ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-169/2021 от 12.05.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0000-01-2021-000187-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2021 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре судебного заседания Девятериковой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-169/2021 по административному исковому заявлению ФИО1к Правительству Иркутской области, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», заинтересованные лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области, Администрация Зиминского городского муниципального образования, ФИО2, об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

В обоснование административных исковых требований указал, что является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельные участки:

- с кадастровым номером Номер изъят площадью 1 819 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты торговли; для размещения объектов торговли, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят>

- с кадастровым номером Номер изъят, площадью 10 564 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предпринимательская деятельность; для размещения объектов предпринимательской деятельности, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят>

- с кадастровым номером Номер изъят, площадью 4 850 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предпринимательская деятельность; для размещения объектов предпринимательской деятельности, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят>

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 38:Номер изъят установлена на основании Постановления Правительства Иркутской области № 969-пп от 26.11.2020 в размере 3 420 047,42 руб., 19 777 498,24 руб., 8 929 529 руб. соответственно по состоянию на 01.01.2020.

Рыночная стоимость объектов недвижимости определена оценщиком (данные изъяты)ФИО9

Согласно отчету № 21/О-154 от 30.03.2021 по состоянию на 01.01.2020 рыночная стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером Номер изъят составляет 817 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят составляет 3 771 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят составляет 1 916 000 руб.

Административный истец полагает, что установленная по результатам государственной оценки кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.

Просит суд:

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 819 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты торговли; для размещения объектов торговли, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят> в размере его рыночной стоимости равной 817 000 руб. по состоянию на 01.01.2020;

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 10 564 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предпринимательская деятельность; для размещения объектов предпринимательской деятельности, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят> в размере его рыночной стоимости равной 3 771 000 руб. по состоянию на 01.01.2020;

- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 4 850 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предпринимательская деятельность; для размещения объектов предпринимательской деятельности, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят> в размере его рыночной стоимости равной 1 916 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Правительство Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, дополнительно указав, что отчет, представленный административным истцом, составлен в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральными стандартами оценки; указанная в отчете (данные изъяты) № 21/О-154 от 30.03.2021 рыночная стоимость земельных участков рассчитана в соответствии с действующим законодательством и федеральными стандартами оценки.

Административный ответчик ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорных земельных участков не свидетельствуют об ошибке, допущенной при формировании методики определения или применения кадастровой стоимости, повлекшей нарушение прав административного истца, поскольку государственная кадастровая оценка осуществляется с применением методов массовой оценки, без учета индивидуальных характеристик объекта недвижимости.

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено надлежащим образом, ранее представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что Управление не несет ответственности за результаты кадастровой оценки, с которой административный истец не согласен.

Заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте извещено, представило отзыв, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, дополнительно указав, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не заинтересовано в исходе данного административного дела, не имеет материально-правового интереса.

Заинтересованное лицо Администрация Зиминского городского муниципального образования в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя администрации.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, руководствуясь ст. 247 КАС РФ, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 245 КАС РФ и ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247, ч. 1 ст. 248 КАС РФ обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 09.10.2017 № 642-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области» принято решение провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».

По завершении на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 01.01.2020 результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности земельных участков:

- с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 819 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты торговли; для размещения объектов торговли, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят>

- с кадастровым номером Номер изъят, площадью 10 564 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предпринимательская деятельность; для размещения объектов предпринимательской деятельности, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят>

- с кадастровым номером Номер изъят площадью 4 850 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предпринимательская деятельность; для размещения объектов предпринимательской деятельности, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят>

Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят поставлен на кадастровый учет 14.03.2008.

Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят поставлен на кадастровый учет 18.09.2008.

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 18.09.2008.

На основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области 14.01.2021 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения:

- о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 3 420 047,42 руб. по состоянию на 01.01.2020;

- о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 19 777 498,24 руб. по состоянию на 01.01.2020;

- о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере 8 929 529 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 24.04.2021.

Административный истец, являясь сособственником земельных участков, является в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога.

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ).

Согласно п. 1.1 ст. 391 НК РФ (в редакции, действующей на момент подачи административного иска) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В соответствии с п. 1.1. ст. 391 НК РФ (в редакции Федерального закона № 374-ФЗ от 23.11.2020, вступившего в силу с 01.01.2021) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах результаты определения кадастровой стоимости принадлежащих ФИО1 земельных участков могут повлиять на его права и обязанности как налогоплательщика, в связи с чем у административного истца имеется право на обращение в суд с настоящим иском.

В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят внесены в Единый государственный реестр недвижимости 14.01.2021.

С настоящим иском ФИО1 обратился в суд 09.04.2021 (согласно описи вложения в письмо), то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.

Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости земельных участков, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчет об оценке № 21/О-154 от 30.03.2021, выполненный (данные изъяты)

Согласно данному отчету по состоянию на 01.01.2020 рыночная стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером Номер изъят составляет 817 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят составляет 3 771 000 руб.;

- с кадастровым номером Номер изъят составляет 1 916 000 руб.

В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (ст. ст. 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы ст. 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оценивая представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объектов оценки, суд приходит к выводу, что он соответствуют требованиям, предъявляемым к отчету законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.

Отчет содержит точное описание объекта исследования с указанием его количественных, качественных характеристик с учетом его индивидуализирующих признаков, описание исследования сегмента рынка, результаты анализа наиболее эффективного использования объекта, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Оценщиком обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов, а также выбор сравнительного подхода; корректировки к объектам-аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно и подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы; расчеты не содержат явных методических и арифметических ошибок и являются правильными. Понятна последовательность определения стоимости объекта недвижимости, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчета об оценке понять процесс определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки.

Полномочия ФИО10 на осуществление оценочной деятельности проверены. Так, согласно информации, размещенной на официальном сайте Ассоциации Саморегулируемой организации оценщиков «СОЮЗ» ФИО11 является членом Ассоциации Саморегулируемой организации оценщиков «СОЮЗ» с 09.10.2014, регистрационный номер 1201; статус данного оценщика действительный. К отчету приложен полис страхования ответственности оценщика № 433-233-061369/20 от 04.08.2020, сроком действия с 15.08.2020 по 14.08.2021, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 16.02.2018 № 003733-1, сроком действия до 16.02.2021. Согласно постановлению Правительства РФ от 04.02.2021 № 109 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440», срок действия квалификационных аттестатов, выданных с 01.02.2018 по 31.05.2018, продлевается на 4 месяца.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, отчет об оценке мотивирован, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.

Нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов при проведении оценки, дающих основания для признания данных доказательств недопустимыми (ст. 61 КАС РФ), не установлено, недостатков, способных повлиять на достоверность результатов проведения оценки, не выявлено.

Лица, участвующие в деле, отчет не оспаривали, согласились с ним, возражений относительно величины рыночной стоимости объектов недвижимости, установленной отчетом, не заявили. Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных отчетом сведений о величине рыночной стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков, доказательств того, что рыночная стоимость объектов оценки является иной, административными ответчиками и заинтересованными лицами суду не представлено. В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель Правительства Иркутской области указал, что представленный отчет составлен в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а указанная в отчете рыночная стоимость земельных участков рассчитана в соответствии с действующим законодательством и федеральными стандартами оценки.

На основании изложенного, суд признает отчет об оценке рыночной стоимости объектов оценки № 21/О-154 от 30.03.2021, составленный оценщиком (данные изъяты)ФИО12 надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных требований и установлении кадастровой стоимости земельных участков:

- с кадастровым номером Номер изъят в размере его рыночной стоимости равной 817 000 руб. по состоянию на 01.01.2020;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере его рыночной стоимости равной 3 771 000 руб. по состоянию на 01.01.2020;

- с кадастровым номером Номер изъят в размере его рыночной стоимости равной 1 916 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Руководствуясь разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату обращения ФИО1 в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят - 09.04.2021.

Руководствуясь ст. ст. 178-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования ФИО1об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 1 819 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты торговли; для размещения объектов торговли, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят> в размере его рыночной стоимости равной 817 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят площадью 10 564 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предпринимательская деятельность; для размещения объектов предпринимательской деятельности, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят> в размере его рыночной стоимости равной 3 771 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 4 850 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предпринимательская деятельность; для размещения объектов предпринимательской деятельности, расположенного по адресу ориентира: <адрес изъят>, в размере его рыночной стоимости равной 1 916 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.

Дата обращения ФИО1в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят - 09.04.2021.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Судья И.В. Ларичева

Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2021 г.