ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/19 от 27.05.2019 Псковского областного суда (Псковская область)

Дело № 3а-16/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Псков

Псковский областной суд в составе:

председательствующего судьи Адаева И.А.

при секретаре Алексеевой Н.С.

с участием: прокурора Петровой Н.М.;

представителя административного истца – Псковского регионального союза организаций профсоюзов «Псковский областной совет профессиональных союзов» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Псковского регионального союза организаций профсоюзов «Псковский областной совет профессиональных союзов» о признании нормативного правового акта недействующим,

у с т а н о в и л:

приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике (переименован в Комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области с 1 января 2019 г.) от 27 декабря 2018 г. № 1404 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» утверждён перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее– Перечень) (л.д. 7-13).

В пункт 62 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, был включён комплекс строений с кадастровым номером (****), расположенный по адресу: <****> (л.д. 11).

Псковский региональный союз организаций профсоюзов «Псковский областной совет профессиональных союзов» (далее – Псковский облсовпроф) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании пункта 62 Перечня на 2019 год недействующим.

Требования мотивированы тем, что спорный объект недвижимости не отвечает признакам административно-делового центра в той мере, в какой это определено для целей налогообложения в подпункте 1 пункта 1 статьи 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. № 316-ОЗ «О налоге на имущество организаций» и пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), поскольку фактическое использование помещений спорного здания в целях делового, административного или коммерческого назначения не достигает необходимого уровня 20 процентов, что подтверждается актом определения вида фактического использования комплекса строений, оформленного 24 декабря 2018 г. комиссией Государственного бюджетного учреждения Псковской области «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», которое было уполномочено на проведение обследования спорного объекта недвижимости.

Поскольку Псковский облсовпроф является плательщиком налога на имущество организаций, истец просил признать спорный нормативный правовой акт не действующим с момента его принятия.

Представитель ответчика - Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области в судебное заседание не явился, хотя о нем был извещен надлежащим образом (л.д. 57).

В предварительном судебном заседании представитель ответчика ФИО2 возражала против удовлетворения административного искового заявления, указав в обоснование, что спорный объект недвижимости подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, поскольку в соответствии с техническим паспортом от 26 апреля 2001 г. наименование помещений в нём предусматривает размещение офисов (59,5% от общей площади), а один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект, предусматривает размещение офисных объектов делового, административного или коммерческого назначения (территориальная зона «Обслуживающие и деловые объекты Д3») (л.д. 45-46, 22-25).

Представитель заинтересованного лица – Государственного бюджетного учреждения Псковской области «Бюро технической инвентаризации и государственного кадастровой оценки» (далее – ГБУ ПО «БТИ и ГКО», БТИ Псковской области) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие; разрешение административного иска оставил на усмотрение суда.

В предварительном судебном заседании представитель БТИ Псковской области ФИО3 пояснила, что технический паспорт на спорный комплекс строений изготовлен 26 апреля 2001 г. и является действующим. После указанной даты техническая инвентаризация объекта недвижимости не проводилась.

Комплекс строений, расположенный по адресу: <****>, имеет общую площадь 5077 м2 и состоит из трёх самостоятельных объектов: административное здание (лит. А), площадью 3152,5 м2, здание учебно-методического центра (лит. Б), площадью 1688,1 м2 и здание гаража

(лит. В), площадью 236,4 м2.

В соответствии с Положением о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 28 мая 2015 г. № 250, на основании приказов Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 30 августа 2018 г. № 3613 «О проведении обследования объектов недвижимого имущества», от 11 декабря 2018 г. № 5462 «О проведении обследования объекта недвижимости с кадастровым номером (****), расположенного по адресу: <****> и приказа директора ГБУ ПО «БТИ и ГКО» от 18 декабря 2018. № 484 «О проведении обследования объекта недвижимости с кадастровым номером (****), расположенного по адресу: <****> было проведено комиссионное обследование спорного объекта и составлен Акт от 24 декабря 2018 г., в соответствии с которым фактическое использование помещений в данном комплексе строений в целях размещения административно-офисных объектов составило 19,4 %.

При проведении обследования было установлено, что административное здание (лит. А) используется в основном для собственных нужд Псковского облсовпрофа. Большая часть помещений, расположенных в здании учебно-методического центра (лит. Б), сдается в аренду. Здание гаража (лит. В) используется для собственных нужд облсовпрофа (л.д. 53-54, 16-21, 58).

Участвующий в деле прокурор Петрова Н.М. полагала требования истца подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в заключении по делу (л.д. 161-164).

Выслушав объяснения представителей сторон, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд признаёт административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

На территории Псковской области налог на имущество организаций введён Законом Псковской области от 25 ноября 2003 г. № 316-ОЗ «О налоге на имущество организаций».

В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 НК РФ; законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.

Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003г. № 316-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (в ред. Закона Псковской области от 23.07.2018 N 1874-ОЗ) к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, отнесены следующие объекты:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них;

2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

3) нежилые помещения площадью свыше 1000 кв. метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Администрации Псковской области от 21 мая 2014 г. № 213 Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике определён уполномоченным органом исполнительной власти Псковской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 27 декабря 2018 г. № 1404 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» утверждён перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ приказ был размещён (опубликован) 29 декабря 2018 г. на официальном сайте Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике в информационно-коммуникационной сети «Интернет» http://economics.pskov.ru (л.д. 47).

При таких обстоятельствах суд признает, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме его издания, правил введения в действие и опубликования.

Из материалов дела следует, что Псковский облсовпроф является собственником земельного участка с кадастровым номером (****), расположенного по адресу: <****>. Общая площадь участка 3343,7кв.м., разрешённый вид использования – для эксплуатации и обслуживания административного здания (л.д. 103).

На земельном участке расположен комплекс строений с кадастровым номером (****), общей площадью 5077 м2, состоящий из трёх зданий: административного здания (лит. А), площадью 3152,5 м2, здания учебно-методического центра (лит. Б), площадью 1688,1 м2, здания гаража (лит. В), площадью 236,4 м2.

Указанный комплекс строений включён в пункт 62 Перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 27 декабря 2018 г. № 1404 (л.д. 7-13).

Оспаривая нормативный правовой акт в указанной части, истец полагает, что здание не отвечает признакам административно-делового центра в той мере, в какой это определено для целей налогообложения в в статье 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003г. № 316-ОЗ «О налоге на имущество организаций» и статье 378.2 НК РФ.

Приходя к выводу об обоснованности заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Комплекс строений с кадастровым номером (****) был включён ответчиком в Перечень на 2019 год по двум критериям, предусмотренным подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, то есть исходя из вида разрешённого использования земельного участка, на котором он расположен, а также из сведений, содержащихся в технической документации на объект недвижимости.

Между тем приведённый вид разрешенного использования земельного участка «для эксплуатации и обслуживания административного здания» безусловно не свидетельствует о размещении на нём офисных зданий делового, административного и (или) торгово-административного назначения, что следует из анализа видов разрешённого использования земельных участков, указанных в Классификаторе видов разрешённого использования земельных участков, утверждённом приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540.

В таком случае содержание вида разрешённого использования земельного участка должно выясняться с учётом фактического использования объекта недвижимого имущества.

Согласно Акту осмотра объекта недвижимости для определения фактического использования объекта недвижимости, оформленного 24 декабря 2018 г. уполномоченным учреждением – ГБУ ПО «БТИ и ГКО», фактическое использование спорного объекта недвижимости в целях налогообложения исходя из кадастровой стоимости составляет 19,4 % от его

общей площади, то есть менее установленного законом (л.д. 16-21).

Ссылки ответчика на техническую документацию (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ), являются необоснованными, поскольку отнесение ответчиком 59,5 % помещений в данном комплексе строений к помещениям «офисного назначения (кабинетам)», нельзя признать правомерным, поскольку термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является.

Более того, исходя из назначения комплекса строений (административное здание, учебно-методический центр, гараж), вида разрешённого использования земельного участка, а также основного вида деятельности административного истца – деятельность профессиональных союзов региона, следует, что кабинеты, которые отражены в техническом паспорте от 2001 года, предназначены для осуществления собственной деятельности Псковского облсовпрофа, в том числе для размещения органов управления организации и её работников.

Вопреки статьям 62, 213 КАС РФ надлежащих доказательств об обратном, ответчиком суду представлено не было.

При таких обстоятельствах суд признаёт административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Учитывая, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав

и законных интересов заявителя в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Псковского регионального союза организаций профсоюзов «Псковский областной совет профессиональных союзов» удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 62 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 27 декабря 2018 г. № 1404.

Взыскать с Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области в пользу Псковского регионального союза организаций профсоюзов «Псковский областной совет профессиональных союзов» 4500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины при подаче иска.

Обязать Комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области разместить на официальном сайте ответчика в информационно-коммуникационной сети «Интернет» http://economics.pskov.ru сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Псковский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 31 мая 2019 г.

Судья /подпись/ И.А. Адаев

Копия верна:

Судья Псковского

областного суда И.А. Адаев

Решение суда в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу 2 июля 2019 г.