Московский областной суд в составе председательствующего судьи Ершова В.В., при секретаре Овсянниковой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-708/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества «Химки-Молжаниново» к Министерству имущественных отношений Московской области, ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, УСТАНОВИЛ: административный истец обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, свои требования мотивируя тем, что результаты государственной кадастровой оценки повлекли неправомерное увеличение налогового бремени, исчисляемого из кадастровой стоимости. С учетом изложенного, а также уточненных требований, административный истец просит суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, площадью 3904 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов обслуживания, административно-деловых объектов и производственно-складских объектов, в размере 11 787 350 рублей; <данные изъяты>, площадью 7093 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов обслуживания, административно-деловых объектов и производственно-складских объектов, в размере 19 688 812 рублей; <данные изъяты>, площадью 4436 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов обслуживания, административно-деловых объектов и производственно-складских объектов, в размере 13 393 618 рублей; <данные изъяты>, площадью 16820 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов обслуживания, административно-деловых объектов и производственно-складских объектов, в размере 42 593 569 рублей; <данные изъяты>, площадью 15328 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов обслуживания, административно-деловых объектов и производственно-складских объектов, в размере 50 627 344 рубля; <данные изъяты>, площадью 49172 кв. м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов обслуживания и административно-деловых объектов с учетом ограничений, в размере 192 203 291 рубль; <данные изъяты>, площадью 20326 кв. м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, Химкинский район, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность, легкая промышленность, фармацевтическая промышленность, пищевая промышленность, нефтехимическая промышленность, строительная промышленность, автомобильный транспорт, склады, в размере 57 919 200 рублей. Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 10490 кв. м., расположенного по адресу: Российская <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность, легкая промышленность, фармацевтическая промышленность, пищевая промышленность, нефтехимическая промышленность, строительная промышленность, автомобильный транспорт, склады, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 16 ноября 2018 года, в размере 29 891 391 рубль. Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Согласно ч. 5 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце. Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Из вышеприведенных положений законодательства следует, что определение кадастровой стоимости объекта недвижимости возможно как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административному истцу принадлежат объекты недвижимости с кадастровыми номерами: <данные изъяты> В отношении данных объектов установлена кадастровая стоимость, которая, по мнению административного истца, превышает их рыночную стоимость, что влечет за собой необоснованное возложение на него обязанности по уплате налога в завышенном размере. В обоснование требований административный истец представил отчеты об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленные оценщиком <данные изъяты> Для проверки правильности определения оценщиком рыночной стоимости объектов недвижимости определением Московского областного суда от 11 февраля 2020 г. по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту <данные изъяты> заключением которого было установлено, что отчеты об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности. Также экспертом установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости равная их рыночной стоимости. С выводами, содержащими в экспертном заключении, согласился административный истец, уточнив заявленные требования в соответствии с проведенной экспертизой. Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно пункту 3 статьи 66 названного закона в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В соответствии с частями 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (часть 2 статьи 58 КАС РФ). Судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ дана оценка заключению судебной оценочной экспертизы. Согласно статье 41 Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона. В соответствии со статьей 8 названного Федерального закона эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Суд приходит к выводу, что рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на основании заключения судебной экспертизы. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования. Экспертное заключение содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов коэффициентов корректировок нормативных актов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и авторских монографических работ. Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта. В заключении эксперта содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам-аналогам, так и по объектам оценки. В ходе анализа рынка и нормативно-методической базы оценки экспертом выявлены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта оценки (элементы сравнения): местоположение объекта, площадь, время продажи/предложения, факт сделки (уторговывание), передаваемые права, условия продажи (чистота сделки), условия финансирования, инфраструктура, использование или назначение объекта, транспортная доступность, наличие рядом аналогичных объектов. Для сравнения эксперт выбрал объекты-аналоги, сопоставимые с объектом оценки. Информационной базой явился архив эксперта, данные из периодической печати и с интернет сайтов в электронном виде и на бумажных носителях. Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения. Из таблицы сравнения следует, что объекты - аналоги сопоставлялись с объектами оценки по следующим единицам сравнения: площади, цене предложения, рыночной стоимости 1 кв. м, имеющимся правам, условиям финансирования, категории и вида разрешенного использования земель. В процессе работы эксперт проанализировал возможность применения доходного, сравнительного и затратного подходов к оценке и методов оценки в рамках каждого из них к определению рыночной стоимости объектов экспертизы и пришел к выводам, изложенным в заключении. В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная судебной оценочной экспертизой, не соответствует сложившемуся рынку цен на дату ее определения. Ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы не заявлялось. Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению. Исходя из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в связи с изменением на основании судебного акта кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, для целей внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости датой обращения административного истца с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости следует считать 20 декабря 2019 г. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ: административное исковое заявление акционерного общества «Химки-Молжаниново», поданное в Московский областной суд 24 октября 2019 года, удовлетворить. Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, площадью 3904 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов обслуживания, административно-деловых объектов и производственно-складских объектов, в размере 11 787 350 (одиннадцать миллионов семьсот восемьдесят семь тысяч триста пятьдесят) рублей; <данные изъяты>, площадью 7093 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов обслуживания, административно-деловых объектов и производственно-складских объектов, в размере 19 688 812 (девятнадцать миллионов шестьсот восемьдесят восемь тысяч восемьсот двенадцать) рублей; <данные изъяты>, площадью 4436 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов обслуживания, административно-деловых объектов и производственно-складских объектов, в размере 13 393 618 (тринадцать миллионов триста девяносто три тысячи шестьсот восемнадцать) рублей; <данные изъяты> площадью 16820 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов обслуживания, административно-деловых объектов и производственно-складских объектов, в размере 42 593 569 (сорок два миллиона пятьсот девяносто три тысячи пятьсот шестьдесят девять) рублей; <данные изъяты>, площадью 15328 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов обслуживания, административно-деловых объектов и производственно-складских объектов, в размере 50 627 344 (пятьдесят миллионов шестьсот двадцать семь тысяч триста сорок четыре) рубля; <данные изъяты>, площадью 49172 кв. м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов обслуживания и административно-деловых объектов с учетом ограничений, в размере 192 203 291 (сто девяносто два миллиона двести три тысячи двести девяносто один) рубль; <данные изъяты>, площадью 20326 кв. м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, Химкинский район, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность, легкая промышленность, фармацевтическая промышленность, пищевая промышленность, нефтехимическая промышленность, строительная промышленность, автомобильный транспорт, склады, в размере 57 919 200 (пятьдесят семь миллионов девятьсот девятнадцать тысяч двести) рублей. Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 10490 кв. м., расположенного по адресу: Российская <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная деятельность, легкая промышленность, фармацевтическая промышленность, пищевая промышленность, нефтехимическая промышленность, строительная промышленность, автомобильный транспорт, склады, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 16 ноября 2018 года, в размере 29 891 391 (двадцать девять миллионов восемьсот девяносто одна тысяча триста девяносто один) рубль. Настоящая кадастровая стоимость действует до даты установления новой кадастровой стоимости объектов недвижимости. Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Ершов В.В. |