ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/19 от 30.01.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-16/19

25OS0000-01-2018-000378-46

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ровенко П.А.

при секретаре Шевченко М.В.

с участием представителей Общества с ограниченной ответственностью «Приморскуголь» ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителя Муниципального комитета Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района Приморского края и Администрации Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района Приморского края ФИО4, старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Нишоновой Ф.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Приморскуголь» о признании не действующим в части решения Муниципального комитета Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района Приморского края от 19 декабря 2017 года № 171 «Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков муниципальной собственности Новошахтинского городского поселения, предоставляемых в аренду без торгов»

у с т а н о в и л:

В Приложении 1 к решению Муниципального комитета от 19 декабря 2017 года № 171 представительным органом муниципального образования установлены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Новошахтинского городского поселения, предоставленных в аренду без торгов (далее – Ставки арендной платы).

Общество с ограниченной ответственностью «Приморскуголь» (далее – ООО «Приморскуголь») обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Муниципального комитета от 19 декабря 2017 года № 171 в части утверждения ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для добычи, разработки полезных ископаемых, в размере «1,2».

В обоснование своих требований административный истец указал, что на основании договора от 11 сентября 2013 года № 280/2013Прим-РУ-13/3073ОС, заключенного с Администрацией Михайловского муниципального района Приморского края, и дополнительного соглашения к нему от 13 июня 2018 года, заключенного с Администрацией Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района Приморского края (далее – Администрация Новошахтинского городского поселения), он является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью ... кв. м., местоположение которого установлено относительно ориентира – здания АБК, находящегося в границах участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>), предназначенного для производства горных работ и промплощадки. Период действия указанного договора аренды, прошедшего государственную регистрацию 27 февраля 2014 года, определён соглашением сторон до 1 января 2034 года.

Согласно приложению № 1 к договору аренды, размер арендной платы рассчитывается по формуле, предусматривающей умножение кадастровой стоимости земельного участка на ставку арендной платы.

Между тем оспариваемым решением Муниципального комитета ставка арендной платы была увеличена с «0,02» до «1,2», что, по мнению ООО «Приморскуголь», нарушает принцип экономической обоснованности определения арендной платы, приведённый в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582).

Кроме того, размер арендной платы за находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для проведения работ, связанных с пользованиями недрами, не должен превышать размера арендной платы, рассчитанной для соответствующих земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 размер арендной платы за пользование такими земельными участками не может превышать двух процентов от их кадастровой стоимости, тогда как оспариваемым решением Муниципального комитета соответствующий размер фактически определён в 120 процентов.

С учётом изложенного, административный истец просил суд признать не действующим с момента принятия решение Муниципального комитета от 19 декабря 2017 года № 171 в части утверждения ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для добычи, переработки полезных ископаемых, в размере «1,2».

Определением судьи Приморского краевого суда от 3 декабря 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Новошахтинского городского поселения.

В ходе рассмотрения дела ООО «Приморскуголь» уточнило предмет заявленных административных исковых требований: просило суд признать недействующим с момента принятия пункт 13.13 Приложения 1 к решению Муниципального комитета от 19 декабря 2017 года № 171, установивший значение коэффициента функционального использования «1,2» для земельных участков, предназначенных для добычи, разработки полезных ископаемых.

Представители ООО «Приморскуголь» ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном заседании просили суд удовлетворить уточнённые административные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении. Дополнительно представители административного истца пояснили, что Муниципальным комитетом до принятия оспариваемого нормативного правового акта необходимая оценка его экономической обоснованности не проводилась. Представленное суду экономическое обоснование к проекту решения представительного органа муниципального образования не объясняет произошедшего повышения величины арендной платы, кроме того, оно подписано заинтересованным лицом – главой Новошахтинского городского поселения. Также само повышение коэффициента вида функционального использования с «0,02» до «1,2» противоречит требованиям действующего федерального законодательства, предусматривающего, что для земельных участков, предоставленных для проведения работ, связанных с пользованием недрами, арендная плата не должна превышать двух процентов в год от кадастровой стоимости таких земельных участков. По результатам проведённой государственной кадастровой оценки земель Приморского края кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером постановлением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13 октября 2016 года № 4-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Приморского края» (далее – Постановление Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13 октября 2016 года № 4-п) была определена равной ... рублей ... копеек. Позже, 10 августа 2017 года постановлением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края № 8-п, принятым с учётом содержания решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – Комиссия по рассмотрению споров) от 7 июля 2017 года № 13/20, размер кадастровой стоимости указанного земельного участка был снижен до ... рублей ... копеек.

В судебном заседании представитель Муниципального комитета и Администрации Новошахтинского городского поселения ФИО4 просила суд отказать в удовлетворении административного искового заявления, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом муниципального образования с соблюдением компетенции и установленного порядка, кроме того, он не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. По проекту нормативного правового акта (до его принятия на заседании Муниципального комитета) было получено необходимое экономическое обоснование, в котором были учтены: снижение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером с ... рублей ... копеек до ... рублей ... копеек в связи с принятием постановления Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 10 августа 2017 года № 8-п; необходимость недопущения снижения арендных платежей; уровень доходности земельных участков; текущий и прогнозируемый уровни инфляции в 2017-2020 годах; баланс интересов Новошахтинского городского поселения и арендаторов земельных участков. Арендная ставка в два процента от кадастровой стоимости для земельного участка с кадастровым номером применена быть не может, поскольку этот земельный участок не имеет вида разрешённого использования «недропользование». Использованный в решении Муниципального комитета термин «земельные участки, предназначенные для добычи, разработки полезных ископаемых», не соответствует использованному в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации понятию «земельные участки, предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами». Также представитель административного ответчика и заинтересованного лица подтвердила, что пункт 13.13 Приложения 1 к решению Муниципального комитета от 19 декабря 2017 года № 171 применяется при расчёте арендной платы ООО «Приморскуголь» по договору от 11 сентября 2013 года № 280/2013Прим-РУ-13/3073ОС с 1 января 2018 года: начиная с указанной даты размер арендной платы составляет ... рубля ... копеек в месяц, поскольку используется коэффициент «1,2». До 1 января 2018 года размер арендных платежей по данному договору аренды земельного участка рассчитывался с применением коэффициента «0,02» и составлял ... рублей ... копеек в месяц.

Выслушав объяснения представителей ООО «Приморскуголь» ФИО1, ФИО2, ФИО3, объяснения представителя Муниципального комитета и Администрации Новошахтинского городского поселения ФИО4, а также заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Приморского края Нишоновой Ф.А., полагавшей, что имеются основания для признания нормативного правового акта представительного органа муниципального образования не действующим в оспариваемой административным истцом части, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых примёнен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

К вопросам местного значения городского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения (пункт 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Исходя из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Как следует из материалов дела, решением Муниципального комитета от 19 декабря 2017 года № 171, которое 21 декабря 2017 года было размещено на официальном сайте муниципального образования Новошахтинское городское поселение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://novoshahtinsky.ru), а 26 декабря 2017 года опубликовано в газете «ВПЕРЕД» (№ 153 (11704)) и вступило в силу с 1 января 2018 года, утверждены Ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Новошахтинского городского поселения, предоставленных в аренду без торгов (Приложение 1), пункт 13.13 которых предусматривает, что для вида функционального использования «земельные участки, предназначенные для добычи, разработки полезных ископаемых» значение коэффициента функционального использования составляет «1,2».

Указанный нормативный правовой акт принят представительным органом муниципального района в пределах его компетенции, с соблюдением формы и вида нормативного правового акта, правил введения его в действие, включая соблюдение процедуры официального опубликования.

До 1 января 2018 года размер Ставок арендной платы определялся решением Муниципального комитета от 19 апреля 2016 года № 60 «Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков муниципальной собственности Новошахтинского городского поселения, предоставленных в аренду без торгов», опубликованным в «Вестнике Новошахтинского городского поселения» от 21 апреля 2016 года № 9. Так, для земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, значение соответствующего коэффициента составляло «0,5» (пункт 13.13 Приложения к решению Муниципального комитета от 19 апреля 2016 года № 60), а после вступления в силу решения Муниципального комитета от 17 марта 2017 года № 122, опубликованного в газете «ВПЕРЕД» от 23 марта 2017 года № 34 (11585), которым были внесены изменения в решение Муниципального комитета от 19 апреля 2016 года № 60, значение данного коэффициента функционального использования было снижено до «0,02» (пункт 1.1 решения Муниципального комитета от 17 марта 2017 года № 122).

По делу также установлено, что 11 сентября 2013 года между Администрацией Михайловского муниципального района Приморского края и Открытым акционерным обществом «Приморскуголь» (впоследствии преобразованным в ООО «Приморскуголь») заключен договор аренды № 280/2013Прим-РУ-13/3073ОС на срок до 1 января 2034 года (на период действия лицензии на недропользование) в отношении земельного участка с кадастровым номером ; площадью ... кв. м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешённое использование: для производства горных работ и промплощадки; местоположение которого установлено относительно ориентира – здания АБК, находящейся в границах участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>). Данный договор аренды прошёл государственную регистрацию 27 февраля 2014 года.

13 июня 2018 года между Администрацией Новошахтинского городского поселения и ООО «Приморскуголь» заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 11 сентября 2013 года № 280/2013Прим-РУ-13/3073ОС, зарегистрированное Едином государственном реестре недвижимости 9 августа 2018 года, согласно пунктам 1.2 и 2.2 которого с 23 марта 2017 года, то есть с момента официального опубликования решения Муниципального комитета от 17 марта 2017 года № 122, размер арендной платы в месяц составлял для административного истца ... рублей ... копеек (... рублей ... копеек в год) исходя из применения значения коэффициента функционального использования (ставки арендной платы) за земельный участок, предназначенный для разработки полезных ископаемых, в «0,02».

Постановлением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13 октября 2016 года № 4-п, опубликованным 26 октября 2016 года в «Приморской газете» № 135(1306), по результатам проведённой государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 ноября 2015 года определялась равной ... рублям ... копейкам. Соответствующие сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 октября 2016 года.

Решением Комиссии по рассмотрению споров от 7 июля 2017 года № 13/20 удовлетворено заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка: принято решение об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером исходя из отнесения его к 4 группе видов разрешённого использования (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель), тогда как ранее произведённое отнесение этого земельного участка ко 2 группе видов разрешённого использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности) признано недостоверным.

Во исполнение приведённого решения Комиссии по рассмотрению споров, постановлением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 10 августа 2017 года № 8-п кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была снижена до ... рублей ... копеек. Данные сведения о новой кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 октября 2017 года.

Таким образом, после принятия Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края постановления от 10 августа 2017 года № 8-п кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером снизилась в 51,6 раза (с ... рублей ... копеек до ... рублей ... копеек), что повлекло за собой соответствующее снижение размера арендной платы по договору от 11 сентября 2013 года № 280/2013Прим-РУ-13/3073ОС.

В свою очередь, пунктом 13.13 Приложения 1 к решению Муниципального комитета от 19 декабря 2017 года № 171 ставка арендной платы для земельного участка, арендуемого административным истцом, была увеличена в 60 раз (с «0,02» до «1,2»), что привело к аналогичному увеличению начисленных ежемесячных арендных платежей для ООО «Приморскуголь» с ... рублей ... копеек в декабре 2017 года до ... рублей ... копеек с января 2018 года, что подтверждается имеющимся в материалах дела актом сверки задолженности от 23 января 2019 года, составленным Администрацией Новошахтинского городского поселения.

Ввиду изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые положения нормативного правового акта представительного органа муниципального образования применяются к административному истцу.

Обосновывая свои административные исковые требования, ООО «Приморскуголь» ссылается на то, что Муниципальный комитет установил соответствующую величину ставки арендной платы без соблюдения принципа экономической обоснованности, поскольку какого-либо расчёта и анализа экономических факторов до утверждения значения коэффициента функционального использования в «1,2» не проводилось.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.К числу таких принципов, в частности, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11 мая 2004 года № 209-О и от 28 февраля 2017 года № 424-О, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога (арендной платы) не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.

Ставки арендной платы, а также используемые для её расчёта коэффициенты должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определённому уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта, устанавливающего величины ставок арендной платы, должны производиться оценка местоположения и градостроительной ценности земельных участков, а также анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

В свою очередь, соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы должно быть доказано путём представления со стороны административного ответчика соответствующих документов.

Муниципальным комитетом суду представлено экономическое обоснование к проекту решения «Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Новошахтинского городского поселения, предоставленных в аренду без торгов», в разделе 2 которого декларативно указывалось, что оспариваемый нормативный правовой акт принимался в целях: определения обоснованной рыночной платы за аренду земельных участков; поступления доходов в бюджет; обеспечения привлекательности и потребительского спроса на землю, справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов; развития инфраструктуры. При его принятии учитывались: экономико-географическое положение земельных участков и эффективность производственной деятельности арендаторов; соблюдение интересов арендаторов, их производственных затрат и прибыли. Ставки арендной платы разработаны с учётом сложившихся взаимоотношений по заключенным договорам аренды, а также в целях обеспечения их роста исходя из уровня инфляции в 2017 году, плановые периоды 2018-2020 годов.

Между тем представленный документ не содержит доказательств того, что органами местного самоуправления Новошахтинского городского поселения производились какие-либо расчёты в целях экономического обоснования введения оспариваемого административным истцом значения коэффициента функционального использования (ставки арендной платы) в размере «1,2», который, как уже указывалось выше, в 60 раз превышает ранее действовавшую ставку («0,02»).

Данное экономическое обоснование не имеет указаний на дату его составления, в нём отсутствует информация о заказчике, отсутствуют формулы математических расчётов, показатели и источники исходных данных, не приведено анализа характеристик земельных участков и финансовых результатов деятельности арендаторов.

По существу в качестве единственного основания для принятия решения Муниципального комитета в экономическом обосновании указывается на необходимость компенсации размера инфляции, которая ориентировочно составит 4,0 процента ежегодно в период 2017-2020 годов, в том числе указываются предполагаемые цифры роста потребительских цен в сфере оказания платных услуг населению, цен на продовольственные и непродовольственные товары, цен на продукцию предприятий сельского хозяйства.

Вместе с тем, соответствующий инфляционный рост цен, который в сумме приведённых в экономическом обосновании значений даёт лишь десятки процентов, безусловно не может объяснить 60-кратный рост значения коэффициента функционального использования (ставки арендной платы) за аренду земельных участков, предназначенных для добычи, разработки полезных ископаемых участков, который имеет место быть, если сравнивать пункт 13.13 Приложения 1 к решению Муниципального комитета от 19 декабря 2017 года № 171 и пункт 13.13 Приложения к решению Муниципального комитета от 16 апреля 2016 № 60 (в редакции решения Муниципального комитета от 17 марта 2017 года № 122).

В судебном заседании представитель административного ответчика и заинтересованного лица также указала на необходимость компенсации потерь местного бюджета в связи с уменьшением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , которая произошла после принятия постановления Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 10 августа 2017 года № 8-п.

Однако само по себе такое изменение не может служить необходимым экономическим обоснованием для увеличения ставки арендной платы в 60 раз, которая привела к существенному увеличению начисленных ежемесячных арендных платежей ООО «Приморскуголь» (с ... рублей ... копеек в декабре 2017 года до ... рублей ... копеек с января 2018 года).

Кроме того, данное изменение кадастровой стоимости, как следует из содержания решения Комиссии по рассмотрению споров от 7 июля 2017 года № 13/20, было связано с выявлением недостоверных сведений о земельном участке, использованных при его государственной кадастровой оценке, следовательно, такое изменение кадастровой стоимости не может свидетельствовать об увеличении доходности земельного участка и о получении административным истцом большей прибыли от его использования.

Заслуживают внимания и доводы административного истца о том, что в силу пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, в отношении земельных участков (включая земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности), предоставленных недропользователям для проведения работ, связанных с пользованием недрами, арендная плата не может превышать двух процентов от их кадастровой стоимости.

Применительно к данному делу значение коэффициента функционального использования земельных участков, предназначенных для разработки полезных ископаемых, в размере «0,02», установленного решением Муниципального комитета от 17 марта 2017 года № 122, полностью соответствовало указанным выше требованиям. В то же время, вводя решением от 19 декабря 2017 года № 171 ставку арендной платы за пользование такими земельными участками в размер «1,2», представитель орган муниципального образования фактически незаконно определил, что арендная плата должна рассчитываться в размере 120 процентов от их кадастровой стоимости.

Ссылки представителя административного ответчика и заинтересованного лица на то, что используемый в решении Муниципального комитета от 19 декабря 2017 года № 171 термин «земельные участки, предназначенные для добычи, разработки полезных ископаемых», не соответствует использованному в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации понятию «земельные участки, предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами», не принимаются судом, поскольку они основаны на неверном субъективном толковании положений приведённых норм.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При указанных обстоятельствах пункт 13.13 Приложения 1 к решению Муниципального комитета от 19 декабря 2017 года № 171, установивший значение коэффициента функционального использования «1,2» для земельных участков, предназначенных для добычи, разработки полезных ископаемых, подлежит признанию недействующим.

Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», учитывая, что оспариваемая правовая норма применялась и на её основании были реализованы права граждан и организаций, суд приходит к выводу о необходимости признания её недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Муниципальный комитет опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Приморскуголь» об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 13.13 Приложения 1 к решению Муниципального комитета Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района Приморского края от 19 декабря 2017 года № 171 «Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков муниципальной собственности Новошахтинского городского поселения, предоставляемых аренду без торгов», установивший значение коэффициента функционального использования «1,2» для земельных участков, предназначенных для добычи, разработки полезных ископаемых.

Обязать Муниципальный комитет Новошахтинского городского поселения Михайловского муниципального района Приморского края опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании данного представительного органа муниципального образования в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Приморского

краевого суда П.А. Ровенко