ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/19 от 14.01.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 14 января 2019 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Князькиной А.С.,

с участием прокурора Атяскиной О.А.,

представителя административного истца – ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-16/2019 по административному исковому заявлению ФИО3 к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

ФИО3 обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими:

с 01.01.2017 года пункта Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907,

с 01.01.2018 года пункта Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647.

В обоснование заявленных требований указано, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание «Ресторан-столовая» с кадастровым номером , площадью 908, 80 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. Полагает, что объект недвижимости не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку сведения о здании были исключены из Единого государственного реестра недвижимости в декабре 2017 года, а эксплуатация нежилого здания была невозможна в течение нескольких лет в связи с его аварийным состоянием.

ФИО3 считает свои права нарушенными, поскольку включение здания в Перечень неправомерно возлагает на неё обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, отказался от административного иска в части требований о признании недействующим пункта Перечня объектов на 2018 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647,

Определением суда от 28.11.2018 года производство по административному делу в указанной части прекращено.

Требования о признании недействующим в части Перечня объектов на 2017 год представитель административного истца поддержал в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель министерства имущественных отношений Самарской области ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемый в части приказ соответствует требованиям действующего законодательства (ст. 378.2 НК РФ), поскольку на момент включения принадлежащего административному истцу нежилого здания в Перечень на 2017 год оно имело предназначение и наименование «Ресторан-столовая», что соответствует объекту общественного питания, в связи с чем не требовалась проверка фактического использования здания.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Атяскиной О.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г. «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.

Названный нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru и в газете «Волжская коммуна» N 313(29859) 24.11.2016, N 316(29862) 29.11.2016 (продолжение), N 318(29864) 30.11.2016 (продолжение) и вступил в силу с 01.01.2017 года.

По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по процедуре его принятия и порядку опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.

Судом установлено, что в вышеуказанный Перечень под пунктом включено нежилое здание с кадастровым номером , площадью 908,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Кадастровый номер объекту недвижимости присвоен 24.07.2013 года.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (до изменений, внесенных федеральным законом от 30.11.2016г. и вступивших в силу с 01.01.2017г.) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Оказание услуг общественного питания в Российской Федерации регулируется Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 №1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» и «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (вместе с минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов»), введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1676-ст.

В соответствии с указанными нормативными актами услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания.

Как видно из материалов дела, право собственности на нежилое здание с кадастровым номером приобретено ФИО3 на основании решения Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15.06.2005 г. и зарегистрировано в ЕГРН 16.11.2005 г., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права собственности, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 09.12.2017 г.

Указанным выше решением суда за ФИО3 признано право собственности на объекты недвижимости, расположенные на территории турбазы «Солнечная», включая здание ресторана-столовой (лит.А13).

16.11.2005 года ФИО3 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект права «Ресторан-столовая», назначением – нежилое здание.

По сведениям ЕГРН объект недвижимости снят с кадастрового учета 20.12.2017 года, право ФИО3 на объект недвижимости прекращено.

Основанием для исключения сведений об объекте из ЕГРН явился акт обследования здания кадастровым инженером ФИО4 от 12.12.2017 г., согласно которому объект прекратил свое существование, в связи с ликвидацией.

Нежилое здание располагалось на арендуемом административным истцом у администрации г. Тольятти по договору от 25.11.2008 г. земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации турбазы «Солнечная».

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка прямо не предусматривает размещение на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По вопросу проведения осмотра объекта недвижимости на предмет его фактического использования ФИО3 до ликвидации нежилого здания в министерство не обращалась.

28.11.2018 г. министерством отказано в проведении осмотра объекта недвижимости, в соответствии с пунктом 4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 г. № 402, поскольку право собственности ФИО3 на нежилое здание прекращено.

Как пояснил представитель административного ответчика, включая здание в Перечень объектов на 2017 год, министерство исходило из его наименования в сведениях ЕГРН и, соответственно, предназначения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра объектов недвижимости от 20.12.2017 г., 06.12.2018г. объект недвижимости с кадастровым номером имел назначение «нежилое здание» и наименование «Ресторан-столовая».

В материалы дела также представлен технический паспорт на нежилое здание от 2005 <...> года постройки, является отдельно стоящим и по смыслу Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС-2008), утвержденного Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. N 2018-ст, представляет собой самостоятельное конструктивное целое. В экспликации к техническому паспорту не приведено назначение каждого из помещений, однако, назначением здания указано: «Ресторан-столовая», что означает что все помещения в данном здании, как основные так и вспомогательные, соответственно более 20%, предназначены для использования в качестве объекта общественного питания.

Предназначение помещений для использования в целях размещения объектов общественного питания в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) служит самостоятельным основанием для определения предназначения здания в качестве торгового центра (комплекса) для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом, предназначение объекта капитального строительства «Ресторан-столовая» в течение 2017 года, до исключения сведений о нем из ЕГРН, его собственником не изменялось.

Таким образом, суд приходит к выводу, что здание с кадастровым номером на момент принятия министерством имущественных отношений оспариваемого в части приказа и в течение всего налогооблагаемого периода (2017г.) обладало признаками объектов налогообложения, определенными положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы административного истца о том, что объект недвижимого имущества фактически не используется, поскольку длительное время находится в непригодном для эксплуатации состоянии, о чем представлено техническое заключение ООО «Капитальный проект» по результатам обследования от 2016г., не могут быть учтены судом, поскольку нежилое здание «Ресторан-Столовая» было включено в оспариваемый Перечень по иным основаниям.

По смыслу п. 4 ст. 378.2 НК РФ для отнесения объекта недвижимого имущества к торговому центру в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и включения его в соответствующий Перечень достаточно соответствия такого объекта одному из условий, указанных в данной норме, совокупность таких условий не требуется. При этом фактическое использование объекта имеет значение только тогда, когда отсутствуют иные условия, которые в данном случае установлены.

Сведения о данном объекте недвижимого имущества из Единого государственного реестра недвижимости исключены только 20.12.2017 года.

Учитывая положения п.п. 1, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что нежилое здание с кадастровым номером по документам технического учета предназначено для использования под объект общественного питания, то есть отвечает одному из условий, предусмотренных законом, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости обоснованно включен министерством имущественных отношений Самарской области в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.

При таких обстоятельствах заявленный ФИО3 административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 1907 от 14.11.2016 года, в части включения в него под пунктом № нежилого здания «Ресторан-Столовая» с кадастровым номером , площадью 908, 8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: О.А. Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.01.2019 г.