ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1693/18 от 19.11.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 ноября 2018 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре судебного заседания Матвеевой О.Ю.,

с участием прокурора Кушнирчук А.И.,

представителя ОАО Самарский завод «Экран» ФИО1, представителя министерства имущественных отношений Самарской области ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1693/2018 по административному иску ОАО Самарский завод «Экран» о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907,

У С Т А Н О В И Л :

ОАО Самарский завод «Экран» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов и Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 (далее по тексту – Перечень), со дня принятия.

В обоснование своих требований указывает, что в названный выше Перечень необоснованно включены принадлежащие ОАО Самарский завод «Экран» нежилые помещения:

- с кадастровым номером , площадью 1 205,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, – под пунктом ;

- с кадастровым номером , площадью 13 423,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, – под пунктом .

Спорные нежилые помещения не отвечают требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку размещение в них административно-деловых и торговых центров, а также офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не предусмотрено. Более того, указанные выше объекты недвижимости находятся на охраняемой, режимной территории, а ОАО Самарский завод «Экран», в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 1226-р, входит в перечень стратегических предприятий (позиция № 488). Спорные нежилые помещения используются для выполнения государственного оборонного заказа.

19 сентября 2018 года представители ГБУ СО «Центр размещения рекламы», направленные министерством имущественных отношений Самарской области для проведения осмотра с целью установления вида фактического использования спорных нежилых помещений, прибыли на ОАО Самарский завод «Экран», однако, не были допущены на его территорию, в связи с отсутствием у них допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Административный истец полагает, что необоснованное включение нежилых помещений с кадастровыми номерами и в Перечень нарушает его права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает на ОАО Самарский завод «Экран» обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере. С учетом изложенного, просит суд заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ОАО Самарский завод «Экран» ФИО1, действующий на основании доверенности от 19 октября 2018 года № 36, административный иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представитель министерства имущественных отношений Самарской области ФИО2, действующая на основании доверенности от 8 августа 2018 года № 142, административные исковые требования ОАО Самарский завод «Экран» не признала, пояснила, что включение нежилых помещений с кадастровыми номерами и в Перечень, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, осуществлялось по данным, полученным из регистрирующего органа, в соответствии с их назначением и техническими параметрами. Осмотр объектов с целью определения вида его фактического использования не производился.

Прокурор Кушнирчук А.И. полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 в части включения в Перечень нежилых помещений с кадастровыми номерами и не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца в части налогообложения исходя из его кадастровой стоимости.

Суд, проверив дело, заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, полагавшей иск подлежащим удовлетворению, считает, что административное исковое заявление ОАО Самарский завод «Экран» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ОАО Самарский завод «Экран» на праве собственности принадлежат нежилые помещения:

- с кадастровым номером , площадью 1 205,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 13 423,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>,

что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16 ноября 2007 года, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 сентября 2018 года №№ 63/212/735/2018-4235 и 63/212/735/2018-4237.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.

В указанный выше Перечень включены принадлежащие ОАО Самарский завод «Экран» нежилые помещения:

- с кадастровым номером , площадью 1 205,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, – под пунктом ;

- с кадастровым номером , площадью 13 423,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, – под пунктом .

Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области «www.mio.samregion.ru» 24 ноября 2015 года, а также в газете «Волжская коммуна» от 24 ноября 2016 года № 313 (29859), от 29 ноября 2016 года № 316 (29862) и от 30 ноября 2016 года № 318 (29864).

Несмотря на истечение срока его действия, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество организаций.

Из материалов настоящего административного дела также следует, что 10 августа 2018 года ОАО Самарский завод «Экран» обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями об определении вида фактического использования нежилых помещений с кадастровыми номерами и .

Извещением от 13 сентября 2018 года № 12/8634 министерство имущественных отношений Самарской области уведомило административного истца о проведении осмотра спорных объектов недвижимого имущества 19 сентября 2018 года.

Однако, по результатам проверки установить вид фактического использования нежилых помещений с кадастровыми номерами и не представилось возможным, в связи с невозможностью доступа членов комиссии ГБУ СО «Центр размещения рекламы» для осмотра, ввиду отсутствия у них допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Акт осмотра не составлялся.

Как следует из сообщения министерства имущественных отношений Самарской области от 8 октября 2018 года № 12/9363, в связи с отсутствием доступа членов комиссии для осмотра объектов недвижимости, основания для исключения из Перечня спорных нежилых помещений в настоящее время отсутствуют.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно пунктам 3, 4, 4.1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В обоснование заявленных административных исковых требований ОАО Самарский завод «Экран» ссылается на то, что спорные нежилые помещения не обладают критериями, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и используются административным истцом для осуществления производственной деятельности в рамках выполнения государственного оборонного заказа.

При этом, судом установлено, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 года № 1052 ОАО Самарский завод «Экран» включено в перечень открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, акции которых передаются в качестве имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации «Ростехнологии» (Раздел Оборонно-промышленный комплекс, подраздел Радиоэлектронная промышленность и системы управления, позиция 199).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 1226-р ОАО Самарский завод «Экран» входит в перечень стратегических предприятий (позиция № 488).

Административный истец имеет лицензию на производство и ремонт вооружения и военной техники, выданную Федеральной службой по оборонному заказу, а также лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Управлением ФСБ России по Самарской области.

Основными видами деятельности предприятия, согласно Уставу, зарегистрированному 28 июня 2002 года, являются: производство продукции производственно-технического и специального назначения для авиационной и других отраслей промышленности; разработка, производство, ремонт вооружения и военной техники, а именно: техники радиоэлектронной борьбы в интересах обеспечения обороноспособности страны и пр., в том числе защита государственной тайны (в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне»). Кроме того, в силу п. 3.3 Устава, Общество имеет право осуществлять любые виды коммерческой деятельности, не запрещенные федеральным законом.

Вместе с тем, как видно из представленных административным истцом доказательств, спорные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером , площадью 19 310 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под завод, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 сентября 2018 года № 63/212/735/2018-4239, свидетельством о государственной регистрации права от 3 марта 2004 года, а также кадастровым паспортом земельного участка от 15 января 2016 года № 63-00-102/16-19058.

Таким образом, вид разрешенного использования указанного выше земельного участка не предполагает размещение на нем административно-деловых и торговых центров (комплексов), а также офисов, объектов торговли, объектов бытового обслуживании или общественного питания.

Территория предприятия огорожена забором, въезд на территорию обеспечивается через контрольно-пропускной пункт, что следует из представленной суду схемы, утвержденной приказом генерального директора ОАО Самарский завод «Экран» от 3 июня 2015 года № 112.

Согласно данному приказу корпус № 6 и прилегающий к нему пристрой являются режимной, изолированной территорией завода и дополнительно огорожены по внешнему периметру. Подъезд обеспечивается через дополнительный контрольно-пропускной пункт.

Приложением № 2 к приказу определено, что на территории завода, ограниченной корпусами № 3 и № 6 ведется производство с использованием средств и сведений, составляющих государственную тайну.

Приказом от 8 апреля 2014 года № 125 на предприятии была утверждена и действовала до 17 сентября 2018 года «Инструкция по организации пропускного, объектового и внутриобъектового режимов, охраны организации в целом и рабочих помещений на ОАО Самарский завод «Экран». С 17 сентября 2018 года по настоящее время на предприятии действует «Инструкция по организации пропускного, объектового и внутриобъектового режимов, охраны организации в целом и рабочих помещений на ОАО Самарский завод «Экран», утвержденная приказом от 14 сентября 2018 года № 184.

В силу п. 2 Инструкции обеспечение установленного на заводе пропускного и внутриобъектового режимов возлагается на отдел охраны. Согласно п. 8 Инструкции на территории завода могут находиться работники, работающие только в данной смене или в установленное для них руководителем завода время. Проход на территорию завода работников и посетителей с личными вещами запрещается (п. 9 Инструкции). Работники завода допускаются в режимные подразделения по личным пропускам определенного цвета, присвоенного данному подразделению, а также по согласованным с начальником режимно-секретного подразделения (РСП) и начальником режимного цеха спискам или по внутренним разовым пропускам. Техник отдела режима секретности учитывает данные пропуска и проставляет в них шифры на право прохода в режимные подразделения. Доступ командированных лиц в режимное помещение осуществляется по письменному разрешению генерального директора оформленному на предписании на выполнение задания (п. 10 Инструкции).

Нежилые помещения с кадастровыми номерами и , согласно выписок из технических паспортов, имеют назначение: производственные.

Таким образом, исследованными доказательствами подтверждено, что спорные нежилые помещения являются режимными объектами, находятся в едином производственном комплексе ОАО Самарский завод «Экран» и предназначены исключительно для обеспечения производственной деятельности административного истца в рамках выполнения государственного оборонного заказа.

Доказательств, опровергающих производственное назначение спорных нежилых помещений, административным ответчиком не представлено.

Из представленных суду документов следует, что ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по разрешенному использованию земельного участка, на котором расположены спорные объекты недвижимости, их невозможно отнести к объектам делового, офисного или коммерческого назначения в смысле, придаваемом статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом, в соответствии с положениями ст.ст. 21, 25 Федерального закона «О государственной тайне» при отсутствии допуска к посещению режимных объектов, где ведется производство с использованием средств и сведений, составляющих государственную тайну, сотрудники ГБУ СО «Центр размещения рекламы» были обоснованно не допущены к осмотру спорных объектов недвижимости.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные нежилые помещения отвечают признакам объектов делового, административного или коммерческого назначения, административным ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорные объекты недвижимого имущества не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу чего включение принадлежащих административному истцу нежилых помещений с кадастровыми номерами и в Перечень следует признать необоснованным.

В связи с этим, требования административного истца о признании недействующими пунктов и Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемого нормативного правового акта (2017 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание его недействующим со дня принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ОАО Самарский завод «Экран» о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, удовлетворить.

Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него:

- под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 1 205,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;

- под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 13 423,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РФ через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 ноября 2018 года.

Председательствующий: Непопалов Г.Г.