ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/20 от 11.02.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

УИД <...>

Р Е Ш Е Н И Е

дело № 3а-16/20

11 февраля 2020 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Свистунове А.И. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, представитель ФИО1 - ФИО2 просил установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 876 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <...>, равной рыночной в размере 966 000 руб. по состоянию на 08 мая 2015 года.

Требования основаны на том, что 23 июля 2019 года собственником земельного участка произведено изменение вида его разрешенного использования. В результате чего кадастровая стоимость земельного участкапо состоянию на 05 мая 2015 годав размере 4 456 772,64 руб. стала архивной. Существенное превышение архивной кадастровой стоимостиназванного земельного участка над егорыночной стоимостью – 966 000 руб., нарушает права ФИО1, как плательщика земельного налога.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 административный иск поддержал.

Административный истец ФИО1, представитель административного ответчика – Управления Росреестра по РБ и представитель заинтересованного лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Против удовлетворения административного иска не возражали.

Представитель Правительства РБ, представитель Администрации г. Улан-Удэ будучи надлежаще извещенным, также не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04 июня 2015 года (повторное взамен свидетельства от 26 апреля 2011 года) ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 876 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <...>

11 мая 2016 года,в связи с изменением площади земельного участка с кадастровым номером <...>, в ЕГРН внесены сведения о его кадастровой стоимости, котораяпо состоянию на 08 мая 2015 года определена в размере 4456772,64 руб.

На основании заявления ФИО1 от 03 июля 2019 года изменен вид разрешенного использования земельного участка с «объекты здравоохранения и социального обслуживания населения; объекты сервисного обслуживания населения; гостиницы, мотели» на «для индивидуального жилищного строительства».

Поскольку государственная кадастровая оценка земельного участка исходила из прежнего вида разрешенного использования («объекты здравоохранения и социального обслуживания населения; объекты сервисного обслуживания населения; гостиницы, мотели»), в ЕГРН внесены сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на 346 414,2 руб. – исходя из установленного вида разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства».

Оспаривая, ставшую архивной, кадастровую стоимость земельного участкав размере 4456772,64 руб. по состоянию на 08 мая 2015 года заявитель ссылается на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, нарушаются его права, как плательщика земельного налога за период 2016-2018 г.г.

В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.

Согласно п. 5 этой же статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Вместе с тем, пунктом 3 этой же статьи Земельного кодекса РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18. Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее Закон № 135-ФЗ) также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Статьей 24.19 этого же Закона установлено, что при внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в таком случае является дата внесения сведений о нем в ЕГРН повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 этого же Закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В абз. 2 п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установлено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть пересмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Абзацем 4 п. 1.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В соответствии с пунктом 4 ст. 397 этого же Кодекса налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Судом установлено, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, с июля 2019 г. земельный участок имеет иную кадастровую стоимость. Земельный налог на указанный земельный участок за оспариваемый налоговый период ФИО1 не оплачен.

В обоснование заявленных требований, административным истцом представлен отчет № 42/19 от 10 сентября 2019 года (далее-отчет), выполненный ИП <...> А.А.

<...> А.А. на дату проведения оценки состояла в СРО ООО «Российское общество оценщиков», имела полис страховой ответственности ( от 28.02.2019 г. серия <...> ПАО СК Росгосстрах»), а также квалификационный аттестат в области оценочной деятельности.

Из отчета следует, что оценщик исследовал социально-географическое положение г. Улан-Удэ, рынка земли, а также цены предложения на продажу земельных участков по состоянию на дату проведения оценки. Для сравнения использовались данные за период январь 2014г. - 25 мая 2015 г. без указания вида разрешенного использования в г. Улан-Удэ.

Оценщик использовал информацию с официальных сайтов организаций и учреждений Республики Бурятия:https://rosreestr.ru/; http://www.ivr.ru/buryatia/, http://baikal-ctnter.ru, http://buriatia.ru; данные периодических печатных СМИ Республики Бурятия: газета объявлений «Все для Вас» за 2014-2015 гг.; электронный справочник «2ГИС Улан-Удэ», http/2gis.ru;публичную кадастровую карту г. Улан-Удэhttp/maps.rosreestr.ru/.

В соответствии с п. 13 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ № 297 от 20 мая 2015г. оценщик при проведении оценки использовал сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. При этом в соответствии с приведенным ФСО № 1 (п. 11), отказ от использования затратного и доходного подхода к оценке подробно мотивирован им в отчете.

Применяя сравнительный подход, оценщик выбрал 3 аналога – земельные участки, расположенные в микрорайонах Советского и Октябрьского районов, с разрешенным видом использования – для размещения объектов торговли и сферы услуг, которые могут быть отнесены к сегменту рынка объекта оценки. Местоположение и площадь выбранных аналогов сопоставима с характеристиками объекта оценки.

При проведении оценочных работ произведена корректировка на условия рынка (скидки к ценам предложений) – 14%,корректировка на масштаб 4%,

При расчете весового коэффициента оцениваемого земельного участка скорректированная средневзвешенная стоимость 1 кв.м. объекта оценки составила 1 103 руб./м2.

По результатам оценки оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 08 мая 2015 г. составляет 966 000 руб.

Оснований не согласиться с указанным отчетом об оценке у суда нет, так как оно не содержит в себе каких-либо неясностей и противоречий, суд также находит его соответствующим требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998г. «Об оценочной деятельности в РФ».

Дата по состоянию на которую определена рыночная стоимость установлена верно –08 мая 2015г. – тогда когда в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Надлежащих доказательств, которые бы свидетельствовали о недостоверности сведений о величине рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком в указанном отчете, административными ответчиками и заинтересованными лицами, несмотря на разъяснение им соответствующих прав и обязанностей, в соответствии с ч. 5 ст. 247 КАС РФ не представлено.

Таким образом, у суда отсутствуют основания не доверять итоговой величине рыночной стоимости участка заявителя, определенной оценщиком в приведенном отчете.

Учитывая изложенное, суд не может не принять в качестве доказательства отчет оценщика, представленный административным истцом при обращении с настоящим иском в суд, поскольку он отвечает требованиям допустимости.

Таким образом, принимая во внимание позицию сторон по делу, Верховный Суд республики не находит оснований для отказа в удовлетворении административного иска, а потому приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере доказанной рыночной стоимости по состоянию на 08 мая 2015 г. – 966 000 руб.

В соответствии с п. 25 приведенного выше постановления Пленума в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Из материалов дела видно, что в суд административный истец обратился с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости участка 30 декабря 2019 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поступившее в Верховный Суд Республики Бурятия 30 декабря 2019 года, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 876 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – объекты здравоохранения и социального обслуживания населения, объекты сервисного обслуживания населения, гостиницы, мотели, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: <...> равной рыночной стоимости по состоянию на 8 мая 2015г. в размере 966 000руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий ПОДПИСЬ Т.Н. Раднаева