти области;

- о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных государственными гражданскими служащими органов исполнительной государственной власти области в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- о соблюдении государственными гражданскими служащими органов исполнительной государственной власти области запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

Постановлением Губернатора Вологодской области от 30 января 2018 года № 3 с 10 апреля 2018 года Департамент государственной службы и кадровой политики области переименован в Департамент государственного управления и кадровой политики области.

Постановлением Правительства Вологодской области от 26 февраля 2018 года № 171 утверждено Положение о Департаменте государственного управления и кадровой политики области.

Пунктом 3.5.5. Положения предусмотрены полномочия (функции) Департамента в сфере противодействия коррупции в том числе осуществление проверки:

- достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение государственных должностей области и должностей государственной гражданской службы органов исполнительной государственной власти области;

- достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими государственные должности области, за исключением Губернатора области и лиц, замещающих государственные должности в Законодательном Собрании области, и государственными гражданскими служащими органов исполнительной государственной власти области;

- достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей муниципальных образований области, должностей глав местных администраций по контракту, лицами, замещающими муниципальные должности муниципальных образований области, главами местных администраций по контракту;

Пунктом 3.5.6. Положения предусмотрены полномочия (функции) Департамента в сфере противодействия коррупции, в том числе осуществление анализа сведений:

- о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение государственных должностей области, за исключением Губернатора области и лиц, замещающих государственные должности в Законодательном Собрании области, и должностей государственной гражданской службы органов исполнительной государственной власти области;

- о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими государственные должности области, за исключением Губернатора области и лиц, замещающих государственные должности в Законодательном Собрании области, и государственными гражданскими служащими органов исполнительной государственной власти области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные полномочия (функции) соответствуют и дублируют полномочия, указанные в Типовом положении об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364.

Учитывая изложенное, абзац 3 пункта 3 и пункт 4 оспариваемого Положения соответствуют действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе направлять в установленном порядке запросы в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения расходуемых средств. Полномочия органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в части направления запросов, указанных в настоящем пункте, определяются Президентом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Типового положения органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364, в целях реализации своих функций орган по профилактике коррупционных правонарушений подготавливает для направления в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, в государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, на предприятия, в организации и общественные объединения запросы об имеющихся у них сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, о соблюдении ими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, а также по иным вопросам в пределах своей компетенции.

Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» определён перечень должностных лиц, имеющих право направлять запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о представлении в соответствии с частью пятой статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», статьёй 7.1 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведений об операциях, счетах и вкладах физических лиц, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о содержании правоустанавливающих документов, обобщенных сведений о правах отдельных лиц на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимости, а также запросы о предоставлении выписок, содержащих сведения о переходе прав на объекты недвижимости.

К должностным лицам, имеющим право направлять указанные запросы, отнесены высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченные заместители должностных лиц, указанных в пунктах 3 - 6 перечня.

Распоряжением Губернатора области от 24 сентября 2014 года № 2533-р «О распределении обязанностей между членами Правительства области» установлено право подписи запросов в кредитные организации, налоговые органы РФ и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (первый заместитель Губернатора области, председатель Правительства области).

Пунктом 3.5.21. Положения о Департаменте, утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 29 мая 2012 года № 568, Департамент запрашивает и получает в установленном порядке необходимые сведения и материалы, связанные с деятельностью Департамента, в структурных подразделениях Правительства области, органах исполнительной государственной власти области, территориальных органах федеральных органов государственной власти, органах местного самоуправления, в организациях независимо от формы собственности в соответствии с настоящим Положением.

Пунктом 3.6.33 Положения о Департаменте, утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 26 февраля 2018 года № 171, предусмотрены аналогичные полномочия.

Особенности направления запросов, связанных с проверкой представленных сведений об имуществе, доходах и расходах государственного гражданского служащего Вологодской области установлены Положением о проверке сведений, утверждённым постановлением Губернатора области от 11 января 2007 года № 3.

Пунктом 13 Положения предусмотрено, что запросы направляются:

а) Губернатором области - в федеральные органы исполнительной государственной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности;

б) Губернатором области или уполномоченным заместителем Губернатора области - в налоговые органы, кредитные организации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для получения справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

в) представителем нанимателя, Департаментом государственного управления и кадровой политики области - в иные государственные органы и организации.

Таким образом, пункт 13 оспариваемого Положения соответствует действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно части 1 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взыскания за коррупционные правонарушения применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, и на основании рекомендации указанной комиссии.

На основании пункта 19 Положения о проверке соответствующая кадровая служба, Департамент государственного управления и кадровой политики области представляют представителю нанимателя доклад о результатах проверки в течение 5 дней со дня её окончания.

В докладе о результатах проверки сведений лица, замещающего должность государственной гражданской службы области, гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы области, должно содержаться одно из следующих предложений:

а) о назначении гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы области;

б) об отказе гражданину, претендующему на замещение должности государственной гражданской службы области, в назначении на должность государственной гражданской службы области;

в) об отсутствии оснований для применения к лицу, замещающему должность государственной гражданской службы области, мер юридической ответственности;

г) о применении к лицу, замещающему должность государственной гражданской службы области, мер юридической ответственности;

д) о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной гражданской службы области, и урегулированию конфликта интересов.

Пунктом 21 Положения предусмотрено, что представитель нанимателя, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 19 настоящего Положения, принимает в отношении лица, замещающего должность государственной гражданской службы области, гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы области одно из следующих решений:

а) назначить гражданина, претендующего на замещение должности государственной гражданской службы области, на должность государственной гражданской службы области;

б) отказать гражданину, претендующему на замещение должности государственной гражданской службы области, в назначении на должность государственной гражданской службы области;

в) применить к лицу, замещающему должность государственной гражданской службы области, меры юридической ответственности;

г) представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной гражданской службы области, и урегулированию конфликта интересов.

Согласно пункту 33 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 материалы проверки хранятся в Управлении, подразделении Аппарата Правительства Российской Федерации или в кадровой службе в течение трёх лет со дня её окончания, после чего передаются в архив.

Департамент государственного управления и кадровой политики для решения своих задач и выполнения функций осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Департамента (пункт 3.6.29 Положения о Департаменте).

Проверив соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое в части Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представленных лицом, замещающим государственную должность области (гражданином, претендующим на замещение государственной должности области), лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области (гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы области), соблюдения ограничений лицом, замещающим государственную должность области, соблюдения лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области, требований к служебному поведению, утверждённое постановлением Губернатора Вологодской области от 11 января 2007 года № 3 соответствует части 7 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», Указу Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».

Оспариваемый в части нормативный правовой акт прав и законных интересов административных истцов не нарушает.

В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах по делу оснований для удовлетворения уточнённых требований административного искового заявления Ганичевой Н.И., Ганичева Ф.А. не имеется.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении уточнённых требований административного искового заявления Ганичевой Н.И., Ганичева Ф.А. о признании не действующим с 28 сентября 2015 года абзаца 3 пункта 3, пунктов 4, 13, абзаца 1 пункта 19, пункта 23 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представленных лицом, замещающим государственную должность области (гражданином, претендующим на замещение государственной должности области), лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области (гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы области), соблюдения ограничений лицом, замещающим государственную должность области, соблюдения лицом, замещающим должность государственной гражданской службы области, требований к служебному поведению, утверждённого постановлением Губернатора Вологодской области от 11 января 2007 года № 3.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2018 года.