Дело № 3а-16/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 19 февраля 2020 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Рожелюк А.Я.,
с участием прокурора Кичаевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева Виктора Владимировича, Фролова Владимира Юрьевича о признании недействующими в части Правила землепользования и застройки муниципального образования «Иссадское сельское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденные приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 30 мая 2016 года № 32,
установил:
17.06.2011 решением Совета депутатов муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области № 31 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области применительно к части территории поселения – деревни Иссад, деревни Немятово-2.
30.05.2016 приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области № 32 «О внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» (далее – Приказ № 32) внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденные решением совета депутатов муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 17.06.2011 № 31, путем изложения их в новой редакции (далее – Правила землепользования и застройки).
В ст.28.1 Правил землепользования и застройки приведен перечень территориальных зон. К жилым зонам отнесена зона Ж2 «зона застройки индивидуальными жилыми домами», а к рекреационным зонам отнесена зона Р1 «зона озеленения общего пользования».
Границы указанных зон приведены на карте градостроительного зонирования.
Согласно ст.28.2 Правил землепользования и застройки зона Ж2 предназначена для застройки индивидуальными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, а зона Р1 предназначена для организации парков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения без объектов капитального строительства.
Основные виды разрешенного использования земельных участков в зоне Ж-2: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, обслуживание жилой застройки, овощеводство, животноводство, земельные участки (территории) общего пользования.
К условно-разрешенным видам использования в зоне Ж-2 отнесено – хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, обслуживание жилой застройки, автомобильный транспорт.
Вспомогательный вид разрешенного использования для зоны Ж-2 – коммунальное обслуживание.
Основными видами разрешенного использования земельных участков в зоне Р-1 являются - природно-познавательный туризм, причалы для маломерных судов, поля для гольфа или конных прогулок, земельные участки (территории) общего пользования.
В ст.29.1 Правил землепользования и застройки приведен перечень зон с особыми условиями использования земельных участков и объектов капитального строительства, к которым отнесены прибрежная защитная полоса (Н-5) и береговая полоса (Н-6).
Границы указанных зон нанесены на карте зон с особыми условиями использования территории.
03.06.2016 Приказ № 32 опубликован на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Васильев В.В. и Фролов В.Ю., с учетом уточнения предмета административного искового заявления, просили признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу часть 2 «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки в части отнесения земельных участков с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и с кадастровым номером № по адресу: <адрес> к двум территориальным зонам – Ж-2 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» и Р-1 «Зона озеленения общего пользования», и часть 3 «Карта зон с особыми условиями использования территории» в части установления зоны с особыми условиями использования территории: береговая полоса и прибрежная защитная полоса в границах земельных участков с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований административными истцами указано, что в отношении принадлежащих им на праве собственности земельных участков установлены две территориальные зоны: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2) и зона озеленения общего пользования (Р-1). Следовательно, Правила землепользования и застройки противоречат ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса РФ и п.2 ст.85 Земельного кодекса РФ. Нахождение земельных участков в двух территориальных зонах нарушает права административных истцов на использование земельных участков по назначению и ведет к невозможности строительства жилого дома на земельном участке.
В дополнениях к административному исковому заявлению указано, что дата постановки земельных участков на кадастровый учет правового значения не имеет, поскольку сведения о границах образуемых земельных участков, их координатах, площади, равно как о земельных участках, из которых они будут образованы, были утверждены органом местного самоуправления и установлено уже в 2015 г. На тот момент Правила землепользования и застройки на д.Глядково не распространялись. На дату принятия оспариваемого нормативного правового акта требование об отнесении земельного участка к одной территориальной зоне было нарушено, поскольку образуемые земельные участки уже были определены схемами расположения на кадастровом плане территории.
В письменных возражениях административного ответчика совета депутатов МО «Иссадское сельское поселение» указано, что сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в государственный кадастр недвижимости 04.08.2016, о земельном участке с кадастровым номером № – 29.09.2016. Перераспределение земельных участков произошло после принятия Приказа № 32. Зона Р1 в границах вышеуказанных земельных участков является береговой полосой р.Волхов и может использоваться только в целях, установленных водным законодательством РФ. В удовлетворении административных исковых требований следует отказать.
В письменном отзыве административного ответчика комитета градостроительной политики Ленинградской области указано, что до 2016 года на д.Глядково правила землепользования и застройки не были утверждены. В 2016 году на всю территорию Иссадского сельского поселения были утверждены Правила землепользования и застройки, которыми установлена береговая полоса – 20 метров по урезу воды. Все что попало в береговую полосу отнесено к зоне общего пользования. Поскольку земельные участки административными истцами приобретены после утверждения правил землепользования и застройки, могут иметь место разночтениями между документами кадастрового учета и правилами землепользования и застройки.
В судебное заседание административные соистцы, представители административного ответчика совета депутатов МО «Иссадское сельское поселение», будучи извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административных соистцов Ремизова Е.А. просила удовлетворить требования по доводам, указанным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представитель административного ответчика комитета градостроительной политики Ленинградской области Кочорова С.И. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
В заключении прокурор Кичаева О.А. указала, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, поскольку формирование земельных участков произведено с нарушением закона. Так как границы прибрежной защитной полосы в установленном законом порядке не определены, то административный ответчик вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку указал на карте границы береговой и прибрежной защитной полосы.
Выслушав объяснения представителей административных соистцов и административного ответчика, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В ст.1 Градостроительного кодекса РФ (далее –ГрК РФ) дано определение правил землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ст.32 ГрК РФ физические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Судом установлено, что 31.10.2016 за Фроловым В.Ю. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки).
18.10.2016 за Васильевым В.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
22.03.2017 администрация Волховского муниципального района Ленинградской области отказала Васильеву В.В. в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № в связи с тем, что земельный участок расположен в двух территориальных зонах.
24.03.2017 Фролов В.Ю. и Васильев В.В. обращались в администрацию МО «Волховский муниципальный район» Ленинградской области с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №, поскольку земельные участки расположены в двух территориальных зонах.
10.04.2017 заявления Фролова В.Ю. и Васильева В.В. рассмотрены на заседании комиссии по применению Правил землепользования и застройки на территории Волховского муниципального района Ленинградской области и принято решение уведомить Фролова В.Ю. и Васильева В.В. о том, что в бюджете Волховского муниципального района на 2017-2019 годы средства на выполнение проекта внесения изменений в ПЗЗ МО Иссадское сельское поселение не предусмотрены.
Следовательно, административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Статьей 1 областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 N 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, отнесено осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки, направление проекта правил землепользования и застройки главе муниципального образования для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний или направление его на доработку, утверждение правил землепользования и застройки поселения, городского округа, утверждение изменений в правила землепользования и застройки поселения, городского округа.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 № 16 «Об утверждении Положения о комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области» к полномочиям комитета по архитектуре и градостроительству отнесено осуществление проверки проекта правил землепользования и застройки, а также направление проекта правил землепользования и застройки главе муниципального образования для назначения публичных слушаний или направление его на доработку и утверждение правил землепользования и застройки поселений, городских округов, внесение в них изменений.
Согласно ст.31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Судом установлено, что 01.09.2015 администрацией МО «Иссадское сельское поселение» принято постановление № 122 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Иссадское сельское поселение».
Постановлением Совета депутатов от 17.12.2015 № 1 назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки.28.02.2016 публичные слушания проведены в д.Глядково.
03.06.2016 Приказ № 32 опубликован на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административных ответчиков с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие, что административными истцами не оспаривается.
Исходя из положений ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Аналогичные положения содержатся и в ст.85 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), которой предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне
Судом установлено, что 20.08.2012 за Васильевым В.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 896 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Весь участок находится в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе р.Волхов.
Кадастровый номер земельного участка внесен в государственный кадастр недвижимости 02.04.1999.
24.07.2015 постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, площадью 838 кв.м.. Категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов).
31.08.2015 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
16.11.2015 администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области принято постановление № 2442 «О перераспределении земельных участков Васильеву В.В. в д.Глядково Иссадского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области».
19.11.2015 администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области заключено с Васильевым В.В. соглашение о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
04.12.2015 за Васильевым В.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 838 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Категория земель – земли населенных пунктов. Разрешенное использование - малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов).
В заключение администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 02.08.2016 указано, что земельный участок площадью 838 кв.м. с кадастровым номером № относится к двум территориальным зонам: зоне Ж2 и зоне Р1.
В соответствии с соглашением от 19.11.2015 подготовлен межевой план в связи с объединением земельных участков с кадастровыми номерами № и № в один земельный участок.
26.09.2016 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером № образованного в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Постановлением администрации МО «Иссадское СП» от 17.10.2016 № 278 земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>.
30.01.2014 за Васильевым В.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 990 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Весь участок находится в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе р.Волхов.
23.10.2015 постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № 2263 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в д.Глядково, ориентировочной площадью 1570 кв.м. с целью заключения соглашения о перераспределении земельных участков на площадь 580 кв.м. Весь земельный участок расположен в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе р.Волхов.
28.09.2015 администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области вынесено постановление № 2512 «О перераспределении земельных участков Фрлову В.Ю. в д.Глядково Иссадского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области».
04.08.2016 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером № и снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №.
Следовательно, земельные участки административных истцов были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет уже после вступления в силу Правил землепользования и застройки и наложение границ земельных участков, принадлежащих административным истцам на праве собственности, на границы двух территориальных зон произошло в результате допущенной ошибки при осуществлении кадастровой деятельности.
Пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ и пунктом 6 части 2 статьи 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что формирование и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, границы которого пересекают несколько территориальных зон, не допускается.
Судом установлено, что земельные участки административных истцов находятся в двух территориальных зонах: Ж2 «зона застройки индивидуальными жилыми домами» и Р1 «зона озеленения общего пользования».
Вместе с тем, при принятии Приказа № 32, установившего границы территориальных зон Ж2 и Р1, административный ответчик объективно не имел возможности учесть месторасположение земельных участков административных истцов, поскольку границы земельных участков не были сформированы и каких-либо сведений о них в государственном кадастре недвижимости не имелось.
Доводы административных истцов о том, что до утверждения Правил землепользования и застройки органами местного самоуправления было принято решение о формирование земельных участков не свидетельствует о законности совершенных действий по формированию земельных участков после утверждения Правил землепользования и застройки.
Принимая во внимание, что оспариваемые Правила землепользования и застройки в части установления в границах земельных участков административных истцов территориальных зон не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов, в удовлетворении данного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В ч.5 ст.30 ГрК РФ указано, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно ст.1 ГрК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. К территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Таким образом, береговая полоса водных объектов относится к территории общего пользования, обозначается красными линиями на документации по планировке территории и не подлежит отображению на карте градостроительного зонирования как зона с особыми условиями использования территории.
Следовательно, отображение на карте градостроительного зонирования в границах земельных участков административных истцов береговой полосы как зоны Н6 противоречит ст.1 ГрК РФ.
Исходя из положений ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст.31 Водного кодекса РФ в государственный водный реестр включаются документированные сведения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, о местоположении береговой линии.
Из ответа Невско-Ладожского бассейнового водного управления следует, что в государственном водном реестре отсутствуют сведения о местоположении береговой линии и прибрежной защитной полосы для р.Волхов в районе д.Глядково. В соответствии с Правилами установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17, установление границ прибрежных защитных полос относится к компетенции комитета по природным ресурсам Ленинградской области.
Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области в ответе на запрос суда указано, что местоположение береговой линии и границы прибрежной защитной полосы реки Волхов, в том числе в районе д.Глядково Волховского района Ленинградской области, не определялось. Работы по определению местоположения береговой линии, границ прибрежной защитной полосы водного объекта р.Волхов на территории Ленинградской области начаты в 2019 году. Окончание работ – 2020 год.
Следовательно, на дату утверждения Правил землепользования и застройки в установленном порядке границы прибрежной защитной полосы реки Волхов установлены не были, что свидетельствует об отсутствии законных оснований для отображения на карте градостроительного зонирования границ зоны с особыми условиями использования территории Н5.
Таким образом, отображение на карте зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки в границах земельных участков административных истцов зон Н5 и Н6 произведено с нарушением ГрК РФ, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в указанной части.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.38 Постановления от 25.12.2018 № 50, приходит к выводу о признании недействующими Правила землепользования и застройки, в части установления зон Н5 и Н6 в границах земельных участков административных истцов, со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Васильева Виктора Владимировича, Фролова Владимира Юрьевича удовлетворить частично.
Признать недействующими Правила землепользования и застройки муниципального образования «Иссадское сельское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденные приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 30 мая 2016 года № 32, в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории зоны Н-5 (прибрежная защитная полоса) и Н-6 (береговая полоса) в границах земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Васильева Виктора Владимировича, Фролова Владимира Юрьевича о признании недействующими Правила землепользования и застройки муниципального образования «Иссадское сельское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденные приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 30 мая 2016 года № 32, в части отображения на карте градостроительного зонирования в границах земельных участков с кадастровыми номерами № и № двух территориальных зон - Ж-2 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» и Р-1 «Зона озеленения общего пользования».
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья С.Г. Ночевник
Решение в окончательной форме изготовлено 28 февраля 2020 года.