ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-168/2022 от 16.08.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-168/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2022 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе:

председательствующего судьи Степановой Л.А.

при секретаре Жаворонковой Е.А.

с участием

прокурора Хохловой А.П.

представителя административного истца – Денисовой Т.В.

представителей административного ответчика – Карика О.Н., Моревой Е.Н.,

представителей заинтересованного лица – Костерина И.С., Балашова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энергосеть» о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30 декабря 2021 года № 61-э/2 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год»

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент, орган регулирования, тарифный орган) № 61-э/2 от 30 декабря 2021г. "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год" (далее – Постановление № 61-э/2, т. 1 л.д. 26-27, т. 2 л.д. 82) были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год в соответствии с приложением к настоящему постановлению.

В приложении к названному Постановлению в частности установлены двухставочные и одноставочные тарифы с разбивкой по полугодиям для пары сетевых организаций ООО "Энергосеть" - ПАО "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Ивэнерго") ПАО "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Ивэнерго") - ООО "Энергосеть", а именно:

1) ООО "Энергосеть" - ПАО "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Ивэнерго"):

1 полугодие:

- двухставочный тариф

ставка за содержание электрических сетей (руб./МВт·мес.) - 1968235,86

ставка на оплату технологического расхода (потерь) (руб./МВт·ч) - 0,00

- одноставочный тариф (руб./кВт·ч) - 5,42392

2 полугодие:

- двухставочный тариф

ставка за содержание электрических сетей (руб./МВт·мес.) - 1993573,56

ставка на оплату технологического расхода (потерь) (руб./МВт·ч) - 0,00

- одноставочный тариф (руб./кВт·ч) - 6,57679

2) ПАО "Россети Центр и Приволжье" (филиал "Ивэнерго") - ООО "Энергосеть":

1 полугодие:

- двухставочный тариф:

ставка за содержание электрических сетей (руб./МВт·мес.) - 0,00

ставка на оплату технологического расхода (потерь) (руб./МВт·ч) - 40,59

- одноставочный тариф (руб./кВт·ч) - 0,04059

2 полугодие:

- двухставочный тариф:

ставка за содержание электрических сетей (руб./МВт·мес.) - 0,00

ставка на оплату технологического расхода (потерь) (руб./МВт·ч) - 98,94

- одноставочный тариф (руб./кВт·ч) - 0,09894

Указанное постановление официально опубликовано в печатном издании "Ивановская газета", № 3(6440), 18.01.2022.

ООО «Энергосеть», являющееся территориальной сетевой организацией и оказывающее услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования и тарифов, установленных Департаментом, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании указанного постановления недействующим с даты принятия, мотивируя тем, что в нарушение норм действующего законодательства Департамент принял тарифное решение, не основанное на фактических взаимоотношениях пары сетевых организаций и не учитывающее представленные сетевой организацией материалы, содержащие экономически обосновывающую базу для установления индивидуальных тарифов. В частности, регулятор не учел фактические договорные отношения между сетевыми организациями ООО «Энергосеть» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго»), определенные действующим договором № 372000622 от 26.06.2018 г., в связи с чем неправомерно определил очередность в парах сетевых организаций (плательщик- получатель). Расчет индивидуальных тарифов не на основе представленных сетевыми организациями договоров, без учета фактически сложившихся правоотношений, нарушает принципы государственного регулирования цен (тарифов) и экономической обоснованности установленных индивидуальных тарифов, ведет к невозможности исполнения такого тарифного решения, влечет за собой несправедливое и убыточное для административного истца распределение котловой выручки между сетевыми организациями, что свидетельствует о создании регулирующим органом дискриминационных условий по отношению к ООО «Энергосеть». Кроме того, при установлении индивидуальных тарифов были приняты завышенные показатели объема полезного отпуска, установлен незаконный порядок определения объема оказанных услуг между сторонами, тарифное решение не соответствует утвержденной форме.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, дополнительных устных и письменных пояснениях (т.2 л.д. 165- 173, т. 3 л.д. 1-5).

Представители административного ответчика возражали против удовлетворения иска, в письменном отзыве и дополнениях к нему (т. 1 л.д. 213-219, т. 2 л.д. 126-127, 192-194), указали, что действующим законодательством как основной определен порядок расчета индивидуальных тарифов по принципу «котел снизу» (формулы 15.21 и 15.22 Методических указаний № 20-э/2). Реализация при расчете индивидуальных тарифов принципа «котел сверху» (формулы 15.23 и 15.24 Методических указаний № 20-э/2) может быть осуществлена только с согласия сетевой организации («держателя котла»), так как является для нее правом, а не законодательно установленной обязанностью, что отражено в договоре от 26.06.2018г. (п.2.1). ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») письмами от 29.12.2021 г. и 30.12.2021г. до принятия оспариваемых тарифных решений уведомило Департамент об отказе был «держателем котла» в отношении потребителей, присоединенных к электрическим сетям ООО «Энергосеть», а также о направлении данной информации в адрес ООО «Энергосеть». Поэтому, в том числе, с учетом данного обстоятельства основания для расчета индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между ООО «Энергосеть» и филиалом «Ивэнерго» по принципу «котел сверху» у Департамента отсутствовали. Изменение порядка расчета индивидуальных тарифов не может привести к убыткам ООО «Энергосеть», т.к. при применении любого из двух принципов расчета индивидуальных тарифов в итоге в полном объеме обеспечивается получение сетевой организацией утвержденной для нее плановой необходимой валовой выручки. При этом в п. 10.1 договора от 28.06.2018г. стороны установили, что изменения, внесенные в нормативные правовые акты Российской Федерации, обязательны для сторон договора с момента вступления их в силу, при этом стороны договора в течение 1 месяца со дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта обязаны привести положения договора в соответствие. Кроме того, согласно п. 2.1 договора стороны обязуются производить расчеты в соответствии с тарифами, утвержденными Департаментом. Сохранение Департаментом при установлении тарифов для ООО «Энергосеть» на 2022 год действовавшего до этого порядка расчетов («котел сверху») привело бы к нарушению экономических интересов конечных потребителей электроэнергии и смежной сетевой организации («держателя котла»), дополнительному росту тарифов для конечных потребителей в дальнейшем в связи с недобросовестными действиями административного истца, исходя из анализа его деятельности за предыдущие периоды регулирования. При этом также полагали, что объем полезного отпуска рассчитан в соответствии с действующим законодательством. Неисполнение сетевой организацией возложенных на нее законодательством обязанностей по выявлению безучетного и (или) бездоговорного потребления электроэнергии (сокращения коммерческих потерь), возможное образование у сетевой организации в результате данного бездействия убытков, являются исключительно рисками предпринимательской деятельности этой сетевой организации.

Представители заинтересованного лица ПАО «Россети Центр и Приволжье» в судебном заседании просили в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним (т. 2 л.д. 111-115, 195-196, т. 3 л.д. 14-16), по существу которые сходны с изложенной выше позицией Департамента энергетики и тарифов Ивановской области. Полагали, что постановление Департамента не нарушает прав свобод и интересов административного истца, а несогласие филиала «Ивэнерго» применять во взаимоотношениях с ООО «Энергосеть» на 2022 год модель тарифообразования «котел сверху» направлено на стимулирование последнего к безусловному исполнению требований действующего законодательства, в силу которых на ООО «Энергосеть» возложена обязанность выявлять и пресекать факты бездоговорного потребления электрической энергии, поскольку с начала оказания ООО «Энергосеть» услуг по передаче электрической энергии сложилась ситуация, когда основной объем поступающей в сети ТСО электроэнергии составляют потери в сети ТСО ООО «Энергосеть», которые значительно (в десятки раз) превышают объем потерь, установленный для ТСО ООО «Энергосеть» ФАС России.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, включая материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Регулирование отношений в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила №1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службой от 6 августа 2004г. №20-э/2 (далее – Методические указания), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004г. № 861 (далее - Правила № 861).

В силу пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона об электроэнергетике, пункта 3 Основ ценообразования цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках.

Тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1 пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).

В Ивановской области таким органом в силу подпункта 3.1.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. №577-п, является названный Департамент.

Согласно пункту 8 Правил регулирования установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.

В соответствии с пунктами 8, 12, 17, 22, 35 Правил регулирования цен (тарифов) организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в орган регулирования предложения (заявления) об установлении тарифов, с приложением обосновывающих документов. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.

Решение об установлении тарифа принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа (пункт 25 Правил № 1178).

Из материалов дела следует, что 29 апреля 2021 г. ООО «Энергосеть» направило в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области предложения по расчету тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год (т. 1 л.д. 168-180).

20 декабря 2021 г. экспертной группой Департамента энергетики и тарифов Ивановской области оформлено экспертное заключение по расчету для ООО «Энергосеть» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями на 2022 год (т. 1 л.д. 28-33, т. 2 л.д. 83-91).

На заседании правления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области 30 декабря 2021 года (протокол № 61/1, т.1 л.д. 34-40, т. 2 л.д. 69-78) принято решение об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области, в том числе для пары сетевых организаций ООО «Энергосеть» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго»), в основу которого положено указанное экспертное заключение.

В этот же день вынесено оспариваемое постановление, текст которого в соответствии с предписаниями п. 1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, п. 35 Правил, статьи 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года № 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации" размещен в печатном издании "Ивановская газета", № 3(6440), 18.01.2022.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято Департаментом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном порядке.

Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Пунктом 63 Основ ценообразования установлено, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями, устанавливаются на очередной финансовый год на розничном рынке в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Согласно пунктам 38 и 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, определяется сетевой организацией на основании договора между смежными сетевыми организациями, в котором должны содержаться условия о величине максимальной мощности, в пределах которой соответствующая сторона обязуется обеспечивать передачу электрической энергии в соответствующей точке поставки, и величине заявленной мощности, определяемой по соглашению сторон.

Согласно пункту 49 Методических указаний расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

В соответствии с пунктом 8 Правил недискриминационного доступа, в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с разделом 3 Правил.

Согласно пункту 34 названных Правил по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, перечень которых определяется в договоре об оказании услуг по передаче электрической энергии. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 Правил.

В силу подп. "г" п. 41 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.

Пунктом 52 Методических указаний предусмотрено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах - двухставочный и одноставочный. Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок.

Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.

Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.

В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций.

При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.

Названным п. 52 Методических указаний определен порядок установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии в зависимости от условий заключенных договоров:

- если сетевая организация по заключенным договорам получает плату за услуги по передаче электрической энергии от потребителей и смежных сетевых организаций, то тариф рассчитывается по формулам 15.21 и 15.22 («котел снизу»);

- если поступление платежей потребителей по заключенным договорам происходит только в одну сетевую организацию («держателю котла»), то индивидуальные тарифы рассчитываются по формулам 15.23 и 15.24 с учетом формул 15.25 и 15.26 («котел сверху»).

Пунктом 17 Правил № 1178 установлен перечень документов, которые необходимо представить с заявлением об установлении тарифов. Согласно данному пункту организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в числе обосновывающих материалов прилагают, в том числе: документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты) (подпункт 13).

Пунктами 2 и 3 примечания приложения № 7 к решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службой России от 19 июня 2018 года № 834/18 "Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов", определено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам; первой указывается территориальная сетевая организация, оплачивающая услуги по передаче электрической энергии по сетям указываемой второй территориальной сетевой организации.

Из пояснений представителей Департамента в обоснование своих возражений следует, что действующим законодательством как основной определен порядок расчета индивидуальных тарифов по принципу «котел снизу», реализация принципа «котел сверху» может быть осуществлена только с согласия сетевой организации взять на себя функции «держателя котла», от которой филиал «Ивэнерго» отказался, в связи с чем, основания для расчета индивидуальных тарифов по принципу «котел сверху» у Департамента отсутствовали.

Суд не может согласиться с указанной позицией органа регулирования, поддержанной представителями заинтересованного лица.

Приведенные выше положения действующего законодательства позволяют сделать вывод о том, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии должны быть экономически обоснованными, в связи с чем они должны определяться на основе анализа представленных сетевыми организациями материалов, в том числе договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.

Применение тех или иных формул для расчета тарифа закон также напрямую связывает с наличием тех или иных договоров, представленных сетевыми организациями.

При этом действующее законодательство в области тарифного регулирования не содержит положений, дающих тарифному органу право выбирать или изменять схему расчетов между сетевыми организациями, определять «держателя котла» по своему усмотрению без учета условий заключенного между сетевыми организациями договора.

Из материалов дела следует, что ООО «Энергосеть» оказывающее услуги по передаче электрической энергии, в отношении которого устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии, для целей тарифного регулирования на 2022 год представило в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области расчеты и обосновывающие документы, в том числе договор взаимного оказания услуг по передаче электрической энергии № 372000622 от 26.06.2018г., заключенный между ООО «Энергосеть» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») (т. 1 л.д. 41-167).

По условиям названного договора Сторона-2 (ООО «Энергосеть») передает Стороне-1 (филиал «Ивэнерго») право заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием принадлежащих ей объектов электросетевого хозяйства (п. 2.1. договора). Кроме того, Сторона-1 (филиал «Ивэнерго») обязана своевременно и в полном объеме производить расчеты в соответствии с разделом 5 настоящего Договора (п. 3.1.8 договора).

Таким образом, соглашением сторон определена схема взаиморасчетов между сетевыми организациями «котел сверху», т.е. когда платежи от потребителей поступают только в одну сетевую организацию - ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго»), а последнее в дальнейшем рассчитывается с ООО «Энергосеть» по установленным индивидуальным тарифам. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспаривалось.

Упомянутый выше договор является действующим, никем не оспорен.

Иных договоров (по схеме «котел снизу») у ООО «Энергосеть» с потребителями и смежными сетевыми организациями, по которым бы оно получало плату (выручку) - не имеется.

Наличие фактических договорных отношений между сетевыми организациями, основанных на вышеуказанном Договоре, на момент вынесения оспариваемого постановления, сторонами также не отрицается. Установленная данным договором схема взаиморасчетов между ООО «Энергосеть» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») применялась в предыдущие периоды регулирования.

Ссылки представителей тарифного органа и заинтересованного лица об отказе ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал Ивэнерго») быть «держателем котла» путем направления в Департамент соответствующего уведомления не могут быть приняты во внимание.

Из буквального содержания письма от 29.12.2021г. (т. 2 л.д. 66), на которое ссылается Департамент, ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») уведомило тарифный орган о намерениях расторгнуть договор с ООО «Энергосеть» от 28.06.2018г., согласно которому в 2021 году расчеты за оказанные услуги между смежными ТСО производятся по модели тарифообразования «котел сверху», и о переходе в расчетах с ООО «Энергосеть» в 2022 году на модель тарифообразования «котел снизу».

Вместе с тем, порядок заключения, изменения и расторжения договора между сетевыми организациями регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Правилами № 861. Условия изменения и расторжения договора также отражены в самом договоре.

Такой порядок расторжения договора, как направление уведомления в адрес органа регулирования, положениями действующего законодательства и заключенного договора не предусмотрен.

Согласно частям 2, 3 статьи 540 ГК РФ, пункту 32 Правил № 861, договор, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении либо о заключении нового договора.

О расторжении либо изменении договора в установленном порядке до истечения срока его действия (т.е. не позднее 01 декабря 2021 года (п. 9.2 договора)) ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») не заявило.

Более того, согласно приведенным положениям закона в случае, если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, отношения сторон до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.

Аналогичные положения закреплены в п. 9.3. договора от 28.06.2018г.

Таким образом, суд соглашается с позицией административного истца о том, что филиал «Ивэнерго» своим правом отказаться от права быть «держателем котла», которое могло быть реализовано только в порядке расторжения (либо изменения условий) договора, в установленном законом и договором порядке до принятия тарифного решения не воспользовался.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 38 Правил № 861 порядок осуществления расчетов за оказанные услуги отнесен к существенным условиям договора между сетевыми организациями и оно согласовано сторонами, договор на момент установления тарифов не изменен и являлся действующим, полномочиями оценивать условия договора, признавать их недействительными, не применимыми к правоотношениям сторон, в том числе ссылаясь на их экономическую необоснованность, Департамент не обладает, суд приходит к выводу о том, что орган регулирования не вправе был не принимать во внимание такие условия договора и руководствоваться лишь намерениями ПАО «Россети Центр и Приволжье» изменить порядок взаиморасчетов с ООО «Энергосеть».

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица о том, что заключенный сторонами 28.06.2018г. договор является договором взаимного оказания услуг, а также о том, что в силу п. 10.1 договора при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации заключенный договор подлежит изменению и применяется только после установления тарифов, об обратном не свидетельствуют.

Не может суд согласиться и с утверждениями административного ответчика о том, что примененная органом регулирования схема является приоритетной, поскольку из нормативных правовых актов в сфере тарифного регулирования этого не следует, и более того, это в любом случае не означает, что тарифный орган по своему усмотрению может менять схему взаиморасчетов между сетевыми организациями.

Кроме этого, суд учитывает, что экспертное заключение по установлению оспариваемого тарифа составлено 20 декабря 2021 года, в то время как ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») уведомило о намерениях изменить договорные отношения лишь в письмах от 29 и 30 декабря 2021 года, т.е. при составлении экспертного заключения данные обстоятельства не могли быть учтены.

Более того, в экспертном заключении в нарушение пункта 23 Правил регулирования какого-либо обоснования необходимости изменения схемы взаиморасчетов между сетевыми организациями, не приведено, мотивы, по которым предложенные обществом значения не приняты к расчету, отсутствуют.

Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что модель тарифообразования была изменена в целях побуждения административного истца к исполнению требований действующего законодательства, обязывающего выявлять и пресекать безучетное (бездоговорное) потребление электроэнергии (сокращать коммерческие потери), о правомерности действий Департамента при отсутствии надлежащим образом оформленных изменений во взаимоотношениях между сторонами, не свидетельствуют.

С учетом изложенного, суд полагает, что в нарушение названных норм права и условий договора Департамент рассчитал тариф по формулам 15.21, 15.22 Методических указаний, в то время как расчет индивидуального тарифа должен быть произведен Департаментом по формулам 15.23, 15.24 с учетом формул 15.25, 15.26 Методических указаний.

Ссылки представителей административного ответчика и заинтересованного лица об отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемым постановлением, поскольку размер необходимой валовой выручки для ООО «Энергосеть» не зависит от примененной Департаментом модели тарифообразования и останется прежним, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.

Расчеты индивидуальных тарифов произведены не на основе представленного сетевой организацией договора, без учета фактически сложившихся правоотношений, плательщики и получатели в паре сетевых организаций определены неправильно, что свидетельствует о нарушении принципов государственного регулирования цен (тарифов) и экономической необоснованности установленных индивидуальных тарифов и влечет нарушение прав административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности.

При этом Департамент не оспаривал, что при применении иной схемы взаимоотношений тариф был бы иным, рассчитывался по иным формулам.

При установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о несоответствии законодательству в области тарифного регулирования действий Департамента по установлению индивидуального тарифа за услуги по передаче электрической энергии, нормативный правовой акт в оспариваемой части нельзя признать законным и обоснованным, в связи с его несоответствием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Иные доводы административного иска - о завышении объема полезного отпуска (в результате чего завышен рассчитанный Избыток), незаконном порядке определения объема оказанных услуг между сторонами (по сальдо-перетоку и без учета транзита) относятся к обоснованности расчетов по примененной органом регулирования схеме («котел снизу») судом не оцениваются, поскольку применение такой схемы является неправомерным, правильность расчета объема полезного отпуска не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.

С учетом изложенного, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ оспариваемый нормативный акт подлежит признанию недействующим.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, учитывая ограниченный срок действия оспариваемого нормативного правового акта, суд полагает необходимым признать недействующим упомянутый нормативный правовой акт с момента его принятия.

Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ).

Поскольку в связи с признанием оспариваемого постановления не действующим судом выявлена недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов как административного истца, так и иных лиц, в отношении которых они применялись, период тарифного регулирования не истек, на Департамент надлежит возложить обязанность принять новый нормативный правовой акт, его заменяющий, который бы учитывал выводы, изложенные в мотивировочной части настоящего судебного акта.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Энергосеть» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30 декабря 2021 года № 61-э/2 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год» в части установленных в Приложении к постановлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов пар сетевых организаций ООО «Энергосеть» - ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») – ООО «Энергосеть».

Обязать Департамент энергетики и тарифов Ивановской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим в части нормативный правовой акт.

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании «Ивановская газета».

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Степанова Л.А.

Мотивированное решение составлено 1 сентября 2022 года.