ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2016 года по делу № 3а-16/2016г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
с участием прокурора Магомедова А.И.,
представителя Народного Собрания Республики Дагестан по доверенности Мусаева Б.З.,
при секретаре судебного заседания Магомедове Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Дагестан к Народному Собранию Республики Дагестан о признании недействующим со дня принятия Закона Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года № 97 «О гарантиях высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»,
установил:
Народным Собранием Республики Дагестан 13 декабря 2013 года принят Закон Республики Дагестан № 97 «О гарантиях высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (далее – Закон РД или Закон), который 13 декабря 2013 года подписан Президентом Республики Дагестан и официально опубликован в изданиях «Дагестанская правда», № 417-418, 18.12.2013г. и «Собрание законодательства Республики Дагестан», 13.12.2013г., № 23, ст. 1567,
Согласно статьи 1 Закона предметом его регулирования являются правовые, социальные и иные гарантии высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, необходимых для обеспечения его безопасности, включая предоставление специальной связи и транспортного обслуживания.
Частью 2 статьи 2 Закона РД установлено, что жизнь и здоровье высшего должностного лица Республики Дагестан, прекратившего исполнение своих полномочий, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан на сумму, равную годовому денежному вознаграждению высшего должностного лица Республики Дагестан, на случай:
гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;
причинения увечья или иного повреждения здоровья.
Согласно части 3 статьи 2 Закона РД за высшим должностным лицом Республики Дагестан, прекратившим исполнение своих полномочий, и членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения высшим должностным лицом Республики Дагестан исполнения своих полномочий.
В порядке, установленном Правительством Республики Дагестан, высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляется бесплатная санаторно-курортная путевка один раз в год с возмещением расходов по проезду к месту отдыха и обратно, а членам его семьи предоставляется льготная санаторно-курортная путевка (часть 4 статьи 2 Закона РД).
Частью 5 статьи 2 Закона РД предусмотрено, что при применении настоящей статьи круг членов семьи определяется в соответствии с семейным и жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Закона РД предоставление социальных и иных гарантий, предусмотренных частями 1, 3 и 4 настоящей статьи, приостанавливается в случае замещения высшим должностным лицом Республики Дагестан, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности Российской Федерации, государственной должности Республики Дагестан, государственной должности других субъектов Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности государственной службы Российской Федерации или муниципальной службы на период замещения одной из указанных должностей.
Согласно части 7 статьи 2 Закона РД социальные и иные гарантии, предусмотренные частями 1, 3 и 4 настоящей статьи, прекращаются в случае вступления в отношении высшего должностного лица, прекратившего исполнение своих полномочий, в законную силу обвинительного приговора суда по факту совершения им тяжкого преступления.
Частью 1 статьи 3 Закона РД установлено, что высшее должностное лицо Республики Дагестан, прекратившее исполнение своих полномочий, имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов суммы месячного денежного вознаграждения, ежемесячного и ежеквартального (в расчете на месяц) денежного поощрения высшего должностного лица Республики Дагестан.
Из содержания части 2 той же правовой нормы следует, что выплата денежного содержания, предусмотренного настоящей статьей, приостанавливается в случае замещения высшим должностным лицом Республики Дагестан, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности Российской Федерации, государственной должности Республики Дагестан, государственной должности других субъектов Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности государственной службы Российской Федерации или муниципальной службы на период замещения одной из указанных должностей.
В силу части 1 статьи 4 Закона РД высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, в месте его пребывания предоставляется служебный автотранспорт.
Высшее должностное лицо Республики Дагестан, прекратившее исполнение своих полномочий, имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) на территории Республики Дагестан (часть 2 статьи 4 Закона РД).
Согласно части 1 статьи 5 Закона РД высшее должностное лицо Республики Дагестан, прекратившее исполнение своих полномочий, имеет право на бесплатное пользование на территории Республики Дагестан правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи.
Все виды почтовых и телеграфных отправлений высшего должностного лица Республики Дагестан, прекратившего исполнение своих полномочий, в силу части 2 статьи 5 Закона РД, пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона РД (в редакции Закона Республики Дагестан от 13.10.2015 № 82) после смерти высшего должностного лица Республики Дагестан, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному размеру фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, установленному федеральным законодательством на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца.
В силу части 2 статьи 6 Закона РД лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, а также за ними сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти высшего должностного лица Республики Дагестан, прекратившего исполнение своих полномочий.
Согласно статьи 7 Закона РД расходы органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления и организаций, связанные с обеспечением социальных гарантий высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, возмещаются за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
В силу статьи 8 Закона РД финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Частью 1 статьи 9 Закона РД установлен порядок его вступления в силу, согласно которому Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Заместитель прокурора Республики Дагестан обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском о признании Закона РД недействующим полностью со дня его принятия в связи с противоречием требованиям федерального законодательства.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что оспариваемый нормативный правовой акт, устанавливающий социальные и иные гарантии высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи, противоречит статьям 7, 8, 31, 65 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, нарушая баланс частных и публичных интересов, принят без учета социально-экономического положения Республики Дагестан в условиях невысокого уровня бюджетной обеспеченности и низких показателей социальной защищенности ее населения.
В письменных возражениях Народного Собрания Республики Дагестан на административное исковое заявление содержится просьба об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Согласно доводов, изложенных в письменных возражениях на административный иск и дополнении к ним, оспариваемый прокурором Закон РД не противоречит требованиям федерального законодательства, принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов и не нарушает баланс частных и публичных интересов, поскольку финансирование расходов, предусмотренных оспариваемым Законом РД осуществляется исключительно за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, который является бездефицитным и социально ориентированным.
В судебном заседании прокурор Магомедов А.И. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Народного Собрания Республики Дагестан по доверенности Мусаев Б.З. в судебном заседании заявленные прокурором требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «н» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Таким законом является Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ).
Согласно преамбуле к вышеуказанному Федеральному закону образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Одним из принципов деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации является принцип самостоятельности осуществления ими принадлежащих им полномочий (пункт «ж» части 1 Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 названного Федерального закона Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Статьей 75 Конституции Республики Дагестан установлено, что высшим должностным лицом Республики Дагестан, возглавляющим исполнительную власть Республики Дагестан, является Глава Республики Дагестан.
Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, связанных с материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1. статьи 26.3).
Следовательно, вопрос установления дополнительных гарантий для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Реализуя предоставленные ему вышеназванные полномочия Народным Собранием Республики Дагестан принят оспариваемый заместителем прокурора Республики Дагестан Закон, статьями 2 – 6 которого высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи, предоставлен ряд социальных и иных гарантий, расходы на обеспечение которых в силу статей 7 и 8 Закона осуществляются за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Доводы административного искового заявления о противоречии оспариваемого Закона требованиям статей 7, 8, 31, 65 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, его несоответствии принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов, нарушении его принятием баланса частных и публичных интересов, суд находит необоснованными.
Так, положения статьи 1 Закона (устанавливающей предмет его регулирования), частей 5 – 7 статьи 2 Закона (устанавливающих порядок определения круга членов семьи высшего должностного лица Республики Дагестан, прекратившего исполнение своих полномочий, на которых распространяется действие оспариваемого Закона, а также порядок приостановления предоставления и прекращения предусмотренных Законом гарантий), части 2 статьи 3 Закона (предусматривающей порядок приостановления выплаты высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, денежного содержания), статей 7 и 8 Закона (предусматривающих финансирование расходов на реализацию положений Закона за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан), а также статьи 9 Закона (определяющей порядок вступления его в силу), не устанавливают никаких социальных и иных гарантий лицам, на которых распространяется действие Закона, влекущих необходимость осуществления расходов за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, в связи с чем, в силу особенностей предмета своего регулирования не могут быть признаны противоречащими положениям статей 7, 8, 31, 65 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Положения частей первой – четвертой статьи 2, части первой статьи 3, статей 4 и 5 Закона РД, непосредственно устанавливающие социальные и иные гарантии высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, также, по мнению суда, не противоречат положениям бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьями 7, 8, 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен подход, в соответствии с которым расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти.
Данное положение, в свою очередь, корреспондируется с правилами статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, раскрывающими содержание принципа самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих полномочий по установлению дополнительных гарантий высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 1 Закона Республики Дагестан от 28 декабря 2015 года № 121 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2016 год» бюджет Республики Дагестан в 2016 году является бездефицитным.
При этом размер собственных налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Дагестан в 2016 году составляет 28 миллиардов 967 миллионов 693,9 тысячи рублей (приложение № 1).
Согласно сведений, предоставленных Министерством финансов Республики Дагестан и Министерством труда и социального развития Республики Дагестан, в соответствии с положениями статьи 3 оспариваемого заместителем прокурора Республики Дагестан Закона РД осуществляется выплата ежемесячного пожизненного денежного содержания прекратившему исполнение своих полномочий Президенту Республики Дагестан М.Г. Алиеву.
В 2015 году на указанные цели направлено <.> рублей, в 2016 году с учетом возможной индексации на выплату ежемесячного пожизненного денежного содержания прекратившему исполнение своих полномочий Президенту Республики Дагестан планируется направить <.> рублей. Размер ежемесячного пожизненного денежного содержания в настоящее время составляет <.> руб., из которых <.> руб. – налог на доходы физических лиц.
В соответствии со Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 32, должность руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является государственной должностью Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части второй статьи 2 Закона Республики Дагестан от 8 апреля 2008 года № 18 «О государственных должностях Республики Дагестан» должность Главы Республики Дагестан отнесена к государственным должностям Республики Дагестан.
В этой связи суд считает обоснованными доводы письменных возражений административного ответчика о том, что Глава Республики Дагестан обладает, по существу, двойным правовым статусом, являясь одновременно лицом, замещающим государственную должность не только Республики Дагестан, но и Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2014 года № 835) установлены отдельные социальные гарантии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы.
Одной из таких гарантий, согласно пункту 1 названного Указа, является предоставление лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшим денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденным от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, права на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Пунктом 10 Указа рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.
Во исполнение вышеуказанных рекомендаций статьей 15 Закона Республики Дагестан от 8 апреля 2008 года № 18 «О государственных должностях Республики Дагестан» установлена соответствующая социальная гарантия для лиц, замещавших государственную должность Республики Дагестан в виде ежемесячной доплаты к пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 15 вышеназванного Закона Республики Дагестан лицо, замещавшее государственную должность Республики Дагестан на постоянной основе и получавшее денежное вознаграждение за счет ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан, освобожденное от государственной должности Республики Дагестан в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - ежемесячная доплата к пенсии).
При этом в силу части 3 статьи 15 указанного Закона Республики Дагестан лицу, замещавшему государственную должность Республики Дагестан, одновременно имеющему право на ежемесячную доплату к пенсии, предусмотренную настоящим Законом, на пенсию за выслугу лет, на ежемесячное пожизненное содержание, на ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или на дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет ассигнований федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, иные выплаты) в соответствии с законодательством Республики Дагестан, законодательством других субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей Республики Дагестан, государственных должностей других субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы Республики Дагестан, государственной гражданской службы других субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии, предусмотренная настоящим Законом, или одна из названных выплат по его выбору.
Согласно вышеприведенного правового регулирования установленное частью 1 статьи 3 оспариваемого прокурором Закона РД ежемесячное пожизненное денежное содержание, представляющее собой, с точки зрения положений части 3 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 8 апреля 2008 года № 18 иную выплату в соответствии с законодательством Республики Дагестан, не может расцениваться в качестве дополнительной получаемой социальной гарантии, поскольку ее назначение и выплата в силу части 3 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 8 апреля 2008 года № 18 исключает возможность получения иных выплат, на которые имеет право высшее должностное лицо Республики Дагестан, прекратившее исполнение своих полномочий.
Соответственно, в случае отказа высшего должностного лица Республики Дагестан, прекратившего исполнение своих полномочий, от ежемесячного денежного содержания, предусмотренного частью 1 статьи 3 оспариваемого Закона РД, у него, как лица, замещавшего государственную должность Республики Дагестан, возникает право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной статьей 15 Закона Республики Дагестан от 8 апреля 2008 года № 18, содержание которой прокурором не оспаривается.
Согласно письму Министра труда и социального развития Республики Дагестан от 30 мая 2016 года размер вышеуказанной ежемесячной доплаты к пенсии лицу, замещавшему должность Главы (Президента) Республики Дагестан, будет составлять <.> рублей, что составляет <.> рублей в год.
Таким образом, установление частью 1 статьи 3 Закона РД такого расходного обязательства как ежемесячное пожизненное денежное содержание высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, фактически повлекло установление дополнительной финансовой нагрузки на республиканский бюджет Республики Дагестан в 2015 году в размере <.> рублей (<.> – <.>), в 2016 году такая нагрузка составит <.> рублей (<.> – <.>).
Установление других социальных и иных гарантий высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, предусмотренных частями первой – четвертой статьи 2, статьями 4 и 5 Закона РД не позволяет оценить финансовую нагрузку на республиканский бюджет Республики Дагестан, что само по себе не может расцениваться как противоречие федеральному законодательству. Критериев, позволяющих оценить такую финансовую нагрузку указанные нормы не содержат, что подтверждается письмом Министра финансов Республики Дагестан от 30 мая 2016 года, согласно которому финансирование расходов на обеспечение иных предусмотренных Законом РД гарантий (транспортное обслуживание, медицинское обслуживание и пр.) осуществляется Администрацией Главы и Правительства Республики Дагестан в пределах предусмотренных средств, без выделения в республиканском бюджете Республики Дагестан отдельной позицией.
Кроме того, объем нагрузки на республиканский бюджет Республики Дагестан в связи с установлением новых расходных обязательств, предусмотренных частями первой – четвертой статьи 2, статьями 4 и 5 Закона РД, зависит в том числе, и от того обстоятельства, используются или не используются высшим должностным лицом Республики Дагестан, прекратившим исполнение своих обязанностей, предусмотренные указанными нормами социальные и иные гарантии.
Так, как следует из объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании, такая социальная гарантия как обязательное государственное страхование жизни и здоровья (часть 2 статьи 2 Закона РД) высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих обязанностей, фактически не предоставляется, поскольку с момента принятия оспариваемого Закона РД такое страхование не осуществлялось.
Таким образом, установленные в результате принятия оспариваемого Закона РД расходные обязательства полностью обеспечиваются собственными доходами республиканского бюджета Республики Дагестан (28 миллиардов 967 миллионов 693,9 тысячи руб.) и не требуют привлечения средств федерального бюджета, в связи с чем, доводы административного иска о несоответствии оспариваемого Закона РД требованиям статей 7, 8, 31, 65 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушении в результате его принятия принципов самостоятельности и сбалансированности бюджетов, баланса частных и публичных интересов, следует признать необоснованными.
Вместе с тем, признавая доводы административного искового заявления о противоречии Закона РД положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации необоснованными, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Одним из таких обстоятельств, согласно пункту 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оценив оспариваемый заместителем прокурора Республики Дагестан Закон РД на соответствие требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к выводу о частичном несоответствии положений частей 1 – 4 статьи 2, части 1 статьи 3, статей 4 и 5 Закона РД положениям Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Так, в соответствии с пунктом 12 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2015г. № 446-ФЗ) в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицу, замещающему должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лицо, достигшее пенсионного возраста или потерявшее трудоспособность в период осуществления им полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицу, полномочия которого были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г", "ж", "з", "и" и "л" пункта 1 настоящей статьи.
Таким образом, согласно действующему федеральному законодательству дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) могут быть предоставлены законами субъектов Российской Федерации только лицам, достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность в период осуществления ими полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В нарушение данного требования федерального законодательства положения частей 1 – 4 статьи 2, части 1 статьи 3, статей 4 и 5 оспариваемого Закона Республики Дагестан допускают возможность предоставления предусмотренных этими нормами социальных и иных гарантий лицам, не достигшим пенсионного возраста или не потерявшим трудоспособность в период осуществления ими полномочий высшего должностного лица Республики Дагестан, а также лицам, чьи полномочия были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г», «ж», «з», «и» и «л» пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Кроме того, подлежат признанию недействующими положения частей 3 и 4 статьи 2, а также статья 6 Закона РД, устанавливающие социальные и иные гарантии для членов семьи высшего должностного лица Республики Дагестан, прекратившего исполнение своих полномочий.
При этом суд исходит из того, что оспариваемый прокурором Закон РД принят Народным Собранием Республики Дагестан в рамках реализации полномочий по такому предмету совместного ведения как установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, а именно, полномочия по решению вопросов, связанных с материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ), предполагающего возможность установления социальных и иных гарантий только для лиц, непосредственно работающих в органах государственной власти субъекта Российской Федерации или прекративших исполнение своих полномочий, и не предполагающего такой возможности в отношении иных категорий лиц.
В соответствии с пунктом 1 части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый заместителем прокурора Республики Дагестан Закон применялся до вынесения решения суда на настоящему делу и на его основании были реализованы права высшего должностного лица Республики Дагестан, прекратившего исполнение своих обязанностей, и членов его семьи, суд считает необходимым признать недействующими вышеприведенные нормы закона с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Дагестан удовлетворить частично.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 3 статьи 2 Закона Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года № 97 «О гарантиях высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» в части, предусматривающей сохранение за членами семьи высшего должностного лица Республики Дагестан, прекратившего исполнение своих полномочий, право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения высшим должностным лицом Республики Дагестан исполнения своих полномочий.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 4 статьи 2 Закона Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года № 97 «О гарантиях высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» в части, предусматривающей предоставление членам семьи высшего должностного лица Республики Дагестан, прекратившего исполнение своих полномочий, льготной санаторно-курортной путёвки.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 6 Закона Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года № 97 «О гарантиях высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу части 1 – 4 статьи 2, часть 1 статьи 3, статьи 4 и 5 Закона Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года № 97 «О гарантиях высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» в той их части, в которой положения данных норм допускают предоставление социальных и иных предусмотренных этими нормами гарантий лицам, не достигшим пенсионного возраста или не потерявшим трудоспособность в период осуществления ими полномочий высшего должностного лица Республики Дагестан, а также лицам, чьи полномочия были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г», «ж», «з», «и» и «л» пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Республики Дагестан в остальной части отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в изданиях «Дагестанская правда» и «Собрание законодательства Республики Дагестан».
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 10 июня 2016 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов