ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/19 от 12.03.2019 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Дело № 3а-16/2019

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ 12 марта 2019 года

Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

судьи Гатеева С.Г.,

с участием прокурора Перепелкиной Н.Б.,

при секретаре Санакоевой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» о признании недействующим пункта 1 постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2017 года №29 «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услугу, оказываемую акционерным обществом «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания», в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении по территории Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год»,

установил:

АО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» обратилось в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с административным исковым заявлением, в котором просило суд признать недействующим пункт 1 постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2017 года №29 «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услугу, оказываемую акционерным обществом «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания», в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении по территории Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год», в размере 2,59 руб. за один пассажиро-километр пути.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. № 384, и с целью осуществления пассажирских перевозок в пригородном сообщении, 22 июня 2007 года создано открытое акционерное общество «Дон-Пригород», которое в январе 2011 года переименовано в Открытое акционерное общество «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания», а в июле 2017 года в Акционерное общество «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» (далее - АО «СКППК»).

Приказом ФСТ России от 28 декабря 2010г. ... «СППК» внесено в Реестр субъектов естественных монополий под регистрационным номером 6/1/2, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

АО «СКППК» является организацией, осуществляющей перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Республики Северная Осетия - Алания.

АО «СКППК» в порядке, предусмотренном Приказом ФСТ РФ от 19 августа 2011 года ... «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения)» представило в Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия – Алания (далее – РСТ РСО-Алания) материалы по финансово - хозяйственной деятельности Общества для установления экономически обоснованного тарифа на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Северная Осетия - Алания на 2018 год.

Постановлением РСТ РСО-Алания от 18 декабря 2017 №29 установлен экономически обоснованный тариф на 2018 год в размере 2,59 рублей за один пассажиро-километр пути.

К указанному Постановлению прилагается Протокол заседания правления РСТ РСО-Алания от 18 декабря 2017 года №29, в котором определяется порядок расчета экономически обоснованных затрат на перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории РСО-Алания на 2018 год.

В соответствии с указанным Протоколом на территории РСО-Алания определена обоснованная, с точки зрения РСТ РСО-Алания себестоимость услуги по перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, оказываемой АО «СКППК» в 2018 году и установлен экономически обоснованный уровень тарифа на один пассажиро-километр и составляет 2,59 рублей.

АО «СКППК» считает действия РСТ РСО-Алания по определению экономически обоснованного уровня тарифа на 2018 год в размере 2,59 рублей один километр не соответствующими требованиями действующего законодательства, предусматривающего использование инструмента государственного ценового регулирования на основе принципа установления тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающих безубыточность деятельности субъектов регулирования.

Согласно расчетам, поданным в РСТ РСО-Алания Компанией, уровень экономически обоснованного тарифа на 2018 год на территории РСО-Алания составляет 6,73 рублей за один километр.

При этом РСТ РСО-Алания установлен размер тарифа на 2018 год в меньшем размере, чем необходимо для покрытия себестоимости перевозки.

Вышеуказанные действия противоречат положениям Приказа ФСТ России от 28 сентября 2010 года ... «Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации» (далее – Методика ...).

Основные разногласия между АО «СКППК» и РСТ РСО-Алания при определении размера экономически обоснованного тарифа на 2018 год возникли по объемному показателю «пассажирооборот».

АО «СКППК» планировала на 2018 год пассажирооборот - 1785,5 тыс. пасс-км, а регулятором принято 3481,9 тыс. пасс-км, что в два раза превышает заявленное Компанией. Фактический пассажирооборот по отчетным данным за 2016 год составил 1940,654, а за 2017 год (планируемый исходя из данных 11 месяцев 2017 года) составил 1824,625 тыс. пасс-км, (данные на момент рассмотрения тарифного дела).

Данный факт противоречит пунктам 5 и 23.6 Методики, согласно которым ожидаемые на текущий период (год) и прогнозные на период регулирования индексы изменения объемов работы компании пригородных пассажирских перевозок по субъектам Российской Федерации, которые расположены в зоне обслуживания данной компании пригородных пассажирских перевозок, определяются аналогично подпункту 22.8 пункта 22 Методики с использованием данных об объемах работы компании пригородных пассажирских перевозок за отчетный, текущий периоды (полгода и ожидаемые по году) и прогнозных на период регулирования, представляемые компанией согласно приложению 8 к настоящей Методике.

Если населенность вагонов компании пригородных пассажирских перевозок на ожидаемый период (год) или на период регулирования оказывается ниже, чем в отчетном периоде, оценка индексов изменения пассажирооборота производится регулирующим органом с учетом стимулирования прироста объемов работы субъектов регулирования, в том числе за счет снижения количества безбилетных пассажиров.

При необходимости регулирующий орган самостоятельно проверяет показатели объемов работы, представленные субъектом регулирования, в том числе с применением маркетинговых исследований или экспертных оценок.

Методика предусматривает предоставление информации по объемам работы в виде Приложения 8 к Методике, которое было представлено в пакете документов к Заявлению об установлении тарифа.

Регулятором определения экономически обоснованного тарифа на 2018 год, в нарушение положений Методики, проводилось без использования данных предоставленных АО «СКППК», а также исходя из доводов, изложенных в выписке, анализ представленных в приложении 8 объемных показателей не проводился.

Также Методика предусматривает возможность Регулятора стимулирования прироста объемов работы субъекта регулирования только в случае, если населенность вагонов компании на период регулирования оказывается ниже, чем в отчетном периоде. Исходя из Приложения 8 населенность вагонов в 2016 году (отчетный год) составляла 7,8 человек на вагон. Фактическая населенность вагона в 2017 году составило 11,4 человек, что в свою очередь, не подтверждает довод РСТ РСО-Алания о снижении показателя «средняя населенность вагона».

Таким образом, у РСТ РСО-Алания отсутствовали основания для применения стимулирования прироста объемов, и не имелось оснований предусматривать населенность вагонов в количестве 19,9 человек на вагон.

Также из текста Протокола следует, что в процессе анализа фактического количества проданных АО «СКППК» билетов выявлено резкое снижение продаваемых билетов в 2016 года по отношению к 2014 и 2015 годам. В противовес отраженному в Протоколе доводу о снижении количества продаваемых билетов, а значит и перевезенных пассажиров, регулятором предусматривается прирост показателя «пассажирооборот» более чем в 2 раза, а такой объемный показатель как «пассажирооборот» предусматривает под собой как раз количество реализованных билетов, количество перевезенных пассажиров и расстояние на которое была осуществлена перевозка. При этом, обосновывающих доводов, для завышения объемных показателей в Протоколе не приведено.

Основным Заказчиком объема транспортной работы АО «СКППК» является Правительство Республики Северная Осетия - Алания, которое в 2016, 2017 годах принимало данный объем перевозимых пассажиров (представленный в Приложении 8 и отчетной формой ЦО-22), исходя из данного объема выплачивало выпадающие доходы и именно данный объем являлся основой формирования республиканского заказа на объем вагоно-километровой на 2018 год.

При проведении экспертизы материалов АО «СКППК» экспертами РСТ РСО-Алания применялись данные в соответствии с проведенными обследованиями пассажиропотока.

Предоставленные акты обследования не могли приниматься РСТ РСО- Алания для расчета пассажирооборота, так как:

- во-первых, данные обследования проводились лишь в течение нескольких дней, что не может отражать реальной картины объема работы АО «СКППК». Тем более, пригородное железнодорожное сообщение подвержено сезонным и дневным колебанием пассажиропотока. Так, исходя из анализа ЦО-22 следует, что колебания пассажиропотока в течение недели могут изменяться более чем в два раза. Исходя из вышеуказанных данных, очевидно завышение пассажирооборота РСТ РСО-Алания более чем на 50%;

- во-вторых, нельзя зафиксировать визуально фактический пассажирооборот, только лишь количество перевезенных пассажиров. Опрос пассажиров о расстоянии следования не может отражать белее реальный пассажирооборот, чем отражено в реализованных билетах (форма ЦО-22), также представленных в РСТ РСО-Алания. Показатель «пассажирооборот» отражает сколько и на какое в среднем расстояние проезжает 1 пассажир, определяется путем умножения количества отправленных пассажиров на среднюю дальность поездки. Все данные о количестве перевезенных человек, о средней дальности поездки и пассажиропотоке по каждому субъекту РФ, входящего в полигон обслуживания Общества отражаются в статистической отчетности ЦО-22. Исходя из полученных статистических данных о пассажирообороте и фактическом пробеге вагонов (вагоно-км) и формируется показатель «средняя населенность вагона»;

- в-третьих, Методика позволяет при наличии необходимости проверить регулирующему органу самостоятельно показатели объемов работы, представленные субъектом регулирования, в том числе с применением маркетинговых исследований или экспертных оценок.

В Протоколе РСТ РСО-Алания не обосновала наличие необходимости проверки показателей объемов работы, зафиксированных в отчетности АО «СКППК». Также ни в одном из актов обследования не зафиксированы безбилетные пассажиры, что тем самым опровергает довод РСТ РСО-Алания о некачественной работе контролеров и дает основания полагать о достоверности отчетности формируемой на основании реализованных билетов.

Проверка могла осуществляться только в виде маркетинговых исследований или экспертных оценок, чего сделано не было, в связи, с чем акты обследования за двадцать восемь дней не могут являться основанием для расчета объема работы АО «СКППК» на 2017 год.

Искусственное завышение регулятором объема пассажирооборота при определении экономически обоснованного тарифа на 2018 год повлечет возникновение у АО «СКППК неучтенных затрат в размере 2035,6 тыс. рублей, которые возникают вследствие завышения регулятором доходов, получаемых от пассажиров и не покрывают НВВ в полном объеме.

Установление экономически обоснованного тарифа, не покрывающего НВВ компании, лишает ее на обеспечение своей деятельности на безубыточном уровне, согласно требований п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 07 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 января 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Республики Северная Осетия – Алания и Министерство промышленности и транспорта Республики Северная Осетия – Алания.

В судебном заседании представитель АО «СКППК» ФИО1 заявленные требования поддержала, просила суд удовлетворить иск. Пояснила также, что п.23.6 Методики №235-т/1 определена необходимость использования данных об объемах работы компании пригородных пассажирских перевозок за отчетный 2016 год, текущий периоды полгода и ожидаемых по году, то есть 2017 год, и прогнозных за 2018 год. Регулятором при определении экономически обоснованного тарифа на 2018 год не исследовались фактические данные, предоставленные компанией в приложении №8. Методика предусматривает возможность стимулирования прироста пригородной компании только в том случае, если населенность вагона оказывается ниже. У компании имелся прирост населенности вагонов. При определении снижения объемного показателя пассажирооборота, регулятором использовались не фактические данные, а те данные, которые были положены при регулировании тарифов за предыдущие периоды. При регулировании тарифов объемные показатели были завышены, и не отражали фактическую перевозку пассажиров. Акты обследования невозможно использовать. С компанией не согласовали периоды проведения обследований. Обследования пассажирооборота проводились только за период 28 дней.

Представители РСТ РСО-Алания ФИО2, ФИО3, в судебном заседании просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований. Пояснили, что РСТ РСО-Алания установлен экономически обоснованный тариф в соответствии с Методикой №235-т/1. В пункте 23.6 Методики №235-т/1 указывается, что регулирующий орган самостоятельно проверяет показатели объемов работы, представленные субъектом регулирования, в том числе с применением маркетинговых или экспертных оценок. Необходимость использования данных результатов обследования пассажиропотока при расчете объемного показателя пассажирооборота возникла в результате значительного снижения количества перевезенных пассажиров по отчетам компании. Данные исследования проводились совместно с Министерством промышленности и транспорта РСО-Алания и АО «СКППК». Акты исследования были направлены в АО «СКППК». Никаких возражений на данные акты не поступало.

Представитель Министерства промышленности и транспорта Республики Северная Осетия – Алания ФИО4, в судебное заседание не явилась. В ранее представленном суду отзыве, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований. Также указала, что Министерства промышленности и транспорта РСО – Алания является уполномоченным органом Республики Северная Осетия – Алания в вопросах обеспечения населения услугами железнодорожного транспорта, а также главным распорядителем и получателем средств республиканского бюджета, предусмотренных для реализации возложенных на него функций. Министерство в 2017 года более пяти раз проводило обследование пассажиропотока на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на территории РСО-Алания. При обследовании принимали участие представители АО «СКППК». По результатам были составлены акты обследования, которые были направлены АО «СКППК». Из пяти актов обследования АО «СКППК» подписано только два. Согласно протоколу №29 заседания Правления РСТ РСО-Алания от 18 декабря 2017 года АО «СКППК» планировало перевести 79,2 тыс. пассажиров в 2018 году. Однако исходя из расчетов (отчетов) по возмещению убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов от пригородных перевозок АО «СКППК» за 2018 год, количество перевезенных пассажиров с января по декабрь 2018 года составило 103696 человек. Увеличение количества перевезенных пассажиров свидетельствует о росте пассажиропотока в среднем на 20% и этому предшествовало регулярное обследование пассажиропотока, проведение регулярных встреч с руководством компании, а также усиления контроля безбилетных пассажиров в лице второго билетного кассира, что в дальнейшем привело к объективной картине количества перевезенных (обелеченных) пассажиров, а также росту доходов компании.

Представитель Правительства Республики Северная Осетия – Алания ФИО5, в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Перепелкиной Н.Б, полагавшей исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2009 г. № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. К их числу отнесена перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (пункт 5 Перечня).

Пунктом 1 ст.8 Федерального закона от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ) предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

В силу ч.2.1 ст.8 Федерального закона от 10 января 2003 г. №17-ФЗ экономически обоснованный уровень тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифы, сборы и плата за данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 г. № 235-т/1 утверждена Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (действовавшая на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), которая предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и являющихся субъектами естественных монополий (пункт 2 Методики № 235-т/1).

Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления РСТ РСО-Алания от 18 декабря 2017 года №29 установлен экономически обоснованный уровень тарифа на услугу, оказываемую акционерным обществом «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания», в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении по территории Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год в размере 2,59 рублей за один пассажиро-километр пути.

Постановление РСТ РСО-Алания от 18 декабря 2017 года №29 опубликовано 28 декабря 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Таким образом, оспариваемое постановление принято РСТ РСО-Алания в пределах компетенции, в предусмотренной форме и опубликовано в установленном порядке.

АО «СКППК» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в том числе на территории РСО-Алания.

Судом установлено, что 18 июля 2017 года АО «СКППК» обратилось в РСТ РСО-Алания с заявлением об установлении тарифа на услуги по железнодорожным перевозкам в пригородном сообщении по территории РСО-Алания на 2018 год, представив в заявке обосновывающие документы и соответствующие расчеты.

По результатам представленных АО «СКППК» материалов органом регулирования проведена экспертиза экономического обоснования тарифа и составлено экспертное заключение б/д (т.1, л.д. 146-167).

Как следует из указанного экспертного заключения, в 2018 году АО «СКППК» планировалось по территории РСО-Алания осуществить перевозку 79,2 тыс. пассажиров, пассажирооборот составит 1785,5 тыс. пассажиро-километров, при средней дальности поездки 22,5 км. Населенность пассажирского вагона составит 10,2 пасс./ваг. Пассажирооборот АО «СКППК» планировался исходя из фактических показателей 2016 года и шести месяцев 2017 года с корректировкой на снижение пассажирооборота. Согласно статистической отчетности ЦО-22 пригород и ЦО-22ф пригород за 12 месяцев 2016 года перевезено пассажиров по территории РСО-Алания в размере 88,727 тыс. чел., пассажирооборот составил 2121,42 пасс-км., за шесть месяцев 2017 года перевезено пассажиров – 42,821 тыс. чел., пассажирооборот – 924,212 пасс-км.

Экспертная группа, проанализировав количество проданных билетов, согласно представленным АО «СКППК» в Министерство промышленности и транспорта РСО-Алания расчетов (отчетов) за 2014-2016 года по возмещению убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов от пригородных перевозок АО «СКППК» по РСО-Алания, пришла к выводу о наличии резкого снижения продаваемых билетов в 2016 году.

По результатам обследования пассажирооборота, проведенного Министерством промышленности и транспорта РСО-Алания совместно с РСТ РСО-Алания и АО «СКППК» в период с 23 мая по 27 мая 2016 года, экспертной группой определено количество перевезенных пассажиров за 2016 год – 169,458 тыс.чел., и пассажирооборот – 4043,714 тыс. пасс-км, при средней дальности поездки 23,86 км.

По результатам обследования пассажирооборота, проведенного Министерством промышленности и транспорта РСО-Алания совместно с РСТ РСО-Алания и АО «СКППК» в 2017 году (27.03-02.04, 22.05-28.05, 10.06, 18.07-23.07, 16.10-22.10), общее количество дней обследований в 2017 году – 28), экспертной группой определено количество перевезенных пассажиров за 2017 год – 139,821 тыс.чел., и пассажирооборот – 3481,865 тыс. пасс-км, при средней дальности поездки 24,9 км.

Экспертная группа, с учетом значительного (необоснованного) снижения количества перевезенных пассажиров по отчетам АО «СКППК», представленных в Министерство промышленности и транспорта РСО-Алания за 2016 год, и дальнейшего продолжения снижения ожидаемого в 2017 году и прогнозируемого в 2018 году пассажиропотока, приняла решение при определении пассажирооборота исходить из результатов, полученных при обследованиях, проведенных Министерством промышленности и транспорта РСО-Алания совместно с РСТ РСО-Алания и АО «СКППК». Указанные данные, по мнению экспертов, позволяют достоверно определить годовой объем пассажирооборота, и свидетельствуют о некачественной работе контролеров, т.е. неполном обилечиванием пассажиров.

Согласно п.20 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643, порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы, а также перечень документов, представляемых для их установления (изменения), утверждаются Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с п.32 Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного Приказом ФСТ России от 19 августа 2011 года ... (далее - Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов), орган регулирования субъекта Российской Федерации в течение 14 рабочих дней с момента поступления предложения субъекта естественной монополии анализирует указанное предложение на предмет соответствия представленных документов Перечню, приведенному в приложении N 3 к настоящему приказу. В случае если перечень документов, представленных субъектом естественной монополии для рассмотрения вопроса по установлению (изменению) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, не соответствует Перечню, приведенному в приложении N 3 к настоящему приказу, орган регулирования субъекта Российской Федерации в срок не позднее 5 рабочих дней направляет субъекту естественной монополии запрос о предоставлении недостающих документов.

При непредоставлении субъектом естественной монополии запрашиваемых в соответствии с пунктом 32 документов или представлении неполного перечня документов орган регулирования субъекта Российской Федерации принимает решение о начале процедуры рассмотрения вопроса об установлении (изменении) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, оказываемые данным субъектом естественной монополии, на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, в том числе использованных для установления действующих тарифов (п.33 Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов).

При необходимости орган регулирования субъекта Российской Федерации в рамках процедуры рассмотрения предложений об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении вправе запросить у субъекта естественной монополии разъяснения по представленным для рассмотрения вопроса об установлении (изменении) цен (тарифов) документам для принятия решения об установлении (изменении) цен (тарифов) (п.41 Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов).

Между тем, как установлено судом, органом регулирования у АО «СКППК» какие-либо недостающие документы или разъяснения по представленным для рассмотрения вопроса об установлении тарифов документам, в части показателей перевезенных пассажиров и пассажирооборота за 2016-2017 года не запрашивались.

Так, из экспертного заключения следует, что при анализе рассматривались в том числе, документы, представленные АО «СКППК» по запросу РСТ РСО-Алания от 9 августа 2017 года ...: копия выписки из ЕГРЮЛ; копия устава АО «СКППК»; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копия свидетельства о постановке не учет организации в налоговом органе; копия согласованного с Правительством РСО-Алания размера движения пригородных поездов на территории РСО-Алания на 2018 год; копия договора аренды подвижного состава на 2017 год.

Таким образом, у органа регулирования отсутствовали основания для рассмотрения вопроса на основании результатов проверки хозяйственной деятельности, а также из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, исходя из представленных Министерством промышленности и транспорта РСО-Алания документов (копии актов обследования пассажиропотока и копии расчетов (отчетов) по возмещению убытков вследствие регулирования тарифов).

При этом документы отражающие показатели объемов работы АО «СКППК», представленные в заявке АО «СКППК» на установление экономически обоснованного уровня тарифа на 2018 год, противоречий не содержат.

Согласно абз.11 п.5 Методики №235-т/1 расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги, оказываемые компанией пригородных пассажирских перевозок в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, выполняется на основе информации об объемных показателях работы компании пригородных пассажирских перевозок по виду деятельности «пассажирские перевозки в пригородном сообщении» (по компании и по соответствующему субъекту Российской Федерации) за предшествующий год, текущий год (полугодие), ожидаемые в текущем периоде (по году) и прогноз на период регулирования согласно приложению 8 к настоящей Методике.

Расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги, оказываемые ОАО «РЖД» и компаниями пригородных пассажирских перевозок, в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, также выполняется с использованием дополнительных документов (обосновывающих изменение затрат и объемных и качественных показателей работы), запрошенных регулирующим органом у субъектов регулирования в установленном порядке (п.6 Методики №235-т/1).

В соответствии с п.23.6 Методики №235-т/1 ожидаемые на текущий период (год) и прогнозные на период регулирования индексы изменения объемов работы компании пригородных пассажирских перевозок по субъектам Российской Федерации, которые расположены в зоне обслуживания данной компании пригородных пассажирских перевозок, определяются аналогично подпункту 22.8 пункта 22 настоящей Методики с использованием данных об объемах работы компании пригородных пассажирских перевозок за отчетный, текущий периоды (полгода и ожидаемые по году) и прогнозных на период регулирования, представляемые компанией согласно приложению 8 к настоящей Методике.

Ожидаемые на текущий период (год) и прогнозные на период регулирования индексы изменения отправленных пассажиров в пригородном сообщении определяются с учетом прогнозной динамики дальности поездки пассажира и прогноза пассажирооборота. При этом темпы изменения пассажирооборота в пригородном сообщении определяются на базе прогнозной динамики вагоно-километровой работы с корректировкой на населенность вагонов. Населенность вагонов принимается в расчетах по согласованию с регулирующим органом. Если населенность вагонов компании пригородных пассажирских перевозок на ожидаемый период (год) или на период регулирования оказывается ниже, чем в отчетном периоде, оценка индексов изменения пассажирооборота производится регулирующим органом с учетом стимулирования прироста объемов работы субъектов регулирования, в том числе за счет снижения количества безбилетных пассажиров.

При необходимости регулирующий орган самостоятельно проверяет показатели объемов работы, представленные субъектом регулирования, в том числе с применением маркетинговых исследований или экспертных оценок.

Экспертная группа, на основании обследования пассажирооборота, проведенного Министерством промышленности и транспорта РСО-Алания совместно с РСТ РСО-Алания и АО «СКППК» в периоды с 23.05-27.05 в 2016 году, и 27.03-02.04, 22.05-28.05, 10.06, 18.07-23.07, 16.10-22.10 в 2017 году, определила количество перевезенных пассажиров за 2016 год – 169,458 тыс.чел., и за 2017 год - 139,821 тыс.чел., и приняла решение, при определении пассажирооборота исходить из результатов, полученных при обследованиях, отвергнув информацию о показателях работы компании согласно приложению 8 к Методике.

Однако, как усматривается из представленных суду Министерством промышленности и транспорта РСО-Алания актов обследования пассажиропотока в пригородном железнодорожном транспорте по территории РСО-Алания за периоды 22.05-28.05, 27.03-02.04, 18.07-23.07, 16.10-22.10 в 2017 году (т.5, л.д. 222-229, 231-237, т.10), все они содержат многочисленные исправления; обследования за 23.05, 25.05-28.05, 18.07-23.07, 17.10-21.10 проведены в отсутствие представителей АО «СКППК»; акты обследования за 20-21.10 имеют незаполненные графы (итоговые значения), не соответствует количество вошедших и вышедших пассажиров.

Из итоговых пяти актов обследования АО «СКППК» подписано только два, за периоды 18.07-23.07, 16.10-22.10 (т.5, л.д. 239, 241). При этом, как следует из сопроводительных писем от 16 ноября 2017 года №3166 и 19 октября 2017 года (т.6, л.д. 52, 57), АО «СКППК» возражала против применения данных по проведенному обследованию при расчете ЭОУТ, ввиду колебаний пассажирооборота и погрешности в подсчете данных. Также просило при проведении обследования своевременно информировать АО «СКППК» для организации совместного обследования.

Кроме того, проведение указанных обследований не было связано с проверкой показателей объемов работы АО «СКППК» в порядке п.23.6 Методики №235-т/1. Как следует из Протокола совещания с представителями филиала ОАО «РЖД» и АО «СКППК» в Министерстве промышленности и транспорта РСО-Алания от 16 мая 2017 года №1, совместное обследование пассажиропотока рекомендовалось Министерству промышленности и транспорта РСО-Алания совместно с АО «СКППК» для определения величины убытков АО «СКППК», возникающих в результате тарифного регулирования в пригородном сообщении на 2018 год.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что результаты, полученные при обследованиях, проведенных Министерством промышленности и транспорта РСО-Алания, не могли быть приняты регулирующим органом как отвечающие требованиям объективности и достоверности, и использованы для определения годового объема пассажирооборота АО «СКППК» в порядке п.23.6 Методики N 235-т/1.

Суд соглашается с и доводом истца о том, что акты обследований не отражают информацию о наличии безбилетных пассажиров, а также расстоянии следования пассажиров. Также следует признать правильным довод истца о немотивированности экспертного заключения в части анализа показателя пассажирооборота, поскольку в заключении не приведены соответствующие расчеты. Расшифровка алгоритма расчета указанного показателя, была представлена регулирующим органом только в судебное заседание.

В силу ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативно правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем исковые требования о признании недействующим пункт 1 постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2017 года №29 «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услугу, оказываемую акционерным обществом «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания», в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении по территории Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год», подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, он в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня вступления судебного постановления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Акционерного общества «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» - удовлетворить.

Признать недействующим пункт 1 постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 18 декабря 2017 года №29 «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услугу, оказываемую акционерным обществом «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания», в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении по территории Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год», со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.Г. Гатеев