ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-169/2015 от 10.02.2016 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2016 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Голомидовой И.В.,

при секретаре Лазутиной Е.Р.,

с участием прокурора Чебоксаровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-45/2016 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Сектор+» к Собранию представителей муниципального образования Дубенский район о признании недействующим пункта 16 таблицы коэффициентов использования Приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 года № 34-3 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках её внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Дубенский район, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 10.04.2015 года № 18-13 в части установления коэффициента использования (Ки) 310% от кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для размещения объектов связи,

установил:

15 марта 2012 года Собранием представителей муниципального образования Дубенский район принято решение № 34-3 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках её внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Дубенский район, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Пунктом 1 решения утверждены порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Дубенский район, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (приложение 1) и коэффициенты использования (Ки) земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Дубенский район, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена (приложение 2).

Решениями Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 29.06.2012 года № 38-1, от 01.08.2012 года № 39-3, от 29.04.2013 года № 48-4, от 29.04.2014 № 7-2, от 24.07.2014 года № 10-4, от 10.04.2015 года № 18-13 в приложения решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 № 34-3 вносились изменения.

ЗАО «Сектор+» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 16 таблицы коэффициентов использования Приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 года № 34-3 (в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 10.04.2015 года № 18-13) в части установления коэффициента использования (Ки) 310% для земельных участков, предназначенных для строительства и размещения объектов связи.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что является арендатором земельного участка площадью 100 кв.м с кадастровым номером <...>, категория земель: <...>, разрешенное использование: для <...>, расположенного в <...>.

Пунктом 16 таблицы коэффициентов использования Приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 года № 34-3 (в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район 10.04.2015 года № 18-13) установлен коэффициент использования (Ки) 310% для земельных участков, предназначенных для строительства и размещения объектов связи.

Исходя из кадастровой стоимости земельного участка и указанного коэффициента использования годовая арендная плата за арендуемый земельный участок составляет <...> рублей в год.

Административный истец полагает, что установление арендной платы в данном размере не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»; приводит к повышению себестоимости услуг ЗАО «Сектор+», их удорожанию и снижению конкурентоспособности на товарном рынке.

Указанный коэффициент определен без учета анализа и оценки экономических природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков по виду разрешенного использования, допускает существенно различный размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к той же категории, находящиеся в федеральной собственности.

В судебном заседании представители ЗАО «Сектор+» по доверенности Аржаков В.В. и Дербасова Ю.С. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просили признать недействующим пункт 16 таблицы коэффициентов использования Приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 года № 34-3 (в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 10.04.2015 года № 18-13) в части установления коэффициента использования (Ки) 310% для земельных участков, предназначенных для строительства и размещения объектов связи.

Представитель административного ответчика Собрания представителей муниципального образования Дубенский район по доверенности Чибисова Д.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, указав на то, что решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 года № 34-4 утвержден порядок определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках её внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Дубенский район, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Приложением 2 названного Решения был установлен, в том числе, коэффициент использования (Ки) земельных участков, предназначенных для размещения объектов сотовой связи, - 700%. Решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 29.04.2014 года были внесены изменения в Приложение 2 решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 года № 34-4, Приложение 2 изложено в новой редакции, согласно которому коэффициент использования (Ки) земельных участков, предназначенных для размещения объектов сотовой связи, утвержден в размере 310 %.

Данное решение было принято в связи с увеличением кадастровой стоимости для участков с видом разрешенного использования «для размещения объектов сотовой связи» в соответствии с Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740, а также в целях приведения местного законодательства в соответствие с законодательством субъекта.

Представитель заинтересованного лица Отдела имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район в лице председателя Отдела Тимониной С.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Дубенский район, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, коэффициент использования (Ки) земельных участков, предназначенных для размещения объектов связи, был изменен с 700% до 310% в связи с увеличением кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740. При этом значение коэффициента определялось таким образом, чтобы размер арендной платы за использование земельных участков соответствовал среднему по области размеру арендной платы за использование земельных участков с одинаковым видом разрешенного использования.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Дубенский район в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. В представленном письменном возражении на административное исковое заявление также сослался на то, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует Закону Тульской области № 1586-ЗТО от 29.06.2011 года. Коэффициент использования (Ки) установлен таким образом, чтобы размер арендной платы не был ниже размера земельного налога.

Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав объяснения представителей административного истца, возражения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Чебоксаровой О.В., полагавшей требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования, распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу положений пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в силу действовавших до 1 марта 2015 г. положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Судом установлено, что ЗАО «Сектор+» является арендатором земельного участка площадью <...> кв.м с кадастровым номером <...>, категория земель: <...>, разрешенное использование: для <...>, расположенного <...>.

Указанный земельный участок с кадастровым номером <...> отнесен к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Данные обстоятельства подтверждаются договором аренды № <...> от <...> года, заключенным между Отделом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район и ЗАО «Сектор+», кадастровым паспортом земельного участка от <...> года № <...>.

Законом Тульской области от 23.06.2011 года № 1586-ЗТО установлен порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно части 3 статьи 1 Закона Тульской области от 23.06.2011 года № 1586-ЗТО, действующей в редакции как до 01.03.2015 года, так и на момент разрешения дела, годовой размер арендной платы, если иное не предусмотрено статьей 2 настоящего Закона, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле Аг = КС x Ки, где

Аг - годовой размер арендной платы, в рублях;

КС - кадастровая стоимость земельного участка, в рублях;

Ки - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка (далее - коэффициент использования Ки), в процентах.

Коэффициент использования Ки устанавливается таким образом, чтобы размер арендной платы не был ниже размера земельного налога.

Частью 4 статьи 1 Закона Тульской области от 23.06.2011 года № 1586-ЗТО предусмотрено, что коэффициенты использования Ки устанавливаются правительством области в отношении земельных участков, находящихся в собственности области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании город Тула, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах территорий соответствующих городских округов и муниципальных районов области.

В соответствии с положениями статьи 12 Устава муниципального образования Дубенский район в исключительной компетенции Собрания представителей Дубенского района находятся, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов. Иные полномочия определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Уставом Тульской области, законами Тульской области, настоящим Уставом.

Согласно статьям 58, 60 Устава муниципального образования Дубенский район Собрание представителей Дубенского района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Тульской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования Дубенский район. Нормативный правовой акт, принятый Собранием представителей Дубенского района, направляется главе Дубенского района для подписания и обнародования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным источником опубликования муниципальных правовых актов является районная общественно-политическая газета «Наследие».

15 марта 2012 года Собранием представителей муниципального образования Дубенский район принято решение № 34-3 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках её внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Дубенский район, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Данное решение подписано главой муниципального образования Дубенский район, опубликовано в официальном печатном издании (газете) «Наследие» № 21 от 25.05.2012 года и согласно его пункту 2 вступило в силу со дня официального опубликования.

29.06.2012 года решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район № 38-1 пункты 3,4 Приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 г. № 34-3 изложены в новой редакции.

Решение от 29.06.2012 года опубликовано в газете «Наследие», № 27, 06.07.2012

года и вступило в силу после официального опубликования.

01.08.2012 года решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район № 39-3 внесены изменения в пункты 13, 15 Приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 № 34-3.

Решение от 01.08.2012 года подписано главой муниципального образования Дубенский район, опубликовано в газете «Наследие», № 34, 24.08.2012 года и вступило в силу со дня официального опубликования.

29.04.2013 года решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район № 48-4 изменена редакция пункта 2 Приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 г. № 34-3.

Решение от 29.04.2013 года подписано главой муниципального образования Дубенский район, опубликовано в газете «Наследие», № 19, 09.05.2013 года и вступило в силу после официального опубликования.

29.04.2014 года решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район № 7-2 внесены изменения в решение Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15 марта 2012 года № 34-3, Приложение 2 изложено в новой редакции (приложение).

Решение от 29.04.2014 года подписано главой муниципального образования Дубенский район, опубликовано в газете «Наследие», № 20, 16.05.2014 года и вступило в силу со дня официального опубликования.

24.07.2014 года решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район № 10-4 изменены редакции пунктов 13,16 Приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 г. № 34-3.

Решение от 24.07.2014 года подписано главой муниципального образования Дубенский район, опубликовано в газете «Наследие», № 31, 31.07.2014 года и вступило в силу со дня опубликования.

10.04.2015 года решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район № 18-13 внесены изменения в Приложение 1 решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15 марта 2012 года № 34-3; пункт 11 Приложения 2 признан утратившим силу.

Решение от 10.04.2015 года подписано главой муниципального образования Дубенский район, опубликовано в газете «Наследие», № 16, 23.04.2015 года и вступило в силу со дня опубликования.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое административным истцом в части решение Собрания представителей муниципального образования Дубенский район принято уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что лицами, участвующими по делу, не оспаривается.

Проверяя содержание в оспариваемой административным истцом части на предмет соответствия действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Законом Тульской области № 1586-ЗТО от 29 июня 2011 года установлен Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании ст. 1 данного Закона, если иное не установлено законодательством, размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых и используемых на праве аренды, определяется одним из следующих способов:

1) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);

2) на основании кадастровой стоимости земельных участков.

Годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле Аг = КС x Ки, где

Аг - годовой размер арендной платы, в рублях;

КС - кадастровая стоимость земельного участка, в рублях;

Ки - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка (далее - коэффициент использования Ки), в процентах.

Коэффициент использования Ки устанавливается таким образом, чтобы размер арендной платы не был ниже размера земельного налога (п. 3).

Коэффициенты использования Ки могут быть установлены едиными для муниципального района либо дифференцированными по территориям городских и сельских поселений.

Значения коэффициентов использования Ки могут быть изменены не чаще чем один раз в календарном году (п. 5).

Пункт 6 данного Закона предусматривает, что для одного вида разрешенного использования земельного участка значения коэффициента использования Ки устанавливаются в зависимости от места расположения земельного участка и (или) от площади земельного участка. В зависимости от площади земельного участка коэффициент использования Ки устанавливается для каждого диапазона площадей земельных участков, определяемого их максимальным и минимальным значениями.

Если разрешенному использованию земельного участка соответствует несколько коэффициентов использования Ки, то для расчета размера арендной платы применяется максимальное значение коэффициента использования Ки.

Аналогичные положения утверждены решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 года № 34-3 в Приложении 1. Кроме того, Приложением 2 к названному решению утверждены коэффициенты использования (Ки) земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Дубенский район, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом 18 таблицы коэффициентов использования Приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 года № 34-3 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов сотовой связи и расположенных в сельских поселений района, установлен коэффициент использования (Ки) в размере 700%.

Согласно договору аренды земельного участка № <...> от <...> года, заключенному между Отделом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район (арендодатель) и ЗАО «Сектор+» (арендатор), годовой размер арендной платы за участок составил <...> рублей, который рассчитан путем умножения кадастровой стоимости земельного участка (<...> рублей) на коэффициент использования (700%).

Решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 29.04.2014 года № 7-2 Приложение 2 решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 года № 34-3 изложено в новой редакции, согласно которой коэффициент использования для земельных участков, предназначенных для размещения объектов сотовой связи и расположенных в сельских поселений района, установлен в размере 310% (пункт 16 таблицы Приложения 2).

Решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 24.07.2014 года № 10-4 пункт 16 таблицы Приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 года № 34-3 изложен в новой редакции, согласно которой вид разрешенного использования земельного участка указан как земельные участки, предназначенные для размещения объектов связи.

Арендодателем – Отделом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район в адрес ЗАО «Сектор+» было направлено дополнительное соглашение № <...> от <...> года о внесении изменений в договор аренды № <...> от <...> года, согласно которому годовой размер арендной платы составляет <...> рублей, рассчитанный путем умножения кадастровой стоимости земельного участка (<...> рублей), утвержденной постановлением Правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740 по состоянию 01.01.2013 года и введенной в действие с 01.01.2014 года, на коэффициент использования (Ки) 310%.

Таким образом, оспариваемое значение коэффициента использования земельного участка влияет на годовой размер арендной платы за арендуемый ЗАО «Сектор+» земельный участок, следовательно, оспариваемое положение решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 года № 34-3 затрагивает имущественные права административного истца.

В силу статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Аналогичные правила действовали и на момент издания оспариваемого в части решения (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату принятия решения).

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, являются общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены следующие основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: экономической обоснованности; предсказуемости расчета размера арендной платы; предельно допустимой простоты расчета арендной платы; запрета необоснованных предпочтений; учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Коэффициент использования земельных участков (Ки) является составной частью вышеприведенной формулы расчета годового размера арендной платы, ее изменение влияет на размер арендной платы, в связи с чем его установление и изменение также должно соответствовать вышеназванным принципам определения арендной платы за земельные участки.

Принцип экономической обоснованности размера арендной платы, в том числе и размера коэффициента использования земельных участков (Ки) арендной платы, заключается в том, что коэффициент использования земельных участков (Ки) и сам размер арендной платы устанавливаются в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582).

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, которая может быть применена и к арендной плате (к коэффициенту использования земельных участков), поскольку в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации арендная плата за землю имеет схожую правовую природу с земельным налогом. Согласно этой позиции плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельного участка.

В обоснование доводов о соблюдении принципа экономической обоснованности представитель Собрания представителей муниципального образования Дубенский район сослался на то, что при изменении (уменьшении) размера коэффициента использования земельных участков (Ки) решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 29.04.2014 года № 7-2 учитывалось увеличение кадастровой стоимости для участков с видом разрешенного использования «для размещения объектов сотовой связи», утвержденной Постановлением Правительства Тульской области от 09.12.2013 года № 740.

Вместе с тем, из материалов дела и объяснений лиц, участвующих по делу, следует, что какой-либо порядок (методика) определения значения коэффициента использования земельных участков (Ки) как при его утверждении решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 года № 34-3, так и при его изменении (уменьшении), отсутствует. Установленные величины коэффициента Ки не подтверждены никакими расчетами с применением показателей, установленных законом Тульской области от 29.06.2011 года № 1586-ЗТО. Сам оспариваемый нормативный правовой акт не содержит ни экономического обоснования коэффициента Ки, ни какого-либо иного. Из представленных представителем административного ответчика протоколов заседаний Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 года № 34, от 29.04.2014 года № 7 усматривается, что соответствие принимаемых коэффициентов использования земельных участков (Ки), предназначенных для размещения объектов связи, принципу экономической обоснованности и применение показателей, установленных законом Тульской области от 29.06.2011 года №1586-ЗТО, предметом обсуждения не являлось.

Представителем Отдела имущественных и земельных отношений администрации Дубенский район в судебном заседании указывалось и на то, что при установлении оспариваемого коэффициента использования земельных участков путем мониторинга принимались во внимание размеры арендной платы за аналогичные земельные участки по другим муниципальным образованиям с тем, чтобы размер арендной платы при использовании оспариваемого коэффициента (Ки) соответствовал среднему по области.

Однако доказательств того, что на основе данных сведений произведено определение оспариваемого коэффициента Ки, административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено.

Изложенное свидетельствует о том, что при установлении оспариваемого размера коэффициента использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов связи, не проводился анализ и экономическая оценка факторов, влияющих на установление коэффициента использования земельных участков и размера арендной платы в целях обеспечения баланса частных и публичных интересов.

Таким образом, при принятии оспариваемого в части решения Собранием депутатов муниципального образования Дубенский район не были учтены вышеуказанные нормы действующего федерального и регионального законодательства.

Доводы представителей Отдела имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район и Собрания представителей муниципального образования Дубенский район о том, что административный истец согласился на заключение договора аренды земельного участка при применении коэффициента 700%, а также на то, что в настоящее время арендная плата ЗАО «Сектор+» не уплачивается, не могут быть основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии нарушения прав ЗАО «Сектор+» при применении в расчете арендной платы оспариваемого коэффициента.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение Собрания депутатов муниципального образования Дубенский район в оспариваемой части противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, а также не соответствует имеющему высшую юридическую силу Закону Тульской области № 1586-ЗТО от 29 июня 2011 года № 1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт до вынесения судом настоящего решения применялся, и на его основании реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать его недействующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

В порядке п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию Собранием представителей муниципального образования Дубенский район в официальном печатном издании «Наследие», в ближайшем номере данного издания.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ, суд

решил:

административные исковые требования закрытого акционерного общества «Сектор+» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 16 таблицы коэффициентов использования Приложения 2 решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 15.03.2012 года № 34-3 в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 10.04.2015 года № 18-13 в части установления коэффициента использования (Ки) 310% для земельных участков, предназначенных для строительства и размещения объектов связи.

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию Собранием представителей муниципального образования Дубенский район в официальном печатном издании «Наследие» в ближайшем номере данного издания.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий