Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2018 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Седых М.А., с участием представителя административного истца Прокуратуры Иркутской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 11 декабря 2017 года <номер изъят>, представителей заинтересованных лиц: ФИО2 – ФИО3, действующего на основании доверенности от 12 декабря 2017 года, Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО4, действующей на основании доверенности от 11 декабря 2017 года <номер изъят>, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае ФИО5, действующей на основании доверенности от 23 апреля 2018 года <номер изъят>, Администрации Ольхонского районного муниципального образования ФИО6, действующего на основании доверенности от 20 июня 2018 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-16/2018 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области Зенкова С.Д. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование исковых требований административный истец указал, что Правительством Иркутской области 10 июля 2014 года принято постановление № 344-пп, в соответствии с которым земельный участок, <данные изъяты> переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства базы отдыха. Данное постановление официально опубликовано в общественно-политической газете «Областная» от 6 августа 2014 года № 86.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости названный земельный участок в настоящее время находится в собственности ФИО2
В силу пункта «к» части 1 статьи 72, частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Административный истец считает, что данное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку согласно карте Байкальской природной территории, границы которой утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р, земельный участок с кадастровым <номер изъят> расположен в границах зоны хозяйственного назначения Прибайкальского национального парка (Положение о Прибайкальском национальном парке, утвержденное руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России от 31 декабря 1997 года). Указанное также подтверждается письмом ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от 26 июня 2017 года № 577.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в котором под номером 119 значится Прибайкальский национальный парк, Иркутская область.
Правительство Иркутской области не обладало необходимыми полномочиями на изменение целевого назначения и осуществление перевода земельного участка, являющегося федеральной собственностью, с кадастровым <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Действующим законодательством не предусмотрены иные основания для перевода земель в земли особо охраняемых территорий и объектов, кроме создания особо охраняемых территорий и туристско-рекреационных особых экономических зон.
В состав особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», образованной на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 72 и от 8 сентября 2010 года № 692, территория Ольхонского района не входит.
Особо охраняемая территория в рассматриваемой местности ни органами местного самоуправления Ольхонского района, ни исполнительными органами государственной власти Иркутской области и Российской Федерации в установленном законодательством порядке не создавалась, соответственно, законные основания для принятия решения о переводе земельного участка с кадастровым <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов отсутствовали.
В результате неправомерного перевода земельного участка созданы предпосылки для нарушения законодательства об охране озера Байкал.
Заместитель прокурора Иркутской области Зенков С.Д. просит суд признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 344-пп «О переводе земельного участка» с кадастровым <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
В судебном заседании представитель административного истца Прокуратуры Иркутской области прокурор отдела ФИО1 административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также отзыв и дополнительные возражения на административное исковое заявление, в которых просит в удовлетворении требований прокурора Иркутской области отказать.
Заинтересованное лицо ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица ФИО2 – ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, поддержал доводы возражений на административное исковое заявление и представленных дополнительных пояснений.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, поддержала доводы отзыва на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании считала требования административного истца законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме, поддержала доводы отзыва на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Администрации Ольхонского районного муниципального образования ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, представил отзыв на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» (далее ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»), надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит требования прокурора удовлетворить.
Заинтересованное лицо Служба архитектуры Иркутской области, надлежащим образом, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменные пояснения, в которых просит административный иск заместителя прокурора Иркутской области удовлетворить.
Заинтересованное лицо Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что Служба поддерживает исковые требования Прокуратуры Иркутской области и просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Позднее Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области представила ходатайство, в котором просит не учитывать доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, а также другой отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, не указывая свою позицию по заявленным требованиям.
Заинтересованное лицо Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Службы и отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что объекты, подлежащие региональному государственному экологическому надзору в центральной экологической зоне Байкальской природной территории отсутствуют, вопросы согласования предоставления земельных участков на Байкальской природной территории и их перевода из одной категории в другую не относятся к компетенции Службы.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя Управления, считает, что оно не является субъектом спорного правоотношения, так как не имеет материально-правовой заинтересованности по данному делу.
Заинтересованное лицо Администрация Шара-Тоготского муниципального образования, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, отзыв на административное исковое заявление не представила.
Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, по доводам административного искового заявления, возражений и отзывов на него, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 64 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации вправе обратиться в областной суд.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Компетенция прокурора на обращение в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов определена в пункте 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Таким образом, административное исковое заявление заместителя прокурора Иркутской области по настоящему делу подлежит рассмотрению и разрешению по существу Иркутским областным судом в качестве суда первой инстанции.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В данном административном деле заместитель прокурора Иркутской области оспаривает постановление Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 344-пп, которым осуществлен перевод земельного участка с кадастровым <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно подпункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Перевод земель из одной категории в другую в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а определяют назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом в зависимости от их целевого использования. Перевод земель – это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков. Таким образом, оспариваемое постановление хотя и не содержит непосредственно в себе общеобязательных правил поведения, но является условием для применения иных, чем прежде, правовых норм, федеральных законов.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 344-пп, которым осуществлен перевод земельного участка с кадастровым <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, является нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение всего срока действия оспариваемого нормативного правового акта.
В силу положений части 8 статьи 213 указанного Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с положениями частей 1 и 3 статьи 67 Устава Иркутской области, пункта 5 части 1 статьи 7 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» Правительство Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
Согласно статье 12 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 344-пп, Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
Постановления Правительства Иркутской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области, указам и распоряжениям Губернатора Иркутской области.
Постановления Правительства Иркутской области должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.
Постановления Правительства Иркутской области подписываются Губернатором Иркутской области.
Как усматривается из содержания оспариваемого нормативного правового акта, он принят в форме постановления, подписан Губернатором Иркутской области.
Таким образом, форма и вид нормативного правового акта соблюдены при его принятии.
Проверяя правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу, суд установил, что постановление Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 344-пп «О переводе земельного участка» в соответствии со статьей 54 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» опубликовано в общественно-политической газете «Областная» 6 августа 2014 года № 86, которая учреждена для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области на основании Закона Иркутской области от 12 марта 2010 года № 10-ОЗ.
Постановление Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 344-пп «О переводе земельного участка» вступило в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 57 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», поскольку принято по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.
Проверяя полномочия Правительства Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта, а также процедуру его принятия, суд установил, что первоначальные сведения о земельном участке с кадастровым <номер изъят> внесены в Государственный кадастр недвижимости 9 февраля 2007 года на основании заявления о государственном кадастровом учете вновь образованного земельного участка от 3 февраля 2007 года, поданного представителем Комитета по управлению имуществом и собственностью Ольхонского района по доверенности ФИО2, описания земельного участка от 3 февраля 2007 года, постановления мэра Ольхонского районного муниципального образования от 16 января 2007 года № 34 «Об утверждении проекта границ земельного участка». В соответствии с указанными документами площадь земельного участка составляет <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования земельного участка: для строительства базы отдыха с последующим переводом в другую категорию земель.
15 июля 2014 года в порядке информационного взаимодействия на основании постановления Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 344-пп «О переводе земельного участка» изменена категория земель земельного участка с кадастровым <номер изъят> с земель сельскохозяйственного назначения на земли особо охраняемых территорий и объектов.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами кадастрового дела, представленными филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области на электронном носителе.
Из дела правоустанавливающих документов, которое также представлено филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области на электронном носителе, следует, что 13 сентября 2007 года ФИО2 обращался в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка, представив постановление мэра Ольхонского районного муниципального образования от 9 июля 2007 года № 589 «О предоставлении земельного участка в аренду», договор № 95 аренды земельного участка от 9 июля 2007 года, заключенный между Администрацией Ольхонского районного муниципального образования и ФИО2
Предметом указанного договора аренды является земельный участок, <данные изъяты> предоставляемый в аренду из земель сельскохозяйственного назначения для строительства базы отдыха с последующим переводом в другую категорию земель. Договор заключается на 49 лет с 9 июля 2007 года по 9 июля 2056 года.
8 октября 2007 года государственная регистрация указанного договора аренды земельного участка прекращена на основании заявления ФИО2
26 ноября 2007 года ФИО2 снова в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области обратился с заявлением о государственной регистрации договора аренды указанного выше земельного участка, представив в том числе соглашение о социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны, от 19 ноября 2007 года, заключенное между государственным учреждением «Прибайкальский национальный парк» и ФИО2, письмо Службы по охране объектов культурного наследия от 23 октября 2007 года № 76-37-3574/7 о согласовании предоставления земельного участка, письмо государственного учреждения «Прибайкальский национальный парк» от 20 ноября 2007 года № 487 о согласовании предоставления земельного участка.
3 декабря 2007 года и 26 декабря 2007 года государственная регистрация договора аренды земельного участка приостанавливалась.
28 января 2008 года ФИО2 отказано в государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым <номер изъят>, поскольку он расположен на территории Прибайкальского национального парка, на сопредельной территории расположены объекты археологического наследия.
3 июня 2010 года ФИО2, действуя через своего представителя по доверенности ФИО3, вновь обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 9 июля 2007 года № 95.
В заключении Управления Россреестра по Иркутской области № 205 от 22 июня 2010 года начальник отдела землеустройства и мониторинга земель Управления Россреестра по Иркутской области на основании Плана земель совхоза «Еланцинский» Ольхонского района Иркутской области, масштаб 1:25 000, год составления 1989, ВИСХАГИ Сибирский филиал, Схемы расположения земель, входящих в состав Прибайкальского национального парка, масштаб 1:100 000, согласованная мэром Ольхонского районного муниципального образования и директором ФГУ «Прибайкальский национальный парк» от 5 февраля 2010 года, а также сведений базы данных автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости по земельному участку с кадастровым <номер изъят> пришел к выводу о том, что указанный земельный участок не расположен в границах Прибайкальского национального парка.
1 июля 2010 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлена государственная регистрация договора аренды земельного участка <данные изъяты>.
Согласно представленной заинтересованными лицом копии решения Арбитражного суда Иркутской области от 10 марта 2015 года по делу № А19-20666/2014 изложенный в письме от 19 сентября 2014 года № 01-08-1010 отказ Администрации Ольхонского районного муниципального образования в предоставлении в собственность ФИО2 земельного участка <данные изъяты> категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, признан незаконным как не соответствующий статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации; на Администрацию Ольхонского районного муниципального образования возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ФИО2 указанного земельного участка.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2015 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 марта 2015 года по делу № А19-20666/2014 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации Ольхонского районного муниципального образования без удовлетворения.
2 ноября 2015 года на основании договора № 47 купли-продажи земельного участка от 28 сентября 2015 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок, <данные изъяты> из земель особо охраняемых территорий и объектов, предназначенного для центры и базы отдыха в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, продавец – Администрация Шара-Тоготского муниципального образования – администрация сельского поселения, покупатель – ФИО2
Обстоятельства отнесения указанного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения до его перевода в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
По информации, представленной Прибайкальским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», земельный участок с кадастровым <номер изъят> в границы лесов не входит.
Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, земельный участок с кадастровым <номер изъят> расположен в границах водоохранной зоны озера Байкал, не расположен в границах национального парка «Прибайкальский», расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
В соответствии с заключением кадастрового инженера <данные изъяты>, представленным заинтересованным лицом ФИО2, земельный участок с кадастровым <номер изъят> не входит в границы территории национального парка «Прибайкальский».
Из пояснений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» следует, что земельный участок с кадастровым <номер изъят> входит в границы Прибайкальского национального парка.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в суд на электронном носителе представлены сканированные образы материалов землеустроительного дела по землеустроительным работам в отношении территории национального парка «Прибайкальский», расположенного в Ольхонском, Иркутском, Слюдянском районах Иркутской области (2011 год, инвентарный <номер изъят>) и дополнения к указанному землеустроительному делу (2015 год, инвентарный <номер изъят>).
Согласно указанным документам информация из землеустроительных дел является информацией для служебного пользования. Землеустроительное дело составлено <данные изъяты> в 2011 году и согласовано с администрацией Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области и Прибайкальским национальным парком. Подлинное землеустроительное дело изъято (протокол выемки от 18 марта 2016 года) старшим следователем по расследованию важных дел СУ СК России по Иркутской области ст. лейтенантом <данные изъяты>.
В соответствии с положениями статей 1, 3, 5, 6, 10, 19, 20, 22, 23 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» данный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
Под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Землеустроительная документация – это документы, полученные в результате проведения землеустройства.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случае изменения границ объектов землеустройства.
Основаниями проведения землеустройства являются решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства, а также договоры о проведении землеустройства.
Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.
Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства.
К видам землеустроительной документации относятся, в том числе карты (планы) объектов землеустройства, тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.
Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Таким образом, из представленных материалов землеустроительного дела, содержащегося в фонде данных землеустроительной документации, не следует, что она утверждена в установленном законом порядке федеральным органом государственной власти Российской Федерации, никаких согласований с уполномоченными федеральными органами не имеется.
Кроме того, границы Прибайкальского национального парка, определенные в результате указанных выше землеустроительных работ на кадастровый учет не поставлены, а материалы землеустроительного дела изъяты по уголовному делу старшим следователем по расследованию важных дел СУ СК России по Иркутской области ст. лейтенантом <данные изъяты> (протокол выемки от 18 марта 2016 года).
Учитывая изложенное выше, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о нахождении указанного земельного участка в границах Прибайкальского национального парка, исходя из следующего.
В материалах дела имеется Карта Байкальской природной территории, которая составлена по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2012 году по материалам 2007-2011 годов, то есть того периода времени, когда составлялась землеустроительная документация по границам Прибайкальского национального парка.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и подпункта «а» пункта 7 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 марта 2012 года № 69, который действовал в период принятия оспариваемого нормативного правового акта, государственный кадастр особо охраняемых территорий федерального значения, к которым относится Прибайкальский национальный парк, ведет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Проверяя доводы о вхождении земельного участка с кадастровым <номер изъят> в границы Прибайкальского национального парка суд установил, что данный национальный парк образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустинского лесхозов с передачей ему земли площадью 170 000,00 га в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 000,00 га земель государственного фонда, а также 112 000,00 га земель сельскохозяйственного назначения без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. При этом границы национального парка были установлены при его создании и не изменялись. Территория национального парка включена в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р. На основании данного распоряжения подготовлена карта Байкальской природной территории, на которой отображены, в том числе, границы Прибайкальского национального парка.
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 28 декабря 2017 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границе центральной экологической зоны Байкальской природной территории, земельный участок с кадастровым <номер изъят> не входит в границы национального парка «Прибайкальский», но расположен в границах водоохранной зоны озера Байкал, а также входит в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, сведения о границах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Из содержания карты Байкальской природной территории, масштаб 1:1 000 000, второго издания 2012 года, в которой учтены картографические изменения, произошедшие в период с 2007 по 2011 годы после предыдущего издания карты в 2006 году (специальное содержание которой защищено авторскими правами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 2012 г., а картографическая основа – Федерального агентства геодезии и картографии, 2006 г.), составленной на основании государственного контракта за счет средств федерального бюджета Федеральным государственным унитарным научно-производственным предприятием «Российский Федеральный геологический фонд», преобразованным на момент рассмотрения дела в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Росгеолфонд», Сибирское отделение которого осуществляет свою деятельность на территории Иркутской области (согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 12 февраля 2018 года), следует, что на нее нанесены границы Прибайкальского национального парка по состоянию на момент образования Прибайкальского национального парка Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области», которые были установлены при его создании и не изменялись. Судом установлено, что согласно данной карте территория Прибайкальского парка входит в нанесенные на указанную выше карту Байкальской природной территории границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, созданной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р.
Из ответа Сибирского отделения ФГБУ «Росгеолфонд» от 2 марта 2018 года № ЕК-83/10 на запрос суда о представлении сведений о местонахождении земельного участка, <данные изъяты> относительно границ Прибайкальского национального парка, нанесенных на карту Байкальской природной территории М 1:1 000 000, редакция 2, подготовленную Сибирским филиалом Федерального государственного унитарного научно-производственного предприятия «Российский федеральный геологический фонд» в 2012 году, следует, что на основании опубликованных данных, представленных на официальном сайте Росреестра http://rosreestrr.ru/publichnaya-kadastrovava-karta-rosreestra-online/, земельный участок, расположенный по указанному выше адресу с кадастровым <номер изъят> находится в границах Прибайкальского национального парка, нанесенных на карту Байкальской природной территории масштаба 1:1 000 000 (редакция 2), а также в границах Прибайкальского национального парка, нанесенных на карту центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200 000 (редакция 2).
Доводы заинтересованного лица ФИО2 и его представителя о недопустимости данного доказательства, а также доводы представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц – Министерства имущественных отношений Иркутской области, Службы архитектуры Иркутской области, высказанные ранее в судебных заседаниях с их участием относительно недопустимости принятия в качестве доказательства указанной выше карты Байкальской природной территории масштаба 1:1 000 000 (редакция 2), так как по их мнению составитель этой карты не был уполномочен на нанесение границ Прибайкальского национального парка на эту карту, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
Как следует из указанной выше выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 12 февраля 2018 года Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие «Российский Федеральный геологический фонд» (ФГБУ «Росгеолфонд»), созданное в результате преобразования юридического лица, являющегося составителем карты Байкальской природной территории, имеет действующую на территории Иркутской области лицензию <номер изъят> от 6 июня 2016 года на осуществление геодезических картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение.
Из нанесенной на данную карту информации следует, что специальное содержание этой карты предоставлено Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» уполномочено осуществлять государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Зонирование территории национального парка, в том числе рекреационной зоны, относится к исключительной компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, нанесение границ Прибайкальского национального парка, установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области», на карту Байкальской природной территории масштаба 1:1 000 000 (редакция 2, 2012 г.) специализированной организацией – Федеральным государственным унитарным научно-производственный предприятием «Российский Федеральный геологический фонд» в рамках выполнения по заданию Минприроды России по нанесению на карту экологических зон Байкальской природной территории действовавшему на момент составления карты законодательству не противоречит.
При сопоставлении границ Прибайкальского национального парка, нанесенных на карту Байкальской природной территории, масштаба 1:1 000 000 (редакция 2, 2012 г.) с приобщенными к материалам дела (л.д. 183, 184 т. 3) копиями дежурных карт № 14-48-108 № 48-106, масштаб 1:100 000, составленных по карте масштаба 1:50 000, составленной по материалам съемки 1968 г., обновленной в 1981, 1982 годах, исправленной и обновленной в 1991, 1992 годах, а также фрагментом карты центральной экологической зоны Байкальской природной территории, масштаба 1:200 000 (л.д. 185 т. 3, л.д. 64 т. 4), а также с информацией представленной ФГБУ «Росгеолфонд» от 2 марта 2018 года № ЕК-83/10, полученной при сопоставлении опубликованных данных, представленных на официальном сайте Росреестра http://rosreestrr.ru/publichnaya-kadastrovava-karta-rosreestra-online/, и карты Байкальской природной территории, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в электронном виде, копии письма Государственного учреждения «Прибайкальский национальный парк» от 20 ноября 2006 года № 487 (о вхождении земельного участка в границы Прибайкальского национального парка), учитывая, что согласно указанным выше дежурным картам и карте Байкальской природной территории местность Завозня Ольхонского района Иркутской области находится в границах Прибайкальского национального парка и центральной экологической зоны Байкальской природной территории, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, <данные изъяты> переведенный постановлением Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 344-пп «О переводе земельного участка» из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов, находится в границах Прибайкальского национального парка в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Заключение кадастрового инженера <данные изъяты>, а также доводы заинтересованного лица ФИО2 и его представителя о том, что земельный участок с кадастровым <номер изъят> не входит в границы Прибайкальского национального парка, суд не может принять во внимание, поскольку они основаны на материалах землеустроительного дела по землеустроительным работам, в том числе, в отношении территории национального парка «Прибайкальский», расположенного в Ольхонском, Иркутском, Слюдянском районах Иркутской области (2011 год, инвентарный <номер изъят>) и дополнений к указанному землеустроительному делу (2015 год, инвентарный <номер изъят>), в соответствии с которыми границы Прибайкальского национального парка не были поставлены на кадастровый учет, а данные материалы изъяты по уголовному делу.
Также не может быть принято судом во внимание решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 марта 2015 года по делу № А19-20666/2014, вступившее в законную силу 25 мая 2015 года, поскольку вопрос вхождения земельного участка с кадастровым <номер изъят> в границы территории национального парка «Прибайкальский» в этом деле арбитражным судом не исследовался, дело разрешено в ином субъектном составе и решение принято судом по нему по иным обстоятельствам, потому в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеет преюдициального значения при разрешении настоящего дела.
В силу пунктов «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ).
Подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации определена компетенция государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросе перевода земель из одной категории в другую. Так, в отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации, в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области на основании протокола заседания комиссии по проведению конкурсов и аукционов от 3 апреля 2007 года № 106, постановления Мэра Ольхонского районного муниципального образования от 9 июля 2007 года № 598 и договора аренды земельного участка от 9 июля 2007 года № 95 земельный участок с кадастровым <номер изъят> предоставлен ФИО2 в аренду сроком на 49 лет с 9 июля 2007 года по 9 июля 2056 года, что подтверждается материалами кадастрового дела и дела правоустанавливающих документов.
В настоящее время на основании договора № 47 купли-продажи земельного участка от 28 сентября 2015 года земельный участок с кадастровым <номер изъят> находится в собственности ФИО2, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, а также материалами кадастрового дела и дела правоустанавливающих документов.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области земельный участок с кадастровым <номер изъят> относился к государственным землям.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 94, пунктов 1 и 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пункта 2 приложения № 1 к названному постановлению земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и являются федеральной собственностью.
Согласно подпункту «б» пункта 1, пунктам 6, 7 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются категории указанных территорий, в том числе национальные парки.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации.
Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности (пункт 5 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пункт 6 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в котором под номером 119 значится Прибайкальский национальный парк, Иркутская область.
В соответствии с подпунктами «в» и «д» пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области) в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Согласно пункту 5 статьи 15 указанного Федерального закона дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 404 государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым <номер изъят> на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области относился к землям федеральной собственности в силу прямого указания закона.
С учетом приведенных выше положений федерального законодательства и установленных обстоятельств дела Правительство Иркутской области не обладало необходимыми полномочиями на осуществление перевода указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
То обстоятельство, что границы Прибайкальского национального парка не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не свидетельствует об отсутствии территории федерального значения в определенных границах, поскольку они обозначены на карте Байкальской природной территории, сведения о них имеются у Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В связи с этим, суд приходит к выводу о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта и его несоответствие требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, и полагает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушены права неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в интересах которых прокурором заявлен административный иск.
Иные доводы представителей Правительства Иркутской области, Министерства имущественных отношений Иркутской области, Службы архитектуры Иркутской области, Администрации Ольхонского районного муниципального образования, ФИО2 и его представителя по доверенности ФИО3, высказанные ими в судебных заседаниях с их участием и отраженные в отзывах и возражениях на административное исковое заявление прокурора, не влияют на указанные выше выводы суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.
Суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, поэтому требования заместителя прокурора Иркутской области Зенкова С.Д. о признании не действующим постановления Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 344-пп «О переводе земельного участка» подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается не действующим, суд учитывает, что он применялся в период с 10 июля 2014 года по день вынесения решения суда и на основании него были реализованы права граждан.
В связи с этим, оспариваемое прокурором Иркутской области постановление Правительства Иркутской области 10 июля 2014 года № 344-пп «О переводе земельного участка» с кадастровым <номер изъят>, находящегося в настоящее время в частной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, должно быть признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в общественно-политической газете «Областная», в которой и было опубликовано оспариваемое постановление Правительства Иркутской области, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление заместителя прокурора Иркутской области Зенкова С.Д. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу постановление Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 года № 344-пп «О переводе земельного участка» <данные изъяты> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Резолютивная часть решения подлежит публикации в общественно-политической газете «Областная» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его изготовления в полной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Председательствующий судья А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2018 года.