ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/19 от 27.03.2020 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Ингушетия в составе:

судьи Цурова Х.М.,

при секретарях судебного заседания - Мамиловой М.Н. и Кариевой Х.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Республике Ингушетия о ликвидации Регионального общественного движения Ингушетии «Совет тейпов Ингушского народа» в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Решение о создании Регионального общественного движения Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» (далее - Движение, административный ответчик) принято 2 сентября 2016 г. на Общем собрании учредителей, решение о государственной регистрации Движения принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее – Управление, уполномоченный орган, административный истец) 14 октября 2016 г.

Сведения о Движении внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) 24 октября 2016 г. за основным государственным регистрационным номером (OГPH) 1160608052846.

Управление обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Движения в связи с неоднократными и грубыми нарушениями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также неустранением в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации (Минюстом России или его территориальным органом), нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

В административном исковом заявлении указано, что на основании требования прокуратуры Республики Ингушетия от 17 декабря 2018 г. и распоряжения Управления от 10 января 2019 г. № 3-р уполномоченным органом проведена внеплановая выездная проверка деятельности Движения, по результатам которой установлено, что отдельные положения устава Движения (пункты 1.1, 1.4, 4.6, 4.18, 2.3, 6.4, 6.8, 1.9) не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а также в уставе не определен порядок принятия решений его органом. Кроме того, в нарушение требований федерального законодательства Движением не опубликованы отчеты за 2016-2018 годы; не соответствует предъявляемым законом требованиям символика Движения; в деятельности Движения выявлены нарушения Федерального закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»; установлены неоднократные факты вмешательства в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц; выявлены факты осуществления деятельности, не соответствующей уставным целям Движения; в деятельности Движения выявлены нарушения требований статьи 81 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», выражающиеся в воспрепятствовании исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации.

По результатам внеплановой проверки Управлением составлен акт от 12 февраля 2019 г., и 19 февраля 2019 г. исх. № 06/03-214 в Президиум Движения внесено представление с указанием срока устранения выявленных нарушений до 19 апреля 2019 г.

Не согласившись с результатами проверки и внесенным представлением, Движение обратилось в Магасский районный суд Республики Ингушетия с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Управления по проведению внеплановой проверки деятельности Движения и вынесению представления об устранении выявленных нарушений.

Решением Магасского районного суда от 22 мая 2019 г. административное исковое заявление Движения оставлено без удовлетворения, действия Управления и выводы по результатам проверки признаны судом обоснованными.

Поскольку Движением не представлена информация об устранении указанных в представлении нарушений, 22 мая 2019 г. Управлением принято решение о приостановлении деятельности Движения сроком на три месяца (распоряжение № 95-р).

Кроме этого, административный истец указывает, что в нарушение статей 17 и 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее Федеральный закон «Об общественных объединениях»), не допускающих вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, и обязывающих общественное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации, на официальном интернет-сайте Движения 8 мая 2019 г. было размещено видео- и текстовое обращение Совета тейпов ингушского народа к депутатам Народного Собрания Республики Ингушетия.

В связи с выявленными нарушениями 22 мая 2019 г. Управлением вынесено предупреждение (исх. № 06/03-687) и направлено в Президиум Движения с указанием срока устранения нарушений законодательства Российской Федерации - до 22 июля 2019 г.

Предупреждение в установленном порядке Движением не обжаловано. В указанный срок информация об устранении нарушений законодательства в Управление не поступила.

Также Движение в период приостановления его деятельности, в нарушение требований статьи 43 Федерального закона «Об общественных объединениях» о запрете принимать участие в выборах в период приостановления деятельности, принимало участие в выборах в органы местного самоуправления Республики Ингушетия в форме незаконной предвыборной агитации.

Указанные нарушения послужили основанием для вынесения 22 августа 2019 г. Управлением в адрес Президиума Движения письменного предупреждения (исх. № 06/03-1247) с указанием срока устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации - до 23 сентября 2019 г.

На основании части 2 статьи 42 Федерального закона «Об общественных объединениях», в связи с вынесением указанного предупреждения Управлением принято решение о продлении срока приостановления деятельности Движения до 25 сентября 2019 г.

Документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в установленный срок в Управление не представлены. Предупреждение Движением не обжаловалось.

В судебном заседании представители административного истца - Мальсагов P.M. и Белхороев А.А. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить. Суду пояснили, что Движение не представило в Управление документы об устранении допущенных нарушений.

Представители административного ответчика – Оздоев М.А., Ужахов А.М. и Ахильгов Ч.А. просили отказать в удовлетворении административного искового заявления, полагая, что оснований для ликвидации регионального общественного движения «Совет тейпов ингушского народа» не имеется, поскольку организацией приняты все возможные меры для устранения выявленных нарушений. Нарушения, выявленные в ходе проверки, не являются столь существенными, чтобы принять решение о ликвидации общественной организации, кроме того на момент рассмотрения дела эти нарушения практически устранены.

Представитель заинтересованного лица - прокуратуры Республики Ингушетия Ляпин Р.И., административные исковые требования Управления поддержал и просил их удовлетворить.

Выслушав представителей административного истца, представителей административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Федеральным законом «Об общественных объединениях» на общественную организацию возлагается обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, а также нормы, предусмотренные ее уставом и иными учредительными документами (абзац 2 части 1 статьи 29).

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» Минюст России и его территориальные органы осуществляют контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 КАС РФ суд, при рассмотрении указанной категории дел, осуществляет судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации уполномоченными органами или должностными лицами отдельных властных требований к объединениям граждан.

Управление в административном иске указало, что в результате проверки были выявлены отдельные положения Устава Движения не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, в Уставе не определен порядок принятия решений его органом. В нарушение требований федерального законодательства Движением не опубликованы отчеты за 2016-2018 годы; не соответствует предъявляемым законом требованиям символика Движения; в деятельности Движения выявлены нарушения Федерального закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»; установлены неоднократные факты вмешательства в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц; выявлены факты осуществления деятельности, не соответствующей уставным целям Движения; в деятельности Движения выявлены нарушения требований статьи 81 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», выражающиеся в воспрепятствовании исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 1.1 Устава Движение является «общественным объединением граждан, проживающих на территории Республики Ингушетия,...принимающих участие в деятельности Движения без обязательного оформления своего участия». Вместе с тем, указанное положение не соответствует положениям статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые относят общественное движение к корпоративным (т.е. основанным на членстве) - юридическим лицам;

- в нарушение требований статей 28, 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Уставом Движения не определен порядок принятия решений по вопросам, не относящимся к исключительной компетенции высшего органа управления Движения - Конференции участников (пункт 4.6 Устава Движения).

- в положениях Устава Движения усматриваются внутренние противоречия. Согласно пункту 4.18 Устава председатель Движения избирается на конференции участников Движения, если за него проголосовало большинство присутствующих, тогда как согласно пункту 4.8 Устава Движения решение по вышеуказанному вопросу принимается квалифицированным большинством голосов от общего числа присутствующих на конференции участников. При этом, Уставом не определены Конкретные значения квалифицированного большинства (2/3, 3/4 или иные);

- пункты 2.3, 6.4, 6.8 Устава регулируют порядок осуществления Движением предпринимательской деятельности, что не соответствует положениям пункта 4 статьи 50 ГК РФ, определяющим указанную деятельность как «деятельность, приносящую доход»;

- используемый Движением юридический адрес не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Согласно пункту 1.9 Устава Движения, сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и сайта Движения, адресом (местом нахождения) Движения является: РИ, г. Назрань, ул. Московская, д. 17, кв. 1. В ходе проведения выездной проверки установлено, что Движение не располагается по вышеуказанному адресу. В представленном 16 января 2019 г. отчете Движения за 2018 год указан новый адрес Движения: г. Назрань, проспект И. Базоркина, д. 8 «Б» в нарушение требований Федерального закона «Об общественных объединениях» необходимые документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ Движением не представлены;

- в нарушении требований статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Движением за 2016-2018 годы не опубликованы отчеты об использовании своего имущества;

- в нарушение требований статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» в уставе Движения содержится не полное описание символики, не соответствующее ее графическому изображению, размещенному на официальном сайте Движения, также по окружности герба используются 11 дополнительных малых символов (элементов), значение которых в пункте 1.10 устава не описано;

- в нарушение требований Федерального закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» на официальном сайте Движения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (сайт) в разделе «Новости» 8 января 2019 г. опубликован информационный материал «Геополитика осетинского национализма», содержащий сведения, относящиеся к государственной тайне;

- в нарушение положений статьи 17 Федерального закона «Об общественных объединениях», статьи 14 Конституции РФ, статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»), Указа Президента Республики Ингушетия от 26 июня 2006 г. № 167, положений статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации», положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» 13 декабря 2018 г. Движением инициировано проведение 15 декабря 2018 г. заседания «шариатского суда».

Не согласившись с результатами проведенной Управлением внеплановой проверки и внесенным представлением, Движение обратилось в Магасский районный суд Республики Ингушетия с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Управления по проведению внеплановой проверки деятельности Движения и вынесению представления об устранении выявленных нарушений.

Решением Магасского районного суда от 22 мая 2019 г. административное исковое заявление Движения оставлено без удовлетворения, на основании проведенного судом анализа действия Управления по проведению внеплановой контрольной проверки деятельности организации признаны основанными на законе, выводы о допущенных Движением нарушениях законодательства, указанных в представлении, обоснованными.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64, при рассмотрении дела о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан суд оценивает обоснованность предупреждения (представления) об устранении нарушений закона, а также решения уполномоченного органа о приостановлении деятельности, если они не были ранее оспорены административным ответчиком в судебном порядке.

Вступившее в законную силу решение суда по административному делу о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, а также решение суда, которым признано обоснованным предупреждение (представление) об устранении нарушений закона либо решение уполномоченного органа о приостановлении деятельности, имеют преюдициальное значение для суда, рассматривающего административное дело о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан.

Установленные такими судебными решениями обстоятельства не нуждаются в доказывании (часть 2 статьи 64 КАС РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, вышеприведенные нарушения, допущенные в деятельности Движения, и выявленные в ходе проверки, подлежали устранению в срок указанный в представлении Управления, то есть до 19 апреля 2019 г.

Поскольку Движением в установленный срок не была предоставлена информация об устранении указанных в представлении нарушений, Управлением 22 мая 2019 г. принято решение (распоряжение №95-р) о приостановлении деятельности Движения сроком на три месяца, то есть до 23 августа 2019 г.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что Движением принимались меры по устранению следующих нарушений закона (всего 3), отраженных в представлении Управления (протокол Президиума Движения от 26 февраля 2019 г.) и связанных:

С внесением изменений в Устав Совета тейпов;

Так, из расписки в получении документов, предоставленных заявителем в уполномоченный орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации усматривается, что Даскиевым М.О. в Управление Минюста России по Республике Ингушетия направлено заявление о государственной регистрации Устава и материалов на 40 листах, что подтверждается почтовым отправлением, полученным Управлением 1 июля 2019 г за вх. № 1257.

Представители Движения в судебном заседании заявили о неполучении данного письма и.о. председателя Даскиевым М.О., что подтверждено и самим Даскиевым М.О., допрошенным в судебном заседании.

Между тем, Управлением в судебном заседании представлены отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 38610137020852, из которого видно, что 31 июля 2019 г. письмо вручено адресату, а также уведомление о вручение почтового отправления адресату, по адресу проживания Даскиева М.О., в котором имеется подпись;

С переводом помещения, в котором зарегистрирован Совет тейпов из жилого в нежилое;

Относительно перевода помещения, в котором зарегистрирован Совет тейпов из жилого в нежилое, в судебное заседание административным ответчиком представлена выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером 06:05:0100009:1889 от 23 августа 2019 г., из которой видно, что помещение, расположенное по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань, Центральный административный округ, ул. Московская, д.17, кв.1 площадью 56,6 кв.м., является нежилым помещением, а также постановление Администрации г. Назрань от 24 июня 2019 г. за № 568 «О переводе жилого помещения в нежилое»;

С представлением отчетов о продолжении деятельности за 2016-2018 годы.

В судебном заседании Движением также представлены доказательства об опубликовании 9 июля 2019 г. отчетов Движения за 2016-2018 годы.

На основании изложенного, судом установлено, что из указанных в представлении Управления нарушений, Движением устранены только два (перевод помещения, в котором зарегистрирован Совет тейпов из жилого в нежилое; представление отчетов о продолжении деятельности за 2016-2018 годы). Информация об устранении указанных нарушений в адрес административного истца Движением направлена не была.

Как усматривается из материалов дела, остальные нарушения выявленные Управлением в ходе внеплановой проверки, изложенные в представлении, и послужившие основанием для приостановления деятельности Движения, не устранены.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» не устранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации (Минюстом России или его территориальным органом), нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием для его ликвидации.

Как указано в абзаце 2 пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 такие нарушения не могут расцениваться судом как неоднократные или грубые нарушения закона либо как систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 4 пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 если в административном исковом заявлении уполномоченным органом указано несколько оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан, обоснованность каждого из них должна быть проверена судом.

Кроме изложенных в представлении, в административном исковом заявлении Управление указывает на следующее нарушения закона допущенные Движением, об устранении которых вынесены предупреждения, и не устранение которых в установленный срок также влечет ликвидацию общественного объединения.

Так, на официальном интернет-сайте Движения 8 мая 2019 г. было размещено видео- и текстовое обращение Совета тейпов ингушского народа к депутатам Народного Собрания Республики Ингушетия.

В обращении указывается (выдержка): «Мы, члены Совета тейпов ингушского народа,...заявляем вам, депутатам Народного Собрания Республики Ингушетия, что ни мы, ни наши тейпы не дают вам разрешения на принятие закона, отчуждающего Пригородный район и другие ингушские земли в пользу Северной Осетии или других субъектов Российской Федерации», «заверяем вас, что все депутаты, проголосовавшие за принятие закона... будут прокляты ингушским народом и получат возмездие Великого Аллаха за эту враждебную деятельность».

Административный истец утверждает, что в указанных действиях административного ответчика выявлены следующие нарушения требований законодательства Российской Федерации:

- статей 17 и 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», не допускающих вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, и обязывающих общественное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации;

статьи 8 Закона Республики Ингушетия от 18 июля 2004 г. № 18-РИ «О статусе депутата Народного Собрания Республики Ингушетия», предусматривающей, что депутат Народного Собрания Республики Ингушетия свободен в своих суждениях, решениях и мнениях по вопросам, находящимся в ведении Народного Собрания, и ответственен перед законом.

По мнению административного истца содержащиеся в обращении Движения заявления в адрес депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия имеют признаки экстремистской деятельности, выраженной в публичных призывах к нарушению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности или отношения к религии (ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

В связи с выявленными нарушениями 22 мая 2019 г. Управлением в адрес Президиума Движения вынесено предупреждение (исх. № 06/03-687), с указанием срока устранения нарушений законодательства Российской Федерации до 22 июля 2019 г.

Предупреждение в установленном порядке Движением не обжаловано. В указанный срок информация об устранении нарушений законодательства в Управление не поступила, в связи с чем в отношении Движения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации («Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»). Постановлением мирового судьи судебного участки № 8 Республики Ингушетия от 03.10.2019 г. Движение привлечено к административной ответственности в виде штрафа 10 тыс. руб. (постановление вступило в законную силу), что также подтверждает невыполнение Движением в срок Предупреждения уполномоченного органа.

Согласно части 3 статьи 64 КАС РФ вступившее в законную силу постановление суда по делу об административном правонарушении является обязательным для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление суда, только по вопросам, имели ли место определенные действия и совершены ли они данным лицом.

При этом в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 разъяснено о необходимости иметь в виду, что содержащиеся в постановлении по делу об административном правонарушении выводы суда по названным вопросам сами по себе не могут предрешать наличие или отсутствие оснований для приостановления деятельности или ликвидации объединения граждан. Указанные основания устанавливаются судом в результате исследования и оценки всей совокупности доказательств, имеющих значение для дела, по правилам КАС РФ (пункт 33).

Кроме того, в связи с выявлением в содержании обращения Движения к депутатам Народного Собрания Республики Ингушетия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации», а именно за «распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно-значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию транспортной инфраструктуры...», постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Республики Ингушетия от 29.07.2019 г. привлечен к административной ответственности и.о. председателя Движения Даскиев М.О., который признан виновным, с назначением штрафа в размере 15 тыс. руб., (постановление вступило в законную силу);

Представители Движения Оздоев М.А., Ужахов А.М. и Ахильгов Ч.А. пояснили суду, что по данному административному материалу Даскиев М.О. привлечен не как руководитель и должностное лицо Движения, а как физическое лицо, и следовательно действия указанного лица не могут и не должны вменяться Движению. В то же время, как усматривается из материалов дела, Даскиев М.О. является участником указанного общественного объединения (в том числе в указанный период является исполняющим обязанности председателя).

В силу разъяснений, изложенных в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 в случае нарушения требований закона членом (участником) объединения граждан следует выяснять, действовало ли указанное лицо от имени такого объединения граждан и (или) в его интересах либо от своего имени.

Если имеются сведения о том, что член (участник) объединения граждан действовал по собственной инициативе и объединение граждан публично заявило о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица до обращения в суд с административным иском уполномоченного органа или прокурора, ответственность за названные действия не может быть возложена на объединение граждан.

При этом публичным является заявление, которое доведено до сведения неопределенного круга лиц. Такое заявление не рассматривается как публичное, если оно адресовано исключительно членам, участникам или учредителям данного объединения граждан.

Между тем, материалы дела не содержат письменных или иных (аудио, видео) сведений о том, что Движение публично, до обращения уполномоченного органа в суд с административным иском, заявило о своем несогласии с высказываниями или действиями данного лица, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что Даскиев М.О. действовал не от своего имени, а от имени Движения, поскольку организацией не было сделано публичных заявлений о своем несогласии с указанным обращением участника.

Само по себе представление административным ответчиком в суд письменных материалов, которые по их мнению свидетельствуют об устранении с интернет-сайта http://sovet-teipov.ru/ вышеназванного обращения (либо других обращений) не свидетельствует о полном устранении указанного рода нарушений.

При изложенных обстоятельствах суд, исследовав и оценив представленные по данному вопросу материалы, приходит к выводу об обоснованности доводов административного истца о том, что Движением допущено грубое нарушение закона, заключающееся в несоблюдение вышеприведенных положений нормативных правовых актов, не допускающих вмешательство общественного объединения в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц.

Вместе с тем, проанализировав в полном объеме названное выше обращение Движения в адрес депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия, суд не усматривает в обращении каких-либо признаков экстремистской деятельности. В обращении отсутствуют публичные призывы к нарушению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности или отношения к религии. В судебном заседании административным истцом не были представлены какие-либо дополнительные доказательства свидетельствующие, что в указанном обращении имеются признаки экстремистской деятельности.

Как усматривается из административного искового заявления Движением в период приостановления его деятельности, было допущено нарушение требований статьи 43 Федерального закона «Об общественных объединениях» о запрете принимать участие в выборах в период приостановления деятельности организации.

Так, 20 и 21 августа 2019 г. на интернет-сайте «Фортанга.орг» было размещено публичное заявление Движения от 13 августа 2019 г., призывающее «всех жителей Республики Ингушетия к полному бойкоту данных выборов и отказу от участия в любых избирательных процедурах».

Конституция Российской Федерации (ст. 32), Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 3 ст. 3) предусматривают, что участие граждан в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитацией признается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидатов, список, списки кандидатов или против него.

Таким образом, доводы административного иска о том, что Движение в период приостановления деятельности (до 23 августа 2019 г.) принимало участие в выборах в органы местного самоуправления Республики Ингушетия в форме незаконной предвыборной агитации, являются обоснованными.

Указанные нарушения послужили основанием для вынесения 22 августа 2019 г. Управлением в адрес Президиума Движения письменного предупреждения (исх. № 06/03-1247) с указанием срока устранения нарушений законодательства Российской Федерации до 23 сентября 2019 г., с продлением срока приостановления деятельности Движения с 23 августа 2019 г. по 25 сентября 2019 г.

Документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в установленный срок в Управление не представлены. Предупреждение Движением не обжаловалось.

Как усматривается из материалов дела Советом тейпов ингушского народа за исх. № 52 от 6 сентября 2019 г. данное предупреждение было возвращено в Управление как направленное в их адрес ошибочно.

Представителями Движения суду даны пояснения, что такое решение о возвращении предупреждения в уполномоченный орган было принято президиумом Движения в связи с тем, что изложенные Управлением в Предупреждении от 22 августа 2019 г. (исх. № 06/03-1247) нарушения допущены другой организацией – Советом тейпов Республики Ингушетия, и не имеют никакого отношения к региональному общественному движению «Совет тейпов ингушского народа».

Представители Управления и заинтересованного лица - прокуратуры Республики Ингушетия, возражали относительно указанной позиции административного ответчика, представив суду аналитическую справку УФСБ России по Республике Ингушетия о деятельности регионального общественного движения РОД «Совет тейпов ингушского народа» и общественного движения «Совет тейпов Республики Ингушетия» от 6 февраля 2020 г. № 157/5/301.

Из аналитической справки усматривается, что ориентировочно в июне 2019 г. участники Совета тейпов ингушского народа публично заявили, что в настоящее время ими создано новое общественное движение Совет тейпов Республики Ингушетия. При этом имеющиеся материалы свидетельствуют о необъективном характере указанных заявлений.

В результате анализа деятельности данных объединений установлена их фактическая идентичность.

Так, в письменных обращениях в органы власти члены Совета тейпов Республики Ингушетия используют печать Совета тейпов ингушского народа. Из видео-фиксации их выступлений, публикуемых в сети Интернет установлено, что они осуществляются на фоне плаката с изображением символики регионального общественного движения «Совет тейпов ингушского народа». Кроме того эти объединения имеют следующие общие признаки:

- один и тот же руководитель (Ужахов М.М.) и исполняющий обязанности (Даскиев М.О.);

- лидеры регионального общественного движения «Совет тейпов ингушского народа» и общественного движения «Совет тейпов Республики Ингушетия» - идентичны;

- указанные в Уставе «Совет тейпов ингушского народа» цели и задачи совпадают с освещаемыми на совещаниях «Совет тейпов Республики Ингушетия»;

- не изменились условия приема в объединение (для вступления в организацию необходимы рекомендации авторитетных членов тейпа).

К оценке представленному стороной административного ответчика объяснению Дудургова М.А., в котором последний являясь заинтересованным в исходе дела лицом, дает пояснения по вопросу, проставления им на бланк организации Совета тейпов Республики Ингушетия печати Совета тейпов ингушского народа, суд подходит критически, поскольку никаких доказательств, с точки зрения их допустимости, о непричастности Движения к размещению названного публичного заявления от 13 августа 2019 г., стороной ответчика в суд не представлено.

При изложенных обстоятельствах, доводы административного искового заявления о том, что в период приостановления деятельности региональное общественное движение «Совет тейпов ингушского народа» проводило незаконную предвыборную агитацию, административным ответчиком в судебном заседании не опровергнуты.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факты допущенных Движением нарушений, изложенных в административном исковом заявлении, подтверждаются материалами дела исследованными в судебном заседании.

Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях предусмотренных законом юридическое лицо ликвидируется по решению суда.

Неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, согласно абзацу 4 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», является основанием для ликвидации общественной организации.

В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 обращается внимание судов, что неустранение в срок нарушений, послуживших причиной для приостановления деятельности объединения граждан, является самостоятельным основанием для его ликвидации или запрета деятельности.

Такие нарушения не могут расцениваться судом как неоднократные или грубые нарушения закона либо как систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям.

Принимая во внимание, что в ходе судебного заседания установлены факты допущенных Движением нарушений действующего законодательства, как и факты неустранения большинства нарушений, послуживших основанием для приостановления его деятельности, а также учитывая длительное неустранение Движением допущенных нарушений, несмотря на принятые дважды уполномоченным органом меры ответственности в виде приостановления деятельности, (до 23 августа 2019 г. и до 25 сентября 2019 г.), суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, предусмотренных абзацем 4 части 1 статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" для ликвидации Движения.

С учетом указанного вывода, доводы представителей Движения о несущественности допущенных нарушений, об их полном либо частичном устранении не могут послужить основанием к отказу в удовлетворении административных исковых требований административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия о ликвидации Регионального общественного движения Ингушетии «Совет тейпов Ингушского народа» и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Региональное общественное движение Ингушетии «Совет тейпов Ингушского народа» со дня вступления решения суда в законную силу, исключив его из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1160608052846).

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Верховный Суд Республики Ингушетия.

Судья Х.М.Цуров

Решение27.04.2021