ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/20 от 17.02.2020 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Дело № 3а-16/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего судьи – Панеш Ж.К.,

при секретаре судебного заседания – Хаджемуковой Д.К.,

с участием: представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея - Шерстнева А.С., представителей Общественной организации курдов Республики Адыгея «Агры» - Абдулаева Ф.Г. и Дыбаговой А.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея к Общественной организации курдов Республики Адыгея «Агры» о ликвидации юридического лица и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л :

Общественная организация курдов Республики Адыгея «Агры» (далее - Организация) создана ее учредительной конференцией 04.07.1996. Решение о государственной регистрации Организации в качестве юридического лица принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея (далее - Управление) 12.07.1996. Сведения о государственной регистрации Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 31.12.2002 под основным государственным номером (ОГРН) № 1020100003791. Устав Организации, утвержденный решением учредительной конференции от 04.07.1996 (в редакции от 01.09.2008), является действующим.

Управление обратилось в Верховный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением о ликвидации Организации, ссылаясь на осуществление ею деятельности с нарушениями законодательства Российской Федерации и положений своего Устава. Требование мотивировано тем, что в рамках проведенных Управлением контрольно-надзорных полномочий в деятельности Организации выявлены нарушения федерального законодательства, носящие систематический характер.

Осуществление деятельности, противоречащей уставным целям, по утверждению административного истца, выразилось в размещении в сети «Интернет» публикаций, касающихся Общественной организации, по результатам анализа которых установлена деятельность, характерная для политических партий, что противоречит как ее уставным целям, так и характеру деятельности общественной организации, закрепленному в Федеральном законе от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Систематические публичные выступления Председателя Правления Оорганизации - Абдулаева Ф.Г. и других членов Организации в защиту прав представителей курдской нации, проживающих на территории другого государства, противоречат уставным целям Общественной организации и не соответствуют заявленной территориальной сфере деятельности.

В судебном заседании представитель Управления Шерстнев А.С. поддержал заявленное требование и просил ликвидировать Организацию.

Представители Организации Дыбагова А.С., Абдулаев Ф.Х. поддержали письменные возражения и просили отказать в удовлетворении требования административного иска, при принятии решения учесть, что Организация, выполняя свои уставные цели, действует в интересах курдов Республики Адыгея на пользу государства по развитию общественных отношений и соблюдает действующее законодательство Российской Федерации и положения Устава. Организация в письменных возражениях указала, что выявленные Управлением в ходе мониторинга деятельности Организации в рамках контрольно-надзорных мероприятий, как указано в иске были направлены в виде представления на адрес Организации, однако данное преставление не получено и Организация была лишена возможности оспорить данное представление в предусмотренном законом порядке. В представлении указано, что Общество осуществляет деятельность, которая не соответствует заявленной территориальной сфере деятельности организации, что выражается в размещении Организацией в сети «Интернет» на интернет ресурсе https://anfrussian.com/ информации касающийся деятельности Общественной организации, при этом такая деятельность носит систематический характер. Между тем Организация никакого отношения к указанному сайту не имеет. У Организации нет доступа к данному сайту, чтобы размещать какие-либо публикации, Организация не предоставляла никаких фото - видео материалов сайту, не давала согласия на использование изображения лиц имеющих отношение к Организации, с Организацией никто не согласовывал размещение роликов и размещение текста под роликами. В тексте, размещенном под роликами, сайт ссылается на члена Нациионального Конгресса Курдистана (НКК) России Файзо Хусейн. В ООК РА «Агры» не состоит Файзо Хусейн и никакого отношения к Организации данное лицо не имеет. Председателем правления ООК РА «Агры» с 17.12.2017 является Османов Т.А., что подтверждается протоколом № 17 от 17.12.2017. 07.12.2019 он переизбран председателем правления ООК РА «Агры», что также подтверждается протоколом № 19 от 07.12.2019. Организация предпринимала попытки связаться с администрацией сайта s://anfrussian.com/ для направления требования об удалении роликов и текстов, однако, контактов для связи на сайте не указано, место нахождение провайдера им неизвестно, электронных и юридического адресов владельца установить не удалось. Никакой деятельности вне пределов региона Республики Адыгея Организация не ведет. Существенных и неустранимых недостатков в деятельности Организации не выявлено.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, Верховный суд Республики Адыгея находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 82-ФЗ, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - ФЗ «О политических партиях») политическая партия является общественным объединением, созданным в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Основными целями политической партии являются, в том числе, формирование общественного мнения, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти (п. 4 ст. 3 ФЗ «О политических партиях»).

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 82-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона № 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.

Статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям являются основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности (абзац третий части первой статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27.12.2016 № 64 разъяснил, что под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий, за период не более трех лет, предшествующих обращению уполномоченного органа с административным исковым заявлением (пункт 28).

В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705, и пункта 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, к полномочиям Управления относится обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Как следует из материалов дела Общественная организация курдов Республики Адыгея «Агры» создана ее учредительной конференцией 04.07.1996. Решение о государственной регистрации Организации в качестве юридического лица принято Управлением 12.07.1996. Сведения о государственной регистрации Организации внесены в ЕГРЮЛ 31.12.2002 под ОГРН № 1020100003791. Учредительный документ Организации Устав, принят решением учредительной конференции от 04.07.1996 (действует в редакции от 01.09.2008) (л.д. 11-18).

В силу положений раздела 2 Устава основной целью создания Организации является защита прав и интересов курдов, проживающих на территории Республики Адыгея.

Между тем, из представленных истцом скриншотов (л.д.65-87, 16.02.2019, 07.05.2019, 20.07.2019, 21.08.2019,11.10.2019) следует, что председатель правления Организации Абдулаев Ф.Г. и другие представители Организации размещали в сети «Интернет» (провайдером хостинга сайта является иностранное лицо, информация предоставляется на русском языке) публичные заявления в адрес «Демократической партии Курдистана» и государственных властей Турецкой республики, носящие политический характер. Согласно протоколов конференции Организации (л.д.168-180) членами Организации обсуждались вопросы проведения митинга по осуждению вторжения турецких войск в Африн.

Из письма Администрации муниципального образования «Красногвардейский район» (л.д 124-125) следует, что за последние три года Организация неоднократно обращалась с уведомлениями в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пекитированиях» в администрацию муниципального образования «Белосельское сельское поселение» о планируемых массовых публичных мероприятиях.

За указанный период, из пяти уведомлений поданных общественной Организацией, по трем администрацией сельского поселения было отказано в соглосовании проведения публичного мероприятия, в связи с нарушением при подаче уведомления требований закона. В 2017 и 2018 годах общественной Организацией было проведено два публичных массовых мероприятия в виде шествия и митинга. Заявленной целью публичного мероприятия во всех уведомлениях указывались политические мотивы такие как: осуждение ареста лидеров курдов Абдулы Оджалана 15.02.1999 и условий его содержания в тюрьме; осуждение вторжения Турции на территорию Сирии, убийства сирийских мирных граждан и анексий Сирийско-курдского кантона Африн.

Из ответа Отдела МВД России по Красногвардейскому району (л.д. 129) следует, что Общественной организацией «Агры» проведены публичные мероприятия посвященные аресту и условиям содержания Абдуллы Оджалана и осуждению вторжения Турции на территорию Сирии. Предоставленные Управлением публикации содержат изображения членов Организации, действующего руководителя Османова Т.А., и члена постоянно действующего руководящего органа общественной организации Абдулаева Ф.Г.

Из воспроизведенных и исследованных в судебном заседании видеозаписей (диск - л.д. 203, протокол с/з - л.д. 221-237), извлеченных из интернет - сайта anfrussian.com представителем Управления Шерстневым А.С. и представленных в материалы дела, с переводом записи с курдского языка на русский язык (л.д. 204) следует, что Абдулаев Ф.Г. выступил за освобождение Курдистана, осудил нападение Турции на лагерь в Махмуре.

Тексты с аналогичными содержаниями, размещены на сайте anfrussian.com (л.д. 78-82), два из которых сопровождены данными видеозаписями.

Факт размещения текстов, иллюстрированных фотографиями и видеоматериалами на сайте подтверждается протоколом осмотра доказательств от 26.12.2019 (л.д.73-87), удостоверенным нотариусом.

Из пояснений представителя Управления Шерстнева А.С. и протокола осмотра доказательств от 03.02.2020 (л.д. 194-196) следует, что видеозаписи впоследствии были удалены.

Допрошенный в качестве свидетеля Османов Т.А. суду пояснил, что является с 2017 года фактическим председателем правления Организации, Абдулаев Ф.Г., заместителем председателя Организации. На фотографиях, представленных судом для обозрения, признал себя, Абдулаева Ф.Х. и других членов Организации. При этом указал, что на них запечатлены члены Организации во время проведения праздничных и поминальных мероприятий, политическую деятельность Организация не осуществляла, в интересах граждан курдской национальности, проживающих за пределами страны, не выступала.

Суд, оценив показания свидетеля Османова Т.А. по своему внутреннему убеждению, основанному на исследовании иных обстоятельств дела, критически отнесся к ним, поскольку они даны заинтересованным лицом и полностью опровергаются совокупностью исследованных по делу доказательств.

Суд находит несостоятельными доводы административного ответчика о том, что в текстах, размещенных на сайте, искажены наименование и персональные данные представителей Организации, что свидетельствует о том, что представители административного ответчика не размещали данную информацию, а также не осведомлены о том, кто размещал информацию и фотоизображения на Интернет-сайте.

Как следует из материалов дела, тексты сопровождаются фотоматериалами и видеозаписями, содержание текста соответствует содержанию видеозаписи, что свидетельствует о том, что инициаторами размещенных материалов являются представители Организации.

Таким образом, с учетом того что выражение и формирование политической воли общества, участие в политических акциях, формирование общественного мнения о политических событиях, защита интересов курдов, проживающих на территории другого государства не являются уставными целями и задачами Организации, суд приходит к выводу, что в нарушении законного порядка деятельности Организация осуществляла деятельность, противоречащую целям уставной деятельности и не соответствующую заявленной территорией деятельности, доказательства, свидетельствующие о фактах систематического осуществления Организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, административным истцом представлены в материалы дела, в связи с чем, требования о ликвидации Организации для восстановления законности, подлежат удовлетворению.

Кроме этого из материалов дела следует, что Организация в нарушение требований части второй статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ не исполнила обязанность по представлению в уполномоченный орган в течение трех дней документов о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении должного лица, имеющего право без доверенности действовать от ее имени.

Так, из пояснений Абдулаева Ф.Г. и Османова Т.А., из возражений на исковое заявление (л.д. 111-112 ) следует, что с 2017 года, председателем Общественной организации, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является Османов Т.А., о чем имеется протокол от 17.12.2017. Данные сведения должны были быть внесены в ЕГРЮЛ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 06.12.2019 (л.д. 21-28) лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица с 29.12.2011, является Абдулаев Ф.Г.

В силу подпункта «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, если иное не установлено Законом № 129-ФЗ, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 данной статьи сведений, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Организация привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в непредставлении в Управление сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления его законной деятельности, что подтверждается постановлением мирового судьи судебного участка №2 Красногвардейского района от 05.08.2019, вступившим в законную силу 16.08.2019 (л.д. 208).

Следовательно, Организацией не соблюдено требование части второй статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которой общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.06.2012 №1246-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы региональной общественной организации «Молодежный центр поэзии, музыки и кулинарного искусства» и гражданки ФИО5 на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей, четвертой и пятой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» нарушение достоверности сведений в ЕГРЮЛ подрывают стабильность гражданского оборота и доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц.

То обстоятельство, что Организацией направлены документы об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от ее имени после обращения Управления с настоящими исковыми требованиями в суд (28.01.2020), не означает отсутствие правовых оснований для удовлетворения административного иска.

Установленные обстоятельства представителями Общественной организации в судебном заседании не опровергнуты.

На основании изложенного, учитывая допущенные нарушения Общественной организацией, выразившиеся в осуществлении деятельности, характерной для политических партий, а также иные нарушения требований Федерального закона «Об общественных объединениях», суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования и принять решение о ликвидации Общественной организации и исключении данных о ней из ЕГРЮЛ.

Руководствуясь статьями. 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея к Общественной организации курдов Республики Адыгея «Агры» о ликвидации юридического лица и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Общественную организацию курдов Республики Адыгея «Агры», исключив сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1020100003791).

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции (г. Сочи, ул. Советская, 26А) через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 27 февраля 2020 года.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея Ж.К. Панеш