ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-169/18 от 09.01.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-9/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 9 января 2019 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шадриной Е.В.,

при секретаре Гринь Н.В.,

с участием прокурора Капсамун И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РКС-энерго» об оспаривании в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2017 г.
№ 656-п «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Ленинградской области в 2018 году»,

установил:

27 декабря 2017 г. комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет по тарифам) издан приказ
№ 656-п «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Ленинградской области в 2018 году», который 27 декабря 2017 г. опубликован на официальном интернет-портале Комитета по тарифам в сети Интернет по адресу: http://www.tarif.lenobl.ru.

Пунктом 1 Приказа установлены сбытовые надбавки и размер доходности продаж гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Ленинградской области, с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. согласно приложению.

В приложении к Приказу «Сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Ленинградской области, на 2018 год (тарифы указываются без НДС)» для общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «РКС-энерго» для тарифной группы потребителей «сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии» сбытовая надбавка на второе полугодие 2018 г. установлена в размере 0,16742 руб./кВт.ч.

ООО «РКС-энерго», гарантирующий поставщик электрической энергии на территории Ленинградской области, обратилось в суд с административным исковым заявлением (уточнённым в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) о признании названного Приказа не действующим в части установления для него на второе полугодие 2018 г. сбытовой надбавки для тарифной группы потребителей «сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии» в размере 0,16742 руб./кВт.ч, а также обязании Комитета по тарифам принять новый нормативный правовой акт, заменяющий Приказ в оспариваемой части, ссылаясь на его противоречие статье 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 65 – 65(2) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», и пункту 50 Методических указаний по расчёту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждённых приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2017 г. № 1554/17.

В частности, в пункте 47 упомянутых Методических указаний приведена формула, по которой рассчитывается сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков на второе полугодие 2018 г.

В этой формуле используется показатель НВВсет2018, который представляет собой необходимую валовую выручку гарантирующих поставщиков для целей расчёта сбытовой надбавки на 2018 г.

Для расчёта сбытовой надбавки Комитет по тарифам принял за основу стоимостной показатель НВВ в размере 74 084 653 руб., что является неправильным, поскольку при установлении НВВ Комитет по тарифам применил неверный размер выпадающих доходов ООО «РКС-энерго», связанных с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения.

По расчёту ООО «РКС-энерго» размер указанных выпадающих доходов составляет порядка 284 537 125 руб., следовательно, размер НВВ не может быть меньше этой суммы.

В связи с этим, административный истец полагает, что сбытовая надбавка для сетевых организаций на второе полугодие 2018 г. в размере 0,16742 руб./кВт.ч установлена Комитетом по тарифам в заниженном размере.

Комитет по тарифам в письменных возражениях указал, что оспариваемый административным истцом Приказ (в части) законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, принят в пределах полномочий, предоставленных органам исполнительной власти Ленинградской в области электроэнергетики, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

В судебном заседании представители ООО «РКС-энерго» ФИО1 и ФИО2 административное исковое заявление поддержали и просили его удовлетворить.

Представитель Комитета по тарифам ФИО3, придерживаясь правовой позиции, изложенной в письменных возражениях, просила административному истцу в удовлетворении требований отказать.

Выслушав объяснения представителей административного истца ФИО1 и ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, исследовав письменные доказательства и заслушав заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Капсамун И.С., полагавшей, что в удовлетворении административного иска должно быть отказано, суд приходит к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

В пункте 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что государственному регулированию на розничных рынках подлежат сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.

Согласно пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Постановлением правительства Ленинградской области от 28 августа 2013 г. № 274 утверждено положение о Комитете по тарифам, согласно которому названный Комитет является органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов, к компетенции которого отнесено установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков. В пределах своих полномочий Комитет по тарифам принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов (пункты 1.1, 1.6, подпункт «б» пункта 2.1.1 положения),

Таким образом, Комитет по тарифам является уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику.

Следовательно, оспариваемый документ принят уполномоченным органом, в предусмотренной форме и опубликован в установленном порядке.

В силу части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.

В соответствии с пунктами 7, 16 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Основы ценообразования, в редакции на дату издания Приказа) при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчётов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Особенности учёта выявленных за предшествующий период регулирования экономически необоснованных расходов или экономически необоснованных доходов гарантирующих поставщиков, а также экономически обоснованных расходов, не учтённых при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, и доходов, недополученных при осуществлении гарантирующими поставщиками регулируемого вида деятельности, определяются пунктом 65 этого документа. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся регулирующим органом в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта.

Согласно пункту 63 Основ ценообразования сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливаются на розничном рынке на очередной финансовый год в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. При этом размер таких надбавок определяется в соответствии с пунктами 65 – 65(3) данного документа.

При определении необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика для расчёта сбытовых надбавок учитываются в соответствии с методическими указаниями по расчёту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, в том числе выпадающие, недополученные (излишне полученные) доходы от осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика за период, предшествующий базовому периоду регулирования (пункт 65 Основ ценообразования).

Пунктом 65(1) Основ ценообразования установлено, что сбытовые надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчёту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, и дифференцируются по следующим группам потребителей: население и приравненные к нему категории потребителей; сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии; прочие потребители дифференцированно по подгруппам, предусмотренным методическими указаниями по расчёту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств.

Из материалов тарифного дела следует, что 28 апреля 2017 г. в Комитет по тарифам поступило заявление ООО «РКС-энерго» об открытии тарифного дела по установлению на 2018 г. тарифов на электрическую энергию, отпускаемую гарантирующим поставщиком – ООО «РКС-энерго» населению, и сбытовой надбавки для ООО «РКС-энерго».

На дату подачи заявления ООО «РКС-энерго» действовали и применялись Методические указания по расчёту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утверждённые приказом Федеральной службой по тарифам от 30 октября 2012 г. № 703-э.

10 мая 2017 г. Комитетом по тарифам открыто дело об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ООО «РКС-энерго» населению, и сбытовых надбавок для данного гарантирующего поставщика на 2018 г.

Письмами от 8 декабря 2017 г. и от 13 декабря 2017 г. ООО «РКС-энерго» представило в Комитет по тарифам актуализированные предложения по расчёту сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2018 г. и непосредственно сам расчёт сбытовых надбавок.

В указанных документах необходимая валовая выручка по сбытовой надбавке для сетевых организаций, покупающих электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии, ООО «РКС-энерго» заявлена в размере 74 084 653 руб.

Специалистами Комитета по тарифам по итогам изучения и проверки бухгалтерской документации и предложений регулируемой организации составлено экспертное заключение по расчёту сбытовых надбавок и размере доходности.

В пункте 6.2.5 экспертного заключения произведён расчёт сбытовых надбавок ООО «РКС-энерго» для сетевых организаций на второе полугодие 2018 г., из которого следует, что расчёт необходимой валовой выручки для целей расчёта сбытовой надбавки произведён по формуле 72 пункта 50 Методических указаний с учётом требований пункта 11, формулы 78 пункта 55, формул 80 и 81 пункта 56 и формулы 82 пункта 57 Методических указаний.

Необходимая валовая выручка определена в размере 74 084 653 руб., то есть в размере, предложенном ООО «РКС-энерго».

27 декабря 2017 г. на заседании правления Комитета по тарифам принято решение принять стоимостные показатели, учитываемые при расчёте эталонных затрат гарантирующего поставщика.

В частности, показатель «необходимая валовая выручка по сбытовой надбавке для сетевых организаций, покупающих электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии» Комитетом по тарифам принят в размере, указанном в предложении ООО «РКС-энерго» – 74 084 653 руб.

В документах, представленных регулирующему органу, ООО «РКС-энерго» в необходимой валовой выручке предложено учесть 54 449 180 руб., в том числе, 13 825 44 руб. – величину выпадающих доходов на расчётный период регулирования (2018 г.), связанных с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, и 40 623 731 руб. – отклонение величины выпадающих доходов, учтённых при установлении сбытовых надбавок на период, предшествующий базовому периоду регулирования (2016 г.).

Согласно расчёту, приложенному к административному иску, размер выпадающих доходов ООО «РКС-энерго», связанных с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, на расчётный период регулирования, составляет 284 537 125 руб.

Между тем, к данному расчёту суд относится критически, поскольку он не был предметом анализа и оценки регулирующего органа и в целях тарифного регулирования не представлялся.

Использование Комитетом по тарифам для установления сбытовой надбавки в размере 0,16742 руб./кВт.ч для тарифной группы потребителей «сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии» на второе полугодие 2018 г. показателей выпадающих доходов, связанных с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, и необходимой валовой выручки для целей расчёта сбытовой надбавки для сетевых организаций на основании данных, содержащихся в предложениях гарантирующего поставщика, ООО «РКС-энерго» не оспаривается.

Реализация регулирующим органом своего полномочия по анализу и проверке заявленных регулируемой организацией затрат на предмет их экономической обоснованности не может ставиться в зависимость от усмотрения регулирующего органа и не предполагает произвольных действий этого органа, то есть как уменьшение, так и увеличение размера заявленных затрат регулируемой организации должно быть подтверждено соответствующим экономическим и правовым обоснованием.

В отсутствие соответствующего обоснования регулирующий орган не вправе включить в необходимую валовую выручку выпадающие доходы в большем размере, нежели заявленном регулируемой организацией. В противном случае такие расходы нельзя признать экономически обоснованными.

При установленных обстоятельствах суд полагает, что необходимая валовая выручка определена Комитетом по тарифам в размере, предложенном ООО «РКС-энерго» и подтверждённом представленными им обосновывающими материалами, правомерно.

Доводы административного истца, приведённые в судебном заседании, о том, что формула 80 пункта 56 Методических указаний предписывает применение в расчёте выпадающих доходов тарифа на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой гарантирующим поставщиком населению, тогда как Комитетом по тарифам в расчётах использованы прогнозные показатели ООО «РКС-энерго», не влекут признание Приказа (в части) противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При проведении экспертизы представленных ООО «РКС-энерго» материалов, равно, как и при принятии Приказа, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению, отсутствовали, а потому в такой ситуации у Комитета по тарифам имелись основания для использования прогнозных показателей регулируемой организации.

Во всяком случае, как следует из пункта 7 Основ ценообразования, экономически обоснованные расходы организации или доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности, подтверждаются данными статистической и бухгалтерской отчётности за год и учитываются на следующий период регулирования.

Таким образом, сравнительный анализ оспариваемых положений Приказа с действующим законодательством Российской Федерации позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемое правовое регулирование ему не противоречит, поэтому в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

ООО «РКС-энерго» в удовлетворении административных исковых требований о признании не действующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2017 г.
№ 656-п «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Ленинградской области в 2018 году» в части установления для ООО «РКС-энерго» на второе полугодие 2018 г. сбытовой надбавки для тарифной группы потребителей «сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии» в размере 0,16742 руб./кВт.ч, а также обязании комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принять новый нормативный правовой акт отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение
месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.

Судья Е.В.Шадрина

Решение принято в окончательной форме 25 февраля 2019 г.