ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/2017 от 28.02.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3а-16/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2017 г. г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

с участием прокурора Стиплина И.В.,

при секретаре Лексиковой Л.А.

с участием представителя административного истца ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» Павловой Е.В., представителей административного ответчика правительства Оренбургской области Курманбаева Ж.С. и Макаровой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» о признании частично недействующим приложения к постановлению правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года № 357-п «Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан»,

установил:

постановлением правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года № 357-п «Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и предоставления права на проезд со скидкой отдельным категориям граждан» (далее - Постановление № 357-п) утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан (далее - Порядок предоставления субсидий).

Постановлением правительства Оренбургской области от 30 декабря 2016 г. № 1021-п «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года N 357-п» внесены изменения: уточнено наименование, приложение изложено в новой редакции.

Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 мая 2016 года и в газете "Оренбуржье" 02 июня 2016 года Постановление № 1021-п опубликовано в газете "Оренбуржье" 30 декабря 2016 года.

ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» (далее ОАО «Башкортостанская ППК») обратилось в Оренбургский областной суд с административным иском и, уточнив заявленные требования, просило признать недействующими:

пункты 5, 6, 8 Порядка предоставления субсидий (приложения к Постановлению № 357-п) в редакции от 24 мая 2016 года.

и пункты 9, подпункт «в» пункта 13, подпункт «а» пункта 14 Порядка предоставления субсидий (приложения к Постановлению № 357-п) в редакции от 30 декабря 2016 года.

В частности, пункт 5 Порядка предоставления субсидий в редакции от 24 мая 2016 года и подпункт «а» пункт 14 Порядка в редакции от 30 декабря 2016 года устанавливают, что на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, определяется по формуле:

С1 = (Т1 - Т2) x N / 10, где:

С1 - размер субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении;

Т1 - размер фактических затрат на перевозку 1 пассажира железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области согласно отчетам, указанным в пункте 17 (в недействующей редакции - в подпункте "в" пункта 4) настоящего Порядка (далее - отчеты), но не выше размера экономически обоснованного тарифа на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, установленного постановлением правительством Оренбургской области в соответствующем году;

Т2 - тариф, установленный постановлением правительства Оренбургской области для населения на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области в соответствующем году;

N - фактический пассажирооборот.

Пунктом 6 Порядка предоставления субсидий в редакции от 24 мая 2016 года было предусмотрено: «Для получения субсидий организации железнодорожного транспорта представляют в министерство не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, отчеты.

Отчеты с ожидаемыми показателями за декабрь текущего года представляются не позднее 15 декабря текущего года, уточненные отчеты - не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным.

Субсидии предоставляются при условии своевременного представления организациями железнодорожного транспорта отчетов в министерство».

Пункт 8 Порядка предоставлений субсидий в редакции от 24 мая 2016 года предусматривал: «Субсидии предоставляются в соответствии с договорами (соглашениями) путем перечисления на расчетные счета организаций железнодорожного транспорта, открытые им в кредитных организациях, в установленном для исполнения областного бюджета порядке в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании платежных поручений министерства».

Пункт 9 действующей редакции Порядка предоставления субсидий установил:

«9. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня принятия заявления о заключении договора (соглашения) осуществляет проверку представленных документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, и при признании права на получение субсидии заключает до 01 февраля текущего финансового года с организацией железнодорожного транспорта договор (соглашение) в соответствии с типовой формой, утвержденной министерством финансов Оренбургской области, либо принимает решение об отказе в признании такого права с указанием причин отказа».

Подпункт «в» пункта 13 Порядка предоставления субсидий в действующей редакции предусматривает, что основанием для решения в отказе в предоставлении субсидий являются:

в) отсутствие лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году.

С вышеуказанными пунктами приложения к постановлению правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года № 357-п административный истец не согласен, полагает, что они не соответствуют пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте», поскольку федеральным законодательством предусмотрена полная компенсация перевозчику потерь (выпадающих доходов), возникающих в результате осуществления государственного регулирования тарифов. Федеральное законодательство не ставит такую компенсацию в зависимость от наличия (отсутствия) бюджетных обязательств, предусмотренных законодательством о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Федеральное законодательство обязывает органы законодательной (представительной) власти учитывать расходы по возмещению затрат и доходов от регулирования тарифов при формировании бюджета, частичная компенсация потерь недопустима.

По мнению административного истца, размер субсидии не должен зависеть от пассажирооборота, поэтому истец не согласен с формулой расчета субсидии.

По утверждению ОАО «Башкортостанская ППК», представление отчетов в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, не возможно, поскольку формирование фактической отчетности за прошедший месяц может быть осуществлено только 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В судебном заседании представитель административного истца Павлова Е.В. требования административного иска поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.

Представители административного ответчика Макарова О.А. и Курманбаев Ж.С. просили в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемый нормативно-правовой акт принят в пределах компетенции правительства Оренбургской области и не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Прокурор Стиплин И.В. в своем заключении полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В ходе рассмотрения дела суд, руководствуясь частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и принимая во внимание, что постановление правительства области № 357-п в редакции от 24 мая 2016 года применялось в отношении административного истца отказал в удовлетворении ходатайства административного ответчика о прекращении производства по делу в части признания недействующей редакции постановления до внесения в нее изменений.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, суд находит требования ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» подлежащими частичному удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением правительства Оренбургской области от 30 апреля 2014 года № 272-п утверждена Государственная программа "Развитие транспортной системы Оренбургской области" на 2015 - 2020 годы, в разделе 3 приложения к которой указано, что предоставление субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Оренбургской области, а также на возмещение части потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных организаций, обучающихся очной формы обучения образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, осуществляется в порядке, установленном правительством Оренбургской области.

Во исполнение вышеприведенных правовых норм, правительство Оренбургской области издало обжалуемое постановление и утвердило Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан.

Судом в ходе судебного разбирательства не установлено несоответствие пункта 5 Постановления № 357-п в редакции от 24 мая 2016 года и подпункта «а» пункта 14 Постановления № 357-п в действующей редакции, которыми установлена формула для определения размера субсидии в виде разницы между установленными правительством Оренбургской области экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения, умноженными на фактический пассажирооборот и деленными на 10.

Доводы административного истца о том, что установленная формула приводит лишь к частичному возмещению затрат и недополучению доходов организациями железнодорожного транспорта необоснованна и не может стать основанием для признания указанных пунктов Порядка предоставления субсидий недействующими. Законодательство предусматривает возмещение перевозчику расходов, связанных с перевозкой пассажиров, поэтому понятие фактического пассажирооборота (N) обоснованно включено в формулу.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Концепцией развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 года N 587р, компенсация перевозчикам стоимости проезда граждан, имеющих право на льготный проезд в пригородном железнодорожном транспорте определяется на основе фактического пассажирооборота и действующих региональных тарифов.

Проверяя доводы административного истца о незаконности пункта 6 Порядка предоставления субсидий в редакции от 24 мая 2016 года, суд исходит из положений пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам, установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года N 887 (далее Постановлении № 887).

Реализуя указанные полномочия, правительство Оренбургской области установило в пункте 6 постановления № 357-п (редакции от 24 мая 2016 года) такое условие получения субсидий, как представление в министерство не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, отчетов.

У суда нет оснований для признания недействующим пункта 6 Порядка предоставления субсидий, поскольку несоответствие его иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не установлено.

Не может также согласиться суд и с доводами административного истца о том, что пункт 9 Порядка предоставления субсидий в действующей редакции не соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе заключения договора.

При заключении соглашения о предоставлении субсидий стороной, её предоставляющей, является орган власти, которому законодательством предоставлено право определять порядок и условия предоставления субсидий. Несогласие другой стороны с установленными условиями не может расцениваться как ущемление прав лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем суд находит обоснованными требования административного истца в части несоответствия действующему законодательству подпункта «в» пункта 13, приложения к постановлению № 357-п в редакции от 30 декабря 2016 года на основании следующего.

Как уже было указано, правовое регулирование отношений, связанных с реализацией полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по предоставлению субсидий коммерческим организациям осуществляется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса российской Федерации).

Указанные нормы обязывают органы законодательной (представительной) власти учитывать соответствующие расходы, в том числе по возмещению затрат и доходов от регулирования тарифов, при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов.

Следовательно, отсутствие бюджетных ассигнований при предоставлении субсидий либо недостаточность средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год, не могут являться основанием для отказа перевозчику, обратившемуся за предоставлением субсидии, на возмещение затрат и недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов.

Вместе с тем подпункт «в» пункта 13 Порядка предоставления субсидий предусматривает возможность полного отказа в предоставлении субсидий в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году, что не соответствует пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В указанной части суд считает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда подпункт «в» пункта 13 приложения к постановлению правительства Оренбургской области от 24 мая 2016 года № 357-п «Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и в связи с предоставлением льгот по проезду отдельным категориям граждан».

В удовлетворении остальной части требований административного иска ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» отказать.

Возложить на правительство Оренбургской области обязанность опубликовать сообщение о решении суда в газете «Оренбуржье» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Полный текст решения изготовлен 07 марта 2017 г.