ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-169/2022 от 29.11.2023 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

дело № 3а-9/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Розовой А.Г.,

с участием прокурора Юдина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 ноября 2023 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 о признании неправомочным состава Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва,

установил:

в результате муниципальных выборов, состоявшихся 9 сентября 2018 года, был сформирован полный состав Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва (далее - Совет городского поселения) путем избрания 10 депутатов, который приступил к исполнению своих полномочий.

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением о признании неправомочным состава Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва. В обоснование заявленных требований указано, что по итогам муниципальных выборов от 10 сентября 2018 года в состав Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва избрано 10 человек на пятилетний срок. Решениями Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 9 августа 2022 года № <Номер обезличен> и № <Номер обезличен> досрочно прекращены полномочия двух депутатов, 16 августа 2022 года еще двумя депутатами (административными истцами) поданы заявления о досрочном сложении полномочий, в результате чего названный представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, поскольку количество депутатов (6 человек) составило менее 2/3 от установленной численности депутатов (10 человек), что не позволяет ему легитимно осуществлять свою деятельность и нарушает права граждан на осуществление местного самоуправления через представительный орган. При этом полагают, что состав представительного органа муниципального образования не может быть восполнен в порядке, предусмотренном статьей 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в силу прямого запрета, содержащегося в пункте 10 данной статьи, поскольку действующий состав Совета избран 10 сентября 2018 года на пятилетний срок.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, заинтересованное лицо – руководитель администрации городского поселения «Троицко-Печорск» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки и доказательств уважительности этих причин не представили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.

Представитель административного ответчика Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо - Территориальная избирательная комиссия Троицко-Печорского района, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направила, просила о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

Выслушав представителя административного ответчика Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва ФИО3, исследовав и оценив материалы дела, заслушав заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Из положений статей 1 (часть 1), 3 (части 1 - 3) и 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 12, 130 и 131 следует, что местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, является необходимой формой осуществления власти народа, обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения, в том числе путем определения структуры органов местного самоуправления и формирования органов муниципальной власти в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года № 9-П и от 23 ноября 2021 года № 50-П).

Таким законодательным актом является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), в котором законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации нормотворческие полномочия, закрепил общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также гарантии его осуществления (преамбула). В рамках этих общих принципов им регулируется порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления.

Частями 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

В силу статьи 2 Закона Республики Коми от 9 декабря 2014 года № 153-РЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Республике Коми» представительные органы муниципальных образований формируются в соответствии с данным Законом и уставами муниципальных образований (часть 1). Представительные органы муниципальных образований муниципальных округов, городских округов, городских поселений, сельских поселений избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (часть 2).

Согласно статьям 21 и 22 Устава муниципального образования городского поселения «Троицко-Печорск», утвержденного решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 11 января 2006 года № 5/30 (далее - Устав), Совет городского поселения является представительным органом городского поселения «Троицко-Печорск», состоит из 10 депутатов, избирается сроком на 5 лет на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Совет городского поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание Совета городского поселения правомочно, если на нем присутствуют 50 процентов от числа избранных депутатов.

Из приведенных норм следует, что состав Совета городского поселения правомочен при условии избрания в Совет не менее двух третей (7 депутатов) от установленной численности депутатов (10 депутатов). При избрании Совета городского поселения в полном составе (10 депутатов) заседания Совета будут правомочны, если на них присутствуют не менее 5 депутатов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 9 сентября 2018 года состоялись выборы депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва. Постановлением территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района Республики Коми от 10 сентября 2018 года № <Номер обезличен> «Об итогах голосования и результатах выборов депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва» данные выборы признаны состоявшимися и действительными, и определен состав представительного органа муниципального образования в количестве 10 депутатов, а именно: ФИО23., ФИО24., ФИО25., ФИО26., ФИО27., ФИО1, ФИО28., ФИО29., ФИО30., ФИО31

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пункт 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В пункте 2 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ закреплено, что полномочия депутата выборного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Статьей 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть (пункт 8). В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 данной статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов (пункт 9). Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года (пункт 10).

Аналогичные положения предусмотрены статьей 85 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми».

Как следует из материалов административного дела, 19 июня 2019 года депутаты ФИО23., ФИО30., ФИО28., ФИО29 обратились в Совет городского поселения «Троицко-Печорск» с заявлениями о досрочном прекращении своих полномочий.

Решениями Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 27 июня 2019 года № <Номер обезличен> и № <Номер обезличен> заявления депутатов ФИО23 и ФИО29. удовлетворены.

Решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 5 июля 2019 года № <Номер обезличен> назначены дополнительные выборы депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатным избирательным округам № <Номер обезличен> и № <Номер обезличен> на 29 сентября 2019 года.

Решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 19 июля 2019 года № <Номер обезличен> удовлетворено заявление депутата ФИО28 о досрочном прекращении им депутатских полномочий.Решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 19 июля 2019 года № <Номер обезличен> удовлетворено заявление депутата ФИО30 о досрочном прекращении ее полномочий с 20 октября 2019 года.

При этом решением Верховного Суда Республики Коми от 1 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований ФИО29 к Совету городского поселения «Троицко-Печорск» и Территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района о признании неправомочным состава Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва отказано.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района Республики Коми от 29 сентября 2019 года № <Номер обезличен> «Об определении результатов дополнительных выборов депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № <Номер обезличен>» дополнительные выборы, проведенные 29 сентября 2019 года, признаны состоявшимися, а итоги голосования, результаты выборов - действительными, согласно которым избранным депутатом Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № <Номер обезличен> признан ФИО41.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района Республики Коми от 30 сентября 2019 года № <Номер обезличен> «Об определении результатов дополнительных выборов депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № <Номер обезличен>» дополнительные выборы, проведенные 29 сентября 2019 года, признаны состоявшимися, а итоги голосования, результаты выборов - действительными, согласно которым избранным депутатом Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № <Номер обезличен> признан ФИО42

Решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 29 февраля 2020 года № <Номер обезличен> удовлетворено заявление депутата ФИО31 о досрочном прекращении им депутатских полномочий.

Решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 23 июня 2020 года № <Номер обезличен> назначены дополнительные выборы депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатным избирательным округам № <Номер обезличен> и № <Номер обезличен> на 13 сентября 2020 года.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района Республики Коми от 14 сентября 2020 года № <Номер обезличен> «Об определении результатов дополнительных выборов депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № <Номер обезличен>» дополнительные выборы, проведенные 13 сентября 2020 года, признаны состоявшимися, а итоги голосования, результаты выборов - действительными, согласно которым избранным депутатом Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № <Номер обезличен> признана ФИО44

Постановлением территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района Республики Коми от 14 сентября 2020 года № <Номер обезличен> «Об определении результатов дополнительных выборов депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № <Номер обезличен>» дополнительные выборы, проведенные 13 сентября 2020 года, признаны состоявшимися, а итоги голосования, результаты выборов - действительными, согласно которым избранным депутатом Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № <Номер обезличен> признана ФИО2

Решениями Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 5 июня 2021 года № <Номер обезличен>, № <Номер обезличен>, № <Номер обезличен>, № <Номер обезличен> прекращены полномочия депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО1, ФИО27., ФИО2, ФИО41 соответственно.

Решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 23 июня 2021 года № <Номер обезличен> назначены дополнительные выборы депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатным избирательным округам № <Номер обезличен> и № <Номер обезличен>, двухмандатному избирательному округу № <Номер обезличен> на 19 сентября 2021 года. Данное решение было признано недействительным решением того же представительного органа от 6 июля 2021 года № <Номер обезличен>.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района Республики Коми от 8 июля 2021 года № <Номер обезличен> назначены дополнительные выборы депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатным избирательным округам № <Номер обезличен> и № <Номер обезличен>, двухмандатному избирательному округу № <Номер обезличен> на 19 сентября 2021 года.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района Республики Коми от 20 сентября 2021 года № <Номер обезличен> «Об определении результатов дополнительных выборов депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № <Номер обезличен>» дополнительные выборы, проведенные 19 сентября 2021 года, признаны состоявшимися и действительными, согласно которым избранным депутатом Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № <Номер обезличен> признана ФИО48

Постановлением территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района Республики Коми от 20 сентября 2021 года № <Номер обезличен> «Об определении результатов дополнительных выборов депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № <Номер обезличен>» дополнительные выборы, проведенные 19 сентября 2021 года, признаны состоявшимися и действительными, согласно которым избранными депутатами Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № <Номер обезличен> признаны ФИО1, ФИО49

Постановлением территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района Республики Коми от 20 сентября 2021 года № <Номер обезличен> «Об определении результатов дополнительных выборов депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № <Номер обезличен>» дополнительные выборы, проведенные 19 сентября 2021 года, признаны состоявшимися и действительными, согласно которым избранным депутатом Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № <Номер обезличен> признана ФИО2

При этом решением Верховного Суда Республики Коми от 10 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО27, ФИО2 о признании неправомочным состава Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва отказано.

Решениями Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 9 августа 2022 года № <Номер обезличен> и № <Номер обезличен> досрочно прекращены полномочия депутатов ФИО48 и ФИО49 соответственно.

16 августа 2022 года депутаты ФИО1 и ФИО2 обратились в Совет городского поселения «Троицко-Печорск» с заявлениями о досрочном прекращении своих полномочий.

Решениями Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 30 сентября 2022 года № <Номер обезличен> и № <Номер обезличен> полномочия депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО2 и ФИО1 соответственно досрочно прекращены с 20 августа 2023 года.

Решением постоянного судебного присутствия Сосногорского городского суда Республики Коми в пгт. Троицко-Печорск Троицко-Печорского района от 18 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 7 ноября 2023 года, в удовлетворении требований ФИО2, ФИО1 к Совету городского поселения «Троицко-Печорск» о признании незаконными решения от 30.09.2022 № <Номер обезличен> «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО2» и решения от 30.09.2022 № <Номер обезличен> «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО1», возложении на Совет городского поселения «Троицко-Печорск» обязанности отменить данные решения и установлении срока досрочного прекращения полномочий депутатов ФИО2, ФИО1 с 16 сентября 2022 года отказано.

Таким образом, суд приходит к выводу о правомочности Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва, поскольку после сложения депутатами ФИО48 и ФИО49 своих полномочий Совет городского поселения «Троицко-Печорск» состоял из восьми депутатов, что в силу указанной выше правовой нормы достаточно для осуществления представительным органом муниципального образования своих полномочий.

Доводы административного иска о том, что полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются по истечении 30 дней со дня подачи заявления о досрочном прекращении полномочий депутата, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании приведенных положений действующего законодательства. Поскольку принятие представительным органом местного самоуправления решения о досрочном прекращении полномочий депутата, в том числе по его собственному желанию, является необходимой и обязательной, не зависящей от волеизъявления самого депутата или иных лиц, процедурой, предусмотренной частью 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, сама по себе подача такого заявления депутатом не может являться моментом признания депутатских полномочий прекращенными, а указанный в данной правовой норме тридцатидневный срок, установленный для принятия представительным органом муниципального образования соответствующего решения, по его истечении признавать полномочия депутата прекращенными не может.

Следовательно, доводы административных истцов, изложенные в административном иске, о прекращении их полномочий депутатов по истечении 30 дней с момента подачи ими соответствующих заявлений, являются ошибочными.

Таким образом, принимая во внимание приведенные выше нормы закона и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения административного иска о признании неправомочным состава Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва не имеется.

Кроме того, суд учитывает, что 10 сентября 2023 года состоялись выборы депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» шестого созыва. Постановлением территориальной избирательной комиссии Троицко-Печорского района Республики Коми от 11 сентября 2023 года № <Номер обезличен> «Об результатах выборов депутатов Совета городского поселения «Троицко-Печорск» шестого созыва» данные выборы признаны состоявшимися, а результаты выборов - действительными, согласно которым депутатом Совета городского поселения «Троицко-Печорск» шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № <Номер обезличен> избран ФИО1 6 октября 2023 года Совет городского поселения «Троицко-Печорск» шестого созыва приступил к осуществлению своей деятельности в качестве представительного органа муниципального образования, что повлекло прекращение полномочий Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва.

Руководствуясь статьями 175-180, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 о признании неправомочным состава Совета городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - А.В. Кондратюк

В окончательной форме решение изготовлено 30 ноября 2023 года.

Судья - А.В. Кондратюк