ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/19 от 14.08.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2019 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Шеине М.С., с участием представителя административного истца публичного акционерного общества «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» ФИО1, действующей на основании доверенности от 3 октября 2017 г., представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Десоф-Консалтинг» ФИО2, действующего на основании доверенности от 8 февраля 2019 г., прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Холодковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-16/2019 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» к Думе Нижнеилимского муниципального района Иркутской области о признании не действующим в части приложения № 1 к решению Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247 «Об установлении экономически обоснованных коэффициентов с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена»,

У С Т А Н О В И Л:

публичное акционерное общество «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» (далее ПАО «Коршуновский ГОК») обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части приложения к решению Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247 «Об установлении экономически обоснованных коэффициентов с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена».

В обоснование административных исковых требований ПАО «Коршуновский ГОК» указывает, что между ним и муниципальным образованием «Нижнеилимский район» заключены договоры аренды земельных участков, в часть из которых внесены изменения о замене стороны по договору на Администрацию муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение».

Ввиду того, что ПАО «Коршуновский ГОК» является горнодобывающим предприятием, основным видом деятельности является добыча железных руд открытым способом, основная часть земельных участков используется обществом под размещение объектов промышленности.

Размер арендной платы за пользование земельными участками рассчитывается на основании Постановления Правительства Иркутской области от 1 декабря 2015 г. № 601-пп «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена». Сумма арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, ставки земельного налога, коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка и уровня инфляции.

Размер коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельных участков, до 2018 г. установлен на основании решения Думы Нижнеилимского муниципального района от 25 февраля 2010 г. № 588 «О внесении изменений в «Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденное решением Думы Нижнеилимского муниципального района от 30 апреля 2009 г. № 474». Коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования по всем земельным участкам, арендуемым у Администрации города, изначально составлял значение «1». По земельным участкам, арендуемым у Администрации района, коэффициент вида разрешенного использования при расчетах не применялся.

31 августа 2017 г. решением Думы Нижнеилимского муниципального района № 247 установлены экономически обоснованные коэффициенты с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена. Указанное решение принято Думой на основании отчета № 17-01/1, выполненного ООО «Десоф-Консалтинг». Заказчиком отчета является Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнеилимского муниципального района.

Указывает, что в результате принятия данного решения на территории Нижнеилимского района произошло увеличение коэффициентов, что привело, в свою очередь, к увеличению арендной платы в 3-4 раза.

Административный истец считает установленные оспариваемым решением Думы Нижнеилимского муниципального района размеры коэффициентов с учетом видов разрешенного использования земельных участков завышенными, что негативно отражается на доходах общества в целом. Учитывая тот факт, что ПАО «Коршуновский ГОК» является градообразующим предприятием, полагает, что трудности в финансовом положении предприятия негативно скажутся и на благополучии города в целом.

В подтверждение своих доводов административный истец представляет рецензию, выполненную специалистом Т., в соответствии с которой выявленные в отчете № 17-01/1 замечания и недочеты влияют на итоговый результат.

ПАО «Коршуновский ГОК» с учетом уточнений административных исковых требований просит суд признать с 31 августа 2017 г. недействующими следующие пункты приложения к решению Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247 «Об установлении экономически обоснованных коэффициентов с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена»:

- пункт 2 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования: предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (коэффициент 4);

- пункт 10 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования: предназначенные для размещения строений, сооружений промышленности (коэффициент 3);

- пункт 14 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования: предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (коэффициент 3);

- пункт 15 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования: предназначенные для размещения, объектов образования, науки, социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства (коэффициент 2,5).

В судебном заседании представитель административного истца ПАО «Коршуновский ГОК» ФИО1, действующая на основании доверенности, административный иск поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, возражениях на отзывы на административное исковое заявление, просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица ООО «Десоф-Консалтинг» ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, поддержал доводы представленных письменных пояснений.

Административный ответчик Дума Нижнеилимского муниципального района, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила, представила отзыв на административное исковое заявление, в котором просит признать доводы административного истца необоснованными, отказать в удовлетворении требований, рассмотреть дело в отсутствие представителя Думы в связи с отсутствием ассигнований на оплату командировочных расходов и невозможностью явки в судебное заседание представителя.

Заинтересованное лицо Администрация Нижнеилимского муниципального района, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила, представила отзыв на административное исковое заявление, а также отзыв на возражения административного истца, в которых считает требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просит рассмотреть дело без участия своего представителя в связи с отсутствием ассигнований на оплату командировочных расходов и невозможностью явки представителя в судебное заседание.

Заинтересованное лицо мэр Нижнеилимского муниципального района, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв на административное исковое заявление не представил.

Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика Думы Нижнеилимского муниципального района ФИО3, являющийся также представителем заинтересованных лиц Администрации Нижнеилимского муниципального района и мэра Нижнеилимского муниципального района, действующий на основании доверенностей, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, поддержал доводы отзывов на административное исковое заявление.

Заинтересованное лицо Администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а также отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что считает требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации Нижнеилимского муниципального района, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что требования административного истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации Нижнеилимского муниципального района ФИО4, действующая на основании доверенности, поддержала позицию административного ответчика, считала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Прокурор, участвующий в деле, Холодкова О.В. в заключении полагала, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как предусмотрено частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 6 указанной статьи административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Судом установлено, что оспариваемым решением Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247 установлены экономически обоснованные коэффициенты с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена».

Административный истец публичное акционерное общество «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» (сокращенное наименование ПАО «Коршуновский ГОК», до 20 июня 2016 г. – ОАО «Коршуновский ГОК», ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 383401001, зарегистрировано Администрацией Нижнеилимского района Экономический отдел 10 июня 1996 г.) является юридическим лицом.

На основании постановления Администрации Нижнеилимского муниципального района от 28 октября 2009 г. № 758 «О предоставлении земельного участка в аренду в г. Железногорск-Илимский открытому акционерному обществу «Коршуновский горно-обогатительный комбинат», договора аренды земельного участка от 2 ноября 2009 г. № 49-09, заключенного между муниципальным образованием «Нижнеилимский район» (арендодатель) и ОАО «Коршуновский ГОК» (арендатор), акта приема-передачи земельного участка от 2 ноября 2009 г., ОАО «Коршуновский ГОК» является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, под строительство объекта образования (учебно-административный комплекс), общей площадью 2 740,98 кв.м. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и действует по 28 октября 2029 г.

В соответствии с постановлением Администрации Нижнеилимского муниципального района от 24 ноября 2010 г. № 1417 «О предоставлении земельных участков в аренду в г. Железногорск-Илимский открытому акционерному обществу «Коршуновский горно-обогатительный комбинат», договором аренды земельных участков от 25 ноября 2010 г. № 25-10, заключенным между муниципальным образованием «Нижнеилимский район» (арендодатель) и ОАО «Коршуновский ГОК» (арендатор), актом приема-передачи земельного участка от 25 ноября 2010 г., ОАО «Коршуновский ГОК» является арендатором земельных участков, расположенных по <адрес изъят>, под сооружение промышленности (теплосеть на ж/б опорах) из земель населенных пунктов, с кадастровым <номер изъят>, площадью 80,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 192,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 1 475,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 543,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 14,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 109,00 кв.м. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 13 декабря 2010 г. и действует по 24 ноября 2059 г.

Согласно постановлению Администрации Нижнеилимского муниципального района от 24 ноября 2010 г. № 1420 «О предоставлении земельных участков в аренду в г. Железногорск-Илимский открытому акционерному обществу «Коршуновский горно-обогатительный комбинат», договору аренды земельных участков от 25 ноября 2010 г. № 27-10, заключенному между муниципальным образованием «Нижнеилимский район» (арендодатель) и ОАО «Коршуновский ГОК» (арендатор), акту приема-передачи земельного участка от 25 ноября 2010 г., ОАО «Коршуновский ГОК» является арендатором земельных участков, расположенных <адрес изъят> из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения: с кадастровыми <номер изъят>, площадью 1,00 кв.м. каждый, с кадастровыми <номер изъят>, площадью 10,00 кв.м. каждый, с кадастровым <номер изъят>, площадью 12,00 кв.м., с кадастровыми <номер изъят>, площадью 2,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 9,00 кв.м. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 29 декабря 2010 г. и действует по 24 ноября 2059 г.

На основании постановления Администрации Нижнеилимского муниципального района от 24 ноября 2010 г. № 1421 «О предоставлении земельных участков в аренду в г. Железногорск-Илимский открытому акционерному обществу «Коршуновский горно-обогатительный комбинат», договора аренды земельных участков от 25 ноября 2010 г. № 28-10, заключенного между муниципальным образованием «Нижнеилимский район» (арендодатель) и ОАО «Коршуновский ГОК» (арендатор), акта приема-передачи земельного участка от 25 ноября 2010 г., ОАО «Коршуновский ГОК» является арендатором земельных участков, расположенных по <адрес изъят> из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 1,00 кв.м., с кадастровыми <номер изъят>. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 27 декабря 2010 г. и действует по 24 ноября 2059 г.

В соответствии с постановлением Администрации Нижнеилимского муниципального района от 24 ноября 2010 г. № 1418 «О предоставлении земельных участков в аренду в г. Железногорск-Илимский открытому акционерному обществу «Коршуновский горно-обогатительный комбинат», договором аренды земельных участков от 25 ноября 2010 г. № 30-10, заключенным между муниципальным образованием «Нижнеилимский район» (арендодатель) и ОАО «Коршуновский ГОК» (арендатор), актом приема-передачи земельного участка от 25 ноября 2010 г., ОАО «Коршуновский ГОК» является арендатором земельного участка, из земель населенных пунктов, с кадастровым <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, под сооружение промышленности (транзитная теплосеть от ТЭЦ до павильона № 1), площадью 1 219,00 кв.м. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 3 марта 2011 г. и действует по 24 ноября 2059 г.

Согласно постановлению Администрации Нижнеилимского муниципального района от 24 ноября 2010 г. № 1419 «О предоставлении земельных участков в аренду в г. Железногорск-Илимский открытому акционерному обществу «Коршуновский горно-обогатительный комбинат», договору аренды земельных участков от 25 ноября 2010 г. № 29-10, заключенному между муниципальным образованием «Нижнеилимский район» (арендодатель) и ОАО «Коршуновский ГОК» (арендатор), акту приема-передачи земельного участка от 25 ноября 2010 г., ОАО «Коршуновский ГОК» является арендатором земельных участков, под сооружение энергетики и электропередачи (Воздушная ЛЭП-110кВ ГОКЗ, ГОК4 от п/ст Районная до тяг. 2), из земель населенных пунктов, расположенных <адрес изъят>: с кадастровым <номер изъят>, площадью 39,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 19,00 кв.м.; расположенных <адрес изъят>: с кадастровым <номер изъят>, площадью 35,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 3,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 64,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 3,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 3,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 27,00 кв.м.; из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных <адрес изъят>: с кадастровым <номер изъят>, площадью 2,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 33,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 38,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 3,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, площадью 40,00 кв.м. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 10 декабря 2010 г. и действует по 24 ноября 2059 г.

На основании постановлений Администрации Нижнеилимского муниципального района от 4 октября 2011 г. №№ 1048, 1049, 1054, 1050, 1053, от 19 октября 2011 г. №№ 1107, 1108 «О переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в аренду открытого акционерного общества «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» (ОАО «Коршуновский ГОК»)», договора аренды земельных участков от 15 ноября 2011 г. № 56-11, заключенного между муниципальным образованием «Нижнеилимский район» (арендодатель) и ОАО «Коршуновский ГОК» (арендатор), акта приема-передачи земельного участка от 15 ноября 2011 г., ОАО «Коршуновский ГОК» является арендатором следующих земельных участков из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения: с кадастровым <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, общей площадью 2 010 380,00 кв.м., под Татьянинский карьер; с кадастровым <номер изъят>, расположенного по <адрес изъят>, общей площадью 54 128,00 кв.м., под размещение Склада ВВ, отвал 3-1; с кадастровым <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, общей площадью 900 939,00 кв.м., под размещение участка Сухой; с кадастровым <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, общей площадью 36 523,00 кв.м., под размещение Карьера – 1; с кадастровым <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, общей площадью 80 877,00 кв.м., под размещение Фабрики – 1; с кадастровым <номер изъят>, расположенного по <адрес изъят>, общей площадью 297 506,00 кв.м., под размещение лесоперерабатывающего цеха; с кадастровым <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, общей площадью 7 120 102,00 кв.м., под размещение Коршуновского карьера. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 22 декабря 2011 г. и действует по 15 ноября 2060 г.

В соответствии с постановлением Администрации Нижнеилимского муниципального района от 9 ноября 2011 г. № 1214 «О предоставлении земельного участка в аренду в г. Железногорск-Илимский открытому акционерному обществу «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» (ОАО «Коршуновский ГОК»)», договором аренды земельных участков от 15 ноября 2011 г. № 57-11, заключенным между муниципальным образованием «Нижнеилимский район» (арендодатель) и ОАО «Коршуновский ГОК» (арендатор), актом приема-передачи земельного участка от 15 ноября 2011 г., ОАО «Коршуновский ГОК» является арендатором земельного участка, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровым <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, площадью 1 250 000,00 кв.м. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 22 декабря 2011 г. и действует по 15 ноября 2060 г.

Согласно договору аренды земельного участка от 19 августа 2013 г. № 107-13, заключенному между муниципальным образованием «Нижнеилимский район» (арендодатель) и ОАО «Коршуновский ГОК» (арендатор), акту приема-передачи земельного участка от 19 августа 2013 г., ОАО «Коршуновский ГОК» является арендатором земельного участка, из земель населенных пунктов, с кадастровым <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, под объект, не завершенный строительством, общей площадью 2 920,00 кв.м., на основании постановления Администрации Нижнеилимского муниципального района от 16 августа 2013 г. № 1277 «О предоставлении земельного участка в г. Железногорск-Илимский в аренду открытому акционерному обществу «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» (ОАО «Коршуновский ГОК»)». Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 4 октября 2013 г. и действует по 16 августа 2062 г.

На основании постановления Администрации Нижнеилимского муниципального района от 30 марта 2015 г. № 568 «О предоставлении земельного участка открытому акционерному обществу «Коршуновский горно-обогатительный комбинат», договора аренды земельного участка от 30 марта 2015 г. № 25-15, заключенного между муниципальным образованием «Нижнеилимский район» (арендодатель) и ОАО «Коршуновский ГОК» (арендатор), акта приема-передачи земельного участка от 30 марта 2015 г., ОАО «Коршуновский ГОК» является арендатором земельного участка, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, общей площадью 32,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, под объекты технического и инженерного обеспечения предприятий. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 6 мая 2015 г. и действует по 30 марта 2064 г.

В соответствии с постановлением Администрации Нижнеилимского муниципального района от 22 января 2015 г. № 83 «О предоставлении земельного участка открытому акционерному обществу «Коршуновский горно-обогатительный комбинат», договором аренды земельного участка от 22 января 2015 г. № 02-15, заключенным между муниципальным образованием «Нижнеилимский район» (арендодатель) и ОАО «Коршуновский ГОК» (арендатор), актом приема-передачи земельного участка от 22 января 2015 г., ОАО «Коршуновский ГОК» является арендатором следующих земельных участков из земель населенных пунктов, расположенных <адрес изъят>: общей площадью 863 713,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, под размещение Промплощадки; общей площадью 4 206,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, под объекты складского назначения различного профиля; общей площадью 14,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, под объекты технического и инженерного обеспечения предприятий; общей площадью 35,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, под объекты технического и инженерного обеспечения предприятий; общей площадью 11,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, под объекты технического и инженерного обеспечения предприятий; общей площадью 2,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, под объекты технического и инженерного обеспечения предприятий; общей площадью 29,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, под объекты технического и инженерного обеспечения предприятий; общей площадью 1 084,00 кв.м., с кадастровым <номер изъят>, под гаражи боксового типа, многоэтажные, подземные и наземные гаражи, автостоянки на отдельном земельном участке. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 15 апреля 2015 г. и действует по 22 января 2064 г.

Соглашениями от 28 октября 2015 г., заключенными между Администрацией муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» (арендодатель) и ОАО «Коршуновский ГОК» (арендатор), внесены изменения в договоры аренды земельных участков от 2 ноября 2009 г. № 49-09, от 25 ноября 2010 г. № 25-10, от 25 ноября 2010 г. № 27-10, от 25 ноября 2010 г. № 30-10, от 25 ноября 2010 г. № 29-10, от 15 ноября 2011 г. № 56-11, от 19 августа 2013 г. № 107-13, от 30 марта 2015 г. № 25-15, от 22 января 2015 г. № 02-15, изменен арендодатель по указанным договорам аренды на Администрацию муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение». Соглашения зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.

Согласно договору аренды земельного участка от 25 мая 2016 г. № 50-16, заключенному между Администрацией муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» (арендодатель) и ОАО «Коршуновский ГОК» (арендатор), акту приема-передачи земельного участка от 25 мая 2016 г., ОАО «Коршуновский ГОК» является арендатором земельного участка, расположенного <адрес изъят>, с кадастровым <номер изъят>, общей площадью 377,00 кв.м., из земель населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство стелы, на основании постановления Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» от 25 мая 2016 г. № 317 «О предоставлении земельного участка в аренду в г. Железногорск-Илимский открытому акционерному обществу «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» (ОАО «Коршуновский ГОК»)». Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 28 октября 2016 г. и действует по 25 мая 2065 г.

Данные обстоятельства подтверждаются также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельные участки и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Из содержания указанных выше договоров аренды, расчетов арендной платы, являющихся неотъемлемой частью договоров аренды, следует, что арендная плата исчисляется с учетом коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка. Размер арендной платы пересматривается в том числе при изменении нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения.

В качестве доказательств применения оспариваемого нормативного правового акта к ПАО «Коршуновский ГОК» последним представлены уведомления Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» от 10 февраля 2017 г. № 687, от 27 февраля 2018 г. № 1080, от 14 февраля 2019 г. № 787, письмо Администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» от 27 февраля 2019 г. № 1099, уведомления Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации Нижнеилимского муниципального района от 6 февраля 2017 г. № 1928/и, от 2 марта 2018 г. № 10-492/и, от 25 января 2019 г. № 2-140/и, письмо мэра Нижнеилимского муниципального района от 25 февраля 2019 г. № 1-14/711, в которых указан размер арендной платы по заключенным договорам аренды, а также платежные поручения за 2018 – январь 2019 г., подтверждающие внесение арендной платы по договорам аренды земельных участков за 2017-2018 гг.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении ПАО «Коршуновский ГОК», которое является арендатором земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена.

Также судом установлено, что решением Думы Нижнеилимского муниципального района от 28 февраля 2019 г. № 404 пункт 1 решения Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247 «Об установлении экономически обоснованных коэффициентов с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена»» признан утратившим силу с момента вступления в силу постановления Администрации «Нижнеилимского муниципального района «Об установлении экономически обоснованных коэффициентов с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена». Данное решение опубликовано в периодическом печатном издании «Вестник Думы и администрации Нижнеилимского муниципального района» 1 марта 2019 г., № 9 (592).

Постановлением Администрации Нижнеилимского муниципального района от 1 марта 2019 г. № 201 установлены экономически обоснованные коэффициенты с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена». Данное постановление размещено на сайте nilim.irkobl.ru и опубликовано в периодическом печатном издании «Вестник Думы и администрации Нижнеилимского муниципального района» 1 марта 2019 г., № 9 (592).

В соответствии с положениями части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку оспариваемое по настоящему делу решение Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247 применялось в отношении административного истца, который считает свои права нарушенными, определением Иркутского областного суда от 4 марта 2019 г. отказано в удовлетворении ходатайства представителя административного ответчика Думы Нижнеилимского муниципального района ФИО3 о прекращении производства по административному делу.

Определением Иркутского областного суда от 14 августа 2019 г. отказано в удовлетворении ходатайства Думы Нижнеилимского муниципального района о замене ненадлежащего административного ответчика Думы Нижнеилимского муниципального района на надлежащего Администрацию Нижнеилимского муниципального района.

В соответствии с пунктами «в», «г» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.

На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.

Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 489, от 19 августа 2011 г. № 697, от 26 октября 2011 г. № 868, от 14 января 2014 г. № 23, от 22 февраля 2014 г. № 133, от 30 октября 2014 г. № 1120, от 5 мая 2017 г. № 531, действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;

принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Порядок определения размера арендной платы на территории Иркутской области за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта органом местного самоуправления был определен Постановлением Правительства Иркутской области от 1 декабря 2015 г. № 601-пп «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», в редакции Постановлений от 3 апреля 2017 г. № 215-пп, от 29 июня 2017 г. № 427-пп.

Согласно пункту 3 приведенного Положения арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере земельного налога за соответствующий земельный участок либо в ином размере в соответствии с пунктами 5, 6 настоящего Положения и определяется в договоре аренды земельного участка с учетом уровня инфляции (максимального значения уровня инфляции), установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по состоянию на 1 января очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором утвержден результат определения кадастровой стоимости земельного участка.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. Допускается изменение этих коэффициентов, но не чаще одного раза в шесть месяцев.

В соответствии со статьей 3 Закона Иркутской области от 16 декабря 2004 г. № 96-оз «О статусе и границах муниципальных образований Нижнеилимского района Иркутской области», статьей 1 Устава муниципального образования «Нижнеилимский район», утвержденного решением Думы Нижнеилимского муниципального района от 6 апреля 2000 г. № 154, зарегистрированного в Управлении Минюста России по Сибирскому федеральному округу 8 ноября 2007 г. <номер изъят>, (далее Устав) муниципальное образование «Нижнеилимский район» наделено статусом муниципального района с административным центром в городе Железногорск-Илимский.

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 34 и 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, статьей 25 Устава, статьей 1 Регламента Думы Нижнеилимского муниципального района, утвержденного решением Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 января 2008 г. № 290, (далее Регламент) Дума муниципального образования «Нижнеилимский район» (Дума Нижнеилимского муниципального района) является представительным органом муниципального образования «Нижнеилимский район».

Согласно пункту 2 части 1, части 2 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования входят в систему муниципальных правовых актов и не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Частью 1 статьи 28 Устава, частью 1 статьи 5 Регламента определено, что Дума Нижнеилимского муниципального района состоит из 19 депутатов.

Заседание Думы Нижнеилимского муниципального района правомочно, если на нем присутствует большинство от установленной численности депутатов (часть 3 статьи 29 Устава, статья 17 Регламента).

Частью 1 статьи 48 Устава, частью 1 статьи 33 Регламента предусмотрено, что решения Думы Нижнеилимского муниципального района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Нижнеилимского муниципального района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов.

Как следует из положений части 5 статьи 48 Устава, статьи 34 Регламента, нормативное решение, принятое Думой Нижнеилимского муниципального района и подписанное ее председателем, направляется для подписания и обнародования мэру Нижнеилимского муниципального района в течение 10 дней.

Нормативные решения Думы Нижнеилимского муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование «Нижнеилимский район», вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 8 статьи 48 Устава).

Официальным опубликованием муниципального правового акта признается первая публикация его полного текста в общественно-политическом еженедельнике Нижнеилимского района «Газета Приилимья», в районной еженедельной газете «Илимские вести», районной еженедельной газете «Красный Яр» или в периодическом издании «Вестник Думы и администрации Нижнеилимского муниципального района» (часть 1 статьи 52 Устава).

Оспариваемое административным истцом решение Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247 принято на заседании Думы большинством голосов от установленной численности депутатов, кворум имелся, так как присутствовало 11 из 19 депутатов, что подтверждается выпиской из протокола № 26 очередного заседания Думы от 31 августа 2019 г. Решение подписано председателем Думы, и.о. мэра Нижнеилимского муниципального района и опубликовано в установленном порядке в периодическом издании «Вестник Думы и администрации Нижнеилимского муниципального района» 6 сентября 2017 г. № 33 (518).

Таким образом, оспариваемое решение Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247 является нормативным правовым актом, поскольку в нем содержатся правила поведения, касающиеся коэффициентов для исчисления размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Данные правовые нормы обязательны для неопределенного круга лиц, они рассчитаны на неоднократное применение и направлены на урегулирование общественных отношений при расчете арендной платы за указанные земельные участки. Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с предусмотренной действующим законодательством процедурой, опубликован в установленном законом порядке, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Пунктом 1 решения Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247 определено установить экономически обоснованные коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена, согласно приложению.

Административный истец с учетом видов разрешенного использования находящихся у него в аренде земельных участков оспаривает пункт 2 приложения к решению Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247, устанавливающий коэффициент 4 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; пункт 10, устанавливающий коэффициент 3 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения строений, сооружений промышленности; пункт 14, устанавливающий коэффициент 3 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов; пункт 15, устанавливающий коэффициент 2,5 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения, объектов образования, науки, социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства.

В подтверждение наличия экономического обоснования установленных коэффициентов к размеру арендной платы заинтересованным лицом Департаментом по управлению муниципальным имуществом Администрации Нижнеилимского муниципального района первоначально был представлен отчет № 17-01 об экономическом обосновании коэффициентов с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена, выполненный ООО «Десоф-Консалтинг», 2017 год, на основании муниципального контракта от 13 февраля 2017 г. № 4-2007 на оказание услуг по расчету и экономическому обоснованию коэффициентов с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы, заключенного между Департаментом по управлению муниципальным имуществом Администрации Нижнеилимского муниципального района и ООО «Десоф-Консалтинг».

Учитывая, что оспариваемое решение Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247 принято на основании отчета № 17-01/1 об экономическом обосновании коэффициентов с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена, выполненного ООО «Десоф-Консалтинг» на основании муниципального контракта от 10 июля 2017 г. № 21-2017 (17-258), судом у административного ответчика истребован данный отчет.

Согласно отчету № 17-01/1, выполненному ООО «Десоф-Консалтинг», в данной работе использовались следующие методы исследования: метод статистического анализа данных, сравнительный метод, анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, а также периодических изданий. В работе проведен анализ информации и представлены следующие исследования: социально-экономический анализ России в январе-октябре 2016 г. (стр. 13-43 отчета), анализ общей политической и социально-экономической обстановки Иркутской области за январь-декабрь 2016 г. (стр. 43-79 отчета), описание Нижнеилимского района (стр. 79-83 отчета), анализ рынка земельных участков России (стр. 83-85 отчета). Расчет и обоснование коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков в зависимости от разрешенного использования, осуществлялись по следующим этапам: анализ социально-экономического положения России, Иркутской области; анализ рентабельности на основании ретроспективных статистических данных за 2010-2015 гг.; анализ доступной информации в системе Интернет на предмет изучения показателей рентабельности по отраслям; определение средних показателей рентабельности (стр. 87-97 отчета); выработка шкалы для определения коэффициентов (стр. 98-99 отчета); выводы о величине коэффициентов (стр. 99-102 отчета).

В подтверждение своих доводов административный истец представил рецензию на отчет № 17-01/1 «Об экономическом обосновании коэффициентов с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена», выполненную специалистом Т.

В данной рецензии специалист Т. пришел к выводу, что выявленные в отчете № 17-01/1 замечания и недочеты влияют на итоговый результат, полученный в отчете. Особо Т. выделены следующие недочеты.

При определении средних показателей рентабельности в расчете используются показатели рентабельности статистических данных по России и Иркутской области, в связи с чем не ясно, каким образом они соотносятся с рынком в Нижнеилимском районе. В отчете не найдено в том числе статистических данных по Нижнеилимскому району или анализа на соответствие социально-экономического положения Нижнеилимского района социально-экономическому положению Иркутской области и России. Не указано, каким образом ставка рефинансирования ЦБ РФ на 2017 г. и уровни рентабельности по сферам экономики в России и Иркутской области за 2005-2015 гг. отражают ситуацию на земельном рынке аренды Нижнеилимского района.

Не отражена ситуация с земельным рынком непосредственно в Нижнеилимском районе. Не указан объем рынка земли, объем земель в Нижнеилимском районе для сдачи в аренду, не проведен анализ итогов определения кадастровой стоимости в Нижнеилимском районе, в том числе на соответствие результатов кадастровой стоимости рыночным реалиям (так как согласно действующему законодательству основой для определения размеров арендной платы за землю является кадастровая стоимость земель, утвержденная в установленном действующим законодательством порядке). Необходимо обоснование ввода данных коэффициентов, чтобы не нарушить принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, в случае если результаты кадастровой стоимости соответствуют рыночным данным.

В отчете не указана дата составления отчета, не ясно, на какую отчетную дату проводится расчет коэффициентов. При этом статистические данные, на основании которых проводится расчет коэффициентов датированы 2010-2015 гг. Следовательно, можно предположить, что размер полученных коэффициентов отражает ситуацию на конец 2015 г. В то же время социально-экономический анализ России и Иркутской области выполнен на конец 2016 г., а социально-экономическое положение Нижнеилимского района на конец 2015 г. В то же время ставка рефинансирования ЦБ РФ (ключевая ставка) при расчете итогового значения коэффициента использована на дату заключения муниципального контракта – 10 июля 2017 г. При этом ставка рефинансирования (ключевая ставка) в эти периоды менялась неоднократно, из-за чего итоговое значение коэффициентов можно получить иное. Не проведен анализ на соответствие статистических данных к дате ставки рефинансирования ЦБ, используемой в отчете.

Поскольку проверка экономических расчетов, приведенных ООО «Десоф-Консалтинг» в отчете № 17-01/1, требует специальных познаний в области экономической и оценочной деятельности, определением Иркутского областного суда от 29 мая 2019 г. по данному делу назначена судебная экономическая экспертиза по проверке экономической обоснованности коэффициентов с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена, проведение которой поручено эксперту С.

Согласно заключению судебной экономической экспертизы от 22 июня 2019 г. итоговые величины коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена, предложенные в отчете № 17-01/1, выполненном ООО «Десоф-Консалтинг», 2017 год, нельзя признать экономически обоснованными в отношении следующих видов разрешенного использования земельных участков:

а) коэффициент в размере 4 для земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок (размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок);

б) коэффициент в размере 3 для земельных участков, предназначенных для размещения строений, сооружений промышленности (размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом);

в) коэффициент в размере 3 для земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов;

г) коэффициент в размере 2,5 для земельных участков, предназначенных для размещения, объектов образования, науки, социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства.

На основании проведенных исследований относительно экономического обоснования в отчете № 17-01/1 итоговых величин коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена, эксперт С. пришла к следующим выводам.

Шкала «для определения итоговых величин»:

- расчет максимального коэффициента основан на ошибочном толковании нормативных правовых актов, регулирующих отношения связанные с арендой земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации и сложившейся судебной практике;

- расчет максимального коэффициента по действующей ключевой ставке Банка России нарушает принцип экономической обоснованности, так как данный показатель не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков на территории муниципального образования «Нижнеилимский район»;

- принцип градации Шкалы не обоснован.

Определение средних показателей рентабельности:

- рассчитанные средние показатели рентабельности на основе «информации о рыночной рентабельности» по России и «статистических данных» о рентабельности по Иркутской области и по России не отражают уровень доходности земельных участков на территории муниципального образования «Нижнеилимский район». В отчете отсутствует анализ соответствия социально-экономической ситуации в Нижнеилимском районе социально-экономической ситуации в Иркутской области и в России;

- не обоснован период 2010-2015 гг., за который используются статистические данные о рентабельности для расчета средних уровней рентабельности на дату составления отчета – 2017 г.;

- не обоснован период 2006-2015 гг., за который используется «информация о рыночной рентабельности» для расчета средних уровней рентабельности на дату составления отчета – 2017 г.;

- не обоснован и не указан конкретный показатель рентабельности, используемый в расчетах;

- не представляется возможным проверить и сделать вывод о достоверности или недостоверности «информации о рыночной рентабельности»: копии материалов и распечаток с «информацией о рыночной рентабельности», позволяющие сделать выводы о величинах рентабельности, об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки, к исследуемому отчету не приложены. Проверка экспертом ссылок на указанные в отчете адреса только частично подтвердила величины рентабельности, использованные в расчетах;

- не представляется возможным проверить и сделать вывод о достоверности или недостоверности «статистических данных» о рентабельности в Иркутской области и в России, использованных в расчетах: копии материалов и распечаток с информацией, использованной в расчетах, к исследуемому отчету не приложены, источники информации не указаны;

- в отношении вида разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, «статистические данные» о рентабельности в расчетах без обоснования заменены на вид деятельности «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг»;

- в отношении вида разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения строений, сооружений промышленности, без обоснования использованы «статистические данные» по Иркутской области и России о рентабельности видов деятельности, не осуществляющихся на территории муниципального образования «Нижнеилимский район;

- в отношении вида разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, не обоснован состав видов деятельности, по которым используются «статистические данные» о рентабельности для расчета средней рентабельности;

- в отношении вида разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения объектов образования, науки, социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, не обоснован состав видов деятельности, по которым используются «статистические данные» о рентабельности для расчета средней рентабельности.

Выводы о величине коэффициента:

- в отношении вида разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения строений, сооружений промышленности, допущена ошибка.

Оценивая заключение судебной экономической экспертизы, сопоставив выводы эксперта С. с содержанием отчета № 17-01/1, выполненного ООО «Десоф-Консалтинг», 2017 год, учитывая, что эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, суд принимает заключение эксперта от 22 июня 2019 г. как относимое, допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку оно выполнено экспертом, обладающим соответствующим образованием, а также правом на осуществление экспертной деятельности в данной области, экспертное заключение соответствует требованиям, предъявляемым к экспертизам данного вида, выводы эксперта являются обоснованными и не входят в противоречие с действующим законодательством. Оснований для сомнений в достоверности заключения эксперта от 22 июня 2019 г. суд не усматривает.

Судом учтено, что заключение судебной экспертизы согласуется с представленной административным истцом в качестве доказательства своей позиции рецензией, выполненной специалистом Т.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что решение Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247 в оспариваемой административным истцом части не соответствует федеральному законодательству, поскольку установленные в пунктах 2, 10, 14, 15 приложения к данному решению Думы коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена, в зависимости от видов разрешенного использования, являются экономически необоснованными, принятым с нарушением пунктов 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 489, от 19 августа 2011 г. № 697, от 26 октября 2011 г. № 868, от 14 января 2014 г. № 23, от 22 февраля 2014 г. № 133, от 30 октября 2014 г. № 1120, от 5 мая 2017 г. № 531, действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.

Поскольку судом установлено несоответствие оспариваемых положений нормативного правового акта требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, административное исковое заявление ПАО «Коршуновский ГОК» о признании не действующим в оспариваемой части приложения № 1 к решению Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247 подлежит удовлетворению.

Разрешая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт в оспариваемой части следует признать недействующим, суд учитывает, что пункт 1 решения Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247 признан утратившим силу решением Думы Нижнеилимского муниципального района от 28 февраля 2019 г. № 404, в связи с чем оспариваемые положения следует признать не действующими с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

Резолютивная часть решения в соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в периодическом издании «Вестник Думы и администрации Нижнеилимского муниципального района» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» к Думе Нижнеилимского муниципального района Иркутской области о признании не действующим в части приложения № 1 к решению Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247 «Об установлении экономически обоснованных коэффициентов с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена» – удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия следующие пункты приложения «Экономически обоснованные коэффициенты с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена» к решению Думы Нижнеилимского муниципального района от 31 августа 2017 г. № 247 «Об установлении экономически обоснованных коэффициентов с учетом видов разрешенного использования земельных участков, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Нижнеилимский район», государственная собственность на которые не разграничена»:

- пункт 2, устанавливающий коэффициент 4 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок;

- пункт 10, устанавливающий коэффициент 3 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения строений, сооружений промышленности;

- пункт 14, устанавливающий коэффициент 3 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов;

- пункт 15, устанавливающий коэффициент 2,5 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения, объектов образования, науки, социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства.

Резолютивная часть решения подлежит опубликованию в периодическом издании «Вестник Думы и администрации Нижнеилимского муниципального района» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2019 г.