Дело № 3а-16/2019
О М С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 марта 2019 года г. Омск
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ланцовой М.В.
при секретаре Бердовой А.А.
с участием прокурора Сосковец И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сибгидропроект» к Совету Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании недействующими Решения Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 02.11.2018 № 27 «Об отмене решения Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 17.09.2018 № 22 «О внесении изменений в Генеральный план Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области», Решения Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 02.11.2018 № 28 «Об отмене решения Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 17.09.2018 № 23 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области»,
у с т а н о в и л:
Решением Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 02.07.2014 № 15 утвержден генеральный план указанного сельского поселения (далее – Генеральный план). (т. 1 л.д. 81, 83).
Решением Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 28.06.2017 № 15 утверждены правила застройки и землепользования указанного сельского поселения. (далее - Правила) (т. 1 л.д. 96-135).
17 сентября 2018 Советом Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области приняты решение № 22 «О внесении изменений в Генеральный план Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области» (далее – Решение № 22) и решение № 23 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области» (далее – Решение № 23). (т. 1 л.д. 151-152, 153-221, положение о территориальном планировании – т. 4 л.д. 229-240, материалы по обоснованию генерального плана – т. 5 л.д. 1-126, ).
Решения № 22 и № 23 опубликованы в периодическом печатном издании «Омский муниципальный вестник» от 18 сентября 2018 г. № 26 (291) (т. 2 л.д. 1-76).
2 ноября 2018 г. Советом Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области принято решение № 27 «Об отмене решения Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 17.09.2018 № 22 «О внесении изменений в Генеральный план Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области» (далее – Решение № 27), а также решение № 28 «Об отмене решения Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 17.09.2018 № 23 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области» (далее – Решение № 28). (т. 2 л.д. 78,79).
Решения № 27 и № 28 опубликованы в периодическом печатном издании «Омский муниципальный вестник» от 06 ноября 2018 г. № 31 (296) (т. 2 л.д. 85).
Общество с ограниченной ответственностью «Сибгидропроект» (далее – ООО «Сибгидропроект») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими решений № 27 и № 28 со дня их принятия.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано на то, что основным видом деятельности ООО «Сибгидропроект» является разработка гравийных и песчаных карьеров. Общество является правообладателем лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на Вачинском участке недр, расположенном в границах указанного сельского поселения. Распоряжением администрации Омского муниципального района Омской области от 25.05.2018 № Р-18/ОМС-923 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с условным номером № <...>, площадью 461000 кв.м, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером № <...>, местоположение которого установлено примерно в 2625 м по направлению на юг относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, из состава земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования. Одним из условий предоставления земельного участка является перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях недропользования. Во исполнение указанного распоряжения ООО «Сибгидропроект» образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 55:20:150709:100. Изменениями, внесенными в указанный Генеральный план решением № 22, земельный участок с кадастровым номером 55:20:150709:100 отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Изменениями, внесенными в Правила застройки и землепользования решением № 23, в отношении указанного участка установлена территориальная зона – недропользование, определены виды разрешенного использования земельного участка. В связи с принятием административным ответчиком Решений № 27 и № 28, которыми были отменены Решения № 22 и № 23 соответственно, по результатам рассмотрения обращения ООО «Сибгидропроект» Министерством имущественных отношений Омской области принято распоряжение от 21.12.2018 № 2774-р об отказе в переводе указанного земельного участка из одной категории в другую в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка Генеральному плану. (т. 1 л.д. 45-68, 27-28, 26, т. 2 л.д. 88-90)
Административный истец полагает, что оспариваемые решения приняты с нарушением требований законодательства, основания для отмены Решений №22 и №23 отсутствовали; указывает на нарушение прав и законных интересов ООО «Сибгидропроект», поскольку отмена ранее внесенных изменений повлекла отказ в переводе земельного участка с кадастровым номером № <...> в иную категорию, сделала невозможным исполнение распоряжения администрации Омского муниципального района Омской области от 25.05.2018.
В судебном заседании представители административного истца ООО «Сибгидропроект» ФИО1, ФИО2 административные исковые требования поддержали с учетом дополнений (т. 1 л.д. 5-14, т. 3 л.д. 114-119, т. 4 л.д. 27-31, т. 5 л.д. 153-156).
В судебном заседании представители административного ответчика Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО3, ФИО4, ФИО5 административные исковые требования не признал, указав на соответствие оспариваемых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, наличие оснований для отмены Решений №22 и №23, в том числе нарушение процедуры проведения публичных слушаний по проектам изменений, вносимых в Генеральный план и Правила. (письменные отзывы – т. 3 л.д. 161-168, 177-186).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области участие не принимал. В письменном отзыве Глава сельского поселения ФИО6 просил принять решение по делу на усмотрение суда. (т. 2 л.д. 199-205).
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. (письменный отзыв - т. 3 л.д. 205-207, т. 4 л.д. 100-102, т. 6 л.д. 19-20).
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Омской области не явился, представлен письменный отзыв (т. 4 л.д. 108-110).
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Омской области также не явился, представлен письменный отзыв на иск, в котором вопрос об удовлетворении заявленных административных требований оставлен на усмотрение суда (т. 4 л.д. 159-161).
В судебном заседании представитель администрации Омского муниципального района Омской области ФИО7 поддержала позицию административного ответчика. ( т. 3 л.д. 187-194, т. 4 л.д. 47-48 ).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Сосковец И.В., полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, оценив оспариваемые нормативные правовые акты на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 32, ст. 33 ГрК РФ решения об утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки, а также решения о внесении в них изменений принимаются представительным органом местного самоуправления.
Муниципальное образование Новотроицкое сельское поселение Омского муниципального района Омской области наделено статусом сельского поселения (ст. 2 Устава). Совет Новотроицкое сельского поселения является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления (ст. 19 Устава) (т. 2 л.д. 117-155).
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4 ст. 14, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соглашениями от 21.03.2017, 27.12.2017, полномочия в сфере утверждения генеральных планов поселения, правил застройки и землепользования на 2017, 2018 г.г. администрацией Омского муниципального района Омской области переданы администрации Новотроицкого сельского поселения (т. 2 л.д. 206-215, т. 5 л.д. 132-134). На 2019 г. такие полномочия Новотроицкому сельскому поселению не передавались. (т. 3 л.д. 195-201).
Таким образом, как оспариваемые Решения № 27 и № 28, так и Решения № 22 и № 23 приняты надлежащим органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением формы.
Оспариваемыми решениями отменены нормативные правовые акты, которыми вносились изменения в Генеральный план и Правила, возвращено прежнее правовое регулирование.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 48 названного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Указанное положение Федерального закона, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленных в статье 12 Конституции Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от <...>№ <...>-О-О).
Однако реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им нормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.
Из содержания оспариваемых нормативных правовых актов следует, что основаниями для отмены Решений № 22 и № 23 явилось решение № 26 Совета Новотроицкого сельского поселения от 02.11.2018 о признании недействительными результатов публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план, состоявшихся в д. Луговая. (т. 2 л.д. 77, 86). Решение № 26 было отменено решением Совета Новотроицкого сельского поселения № 29 от 14.11.2018.
Однако, в ходе судебного разбирательства представители административного ответчика настаивали на том, что основанием для принятия Решений № 27 и № 28 и отмены изменений, внесенных в Генеральный план и Правила, послужили нарушения, допущенные при проведении публичных слушаний, несоответствие принятых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Поводом послужили обращения граждан, проживающих в населенных пунктах Новотроицкого сельского поселения, о несогласии с планируемым размещением в границах д. Луговая кладбища.
Проверяя процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов, суд установил следующее.
Порядок утверждения генерального плана поселения и внесение в него изменений установлены статьями 5.1, 24 и 25 ГрК РФ.
Порядок утверждения правил землепользования и застройки и внесение в них изменений урегулирован статьями 5.1, 33 и 34 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 24 ГрК РФ 5 октября 2017 г. Главой Новотроицкого сельского поселения принято постановление №289 о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план, утверждено техническое задание на выполнение работ по подготовке проекта изменений. Постановление опубликовано в периодическом печатном издании «Омский муниципальный вестник» от 5 октября 2018 г. № 24 (251) (т. 3 л.д. 1-19).
8 ноября 2017 г. между администрацией Новотроицкого сельского поселения (заказчик) и ООО «Техкадастр» (подрядчик) заключен муниципальный контракт на оказание услуги по территориальному планированию согласно техническому заданию. (т. 2 л.д. 216-243).
Проект изменений, подлежащих внесению в Генеральный план, был подготовлен подрядчиком и размещен на официальном сайте сельского поселения http://oms.omskportal.ru, за исключением карты функциональных зон.
В период с декабря 2017 г. по июль 2018 г. органом местного самоуправления проведена процедура согласования проекта генерального плана в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти Омской области. Проект доработан с учетом замечаний, указанных в сводных заключениях Минэкономразвития России и Правительства Омской области, рассмотрен на заседании согласительной комиссии. (т. 3 л.д. 20-89).
Как следует из содержания проекта, изменения в Генеральный план касались установления охранной зоны нефте- и газопроводов; изменения категории земельных участков сельскохозяйственного использования путем отнесения их к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (в том числе земельный участок с кадастровым номером 55:20:150709:100); исключения земель лесного фонда из состава земель населенных пунктов; определения места размещения кладбища в границах д. Луговая и другого.
Постановлением Главы сельского поселения от 26 июля 2018 года № 272 публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план назначены на 28 августа 2018 года в каждом из населенных пунктов сельского поселения (с Новотроицкое, д. Малокулачье, с. Чернолучье, д. Луговая) на 10.00 час., 12.00 час., 14.00 час., 16.00 час. соответственно. Постановление опубликовано в периодическом печатном издании «Омский муниципальный вестник» от 26 июля 2018 г. № 19 (284), а также размещено на официальном сайте муниципального образования (т. 3 л.д. 90, 91).
Проект генерального плана с внесенными изменениями опубликован в периодическом печатном издании «Омский муниципальный вестник» от 26 июля 2018 г. № 19/1 (284) (т. 4 л.д. 191-210). При этом карты, входящие в состав утверждаемых материалов Генерального плана, опубликованы не были. На официальном сайте сельского поселения текстовые и графические материалы также не опубликованы.
31.08.2018 Главой сельского поселения принято постановление №279 о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области. (т. 5 л.д. 135). В периодическом печатном издании «Омский муниципальный вестник» от 31 июля 2018 г. № 21 (286), а также на официальном сайте муниципального образования постановление опубликовано с указанием даты – 31.08.2018 (т. 5 л.д. 142).
10 августа 2018 г. Главой сельского поселения принято постановление №297 о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила на 28 августа 2018 г. в каждом населенном пункте сельского поселения на 10.30 час., 12.30 час., 14.30 час., 16.30 час. соответственно. (т. 4 л.д. 176-177). Постановление, а также проект Правил землепользования и застройки сельского поселения (редакция 2018 г.) опубликованы в периодическом печатном издании «Омский муниципальный вестник» от 10 августа 2018 г. № 23 (288) и на официальном сайте сельского поселения (т. 4 л.д. 178-187). При этом карта градостроительного зонирования в составе Правил (приложение №1) опубликована не была.
Согласно проекту Правила застройки и землепользования Новотроицкого сельского поселения изложены в новой редакции.
В соответствии с частями 18, 21, 23 статьи 5.1 ГрК РФ организатором публичных слушаний подготовлены и оформлены протоколы публичных слушаний по проектам внесения изменений в Генеральный план и Правила, состоявшихся 28 августа 2018 г., а также заключения о результатах публичных слушаний, которые были опубликованы в периодическом печатном издании «Омский муниципальный вестник» от 4 сентября 2018 г. № 24 (289), и размещены на официальном сайте (т. 3 л.д. 95-102).
05.09.2018 Главой сельского поселения приняты постановления №314 и №315 о направлении проектов изменений в Генеральный план и Правила в Совет Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области. (т. 3 л.д. 103-104).
Проекты нормативных правовых актов рассмотрены на заседании представительного органа местного самоуправления 17.09.2018 при наличии необходимого числа депутатов. По итогам рассмотрения приняты Решения №22 и №23 о внесении соответствующих изменений, нормативные правовые акта опубликованы в периодическом печатном издании «Омский муниципальный вестник» от 18 сентября 2018 г. № 26 (291), и размещены на официальном сайте (т. 1 л.д. 222-225, т. 2 л.д. 1-76).
Проверив доводы административного ответчика о наличии оснований для отмены указанных решений в связи с выявленными нарушениями процедуры проведения публичных слушаний при подготовке проектов нормативных правовых актов, несоответствием принятых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что такие нарушения были допущены.
По смыслу закона публичные слушания, являясь составным элементом градостроительной деятельности, проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов граждан, постоянно проживающих на территории, в отношении которой подготовлены проекты, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства. Заключение, принимаемое по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер, не являясь обязательным для органа, обладающего властными полномочиями в сфере градостроительной деятельности.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Согласно пунктам 34 и 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Материалы по обоснованию генерального плана содержали указание на наличие в сельском поселении двух существующих кладбищ, площадью 2,1 га, и планируемое количество – три кладбища, общей площадью 7,6 га. При этом размещение кладбищ в д. Луговая, д. Малокулачье и с. Чернолучье не предусматривалось, тогда как в с. Новотроицкое планировалось разместить 2 кладбища общей площадью 7,1 га. (т. 4 л.д. 201-203).
Вместе с тем, на карте функциональных зон сельского поселения в границах д. Луговая отображено кладбище общей площадью 41,6 га. Указанный объект обозначен как существующий, а не планируемый к размещению.
Таким образом, текстовая и графическая части проекта Генерального плана содержали противоречия, не позволяющие получить достоверную информацию о планируемых к размещению объектах на территории сельского поселения.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Материалы по обоснованию Генерального плана не содержат мотивированных доводов о необходимости размещения вблизи д. Луговая Новотроицкого сельского поселения места захоронения свыше максимальной площади, притом что численность населения в указанном населенном пункте на 2017 г. составляла 148 чел., прогнозный показатель на период до 2037 г. равен 150 чел.
Из протокола заседания Совета Новотроицкого сельского поселения (т. 2 л.д. 80-84), материала об отказе в возбуждении уголовного дела № <...> по результатам проверки, проведенной Омским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Омской области, следует, что принятие оспариваемых Решений №27 и №28 было обусловлено поступившими обращениями жителей деревни Луговая в связи с началом осуществления в октябре 2018 г. неустановленными лицами земляных работ по размещению кладбища вблизи указанного населенного пункта, отсутствии у населения информации о внесении соответствующих изменений в документы территориального планирования.
Согласно пояснениям главы Новотроицкого сельского поселения ФИО6, данным в ходе проверки, после опубликования информации о внесении изменений в генеральный план Новотроицкого сельского поселения в сети Интернет в 2017 году в администрацию сельского поселения обратился представитель ФИО8ФИО9 с вопросом предоставления возможности размещения кладбища на принадлежащем последней земельных участках. ФИО6 предложил обратиться с данным вопросом в ООО «Техкадастр», которое занималось работами по внесению изменений в генеральный план, при этом положительных и отрицательных ответов по данному вопросу он ему не давал.
Из объяснений депутатов Совета Новотроицкого сельского поселения также следует, что планируемое размещение в границах д. Луговая кладбища на заседаниях представительного органа местного самоуправления не обсуждалось.
Картографический материал в составе проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в Генеральный план и Правила в установленном частью 4 статьи 5.1 ГрК РФ порядке не публиковался. При таком положении размещение таких материалов в здании администрации сельского поселения в с. Новотроицкое во внимание принято быть не может.
В нарушение положений части 5 статьи 28, части 9 статьи 5.1 ГрК РФ суду не представлены доказательства по организации выставок, экспозиций демонстрационных материалов проектов нормативных правовых актов, которыми планировалось внести изменения в Генеральный план и Правила, организации консультирования посетителей экспозиции; выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта ООО «Техкадастр» на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению не обеспечены.
Анализ содержания протоколов публичных слушаний дает основания для вывода об их формальном проведении, поскольку при значительном объеме изменений какие-либо предложения, заявления от населения не поступали, общее количество присутствующих в каждом из населенных пунктов составило от 5 до 8 человек, включая представителей администрации сельского поселения, Совета Новотроицкого сельского поселения, представителя разработчика проекта ООО «Техкадастр».
Представленные суду фотографии о размещении объявлений на информационных стендах в населенных пунктах с. Новотроицкое, д. Луговая, д. Малокулачье свидетельствуют о доведении до населения информации только о подготовке изменений в Генеральный план, информация о проекте изменений в Правила отсутствует, доказательства о размещении объявлений в с. Чернолучье суду не представлены. (т. 4 л.д. 211-218).
При таком положении суд приходит к выводу о том, что при подготовке проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в Генеральный план и Правила органом местного самоуправления населению не была обеспечена возможность участвовать в их обсуждении, что повлекло нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории сельского поселения, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
В материалах дела имеются доказательства того, что проект внесения изменений в Правила был опубликован 10 августа 2018 года, публичные слушания по нему проведены 28 августа 2018 года, т.е. менее чем через два месяца с момента опубликования, что противоречит предписаниям части 13 статьи 31 ГрК РФ, устанавливающим, что продолжительность публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
Таким образом, публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила проведены органом местного самоуправления с нарушением сроков, установленных частью 13 статьи 31 ГрК РФ.
Положения части 14 статьи 31 ГрК РФ о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний в срок не более чем один месяц применяются в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны. Однако, согласно Решению №23 Правила застройки и землепользования Новотроицкого сельского поселения изложены в новой редакции, изменены структура нормативного правового акта, наименования территориальных зон, определены новые территориальные зоны, градостроительные регламенты применительно к каждой территориальной зоне изложены в иной редакции. В связи с чем в рассматриваемом случае применению подлежали положения части 14 статьи 31 ГрК РФ.
Исходя из содержания части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
Установив указанные нарушения, Совет Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области правомерно принял Решения №27 и №28 об отмене ранее принятых нормативных актов о внесении изменений Генеральный план и Правила, таким образом, восстановив имевшее место положение до их принятия.
При указанных обстоятельствах суд исходит из законности оспариваемых нормативных правовых актов.
Нельзя согласиться с доводами административного истца о том, что принятые акты нарушают права ООО «Сибгидропроект» как правообладателя лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на Вачинском участке недр, расположенном в границах указанного сельского поселения, поскольку отмена нормативного акта, принятого с нарушением законодательства и, соответственно, не подлежащего применению при реализации прав физических и юридических лиц, не влечет нарушения их прав и законных интересов.
Доводы о том, что отмена административным ответчиком Решений №22 и №23 препятствует в переводе земельного участка с кадастровым номером № <...> из одной категории в другую, а также предоставлению указанного земельного участка в пользование, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых решений. Вопрос реализации прав административного истца на обращение в уполномоченный орган с заявлением о переводе земельного участка из одной категории в другую не является предметом исследования при разрешении вопроса о законности обжалуемых нормативных правовых актов органа местного самоуправления, подлежит разрешению и судебной защите в ином порядке.
В связи с этим, в удовлетворении административных исковых требований ООО «Сибгидропроект» об оспаривании нормативных правовых актов следует отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Сибгидропроект» к Совету Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании недействующими Решения Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 02.11.2018 № 27 «Об отмене решения Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 17.09.2018 № 22 «О внесении изменений в Генеральный план Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области», Решения Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 02.11.2018 № 28 «Об отмене решения Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 17.09.2018 № 23 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области» оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ланцова М.В.