Дело № 3а-168/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 12 сентября 2022 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
при секретаре Кирьяновой В.М.,
с участием прокурора Махмудова Э.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шишова Сергея Германовича о признании не действующим областной закон Ленинградской области от 08 февраля 2022 года № 5-оз «О внесении изменения в областной закон "Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области»,
установил:
26.01.2022 Законодательным собранием Ленинградской области принят и 08.02.2022 Губернатором Ленинградской области подписан областной закон № 5-оз «О внесении изменения в областной закон "Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области» (далее - Областной закон № 5-оз).
Статьей 1 Областного закона № 5-оз областной закон от 02.12.2005 № 107-оз «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области» дополнен статьей 4-1 следующего содержания:
«Статья 4-1. Особенности осуществления строительства, реконструкции и эксплуатации жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, на территории Ленинградской области.
На территориях муниципальных образований Ленинградской области не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности».
08.02.2022 Областной закон № 5-оз опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Шишов С.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей с момента вступления решения суда в законную силу ст.1 Областного закона № 5-оз.
В обоснование заявленных требований указал, что является главой крестьянского (фермерского) хозяйства и собственником земельного участка по адресу: Ленинградская , на котором построил жилой дом. В государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на жилой дом ему отказано в связи с тем, что на территориях муниципальных образований Ленинградской области не допускается строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
В письменных возражениях административным ответчиком Законодательным собранием Ленинградской области указано, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в рамках представленных полномочий и соответствует требованиям Федерального закона № 299-ФЗ. Административным истцом на земельном участке с видом разрешенного использования «животноводческие фермы различного профиля» возведен без получения разрешения на строительство жилой дом. Возведенный жилой дом расположен в 3 км от частного жилого дома, в котором проживает административный истец. Фактически целью предъявленного административного иска является желание административного истца узаконить незаконно построенный жилой дом. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Аналогичные по существу доводы приведены в письменных возражениях заинтересованного лица Губернатора Ленинградской области.
В судебном заседании представитель административного истца Гулевский Ю.А. просил удовлетворить требования по доводам, указанным в административном исковом заявлении. Указал, что установленное оспариваемым нормативным правовым актом правовое регулирование является произвольным, поскольку административным ответчиком не определены критерии, с учетом которых принято решение о запрещении строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности. Установленное оспариваемым областным законом правовое регулирование фактически запретило применение на территории Ленинградской области федерального закона, допускающее такое строительство при определенных условиях.
Представители административного ответчика Законодательного собрания Ленинградской области Жигалова А.Ю., заинтересованного лица Губернатора Ленинградской области Яковлева Н.Н. возражали против удовлетворения административного искового заявления и поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Ленинградской области Махмудова Э.Т. об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что с 23.01.2019 Шишов С.Г. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
25.04.2011 за Шишовым С.Г. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу:
В техническом плане здания и декларации об объекте недвижимости указано, что в границах земельного участка с кадастровым номером № находится жилой дом.
Согласно Правил землепользования и застройки на часть территории муниципального образования Рахьинское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утвержденных решением совета депутатов от 30.12.2013 № 97 (441), земельный участок с кадастровым номером № относится к зоне крестьянских (фермерских) хозяйств.
29.06.2022 Управлением Росреестра по Ленинградской области отказано Шишову С.Г. в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении здания по адресу: со ссылкой на ст.1 Областного закона № 5-оз.
Следовательно, Шишов С.Г. вправе полагать, что оспариваемый нормативный павовой акт затрагивает его права и обязанности и он вправе оспаривать Областной закон № 5-оз применительно к территории муниципального образования, в границах которого находится принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №.
Определением суда от 12.09.2022 прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению Шишова С.Г. о признании недействующим Областной закон № 5-оз в той мере, в которой на территории всех муниципальных образований Ленинградской области, за исключением территории муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, не допускается строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
Согласно п.1 ч.1 ст.29 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 № 6-оз «Устав Ленинградской области» Законодательное собрание Ленинградской области осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Ленинградской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Ленинградской области.
Исходя из положений ст.20 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 № 6-оз «Устав Ленинградской области» Губернатор Ленинградской области обнародует законы Ленинградской области, удостоверяя их обнародование путем подписания областных законов.
Судом установлено, что 11.01.2022 на заседании постоянной комиссии по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу принято решение рекомендовать Законодательному собранию Ленинградской области принять проект областного закона «О внесении изменения в областной закон "Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области».
В пояснительной записке к проекту областного закона указано, что при разработке законопроекта учитывались мнения глав администраций муниципальных районов Ленинградской области, комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу и Леноблкомимущества. В связи с этим законопроектом предлагается с 01.03.2022 ограничить на территориях муниципальных образований Ленинградской области строительство, реконструкцию и эксплуатацию жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, с целью подготовки муниципальными образованиями Ленинградской области соответствующей инженерной и транспортной инфраструктуры, а также социальных объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов фермерского хозяйства.
В заключение правового управления Законодательного собрания Ленинградской области на проект областного закона указано, что вопрос об ограничении на территориях муниципальных образований Ленинградской области строительства, реконструкции и эксплуатации жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности относится к вопросам целесообразности.
26.01.2022 на 9 заседании Законодательного собрания Ленинградской области проект областного закона «О внесении изменения в областной закон "Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области» принят в первом и третьем чтении.
В соответствии с ч.1ст.8 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объеме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещен (опубликован) в полном объеме на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) или в сетевом издании "Электронное опубликование документов" (www.npa47.ru).
Таким образом, оспариваемый административным истцом Областной закон № 5-оз принят уполномоченным органом представительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административным истцом не оспаривается.
Согласно п.2 ст.77 Земельного кодекса РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
В соответствии с п.5 ст.11 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
В заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ «По проекту федерального закона N 762602-7 "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (второе чтение) обращено внимание, что о проектируемым пунктом 5 статьи 11 Федерального закона "О крестьянских (фермерских) хозяйствах" субъектам Российской Федерации предоставляется возможность определять муниципальные образования, на территории которых не допускается размещение жилых домов на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, однако основания (критерии) установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации таких ограничений положениями проекта не предусматриваются.
Следовательно, Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ не содержат каких-либо положений, подлежащих обязательному учету субъектом Российской Федерации при определении конкретных муниципальных образований, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
Какого-либо федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы в отношении оспариваемого нормативного правового акта, который устанавливал бы основания (критерии) к порядку определения муниципальных образований, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, не имеется.
Не ссылается на такое обстоятельство и административный истец.
Доводы административного истца о необходимости отражения в законе субъекта Российской Федерации критериев, с учетом которых принято решение об отнесении всех муниципальных образований к территориям, на которых не допускается размещение жилых домов на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к изменению нормативного правового акта в оспариваемой части, то есть дополнению путем включения в него критериев (оснований), по которым административный ответчик отнес все муниципальные образования Ленинградской области к вышеуказанным территориям, что является недопустимым.
Исходя из конституционного принципа разделения властей вопросы о принятии нормативных правовых актов, внесения в них изменений и дополнений относятся к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти и суд не вправе возлагать на них обязанность по осуществлению нормативно-правового регулирования.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п.28 постановления Пленума от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Утверждения административного истца о правовой неопределенности оспоренного правового регулирования, ввиду установления ограничения на территории всех муниципальных образований, без указания наименования конкретных муниципальных образований, необоснованны, поскольку содержание областного закона № 5-оз отвечает общеправовому критерию определенности, ясности и недвусмысленности, его содержание является четким и не может рассматриваться как вносящее в правовое регулирование неопределенность, позволяет правоприменителям единообразно его понимать и толковать.
Согласно п.2 ч.2 ст.215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом установлено, что оспариваемые административным истцом положения Областного закона № 5-оз соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административному истцу в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Шишова Сергея Германовича о признании недействующим областной закон Ленинградской области от 08 февраля 2022 года № 5-оз «О внесении изменения в областной закон "Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области» в той мере, в которой на территории муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области не допускается строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Г. Ночевник
Решение в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2022 года.