УИД 38OS0000-01-2021-000173-93
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2021 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре судебного заседания Девятериковой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-168/2021 по административному исковому заявлению ООО «СтройПроектСервис» к Правительству Иркутской области, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», заинтересованные лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области, Администрация города Иркутска, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «СтройПроектСервис» обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование административных исковых требований указало, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером Номер изъят площадью 147 234 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под размещение производственной базы, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят>
Согласно сведениям, внесенным в ЕГРН на основании Постановления Правительства Иркутской области № 969-пп от 26.11.2020, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят составляет 274 046 644,2 руб. по состоянию на 01.01.2020.
Рыночная стоимость земельного участка по поручению арендатора определена (данные изъяты) Согласно отчету № 04Е-02/21 от 18.02.2021 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 01.01.2020 составляет 108 364 224 руб.
Административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы, как плательщика необоснованно завышенной арендной платы.
Просит суд с учетом уточнений установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят площадью 147 234 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение производственной базы, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020 в размере 108 364 224 руб.
Административный истец - ООО «СтройПроектСервис» в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, от представителя административного истца Николаевой Л.Г., действующей на основании доверенности, поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.
Административный ответчик - Правительство Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило принять по делу законный и обоснованный судебный акт, рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства, дополнительно указав, что отчет об оценке, представленный административным истцом, составлен в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральными стандартами оценки, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят рассчитана в соответствии с действующим законодательством и федеральными стандартами оценки.
Административный ответчик - ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорного земельного участка не свидетельствуют об ошибке, допущенной при формировании методики определения или применения кадастровой стоимости, повлекшей нарушение прав административного истца, поскольку государственная кадастровая оценка осуществляется с применением методов массовой оценки, без учета индивидуальных характеристик объекта недвижимости.
Заинтересованное лицо - Управление Росреестра по Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что в компетенцию Управления не входит осуществление оценочной деятельности, таким образом оно не может отвечать за результаты кадастровой оценки в части оспаривания стоимости земельного участка.
Заинтересованное лицо - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не имеет материально-правового интереса, не заинтересовано в исходе данного административного дела.
Заинтересованное лицо - Администрация города Иркутска в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, письменных возражений на административное исковое заявление не представила.
Суд, руководствуясь ст. 247 КАС РФ, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 245 КАС РФ и ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247, ч. 1 ст. 248 КАС РФ обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 09.10.2017 № 642-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области» принято решение провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».
По завершении на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 01.01.2020 результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп.
В судебном заседании установлено, что ООО «СтройПроектСервис» является арендатором земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, что подтверждается договором аренды земельного участка № 195 от 25.04.1995, заключенным между Администрацией г. Иркутска и АООТ «Завод нерудных материалов»; дополнительным соглашением (А) № 3370 от 15.03.2010 к договору аренды № 195 от 25.04.1995, заключенным между Администрацией г. Иркутска и ОАО «Иркутский завод нерудных материалов»; дополнительным соглашением (А) № 010-67-461/12 от 03.10.2012 к договору аренды № 195 от 25.04.1995, заключенным между Администрацией г. Иркутска и ОАО «Иркутский завод нерудных материалов»; дополнительным соглашением от 04.09.2015 к договору аренды № 195 от 25.04.1995, заключенным между Министерством имущественных отношений Иркутской области и ООО «Иркутский завод нерудных материалов»; договором купли-продажи от 14.10.2020, заключенным между ООО «Иркутский завод нерудных материалов» и ООО «СтройПроектСервис», согласно которому ООО «СтройПроектСервис» приобрело у ООО «Иркутский завод нерудных материалов» имущественный комплекс, в состав которого включено право аренды земельного участка – долгосрочная аренда земельного участка с кадастровым номером Номер изъят; дополнительным соглашением № 010-67-40/1 от 25.01.2021 к договору аренды № 195 от 25.04.1995, заключенным между КУМИ Администрации города Иркутска и ООО «СтройПроектСервис».
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 23.06.2003.
13.01.2021 на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 274 046 644,2 руб., по состоянию на 01.01.2020, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24.04.2021.
На основании п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В п. 5 указанной статьи закреплено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельный участок с кадастровым номером Номер изъят установлены дополнительным соглашением № 010-67-40/1 от 25.01.2021 к договору аренды № 195 от 25.04.1995, заключенным между КУМИ Администрации города Иркутска и ООО «СтройПроектСервис». В соответствии с п. 3.7 договора расчет на 2020 год прилагается к настоящему договору и является неотъемлемой его частью. Согласно приложению № 1 к договору расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, п. 3.8 данного договора предусматривает ежегодный пересмотр арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка могут повлиять на права и обязанности ООО «СтройПроектСервис» как арендатора и плательщика арендной платы, в связи с чем, у административного истца имеется право на обращение в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13.01.2021.
С настоящим иском ООО «СтройПроектСервис» обратилось в суд 09.04.2021 (согласно протоколам проверки электронной подписи, квитанциям об отправке), то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчет об оценке (данные изъяты) № 04Е-02/21 от 18.02.2021.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (ст. ст. 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы ст. 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно отчету № 04Е-02/21 от 18.02.2021 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 01.01.2020 составляет 108 364 224 руб.
Оценивая представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объекта оценки, суд приходит к выводу, что он соответствуют требованиям, предъявляемым к отчету законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
Отчет содержит точное описание объекта исследования с указанием его количественных, качественных характеристик с учетом его индивидуализирующих признаков, описание исследования сегмента рынка, результаты анализа наиболее эффективного использования объекта, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Оценщиком обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов, а также выбор сравнительного подхода; корректировки к объектам-аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно и подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы; расчеты не содержат явных методических и арифметических ошибок и являются правильными. Понятна последовательность определения стоимости объекта недвижимости, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчета об оценке понять процесс определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки.
Полномочия ФИО7 на осуществление оценочной деятельности проверены. Так, согласно информации, размещенной на официальном сайте Ассоциации «Русское общество оценщиков» ФИО8 является членом Ассоциации «Русское общество оценщиков» с 10.12.2009, регистрационный номер 006189; статус данного оценщика действительный. К отчету приложен полис страхования ответственности оценщика № 922/1723441981 от 07.05.2020, сроком действия с 08.05.2020 по 07.05.2021, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 13.02.2018 № 003367-1, сроком действия до 13.06.2021.
Полномочия ФИО9 на осуществление оценочной деятельности проверены. Так, согласно информации, размещенной на официальном сайте Ассоциации «Русское общество оценщиков» ФИО10 является членом Ассоциации «Русское общество оценщиков» с 03.09.2007, регистрационный номер 000798; статус данного оценщика действительный. К отчету приложен полис страхования ответственности оценщика № 922/1744983211 от 06.07.2020, сроком действия с 16.07.2020 по 15.07.2021, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 25.01.2018 № 002297-1, сроком действия с 25.01.2018 по 26.01.2021. Согласно постановлению Правительства РФ от 04.02.2021 № 109 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440», срок действия квалификационных аттестатов, выданных с 01.02.2018 по 31.05.2018, продлевается на 4 месяца.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщиков, отчет об оценке мотивирован, выводы оценщиков предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов при проведении оценки, дающих основания для признания данных доказательств недопустимыми (ст. 61 КАС РФ), не установлено, недостатков, способных повлиять на достоверность результатов проведения оценки, не выявлено.
Лица, участвующие в деле, отчет не оспаривали, согласились с ним, возражений относительно величины рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной отчетом, не заявили.
Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных отчетом сведений о величине рыночной стоимости арендованного административным истцом земельного участка, доказательств того, что рыночная стоимость объекта оценки является иной, административными ответчиками и заинтересованными лицами суду не представлено.
Более того, в письменном отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика - Правительства Иркутской области указал, что представленный отчет соответствует действующему законодательству и федеральным стандартам оценки.
На основании изложенного, суд признает отчет об оценке рыночной стоимости объекта оценки № 04Е-02/21 от 18.02.2021, составленный (данные изъяты) надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований с учетом уточнений ООО «СтройПроектСервис» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 147 234 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение производственной базы, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020 в размере 108 364 224 руб.
В соответствии со ст. ст. 17, 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь разъяснениями, изложенными в абзацах 3, 4 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату обращения ООО «СтройПроектСервис» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят равной рыночной стоимости - 09.04.2021.
Руководствуясь ст. ст. 178-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ООО «СтройПроектСервис» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят площадью 147 234 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под размещение производственной базы, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости в размере 108 364 224 руб. по состоянию на 01.01.2020.
Дата обращения ООО «СтройПроектСервис» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере его рыночной стоимости - 09.04.2021.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья И.В. Ларичева
Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2021 г.