ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/20 от 12.03.2020 Калужского областного суда (Калужская область)

Дело № 3а-16/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2020 года город Калуга

Калужский областной суд в составе председательствующего судьи Евсютиной Е.И., при секретаре Колесниченко А.Е., с участием прокурора Бисиркиной И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство Обнинск» к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области об оспаривании в части территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Калужской области, утвержденной приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 22 сентября 2016 года № 496 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Калужской области» в редакции приказа № 328 от 26 августа 2019 года,

УСТАНОВИЛ:

приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 22 сентября 2016 года № 496 (в ред. приказа от 26 августа 2019 года № 328) утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Калужской области (далее – Территориальная схема).

Приказ, а также приказы о внесении изменений были опубликованы в сетевом издании «Сайт «Газеты Калужской области «Весть» 12 октября 2016 года, 06 декабря 2018 года, 28 августа 2019 года.

Частью Территориальной схемы являются таблица 33 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой» пункта 9.2. раздела 9; Приложение А7 «Характеристика объектов по обработке отходов»; Приложение Б2 «Сводная информация об объектах обращения с ТКО, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы»; Приложение В1 «Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2019-2030 годов)».

23 сентября 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство Обнинск» (далее - ООО «Спецавтохозяйство Обнинск») обратилось в суд с административным исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, в котором, уточнив заявленные требования, просит признать недействующей Территориальную схему со дня ее принятия в части:

- ячейки расположенной в столбце 4 строки 29 таблицы 33 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой» пункта 9.2. раздела 9, предусматривающей мероприятия по завершению эксплуатации сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» с 2024 года и не предусматривающей модернизацию сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск», с увеличением мощности и глубины отбора ВМР;

- ячейки, расположенной в столбце 11 строки 4 Приложения А7 «Характеристика объектов по обработке отходов», содержащей неверные сведения о характеристиках сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск»;

- ячеек, расположенных в столбцах 10-16 строки 161, ячеек, расположенных в столбцах 6-16 строки 162, ячеек, расположенных в столбцах 6-16 строки 164, ячеек, расположенных в столбцах 6-16 строки 167, ячеек, расположенных в столбцах 6-16 строки 168, ячеек, расположенных в столбцах 6-8 строки 165 Приложения Б2 «Сводная информация об объектах обращения с ТКО, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы», как содержащих неверные сведения в отношении сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» (в Приложении Б2, опубликованном в сетевом издании «Сайт «Газеты Калужской области «Весть», оспариваемые ячейки имеют следующие координаты: ячейки J-P строки 181, ячейки F-P строк 182, 184, 187, 188, ячейки F-H строки 185);

- Приложения В1 «Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2019-2030 годов)», как не содержащего сведений о поступлении в 2024-2030 годах отходов от источников их образования на сортировку ООО «Спецавтохозяйство Обнинск».

В обоснование доводов указано, что оспариваемые положения Территориальной схемы не соответствуют положениям статьи 8 Конституции Российской Федерации, статей 1, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 80, 88 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 13.3, 29 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» (вместе с «Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем»), статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», постановлению Правительства Калужской области от 15.02.2018 № 89 (ред. от 30.07.2018) «Об утверждении региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Калужской области».

Административный истец указывает, что оспариваемые положения, предусматривающие мероприятия по завершению эксплуатации ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» с 2024 года и не предусматривающие мероприятия по модернизации с увеличением мощности и глубины отбора ВМР, сведения, содержащиеся в Приложении Б2 «Сводная информация об объектах обращения с ТКО, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы», предусматривающие в отношении ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» на 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029, 2030 годы следующие показатели «завезено отходов, тыс. тонн – 0, 00»; «тариф, руб./тонна – 0»; «масса ВМР, тыс. тонн – 0,00»; «масса на компостирование, тыс. тонн - 0, 00»; а также положения не содержащие сведения о поступлении в 2024-2030 годах отходов от источников их образования на сортировку ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» нарушают его права, поскольку административный истец не планирует выводить объект из эксплуатации, планирует эксплуатацию объекта и после 2024 года, в связи с чем инвестирует в модернизацию, осуществляет повышение качества объемов обработки отходов.

Содержащиеся в Приложении А7 характеристики объекта – сортировка ООО «Спецавтохозяйство Обнинск», а также содержащиеся в Приложении Б2 «Сводная информация об объектах обращения с ТКО, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы» сведения, предусматривающие в отношении ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» на 2020, 2021, 2022, 2023 годы следующие показатели «завезено отходов, тыс. тонн»- 123,17, 117,31, 118,19, 119,07 соответственно, «тариф, руб./тонна» - 195, 197, 198, 199 соответственно, масса ВМР, тыс. тонн – 12,32, 11,73, 11,82, 11,91 соответственно, масса на компостирование, тыс. тонн – 36,95, 35,19, 35,46, 35,72 соответственно, на 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029, 2030 годы сведений о мощности, тыс. тонн – 150, на 2020, 2021, 2022 годы сведений о внебюджетных инвестициях, тыс. руб. – 0, являются недостоверными, так как административным истцом осуществлены мероприятия по реконструкции, увеличению мощности объекта, указанные обстоятельства не позволяют обеспечить поток отходов, необходимый для осуществления производственной деятельности, не обеспечивают надлежащую организацию и осуществление деятельности по обращению с отходами на весь период территориальной схемы, влекут невозможность установление тарифов на обработку с учетом характеристики объекта.

Просит также возложить на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, предусматривающий включение в Территориальную схему следующих сведений:

- строку 29 таблицы 33 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой» пункта 9.2 раздела 9 изложить в редакции, предлагаемой административный истцом в таблице, приведенной в ходатайстве об уточнении административных исковых требований (Т. 3 л.д. 1 оборот) – в отношении сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» на 2024 год графе «мероприятия» указать «модернизация», в графе «прочая информация» указать «увеличение мощности до 165 тыс. тонн с увеличением глубины отбора ВМР до 18%»;

- абзац 9 пункта 5.3. раздела 5 изложить в следующей редакции: «Часть отсортированных отходов после обработки на соответствующих объектах ООО «КЗПАТ», ООО «Прогресс-Транспортные технологии» и ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» направляется в качестве альтернативного топлива (его компонентов) на объект утилизации ООО «Холсим» (Рус) СМ»;

- сведения о характеристиках сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск», находящиеся в ячейке, расположенной в столбце 11 строки 4 Приложения А7 «Характеристика объектов по обработке отходов», изложить в следующей редакции: «Площадка обработки – Мусоросортировочный комплекс производства ООО «РЖЕВМАШ» (подающий ленточно-цепной конвейер, платформа предварительной сортировки на 4 поста, сепаратор для отделения органических отходов и фракции не менее 70 мм, платформа основной сортировки на 10 постов, сепараторы черных металлов (магнитные), железоотделитель с глубиной извлечения не менее 200 мм, реверсивный конвейер для равномерной загрузки бункеров, система управления комплексом с визуальным контролем, световая и звуковая аварийная сигнализация), имеется ангар и площадка с асфальтобетонным покрытием, площадка оборудована ливневой канализацией, огорожена, полог для укрытия, в состав оборудования также входит пресс в количестве 5 штук, давилка-дробилка, 3 фронтальных погрузчика, 15 контейнеров объемом 30 м куб, наличие поддонов)»;

- строки 161, 162, 164, 165, 167, 168 Приложения Б2 «Сводная информация об объектах обращения с ТКО, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы», изложить в редакции, предлагаемой административным истцом в таблице, приведенной в ходатайстве об уточнении административных исковых требований (Т. 3 л.д. 3): в отношении сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» на 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029, 2030 годы в показателе «мощность. тыс. тонн» – указать 165; в показателе «завезено отходов, тыс. тонн» на 2020-2023 годы указать 150, на 2024-2030 года указать 165; в показателе «тариф, руб./тонна» на 2020 год указать 350, на 2021 год – 400, на 2022 год – 420, на 2023 год – 450, на 2024 год – 470, на 2025, 2026, 2027, 2028, 2029, 2030 годы – 500; в показателе «внебюджетные инвестиции, тыс. руб.» на 2020, 2021, 2022 годы указать 50 000; в показателе «масса ВМР, тыс. тонн» на 2020-2023 годы указать 18.00, на 2024-2030 годы указать 19,80; в показателе «масса на компостирование, тыс. тонн» на 2020-2030 годы указать 45;

- в Приложении В1 «Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2019-2030 годов)» предусмотреть в 2024-2030 годах поступление отходов от источников их образования на сортировку ООО «Спецавтохозяйство Обнинск», необходимых для осуществления производственной деятельности ООО «Спецавтохозяйство Обнинск».

Представитель истца Кленин Д.В. в судебном заседании уточненные требования административного иска поддержал.

Представитель административного ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области Дорохин В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного иска.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Калужской области, о времени и месте слушания дела извещено, представителя в суд не направило.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного искового заявления подлежащими частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами; участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

При этом территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 постановления Правительства Калужской области от 08.02.2016 № 76 (ред. от 18.09.2019) «О наделении министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области отдельными полномочиями в области обращения с отходами производства и потребления» министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области определено органом исполнительной власти Калужской области, к полномочиям которого в области обращения с отходами относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 3.47. постановления Правительства Калужской области от 16.11.2017 года № 660 «О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области» (вместе с «Положением о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области») органом исполнительной власти, к полномочиям которого относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.

Пунктом 5.1. постановления Правительства Калужской области от 16.11.2017 года № 660 предусмотрено, что министерство возглавляет министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.

Министр, осуществляя руководство министерством, принимает нормативные правовые акты в пределах своих полномочий (пункты 5.3., 5.3.9).

Согласно статье 20 Закона Калужской области от 25.07.1995 № 12 «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» приказ - правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции органа исполнительной власти, издаваемый его руководителем. Приказы издаются министрами Калужской области, руководителями иных исполнительных органов государственной власти Калужской области (статья 30).

В силу части 2 статьи 51 Закона Калужской области от 25.07.1995 № 12 принятие нормативных правовых актов Губернатором Калужской области, министрами Калужской области, руководителями иных исполнительных органов государственной власти Калужской области осуществляется соответствующими руководителями единолично.

Нормативные правовые акты министерств Калужской области подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их государственной регистрации (часть 2 статьи 52.1).

Официальным опубликованием нормативного правового акта органа исполнительной власти Калужской области считается его первое размещение (опубликование) на сетевом издании «Сайт «Газеты Калужской области «Весть» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru) (пункт 4 части 2 статьи 53).

Согласно части 6 статьи 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.

Приказом министра министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 22 сентября 2016 года № 496 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калужской области.

Указанный приказ зарегистрирован в Государственном реестре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Калужской области 26.09.2016 № 623.

Изменения в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калужской области утверждены приказами от 03 декабря 2018 года № 452, от 26 августа 2019 года № 328 министра министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.

Территориальная схема 12 октября 2016 года опубликована в сетевом издании «Сайт «Газеты Калужской области «Весть» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru).

Изменения в Территориальную схему опубликованы 06 декабря 2018 года, 28 августа 2019 года в сетевом издании «Сайт «Газеты Калужской области «Весть» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом с соблюдением процедуры его принятия и опубликования.

Требования к территориальным схемам обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, закреплены в статье 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ. В силу пункта 3 указанной статьи территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.

Согласно статьи 24.13 Федерального закона № 89-ФЗ строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.

Инвестиционная программа должна содержать: плановые и фактические значения показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов; перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции существующих объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы; предварительный расчет тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; иные сведения, определенные Правительством Российской Федерации.

Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (части 1,2,3).

В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ Правительством Российской Федерации 22 сентября 2018 г. принято постановление № 1130, которым утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем.

Согласно пунктам 19 - 24 названных правил разработанный уполномоченным органом проект территориальной схемы до его утверждения подлежит общественному обсуждению. Общественное обсуждение территориальной схемы включает: размещение уполномоченным органом уведомления о датах начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы и размещение проекта территориальной схемы на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; направление уполномоченным органом уведомления о размещении проекта территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов; рассмотрение проекта территориальной схемы заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, гражданами, организациями, иными заинтересованными лицами; направление федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, и лицами, указанными в подпункте "в" пункта 20, в уполномоченный орган предложений и замечаний; подготовка уполномоченным органом заключения по результатам рассмотрения предложений и замечаний.

Уполномоченный орган размещает проект территориальной схемы на официальном сайте с указанием дат начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы. Срок общественного обсуждения проекта территориальной схемы не может быть менее одного месяца и более 3 месяцев со дня его размещения на официальном сайте. Решение о сроке (датах начала и окончания) проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы на официальном сайте принимает уполномоченный орган.

Уполномоченный орган в 2-дневный срок со дня размещения проекта территориальной схемы на официальном сайте направляет уведомление о размещении проекта территориальной схемы с приложением проекта территориальной схемы на электронном носителе в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, рассматривают проект территориальной схемы и направляют в уполномоченный орган предложения и замечания.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, а также региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, граждане, организации, иные заинтересованные лица по результатам рассмотрения проекта территориальной схемы в срок не позднее 15 дней до дня истечения срока общественного обсуждения проекта территориальной схемы направляют в уполномоченный орган свои замечания и предложения при их наличии.

Уполномоченный орган рассматривает все замечания и предложения, поступившие в установленный срок, и подготавливает по итогам их рассмотрения заключение, содержащее информацию об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения.

Заключение об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 4 дней до дня окончания срока общественного обсуждения.

Территориальная схема утверждается уполномоченным органом в течение 10 дней со дня окончания срока проведения общественного обсуждения при условии отсутствия замечаний.

Согласно пункту 29 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 корректировка территориальных схем осуществляется путем внесения в нее изменений по мере необходимости.

Пунктом 30 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 предусмотрено, что основаниями для корректировки территориальной схемы являются: изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства Российской Федерации, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; выявление способов оптимизации потоков с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; ввод в эксплуатацию новых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; вывод из эксплуатации (ликвидация) объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; заключение соглашений между субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами.

Согласно статье 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами; участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) запрещается создание дискриминационных условий.

Пункт 8 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определяет дискриминационные условия как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Исходя из приведенных выше положений закона, территориальная схема обращения с отходами, являясь базовым нормативным документом, предусматривающим стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, должна базироваться на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов общества, рациональном использовании земельных ресурсов, а также обеспечении равных условий доступа на товарный рынок и недопущении ограничения конкуренции.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ООО «Спецавтохозяйство Обнинск», расположенное по адресу: Калужская область, г. Обнинск, Киевское шоссе, д. 23 на земельном участке с кадастровым номером 40:27:040202:412, осуществляет сортировку отходов, в том числе твердых коммунальных отходов (ТКО) жителей города Обнинска, Жуковского и Тарусского районов Калужской области.

На осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности Управление Росприроднадзора по Калужской области 19 февраля 2016 года выдало бессрочно ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» лицензию серии 040 № 00068.

Пунктом 5.1. раздела 5 Территориальной схемы предусмотрено, что реестры действующих объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Калужской области (по состоянию на период выполнения работ) с указанием основных характеристик соответствующих объектов, представлены в Приложениях А7-А9.

Реестры составлены на основании данных организаций, эксплуатирующих объекты, предоставивших соответствующую информацию, а также на основании сведений территориального органа Росприроднадзора о лицензиатах.

Согласно Приложению А7 «Характеристика объектов обработки отходов» Территориальной схемы сортировка ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» включено в перечень объектов по обработке отходов оспариваемого нормативно-правового акта, таким образом ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, регулируемых Территориальной схемой.

В таблице 30. «Схема потоков отходов» пункта 8.2. раздела 8 Территориальной схемы указано, что ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» осуществляет сортировку отходов в Жуковском районе, г. Обнинск, Тарусском районе, масса образованных отходов (тыс. тонн) в год составляет 25,75, 67,04, 2,90 соответственно.

Пунктом 5.4.1. Раздела 5 Территориальной схемы предусмотрено, что в рамках территориальной схемы предусмотрена модернизация и реконструкция соответствующих производств.

В соответствии с пунктом 5.5. раздела 5 Территориальной схемы в рамках реализации территориальной схемы обращения с отходами в регионе выполнена оценка возможности эксплуатации существующих объектов обращения с отходами. Оценка возможности эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения промышленных отходов представлена в Приложениях А7, А8, А9, А11.

Согласно приложению А7 «Характеристика объектов обработки отходов» ООО «Спецавтохозяйство Обнинск», осуществляющее сортировку, имеет следующие характеристики: площадка обработки – ручная сортировка (имеется асфальтобетонное покрытие, наличие поддонов, площадка оборудована ливневой канализацией, огорожена, полог для укрытия, в состав оборудования входит пресс в количестве 3 штук, давилка-дробилка, 3 фрондальных погрузчика, 6 контейнеров объемом 30 м. куб, ангар), проектная мощность 150 тыс. тонн, обработка отходов в размере 50,901 тыс. тонн в год. Возможна дальнейшая эксплуатация, наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы не требуется, соответствует требованиям природоохранного законодательства.

При этом в таблице 33 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой» пункта 9.2. раздела 9 предусмотрены мероприятия по завершению эксплуатации сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» с 2024 года. В разделе прочая информация сведения отсутствуют.

В приложении Б2 Территориальной схемы «Сводная информация об объектах обращения с ТКО, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы», в отношении объекта сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» на 2020-2030 годы содержатся следующие данные в ячейках, расположенных в столбцах 6-16 строки 161 (в электронном виде ячейки F-P строки 181) - мощность, тыс. тонн – 150;

на 2020, 2021, 2022, 2023 годы в ячейках, расположенных в столбцах 6-9 строки 162 (в электронном виде F-I строки 182) завезено отходов, тыс. тонн – 123,17, 117,31, 118,19, 119,07 соответственно, на 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029, 2030 годы содержатся следующие данные: в ячейках, расположенных в столбцах 10-16 строки 162 (в электронном виде J-P строки 182) завезено отходов, тыс. тонн – 0,00;

на 2020, 2021, 2022, 2023 годы в ячейках, расположенных в столбцах 6-9 строки 164 (в электронном виде F-I строки 184) тариф, руб./тонна -195, 197, 198, 199 соответственно, на 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029, 2030 годы содержатся следующие данные в столбцах 10-16 строки 164 (в электронном виде J-P строки 184) тариф, руб./тонна– 0,

на 2020-2030 годы содержатся следующие данные в ячейках, расположенных в столбцах 6-16 строки 165 (в электронном виде ячейки F-P строки 185) – внебюджетные инвестиции, тыс. руб. – 0;

на 2020, 2021, 2022, 2023 годы в ячейках, расположенных в столбцах 6-9 строки 167 (в электронном виде F-I строки 187) масса ВМР, тыс. тонн – 12,32, 11,73, 11,82, 11,91 соответственно, на 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029, 2030 годы в столбцах 10-16 строки 167 (в электронном виде J-P строки 187) масса, ВМР, тыс. тонн – 0,00,

на 2020, 2021, 2022, 2023 годы в ячейках, расположенных в столбцах 6-9 строки 168 (в электронном виде F-I строки 188) масса на компостирование, тыс. тонн – 36,95, 35,19, 35,46, 35,72 соответственно, на 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029, 2030 годы в столбцах 10-16 строки 168 (в электронном виде J-P строки 188) масса на компостирование, тыс. тонн – 0,00 (Том 1 л.д. 154, л.д. 200).

В Приложении В1 «Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2019-2030 годов)» содержатся сведения о поступлении с 2020 по 2023 годы отходов от источников их образования на сортировку ООО «Спецавтохозяйство Обнинск», необходимых для осуществления производственной деятельности ООО «Спецавтохозяйство Обнинск». Сведения о поступлении в ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» отходов от источников их образования на период с 2024 по 2030 годы в Территориальной схеме отсутствуют.

Согласно объяснениям представителя административного ответчика, данным в судебном заседании, основанием для завершения эксплуатации ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» является его несоответствие требованиям природоохранного законодательства. Сведения относительно характеристик объекта ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» внесены в территориальную схему на основании представленной данным обществом информации.

Из объяснений представителя административного истца, а также представленных им документов: технического решения, договора поставки РМ-103 от 12 февраля 2019 года, договора поставки (Договора купли-продажи) № КП 43119 от 13 февраля 2019 года, договора № 30 от 24 июня 2019 года, расчетов тарифа на обработку твердых коммунальных отходов на 2020 год методом экономически обоснованных расходов (затрат) следует, что ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» в период с марта 2019 года по осень 2019 года осуществлены мероприятия по увеличению мощности предприятия до 165 тыс. тонн с увеличением глубины отбора ВМР до 18%, осуществлены мероприятия, в результате которых часть отсортированных отходов после обработки на соответствующих объектах ООО «КЗПАТ», ООО «Прогресс-Транспортные технологии» и ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» будет направляться в качестве альтернативного топлива (его компонентов) на объект утилизации ООО «Холсим» (Рус) СМ». В результате проводимых мероприятий сортировка ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» имеет следующие характеристики: «Площадка обработки – Мусоросортировочный комплекс производства ООО «РЖЕВМАШ» (подающий ленточно-цепной конвейер, платформа предварительной сортировки на 4 поста, сепаратор для отделения органических отходов и фракции не менее 70 мм, платформа основной сортировки на 10 постов, сепараторы черных металлов (магнитные), железоотделитель с глубиной извлечения не менее 200 мм, реверсивный конвейер для равномерной загрузки бункеров, система управления комплексом с визуальным контролем, световая и звуковая аварийная сигнализация), имеется ангар и площадка с асфальтобетонным покрытием, площадка оборудована ливневой канализацией, огорожена, полог для укрытия, в состав оборудования также входит пресс в количестве 5 штук, давилка-дробилка, 3 фронтальных погрузчика, 15 контейнеров объемом 30 м куб, наличие поддонов)». Для завершения проведения мероприятий по увеличению мощности необходимо провести натурные исследования.

13 марта 2019 года ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» обращалось в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области с заявлением о внесении изменений в Территориальную схему, в связи с монтажом и введением в эксплуатацию технологического оборудования по сортировке ТКО мощностью 150 000 тонн в год. Ввод в эксплуатацию данного мусоросортировочного комплекса запланирован не позднее 1 июля 2019 года. Применение данного комплекса позволит обеспечить выполнение следующих показателей: количество ТКО, обрабатываемых в год – 150 000 тонн в год; выбор вторичного сырья – 12% от объема – 18 000 тонн в год; отсев тяжелой и гниющей фракции – 30% от объема – 45 000 тонн в год; древесные отходы, используемые в качестве альтернативного топлива в цементном производстве – 3% от объема – 4 500 тонн в год; «хвосты», требующие захоронения на полигоне – 55% - 82 500 тонн в год. В заявлении также дополнительно указано, что ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» планирует установить дополнительное оборудование по сортировке ТКО с увеличением мощности до 250 000 тонн в год не позднее 1 января 2021 года, ввод в эксплуатацию котельной, работающей на альтернативном топливе из древесных отходов, мощностью 5 МВт не позднее 1 сентября 2020 года, строительство снегоплавильного комплекса для утилизации снега, собираемого с территории города Обнинска не позднее 1 ноября 2020 года, строительство цеха по изготовлению из вторичного сырья полимерного полуфабриката не позднее 1 января 2022 года.

В письме от 22 апреля 2019 года министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области уведомило ООО «Спецавтохозяйство Обнинск», что сведения о включении мусоросортировочного комплекса ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» мощностью 150 000 тонн в год, а также информация о технологическом комплексе, дополнительном оборудовании по сортировке твердых коммунальных отходов с увеличением мощности до 250 000 тонн с 2021 года и цехе по изготовлению вторичного сырья полимерного полуфабриката с 2022 года будут рассмотрены при корректировке схемы.

Согласно уведомлению министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 03 июля 2019 года проект территориальной схемы размещен для общественного обсуждения на официальном сайте министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет», срок общественного обсуждения проекта территориальной схемы составляет 34 календарных дня с 03.07.2019 по 05.08.2019, указано о направлении замечаний и предложений при их наличии в срок не позднее 22.07.2019.

17 июля 2019 года ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» в адрес министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области направило замечания и предложения по корректировке проекта территориальной схемы, в котором указало, что в проекте не предусмотрена модернизация, указанная в заявлении от 13 марта 2019 года, напротив, проект в таблице 33 п. 9.2 раздела 9 содержит неверные сведения, что ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» в 2024 году завершает эксплуатацию комплекса, в связи с чем просил включить в проект территориальной схемы сведения о модернизации объекта, внести следующие изменения: в Приложение Б2 в строке 194 «мощность, тыс. тонн» данные в графах K-Q изменить на «165»; в строке 195 «Завезено отходов, тыс. тонн» данные в графах K-Q изменить на «165»; в строке 198 «Внебюджетные инвестиции, тыс. руб.» данные в графах F-I изменить на «50 000»; в строке 197 «Тариф, руб./тонна» данные в графе F изменить на «350», в графе G изменить на «400», в графе Н изменить на «420», в графе I изменить на «450», в графе J изменить на «470», в графе K-Q изменить на «500»; в строке 200 «масса ВМР, тыс. тонн» данные в графах K-Q изменить на «18»; в строке 201 «масса на компостирование, тыс. тонн» данные в графах K-Q изменить на «45»; в строке 203 «доля отбора ВМР, %» данные в графах K-Q изменить на «18»; в строке 204 «доля отбора на компостирование, %» данные в графах K-Q изменить на «30»; в строке 205 «доля отбора на RDF,%» данные в графах G-Q изменить на «30»; в строке 202 «масса сырья для RDF, тыс. тонн» данные в графах G-J изменить на «45», в графах K-Q изменить на «49,5».

Внести изменения в Приложение Б3 и Приложение В1: в ТСОО Калужская область добавить раздел 4 п. 4.3. абзац следующего содержания: «С 2018 г. силами ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» в городе Обнинске организовано несколько контейнерных площадок для раздельного сбора отходов. К 2019 г. по соглашению ООО «АйСиЭм Гласс» с администрацией города Обнинска на этих контейнерных площадках установлены контейнеры для сбора стекла. Таким образом, в городе выставлено 60 контейнеров для раздельного сбора. На 01 июля 2019 г. раздельно собрано: 80 т пластика, 34,5 т картона, 400 т стекла. Все отходы направлены на вторичную переработку»; абзац 9 п. 5.3. раздела 5 изложить следующим образом: «Часть отсортированных отходов после обработки на соответствующих объектах ООО «КЗПАТ», ООО «Прогресс-Транспортные технологии» и ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» направляется в качестве альтернативного топлива (его компонентов) на объект утилизации ООО «Холсим (Рус) СМ». В таблице 33 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой» п. 9.2. раздела 9 в графе «мероприятия» заменить слова «завершение эксплуатации» на «модернизация объекта», в графе «прочая информация» добавить «увеличение мощности до 165 тыс. тонн с увеличением глубины отбора ВМР до 18%» (Том 1 л.д. 27-28).

Заключением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области замечания ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» в части внесения изменений в Приложение Б2, Приложение Б3, Приложение В1, таблицу 33 раздела 9 территориальной схемы отклонены, в связи с тем, что в 2024 году на территории Боровского района предусмотрен ввод в эксплуатацию индустриального комплекса механико-биологической обработки (в т.ч. сортировки), утилизации и размещения ТКО (далее –Комплекс). Комплекс позволит резко сократить объем полигонного захоронения отходов, существенно увеличить объем обработки ТКО и полезного использования утильных фракций ТКО, а также минимизировать уровень негативного воздействия свалочного тела на компоненты окружающей среды. Предусмотренной мощности сортировочного комплекса указанного объекта достаточно для обработки всего объема отходов, образующегося на территории «северной» технологической зоны транспортирования. Таким образом, потоки транспортирования будут направлены на более эффективное предприятие.

Замечания ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» в части внесения изменений в п. 4.3. раздела 4 Территориальной схемы отклонены, так как в соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по обращению с ТКО обеспечивается региональным оператором. В соответствии с п. 7.3 Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Калужской области (утвержден приказом № 385 от 28.08.2017) раздельный сбор (накопление) ТКО на территории Калужской области осуществляется региональным оператором. Региональный оператор осуществляет деятельность на территории Калужской области с 1 января 2019 года.

Замечания ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» в части внесения изменений в п. 5.3. раздела 5 Территориальной схемы принято частично. Предлагаемые изменения будут рассмотрены при доработке проекта территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Калужской области по результатам общественных обсуждений.

Оценивая исследованные доказательства, приведенные нормативно-правовые акты, принимая во внимание, что согласно Приложению А7 Территориальной схемы деятельность ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» соответствует требованиям природоохранного законодательства, принимая во внимание объяснения представителя административного истца, что ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» намерено продолжать осуществление своей деятельности, учитывая положения пункта 5.4.1. Раздела 5 Территориальной схемы, что в рамках территориальной схемы предусмотрена модернизация и реконструкция соответствующих производств, принимая во внимание объяснения представителя административного ответчика, что сведения, предусматривающие модернизацию объекта в графе «мероприятие» таблицы 33 Территориальной схемы внесены в отношении всех объектов, которые намерены продолжать осуществление деятельности, отсутствие в таблице 33 территориальной схемы в графе «мероприятия» сведений в отношении ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» связано с завершением эксплуатации данного юридического лица в 2024 году, суд приходит к выводу, что запланированное в Территориальной схеме на 2024 год завершение эксплуатации ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» повлечет за собой исключение данного объекта размещения отходов из схемы потоков отходов и, соответственно, прекращение такой деятельности, наличие сведений, не предусматривающих модернизацию сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» повлечет невозможность осуществления строительства, реконструкции объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, так как указанные мероприятия осуществляются только на основании инвестиционной программы, которая разрабатывается на основании Территориальной схемы в области обращения с отходами. В связи с этим суд полагает, что положения Территориальной схемы в части оспаривания сведений, содержащихся в таблице 33 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальный схемой» пункта 9.2. Раздела 9, предусматривающих мероприятия по завершению эксплуатации сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» с 2024 года и не предусматривающих модернизацию сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск»; сведений, содержащихся в Приложении Б2 «Сводная информация об объектах обращения с ТКО, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы», предусматривающих в отношении ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» на 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029, 2030 годы следующих показателей «завезено отходов, тыс. тонн – 0, 00»; «тариф, руб./тонна – 0»; «масса ВМР, тыс. тонн – 0,00»; «масса на компостирование, тыс. тонн - 0, 00»; Приложения В1 «Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2019-2030 годов)», как не содержащего сведений о поступлении в 2024-2030 годах отходов от источников их образования на сортировку ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» создают дискриминационные условия, необоснованно ограничивая доступ организации, имеющей соответствующую лицензию к деятельности в области обращения с отходами, что не соответствует приведенным выше положениям Федерального закона № 89-ФЗ и Федерального закона № 135-ФЗ.

Территориальная схема в указанной выше части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и подлежит признанию не действующей с момента вступления в законную силу настоящего решения.

Требования административного истца в части оспаривания не содержания в таблице 33 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой» пункта 9.2 раздела 9 сведений об увеличении мощности и глубины отбора ВМР, а также неверных сведений о характеристиках сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» в Приложении А7 «Характеристика объектов по обработке отходов»; в приложении Б2 Территориальной схемы «Сводная информация об объектах обращения с ТКО, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы», в отношении объекта сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» на 2020-2030 годы» следующих данных в ячейках, расположенных в столбцах 6-16 строки 161 (в электронном виде ячейки F-P строки 181) - мощность, тыс. тонн – 150; на 2020, 2021, 2022, 2023 годы в ячейках, расположенных в столбцах 6-9 строки 162 (в электронном виде F-I строки 182) завезено отходов, тыс. тонн – 123,17, 117,31, 118,19, 119,07 соответственно, на 2020, 2021, 2022, 2023 годы в ячейках, расположенных в столбцах 6-9 строки 164 (в электронном виде F-I строки 184) тариф, руб./тонна -195, 197, 198, 199 соответственно, на 2020-2023 годы в ячейках, расположенных в столбцах 6-8 строки 165 (в электронном виде ячейки F-Н строки 185) – внебюджетные инвестиции, тыс. руб. – 0; на 2020, 2021, 2022, 2023 годы в ячейках, расположенных в столбцах 6-9 строки 167 (в электронном виде F-I строки 187) масса ВМР, тыс. тонн – 12,32, 11,73, 11,82, 11,91 соответственно; на 2020, 2021, 2022, 2023 годы в ячейках, расположенных в столбцах 6-9 строки 168 (в электронном виде F-I строки 188) масса на компостирование, тыс. тонн – 36,95, 35,19, 35,46, 35,72 соответственно, суд полагает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Вышеизложенные оспариваемые сведения о характеристиках сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск», о мощности, тыс./тонн, количестве завезенных отходов, тыс. тонн, тарифе, руб./тонна, внебюджетных инвестициях, тыс. руб., массе ВМР, тыс. тонн, массе на компостирование, тыс. тонн внесены в Территориальную схему на основании информации представленной ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» на момент ее утверждения. При изменении указанных характеристик они подлежат включению в Территориальную схему согласно процедуре, установленной законом. Само по себе увеличение административным истцом производственной мощности предприятия без соблюдения требований о разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке Территориальной схемы не может свидетельствовать о не соответствии оспариваемых положений нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Кроме того, из объяснений представителя административного истца, данных в судебном заседании следует, что в отношении мероприятий, связанных с увеличением мощности, не проведены натурные исследования.

В Разделе 11. «Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» Территориальной схемы содержится семь критериев, учитываемых при расчете прогнозных значений предельных тарифов.

Кроме того, приказом министерства конкурентной политики от 9 декабря 2019 года № 339-РК утвержден предельный тариф на обработку твердых коммунальных отходов для ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» на 2020 год, на период с 01.01.2020 по 30.06.2020, с 01.07.2020 по 31.12.2020 г. и составляет 288,23 руб./тонна. Указанное свидетельствует, что утвержденный показатель предельного тарифа не мог быть учтен при разработке Территориальной схемы и внесении в нее соответствующих изменений.

Предусмотренные на 2020-2022 годы Территориальной схемой сведения о внебюджетных инвестициях, тыс. руб. равных нулю не могут являться неверными сведениями, поскольку указанные показатели вносятся на основании утвержденной инвестиционной программы, а таковая административным истцом в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужская области представлена не была.

Довод представителя административного ответчика, что основанием для завершения эксплуатации ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» является его несоответствие требованиям природоохранного законодательства, не может быть принят во внимание, поскольку министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области не является органом, уполномоченным оценивать соответствие или не соответствие осуществляемой ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды.

Разрешая требования административного истца о возложении на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области обязанности принять новый нормативный правовой акт, предусматривающий включение в Территориальную схему следующих сведений: в строке 29 таблицы 33 «перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой» пункта 9.2 раздела 9 в отношении сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» на 2024 год графе «мероприятия» указать «модернизация», в графе «прочая информация» указать «увеличение мощности до 165 тыс. тонн с увеличением глубины отбора ВМР до 18%»; абзац 9 пункта 5.3. раздела 5 изложить в следующей редакции: «Часть отсортированных отходов после обработки на соответствующих объектах ООО «КЗПАТ», ООО «Прогресс-Транспортные технологии» и ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» направляется в качестве альтернативного топлива (его компонентов) на объект утилизации ООО «Холсим» (Рус) СМ»; сведения о характеристиках сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск», находящиеся в ячейке, расположенной в столбце 11 строки 4 Приложения А7 «Характеристика объектов по обработке отходов», изложить в следующей редакции: «Площадка обработки – Мусоросортировочный комплекс производства ООО «РЖЕВМАШ» (подающий ленточно-цепной конвейер, платформа предварительной сортировки на 4 поста, сепаратор для отделения органических отходов и фракции не менее 70 мм, платформа основной сортировки на 10 постов, сепараторы черных металлов (магнитные), железоотделитель с глубиной извлечения не менее 200 мм, реверсивный конвейер для равномерной загрузки бункеров, система управления комплексом с визуальным контролем, световая и звуковая аварийная сигнализация), имеется ангар и площадка с асфальтобетонным покрытием, площадка оборудована ливневой канализацией, огорожена, полог для укрытия, в состав оборудования также входит пресс в количестве 5 штук, давилка-дробилка, 3 фронтальных погрузчика, 15 контейнеров объемом 30 м куб, наличие поддонов)»; строки 161, 162, 164, 165, 167, 168 Приложения Б2 «Сводная информация об объектах обращения с ТКО, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы», изложить в редакции, где в отношении сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» на 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029, 2030 годы в показателе «мощность. тыс. тонн» – указать 165; в показателе «завезено отходов, тыс. тонн» на 2020-2023 годы указать 150, на 2024-2030 года указать 165; в показателе «тариф, руб./тонна» на 2020 год указать 350, на 2021 год – 400, на 2022 год – 420, на 2023 год – 450, на 2024 год – 470, на 2025, 2026, 2027, 2028, 2029, 2030 годы – 500; в показателе «внебюджетные инвестиции, тыс. руб.» на 2020, 2021, 2022 годы указать 50 000; в показателе «масса ВМР, тыс. тонн» на 2020-2023 годы указать 18.00, на 2024-2030 годы указать 19,80; в показателе «масса на компостирование, тыс. тонн на 2020-2030 годы указать 45; в Приложении В1 «Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2019-2030 годов)» предусмотреть в 2024-2030 годах поступление отходов от источников их образования на сортировку ООО «Спецавтохозяйство Обнинск», необходимых для осуществления производственной деятельности ООО «Спецавтохозяйство Обнинск», суд приходит к выводу, что данные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Исходя из конституционного принципа разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, вопрос о принятии нормативных правовых актов, внесении в них изменений и дополнений относится к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти, и суды по правилам административного судопроизводства не вправе возлагать на них обязанность по осуществлению нормативного правового регулирования.

С учетом изложенного, вопрос о принятии нормативного правового акта, внесении в него изменений и дополнений относится к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти, в данном случае к компетенции министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области и суд по правилам административного судопроизводства не вправе возлагать на него обязанность по осуществлению нормативного правового регулирования.

При этом довод представителя административного истца об обоснованности заявленных требований о возложении на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт, в связи с тем, что министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области были отклонены замечания по внесению предложенных в заявлении позиций при корректировке Территориальной схемы, не является основанным на законе.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

требования административного иска удовлетворить частично.

Признать не действующей с момента вступления в законную силу настоящего решения Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Калужской области, утвержденную Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 22.09.2016 года № 496 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Калужской области» (в редакции Приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 26.08.2019 г. № 328 «О внесении изменения в приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 22.09.2016 года № 496 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Калужской области») в части –

сведений, содержащихся в таблице 33 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальный схемой» пункта 9.2. Раздела 9, предусматривающих мероприятия по завершению эксплуатации сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» с 2024 года и не предусматривающих модернизацию сортировки ООО «Спецавтохозяйство Обнинск»;

сведений, содержащихся в Приложении Б2 «Сводная информация об объектах обращения с ТКО, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы», предусматривающих в отношении ООО «Спецавтохозяйство Обнинск» на 2024, 2025, 2026, 2027, 2028, 2029, 2030 годы следующих показателей «завезено отходов, тыс. тонн – 0, 00»; «тариф, руб./тонна – 0»; «масса ВМР, тыс. тонн – 0,00»; «масса на компостирование, тыс. тонн - 0, 00»;

Приложения В1 «Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2019-2030 годов)», как не содержащего сведений о поступлении в 2024-2030 годах отходов от источников их образования на сортировку ООО «Спецавтохозяйство Обнинск».

В удовлетворении остальной части требований административного иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.И. Евсютина