ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/2016 от 30.06.2016 Курского областного суда (Курская область)

3а-16\2016

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

30 июня 2016 года г. Курск

Курский областной суд в составе:

судьи Клевцовой Г.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Александровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области, администрации Курской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л

общество с ограниченной ответственностью (ООО, общество) «<данные изъяты>», являясь арендатором земельных участков по договорам аренды от 04 сентября 2009 года, обратилось в Курский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> и установлении их рыночной стоимости в размере 1 800 000 рублей и 3156000 рублей на 01 января 2011 года, указывая, что определенная и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость данных участков составляет 4923930,26 рублей и 9049371,51 рубль, значительно превышает их рыночную стоимость, что ведет к увеличению арендной паты, исчисляемой на основании кадастровой стоимости земельных участков и нарушает права административного истца как арендатора.

В судебное заседание ООО «<данные изъяты>», филиал федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, администрация Курской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд своих представителей не направили, их явка в суд не признавалась обязательной. В силу положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости ( пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст.3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта. Отчет составляется на бумажном носителе и(или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно- правовому регулированию оценочной деятельности.

Общие требования к содержанию и форме отчета, права и обязанности оценщика содержатся в ст.ст. 11,14 и 15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ ООО«<данные изъяты>» обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, решением которой от ДД.ММ.ГГГГ заявление отклонено со ссылками на то, что представленный ООО«<данные изъяты>» отчет и положительное экспертное заключение не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и не подтверждают заявленный размер рыночной стоимости объектов оценки.

В соответствии частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующей рассмотрение административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, стороны по делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса ( включая установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость), лежит на административном истце.

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ)).

По ходатайству представителя ООО «<данные изъяты>» определением суда от 12 мая 2016 года была назначена экспертиза. Согласно заключению эксперта /СОЭ от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и , по состоянию на 1 января 2011 года составляет 1828000 рублей, 3252 000 рублей соответственно.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Суд, исследовав заключение эксперта в совокупности с другими представленными фактическими данными приходит к выводу, что указанное экспертное заключение отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.

Заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт исходил из принципов федеральных стандартов оценки; заключение основывается на достоверных сведениях об объектах оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемых объектов; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом сравнительного подхода является мотивированным; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.

При таких данных, а также учитывая, что возражений на заявленный иск и иных доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость земельных участков, административными ответчиками, заинтересованным лицом в суд не представлено, суд не усматривает оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение.

В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Исследовав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами и руководствуясь законодательством об оценочной деятельности, суд приходит к выводу о наличии оснований для определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и , по состоянию на 1 января 2011 года, которая составляет 1828000 рублей, 3252 000 рублей соответственно.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

В данном случае общество обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию ДД.ММ.ГГГГ, решением которой от ДД.ММ.ГГГГ заявление отклонено.

С учетом того, что ООО «<данные изъяты>» реализуется право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельных участков, по его ходатайству была назначена судебная оценочная экспертиза, расходы по проведению этой экспертизы в размере 55000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд, необходимо отнести на его счет.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области, администрации Курской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, целевое назначение « для производственно-хозяйственной деятельности» по состоянию на 01 января 2011 года в размере, равном его рыночной стоимости 1828000 ( один миллион восемьсот двадцать восемь тысяч) рублей, на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, целевое назначение « для производственно-хозяйственной деятельности» по состоянию на 01 января 2011 года в размере, равном его рыночной стоимости 3252 000 ( три миллиона двести пятьдесят две тысячи ) рублей, на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи ООО «<данные изъяты>» заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 01 июля 2015 года.

Взыскать с ООО « <данные изъяты>» расходы по оплате экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , проведенной оценщиком ООО « Креонт» в размере 55 000 ( пятьдесят пять тысяч ) рублей путем перечисления на счет ООО « Креонт» согласно реквизитам: <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Курского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: