Дело № 3а-16/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кызыл 21 августа 2018 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
при секретаре Данзырын А.С.-М.,
с участием представителей административного истца – прокурора Республики Тыва Ооржак С.А., представителя административного ответчика - Правительства Республики Тыва ФИО1, представителя заинтересованного лица – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Тыва к Правительству Республики Тыва о признании не действующим в части Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года № 222,
у с т а н о в и л :
Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года № 222 утверждён Порядок предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва (далее - Порядок).
В первоначальной редакции Порядок предусматривал следующие положения:
Пункт 8. Порядок расчета размера субсидии. Субсидии предоставляются по ставкам, утверждаемым приказом Минсельхозпрода РТ, за отчётный период. Отчётный период - месяц, квартал, год.
Пункт 12. Субсидии предоставляются получателям субсидий, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, в размере до 90 процентов затрат на приобретение инкубационных яиц, суточных цыплят и молодок кур-несушек, кормов с учётом доставки, произведённых за отчётный период.
Пункт 14. Субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат за реализованное мясо птицы. Субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат за реализованное мясо птицы предоставляются получателям субсидий, осуществляющим производство и реализацию (собственную переработку) мяса птицы по ставкам, определяемым приказом Минсельхозпрода РТ, в пределах средств, предусмотренных на указанные цели, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Для предоставления субсидии получатели субсидии представляют в Минсельхозпрод РТ следующие документы: 1) справку-расчёт субсидии по форме, утверждённой приказом Минсельхозпрода РТ; 2) копии документов, подтверждающих реализацию мяса на перерабатывающие предприятия (договор, счет-фактура), заверенные получателем субсидии; 3) копию сведений о состоянии животноводства в предыдущем году по форме федерального статистического наблюдения в соответствии с организационно-правовой формой получателя субсидии, заверенную им.
Пункт 16. Субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат за реализованное яйцо. Субсидии на возмещение затрат за реализованное яйцо предоставляются получателям субсидий, осуществляющим производство и реализацию яиц на территории республики, по ставкам, определяемым приказом Минсельхозпрода РТ, в пределах средств, предусмотренных на указанные цели, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Для предоставления субсидии получатели субсидии представляют в Минсельхозпрод РТ следующие документы: 1) справку-расчёт субсидии по форме, утверждённой приказом Минсельхозпрода РТ; 2) копии документов, подтверждающих реализацию яиц в торговые точки, расположенные на территории республики (договор, счет-фактура), заверенные получателем субсидии; 3) копию сведений о состоянии животноводства в предыдущем году по форме федерального статистического наблюдения в соответствии с организационно-правовой формой получателя субсидии, заверенную им.
Пункт 17. Субсидии на компенсацию части затрат на оплату потреблённой электроэнергии. Субсидии на компенсацию части затрат на оплату потреблённой электроэнергии предоставляются получателям субсидий, указанным в пункте 2 настоящего Порядка. Субсидии предоставляются в размере до 90 процентов затрат на оплату за потреблённую электрическую энергию, использованную на производственные нужды предприятия за прошедший отчётный период.
Для предоставления субсидии получатели субсидии представляют в Минсельхозпрод РТ следующие документы: 1) заявление в произвольной форме; 2) копию договора на поставку электрической энергии; 3) документы, подтверждающие объём потребленной электроэнергии (акт приёма-передачи электрической энергии, счёт-фактура); 4) справку-расчёт субсидии по форме, утверждённой приказом Минсельхозпрода РТ.
В административном исковом заявлении прокурор Республики Тыва указывает, что оспариваемые пункты 8, 12, 14, 16 и 17 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года № 222, не соответствуют пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ и принятым в соответствии с ним Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ услуг, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 года № 887, а именно отсутствует чёткая норма, определяющая порядок и формулу расчета субсидии. В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий должен указываться размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей её размер (формулы расчёта и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника её получения. Вопреки указанному требованию Порядком не предусмотрен точный размер и конкретный порядок расчёта размера субсидии, подлежащей перечислению получателям, а также отсутствуют нормы, которые позволяют произвести расчёт размера субсидии.
В ходе рассмотрения дела постановлением Правительства Республики Тыва от 18 мая 2018 года N 265 внесены изменения в вышеуказанный Порядок предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва, в частности:
абзац второй пункта 8 изложен в следующей редакции: «расчёт размера субсидии осуществляется в соответствии с формулами, указанными в пунктах 12, 14, 16 и 17.1 настоящего Порядка»;
пункт 12 изложен в следующей редакции: «Субсидии предоставляются получателям субсидий, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, на приобретение инкубационных яиц, суточных цыплят и молодок кур-несушек, кормов с учётом доставки, произведенных за отчётный период, в размере 90 процентов потенциальных затрат при предоставлении документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка. Максимальный размер субсидии составляет 10 000 тыс. рублей.
Размер субсидии определяется по следующей формуле:
, где:
S - сумма субсидии; A - общая стоимость яиц, суточных цыплят, кур-несушек, кормов.
Для отчётности получатель субсидии в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором получена субсидия, представляет в Минсельхозпрод РТ заверенные им копии следующих документов: а) товарная накладная; б) платежный документ, подтверждающий оплату инкубационных яиц, суточных цыплят, молодок кур-несушек, кормов; г) акт об оказании услуг, акт приёма-передачи; д) ветеринарное свидетельство на кур-несушек, суточных цыплят; е) сертификат качества на инкубационное яйцо; ж) сертификат качества на корма»;
абзац второй пункта 14 изложен в следующей редакции: "Субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на реализованное мясо птицы предоставляются при соблюдении условий, установленных пунктом 6 настоящего Порядка, в размере 8 рублей на 1 кг реализованного мяса при представлении документов, указанных в абзаце четвёртом настоящего пункта. Максимальный размер субсидии - 1000 тыс. рублей.
Размер субсидии на реализованное мясо птицы определяется по следующей формуле:
, где:
S - сумма субсидии; 8 рублей - ставка выплаты субсидии на 1 кг реализованного мяса; Vп - общий объем реализованного мяса птицы.
Получатель субсидии ежеквартально в порядке, устанавливаемом соглашением о получении субсидии, представляет в Минсельхозпрод РТ статистические отчёты о производстве реализации мяса птицы»;
абзац второй пункта 16 изложен в следующей редакции: «Субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат за реализованное куриное яйцо предоставляются при соблюдении условий, установленных пунктом 6 настоящего Порядка, в размере 1,5 рубля на 1 шт. реализованного яйца при представлении документов, указанных в абзаце четвёртом настоящего пункта.
Максимальный размер субсидии - 700 тыс. рублей.
Размер субсидии на реализованное яйцо определяется по следующей формуле:
, где:
S - сумма субсидии; 1,5 руб. - ставка на 1 штуку реализованного яйца; Я - объём реализованного яйца получателя субсидии.
Получатель субсидии ежеквартально в порядке, устанавливаемом соглашением о получении субсидии, представляет в Минсельхозпрод РТ статистические отчёты о производстве реализации яиц»;
пункт 17 изложен в следующей редакции: «Субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на оплату потреблённой электрической энергии, потребляемого твёрдого топлива (каменного угля), используемых на производственные нужды предприятия.
Субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на оплату потреблённой электрической энергии, потребляемого твёрдого топлива (каменного угля), используемых на производственные нужды предприятия, предоставляются при соблюдении условий, установленных пунктом 6 настоящего Порядка, в размере 90 процентов произведенных или потенциальных затрат при представлении следующих документов: а) заявление в произвольной форме на предоставление субсидии с указанием платёжных реквизитов и почтового адреса заявителя; б) заверенные претендентом на получение субсидии копии следующих документов: договоры оказания услуг по передаче электрической энергии; договоры на поставку (купли-продажи) каменного угля; счета-фактуры (счета); договоры на оказание транспортных услуг; в) платёжное поручение об оплате стоимости потреблённой электрической энергии за предыдущий месяц; г) платёжное поручение об оплате 10 процентов стоимости каменного угля; д) справку-расчет по форме, утверждаемой Минсельхозпродом РТ. Максимальный размер субсидии составляет 80000 рублей.»;
дополнен пунктом 17.1 следующего содержания: «Размер субсидии определяется по следующей формуле:
, где:
S - сумма субсидии; Vэл - объём потреблённой электроэнергии для освещения производственных помещений получателя субсидии; Vу - объём потребляемого твёрдого топлива (каменного угля) для отопления производственных помещений получателя субсидии.».
В уточнённом административном исковом заявлении прокурор Республики Тыва оспаривает пункты 12, 14, 16, 17 и 17.1 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва, в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 18 мая 2018 года № 265, указав, что в новой редакции указанные пункты также не соответствуют пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ и принятым в соответствии с ним Общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам, в частности, пункт 12 Порядка имеет неустранимые противоречия, касающиеся правил определения размера субсидии, а именно, включение термина «потенциальных затрат», который противоречит смыслу нормы в целом. Из смысла пункта 17 Порядка следует, что подлежащая Минсельхозпродом РТ к возмещению за счет средств республиканского бюджета сумма субсидии определяется двумя разными способами — расчёт в размере 90 % от понесенных затрат либо 90 % от еще не понесенных затрат (то есть предполагаемых). При этом действующим законодательством не предусмотрены основания для возмещения субсидий по таким взаимоисключающим друг другу по смыслу критериям. Приведенная в пункте 17.1 формула неприменима ввиду невозможности расчёта путем умножения объёма потребленной электроэнергии для освещения производственных помещений получателя субсидии (Vэл) и объёма потребляемого твёрдого топлива (каменного угля) для отопления производственных помещений получателя субсидии (Vy) – килловатчасов и тонн. Кроме того, в пунктах 12, 14, 16, 17 Порядка указаны максимальные размеры субсидий по каждому виду расходов – 10000 тыс.руб., 10 000 тыс.руб., 700 тыс.руб., 80 тыс. руб. При этом региональным законодателем не указан порядок применения указанных «потолков» твёрдых денежных сумм бюджетных средств и как они соотносятся в приведёнными формулами расчёта каждого вида субсидии (допустим как 90% от понесённых получателем затрат или при превышении размера расходов, когда сумма затрат больше максимальной суммы?). Таким образом, изучение новой редакции Порядка оказания государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 18 мая 2018 года N 265, показало, что в оспариваемые пункты 12, 14, 16, 17 и 17.1 включены изменения формулировок и формулы, которые противоречат бюджетному законодательству, содержат неточные формулировки расчета размера государственной поддержки, подлежащей выплате получателю, что указывает на правовую неясность указанных норм и возможность их неоднозначного толкования.
В своём возражении на административное исковое заявление Правительство Республики Тыва с указанными в административном исковом заявлении доводами прокурора не согласилось, указав, что оспариваемые положения постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года № 222 «Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства» не создают угрозы нарушения прав граждан, юридических лиц, не противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель административного истца Ооржак С.А. требования административного искового заявления (с учетом уточнённого иска) поддержала полностью.
Представитель административного ответчика – Правительства Республики Тыва по доверенности ФИО1 просила в удовлетворении иска отказать по доводам, указанным в возражении на иск, пояснив, что оспариваемые положения постановления Правительства Республики Тыва не противоречат федеральному законодательству, в указанное постановление внесены изменения, устраняющие противоречия.
Представитель заинтересованного лица – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва по доверенности ФИО2 просил отказать в удовлетворении требований прокурора.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1). С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан (часть 3).
Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года № 222 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 мая 2018 года № 265 в указанный порядок внесены изменения.
В соответствии со статьёй 4 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2001 года N 1277 (в ред. от 17.02.2015 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, иных нормативных правовых актов Республики Тыва» официальным опубликованием нормативного правового акта органа исполнительной власти Республики Тыва считается первая публикация его полного текста в газетах "Тувинская правда", "Шын" или в приложениях к газетам "Тувинская правда" "Нормативные акты Республики Тыва", "Шын", "Тыва Республиканын хоойлу-дурумнери", либо первое размещение (опубликование) на официальном сайте органа исполнительной власти Республики Тыва.
Первоначальный текст оспариваемого постановления Правительства Республики Тыва опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 24.05.2017 года, официальном портале Республики Тыва http://gov.tuva.ru, 19.05.2017 года, в периодическом издании "Тувинская правда", N 81, 01.08.2017 года.
Изменения, внесенные постановлением Правительства Республики Тыва от 18 мая 2018 года № 265 «О внесении изменений в Порядок предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва», также опубликованы 18.05.2018 года на официальном портале Республики Тыва http://gov.tuva.ru, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.05.2018 года.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В части 2 статьи 7 Закона Республики Тыва от 30.12.2016 года N 245-ЗРТ (ред. от 19.12.2017 года) "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" указано, что категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в республиканский бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, положения об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии их получателем утверждаются Правительством Республики Тыва.
В соответствии со статьями 1, 15 Конституционного закона Республики Тыва от 31.12.2003 N 95 ВХ-1 (ред. от 07.07.2017) «О Правительстве Республики Тыва», Правительство Республики Тыва осуществляет исполнительную власть в Республике Тыва и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Тыва.
Правительство Республики Тыва в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва, настоящим Конституционным законом, законами Республики Тыва, указами Главы - Председателя Правительства Республики Тыва издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Тыва. Постановления и распоряжения Правительства Республики Тыва обязательны к исполнению в Республике Тыва. Постановления и распоряжения Правительства Республики Тыва подписываются Главой - Председателем Правительства Республики Тыва либо по его поручению первым заместителем Председателя Правительства Республики Тыва, одним из заместителей Председателя Правительства Республики Тыва согласно распределению должностных обязанностей между ними.
Постановление Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года № 222 «Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва» подписано заместителем Председателя Правительства Республики Тыва Б. Монгушом.
Постановление Правительства Республики Тыва от 18 мая 2018 года № 265 «О внесении изменений в Порядок предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва» подписано Главой Республики Тыва Ш. Кара-оолом.
В соответствии с распоряжением Главы Республики Тыва «О распределении обязанностей между первым заместителем и заместителями Председателя Правительства Республики Тыва» заместитель Председателя Правительства Республики Тыва ФИО3 в случаях временного отсутствия Главы Республики Тыва исполняет его обязанности на основании распоряжения Главы; ведет вопросы проведения единой государственной политики в сферах регулирования и развития сельского хозяйства, агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения, поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Из анализа вышеуказанных норм законодательства и текста оспариваемого акта следует, что оспариваемое постановление Правительства Республики Тыва принято Правительством Республики Тыва в пределах своих полномочий, является нормативным правовым актом, так как оно издано в установленном порядке органом государственной власти, опубликовано в официальном издании, содержит правовые нормы обязательные для неопределённого круга лиц, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования).
Пунктом 4 Общих требований определен состав информации, подлежащий указанию при определении условий и порядка предоставления субсидий, в том числе требования, которым должны соответствовать получатели субсидий.
Согласно подпункту «г» пункта 4 Общих требований, размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения.
Изучив положения оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что по своему содержанию оспариваемые прокурором пункты 8, 12, 14, 16 и 17 вышеуказанного Порядка в первоначальной редакции постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года № 222 не определяют конкретный размер субсидии, не содержат порядок расчета субсидии, такое положение правового акта по своему содержанию носит неопределенный характер, не отвечает общеправовым критериям ясности и вызывает неоднозначное толкование, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, то есть не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что оспариваемый акт признается не действующим полностью или в части, если он вызывает неоднозначное толкование.
В силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Из разъяснений, изложенных в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 марта 2015 г. N 6-П, также следует, что возбуждение производства по делу об оспаривании нормативного правового акта ставится в зависимость от того, может ли оспариваемый акт рассматриваться как нарушающий права и свободы заявителя. Если заявителем оспаривается нормативный правовой акт, не затрагивающий его права, свободы или законные интересы, то суд отказывает в принятии заявления к рассмотрению. В то же время сам по себе факт нахождения лица в правоотношениях, регулируемых нормативным правовым актом, уже свидетельствует о возможности рассмотрения соответствующего дела и тем самым о возможности защиты нарушенных прав в рамках оспаривания правового акта, содержащего правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, не дожидаясь принятия на его основе негативных для данного лица правоприменительных решений.
По настоящему делу представителем административного истца предоставлены:
платёжное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении денежных средств в размере 6002100 рублей на банковский счет получателя **, основание: субсидии на возмещение затрат на приобретение кормов с учетом доставки согласно перечня б/н от 21.07.2017, постановление Правительства РТ от 19.05.2017 года № 222;
платёжное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6391 630 рублей на банковский счет получателя **, основание: субсидии на развитие птицеводства согласно перечня б/н от 01.09.2017 года, постановление Правительства РТ от 19.05.2017 года № 222;
платёжное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 9 000 000 рублей на банковский счет получателя **, основание: субсидии на приобретение молодок кур-несушек согласно перечня б/н от 22.06.2017 года, постановление Правительства РТ от 19.05.2017 года № 222;
платёжное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 124 960 рублей на банковский счет получателя **, основание: субсидии на возмещение затрат на приобретение кормов согласно перечня б/н от 22.06.2017 года, постановление Правительства РТ от 19.05.2017 года № 222.
Из ответа Министерства сельского хозяйства продовольствия Республики Тыва первому заместителю прокурора Республики Тыва от 23 января 2018 года следует, что в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы» на 2017 год за счёт республиканского бюджета на 2017 год были предусмотрены субсидии на развитие птицеводства в размере 32 856,8 тыс. рублей, из них: субсидии на компенсацию части затрат на приобретение кормов с учётом транспортных расходов и инкубационного яйца для развития птицеводства – 31 518,7 тыс. рублей; субсидии на возмещение затрат за реализованное мясо птицы – 164,2 тыс. рублей; энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве (субсидии на компенсацию части затрат на оплату за потреблённую электроэнергию) – 1173,9 тыс. рублей. По состоянию на 01 января 2018 года предусмотренные суммы профинансированы в полном объёме. Из них 1 338,1 тыс. рублей перечислены на р/с ООО «Абаканский комбикормовой завод» в первом квартале 2017 года на: субсидии на возмещение затрат за реализованное мясо птицы в размере 164,2 тыс. рублей; субсидии на компенсацию части затрат на оплату за потреблённую электроэнергию в размере 1173,9 тыс. рублей. 31708,69 тыс.рублей направлены в р/с ** в течение второго и третьего квартала.
Исходя из указанного, суд приходит к выводу о том, что пункты 8, 12, 14, 16 и 17 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года № 222 на момент обращения административного истца в суд являлись действующими, в период действия названной редакции постановление применялось в отношении организаций, которые получили субсидии на основании указанного Порядка.
Поскольку пункты 8, 12, 14, 16 и 17 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года № 222 не соответствуют вышеприведённому федеральному законодательству, то требования прокурора в этой части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку судом установлено, что в 2017 году на основании постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года № 222 субсидии предоставлены **, о чём имеются соответствующие платежные поручения, тем самым оспариваемые пункты 8, 12, 14, 16 и 17 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года № 222 применялись, то суд считает необходимым признать не действующими пункты 8, 12, 14, 16 и 17 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года № 222 со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.
Разрешая требования прокурора об оспаривании пунктов 12, 14, 16, 17 и 17.1 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 18 мая 2018 года № 265, суд приходит к следующему.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 КАС РФ предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.
Судом установлено, что постановлением Правительства Республики Тыва от 18 мая 2018 года № 265 внесены изменения в Порядок предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года № 222.
Данное постановление опубликовано на официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://gov.tuva.ru, 18.05.2018. В соответствии с пунктом 3 названного постановления оно вступило в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
Вместе с тем постановлением Правительства Республики Тыва от 31 июля 2018 года № 388 внесены изменения в пункты 12, 14, 16, 17 и 17.1 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва.
Данное постановление опубликовано на официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://gov.tuva.ru, 31.07.2018 года, вступили в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
В связи с вступлением в силу новых изменений, внесенных в Порядок предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва Постановлением от 31 июля 2018 года, редакция от 18 мая 2018 года № 265 перестала затрагивать права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. При этом сведений о применении указанной редакции суду не представлено.
В силу части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, настоящее административное дело в части требований об оспаривании пунктов 12, 14, 16, 17 и 17.1 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 18 мая 2018 года № 265 подлежит прекращению.
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газете "Тувинская правда", а также размещению на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://pravo.gov.ru), «Официальном портале Республики Тыва (http://gov.tuva.ru).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление прокурора Республики Тыва удовлетворить частично.
Признать пункты 8, 12, 14, 16 и 17 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года № 222 (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 года № 222) не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Республики Тыва к Правительству Республики Тыва о признании не действующими пунктов 12, 14, 16, 17 и 17.1 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017 № 222 (в редакции постановления Правительства Республики Тыва от 18 мая 2018 года №265) прекратить.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газете "Тувинская правда", а также размещению на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://pravo.gov.ru), «Официальном портале Республики Тыва (http://gov.tuva.ru).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 27 августа 2018 года.
Судья Т.В. Кунгаа