Дело № 3а-16/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Петропавловск-Камчатский 6 августа 2021 года
Камчатский краевой суд в составе:
судьи | Чаднова О.В., |
при секретаре | Шипиловой Я.Ю., |
с участием административного истца Саркисяна А.А.,
представителя административного ответчика Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2, Манзату Н.В.,
прокурора Курбанова Ш.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саркисяна А.А. об оспаривании постановления Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2, № 21/141 от 1 августа 2021 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Саркисян А.А. обратился в Камчатский краевой суд с административным иском об оспаривании постановления Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2, № 21/141 от 1 августа 2021 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна А.А., выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 2, возложении обязанности зарегистрировать Саркисяна А.А. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения.
В обоснование иска административным истцом указано, что 16 июня 2021 года постановлением Законодательного Собрания Камчатского края № 1155 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва на 19 сентября 2021 года. Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края № 135/797 от 17 июня 2021 года полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2 по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва возложены на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию (далее – Избирательная комиссия). 22 июня 2021 года Саркисяном А.А. в Избирательную комиссию поданы документы, необходимые для выдвижения своей кандидатуры в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края по одномандатному избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения. 23 июля 2021 года были представлены все необходимые для регистрации документы, в том числе 502 подписных листа, в которых содержалось 532 подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва. 29 июля 2021 года Саркисяну А.А. были выданы на руки ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей и итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, из которых следовало, что всего недействительными признано 64 подписи избирателей, в том числе 59 подписей признано недействительными в связи с тем, что не указан или указан неполный адрес места жительства избирателя. 30 июля 2021 года Саркисяном А.А. в Избирательную комиссию поданы письменные возражения на итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей. Постановлением Избирательной комиссии от 1 августа 2021 года № 21/141 отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна А.А.
В обоснование истцовых требований административным истцом указано, что, в соответствии с положениями пункта 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Поскольку подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, а границы избирательного округа № 2 находятся в границах ряда улиц Петропавловск-Камчатского городского округа, подписи в подписных листах ставили лишь избиратели, место жительства которых находится в г. Петропавловске-Камчатском. При проведении 23 июля 2021 года проверки представленных подписей через систему ГАС «Выборы», лицом, осуществляющим проверку, место жительства избирателей было определено в г. Петропавловске-Камчатском.
Административный истец Саркисян А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Указал, что оспариваемое постановление Избирательной комиссии нарушает его избирательные права и не соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека. Кроме этого также указал, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При проведении проверки подписных листов административным ответчиком в системе ГАС «Выборы» проверялось соответствие места жительства избирателей, указанных в подписном листе, их фактическому месту жительства.
Представитель административного ответчика Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2, Манзату Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления. Поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, указав, что при проверке подписных листов, предоставленных административным истцом в Избирательную комиссию, признаны недействительными 64 подписей избирателей, что составляет 17% от числа проверенных подписей, в том числе 1 подпись – так как подписной лист не заверен кандидатом, 1 подпись – отсутствует дата подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей, 3 подписи – сведения об избирателе не соответствуют действительности, 59 подписей – не указан или неполный адрес места жительства избирателя. Отсутствие в адресе места жительства избирателя сведений о населенном пункте не позволяют однозначно установить их принадлежность к конкретному избирательному округу, поскольку ряд улиц имеется в других населенных пунктах Камчатского края.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела и оригиналы подписных листов, заслушав заключение прокурора Курбанова Ш.М., полагавшего требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с положениями части 8 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.
Установленное законом субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может составлять менее 0,5 процента и более 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона (часть 1.1. статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ).
Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края № 991 от 25 мая 2011 года принят Закон Камчатского края № 656 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» (далее – Закон «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края»), который устанавливает порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, а также права и обязанности граждан, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, избирательных комиссий, права и обязанности кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных лиц и организаций - участников избирательного процесса.
В силу положений части 1 статьи 35 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» необходимым условием регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, краевого списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания является поддержка выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей (часть 2 статьи 36 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края»).
Постановлением Избирательной Комиссии Камчатского края № 135/802 от 17 июня 2021 года установлено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 2, на основании подписей избирателей необходимо представить в окружную избирательную комиссию соответствующего избирательного округа не менее 494 и не более 543 подписей.
Постановлением Избирательной Комиссии Камчатского края № 135/859 от 24 июня 2021 года установлено, что количество подписей, подлежащих проверке в соответствии с требованиями части 3 статьи 39 Закона Камчатского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края" при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, для избирательного округа № 2 составляет 370 подписей.
Как следует из материалов дела, 22 июня 2021 года Саркисяном А.А. в Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную комиссию, на которую постановлением Избирательной комиссии Камчатского края № 135/797 от 17 июня 2021 года возложены полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2 по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения (л.д. 53-57).
23 июля 2021 года Саркисяном А.А. в Избирательную комиссию представлен пакет документов для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 502 листов, пронумерованных и сброшюрованных в 11 папок, содержащих 532 подписи избирателей (л.д. 60-61).
В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 2 Саркисяна А.А., количество представленных подписей избирателей – 532, количество проверенных подписей избирателей – 370, количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными - 64 (17%), из которых 1 подпись признана недействительной, поскольку подписной лист не заверен кандидатом, 1 подпись – в связи с отсутствием даты подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей, 3 подписи – поскольку сведения об избирателе не соответствуют действительности, 59 подписей – не указан или неполный адрес места жительства избирателя, количество достоверных подписей – 306 (л.д. 71).
При этом в соответствии с ведомостью проверки подписных листов с подписями избирателей недействительными признаны 65 подписей избирателей: 1 подпись - подписной лист не заверен кандидатом, 1 подпись – отсутствует дата подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей, 4 подписи – сведения об избирателе не соответствуют действительности, 59 подписей – не указан или неполный адрес места жительства избирателя.
Постановлением Избирательной комиссии № 21/141 от 1 августа 2021 года отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна А.А. на основании пункта 6(1) части 4 статьи 40 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края».
Согласно указанному постановлению 23 июля 2021 года кандидатом Саркисяном А.А. представлены все необходимые для регистрации документы, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва в количестве 532 подписей. К моменту представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидатом Саркисяном А.А. был открыт специальный избирательный счет.
Рабочей группой по приему и проверке документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию, в том числе подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата были проверены 370 представленных подписей избирателей (что составляет 75% подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей).
Привлеченным к проверке подписных листов экспертом недостоверных и/или недействительных подписей не выявлено.
По результатам проведенной рабочей группой проверки подписных листов, находящихся в папке № 2 - № 24, № 3 - № 39, № 6 - № 14, № 8 - № 17, № 9 - № 27, а также на основании официальной справки Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю от 27 июля 2021 года недействительными признаны 5 подписей. При этом Избирательной комиссией отмечено, что подпись избирателя ФИО12 в папке № 11 подписной лист № 7 в ведомости проверки подписей (лист № 3) признана недействительной в связи с тем, что сведения об избирателе не соответствуют действительности. Избирательная комиссия полагает указанный вывод ошибочным, поскольку сведения об избирателе соответствуют действительности на основании справки Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю от 27 июля 2021 года. Таким образом, количество подписей избирателей указанных в ведомости проверки подписей признанных недействительными следует считать 64, в том числе 1 подпись, так как подписной лист не заверен кандидатом, 1 подпись, так как не указана дата заверения подписного листа, 3 подписи, так как сведения об избирателе не соответствуют действительности (на основании официальной справки органа регистрационного учета), 59 - так как не указан или неполный адрес места жительства избирателя.
При проверке представленных кандидатом Саркисяном А.А. подписных листов, находящихся в папке № 1 - № 15,30,7,1,41, в папке № 2 - № 2,37,27,9,20,46, в папке № 3 -№ 36,5,12,18,44, в папке № 4 - № 32,49,8,2,44,6, в папке № 5 - № 15,32,1,13,3,37,25, в папке № 6 - № 2,31,36, в папке № 7 - № 23,50,9, в папке № 8 - № 39,6,28,21,25,1, в папке № 9 - № 30,19,21,29,38,42, в папке № 10 - № 9,18, в папке № 11 - № 21,23,26,3,6,16,18,29 было выявлено не полное указание данных в строке «адрес места жительства» избирателей, поставивших подписи в поддержку выдвижения кандидата во всех подписных листах. Адрес места жительства состоит лишь из улицы, дома и квартиры. В связи с отсутствием указания на субъект РФ, район, город или иной населенный пункт, избирательной комиссией в целях однозначного восприятия, с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, данных об адресе места жительства 29 июля 2021 года из Управления по вопросам миграции из УМВД России по Камчатскому краю получен ответ № 8/60-7049, в котором указано на наличие указанных улиц в пределах Камчатского края в нескольких населенных пунктах, то есть улицы с одинаковым названием имеются в городе Петропавловске-Камчатском, городе Елизово, а также в различных населенных пунктах Елизовского, Алеутского, Усть-Большерецкого, Мильковского и Усть-Камчатского районах. Указанные обстоятельства не дают избирательной комиссии возможность однозначно трактовать адрес места жительства 59 подписей избирателей в пределах Петропавловск-Камчатского городского округа, согласно схемы образования четырнадцати одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края. В итоге, недействительными признаны 64 подписи избирателей, что составляет 17% от общего количества подписей, отобранных для проверки (л.д. 33-34).
Судом в ходе рассмотрения дела проверены подписные листы, признанные недействительными, в результате чего установлено следующее:
- подписные листы № 1 (избиратель ФИО13), № 7 (избиратель ФИО14), № 15 (избиратель ФИО15), № 30 (избиратель ФИО16), № 41 (избиратель ФИО17) в папке № 1 – указан неполный адрес места жительства избирателя (отсутствуют сведения о населенном пункте) (л.д. 78-82);
- подписной лист № 24 в папке № 2 (избиратель ФИО18) – не заверен кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края (л.д. 76);
- подписные листы № 2 (избиратель ФИО19), № 9 (избиратель ФИО20), № 20 (избиратель ФИО21), № 27 – (избиратель ФИО22), № 37 (избиратель ФИО23), № 46 (избиратель ФИО24) в папке № 2 - указан неполный адрес места жительства избирателя (отсутствуют сведения о населенном пункте) (л.д. 83-88);
- подписной лист № 39 в папке № 3 (избиратель ФИО25) – не содержит даты заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей (л.д. 77);
- подписные листы № 5 (избиратель ФИО26), № 12 (избиратель ФИО6), № 18 (избиратель ФИО7.), № 36 (избиратель ФИО8), № 44 (избиратель ФИО9) в папке № 3 - указан неполный адрес места жительства избирателя (отсутствуют сведения о населенном пункте) (л.д. 89-93);
- подписные листы № 2 (избиратель ФИО10), № 6 (избиратель ФИО11), № 8 (избиратель ФИО27), № 32 (избиратель ФИО28), № 44 (избиратель ФИО29), № 49 (избиратель ФИО30) в папке № 4 - указан неполный адрес места жительства избирателя (отсутствуют сведения о населенном пункте) (л.д. 94-99);
- подписные листы № 1 (избиратель ФИО31), № 3 (избиратель ФИО1), № 13 (избиратель ФИО2), № 15 (избиратель ФИО3), № 25 (избиратель ФИО4), № 32 (избиратель ФИО5), № 37 (избиратель (ФИО32) в папке № 5 - указан неполный адрес места жительства избирателя (отсутствуют сведения о населенном пункте) (л.д. 100-106);
- подписной лист № 14 в папке № 6 (избиратель ФИО33) – сведения об адресе места жительства не соответствуют данным Отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Камчатскому краю (л.д. 139, 75).
- подписные листы № 2 (избиратель ФИО34), № 31 (избиратель ФИО35), № 36 (избиратель ФИО36) в папке № 6 - указан неполный адрес места жительства избирателя (отсутствуют сведения о населенном пункте) (л.д. 107-109);
- подписные листы № 9 (избиратель ФИО37), № 23 (избиратель ФИО38), № 50 (избиратель ФИО39) в папке № 7 - указан неполный адрес места жительства избирателя (отсутствуют сведения о населенном пункте) (л.д. 110-112);
- подписной лист № 17 в папке № 8 (избиратель ФИО40) – в соответствии с данными Отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Камчатскому краю гражданин снят с регистрационного учете 22 июня 2019 года (л.д. 136, 75);
- подписные листы № 1 (избиратель ФИО41), № 6 (избиратель ФИО42), № 21 (избиратель ФИО43), № 25 (избиратель ФИО44), № 28 (избиратель ФИО45), № 39 (избиратель ФИО46), в папке № 8 - указан неполный адрес места жительства избирателя (отсутствуют сведения о населенном пункте) (л.д. 113-118);
- подписной лист № 27 в папке № 9 (избиратель ФИО47) – в соответствии с данными Отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Камчатскому краю такой гражданин не значится, паспорт принадлежит иному лицу (л.д. 135, 75);
- подписные листы № 19 (избиратель ФИО48), № 21 (избиратель ФИО49), № 29 (избиратель ФИО50), № 30 (избиратель ФИО51), № 38 (избиратель ФИО52), № 42 (избиратель ФИО53), в папке № 9 - указан неполный адрес места жительства избирателя (отсутствуют сведения о населенном пункте) (л.д. 120-125);
- подписной лист № 9 (избиратели ФИО54, ФИО55), № 18 (избиратели ФИО56, ФИО57) в папке № 10 - указан неполный адрес места жительства избирателя (отсутствуют сведения о населенном пункте) (л.д. 137-138);
- подписные листы № 3 (избиратель ФИО58), № 6 (избиратель ФИО59), № 16 (избиратель ФИО60), № 18 (избиратель ФИО61), № 21 (избиратель ФИО62), № 23 (избиратель ФИО63), № 26 (избиратель ФИО64), № 29 (избиратель ФИО66) в папке № 11 - указан неполный адрес места жительства избирателя (отсутствуют сведения о населенном пункте) (л.д. 126-133).
В ходе проверки подписных листов судом установлено, что 1 подписной лист не заверен кандидатом, 1 подписной лист не содержит даты заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей, 3 подписных листа содержат сведения об избирателе, не соответствующие действительности; в 57 подписных листах (из которых два содержат 2 подписи, итого 59 подписей) указан неполный адрес места жительства избирателя.
В силу положения пункта 5 статьи 39 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Пунктом 8 статьи 39 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» установлены основания для признания подписей избирателей недействительными, в том числе, подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт 3); подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (подпункт 4); подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа (подпункт 8).
В соответствии с пунктами 6(1), 7 части 4 статьи 40 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» основаниями отказа в регистрации кандидата являются выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Рассматривая доводы административного истца о том, что подписной лист может не содержать каких-либо реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями пункта 5 части 2 Федерального закона № 67-ФЗ, адрес места жительства - это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу положений части 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Несмотря на то, что Саркисяном А.А. поданы документы о регистрации его в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения, который территориально находится в г. Петропавловске-Камчатском, регистрация кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края происходит на территории всего Камчатского края.
Согласно ответу врио начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю № 8/60-7049 от 29 июля 2021 года улицы Максутова, Курильская, Осипенко, Беринга, Ключевская, Корякская, Ленинградская, Морская, Океанская, Партизанская, которые указаны избирателями в подписных листах, находятся не только на территории г. Петропавловска-Камчатского, но и в г. Елизово, иных населенных пунктах Елизовского района, в с. Никольское Алеутского района, с. Усть-Большерецк Усть-Большерецкого района, п. Атласово Мильковского района, п. Ключи Усть-Камчатского района (л.д. 140-141).
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», адрес места жительства, который указывается в подписном листе, должен содержать все перечисленные в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ реквизиты. Адрес может не содержать всех реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства например, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта (в случае проживания гражданина на межселенной территории).
Анализ избирательного законодательства позволяет сделать вывод о том, что нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем отсутствуют обязательные к заполнению строки или графы, необходимые для указания сведений, предусмотренными федеральным законодательством, то есть содержатся в подписном листе такие сведения не в полном объеме.
Суд не может согласиться с позицией административного истца о том, что доводы, изложенные в оспариваемом постановлении Избирательной комиссии являются формальными и не соответствуют правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека, поскольку в данном случае Избирательная комиссия руководствовалась требованиями пункта 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому адрес места жительства в подписном листе может не содержать каких-либо реквизитов только в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Для данного вывода об однозначном восприятии места жительства избирателя не могло быть возможным дублирование адресов и улиц в различных населенных пунктах субъекта Российской Федерации, где проводятся выборы, в данном случае при выборах в Законодательное Собрание Камчатского края. Адрес избирателя должен однозначно восприниматься как адрес конкретного населенного пункта, что в данном случае не представляется возможным, в соответствии с ответом Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю № 8/60-7049 от 29 июля 2021 года (л.д. 140-141).
Также суд считает, что доводы административного истца о том, что положения пункта 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ допускают возможность произвольно не указывать адрес населенного пункта, основаны на неправильном толковании данной правовой нормы.
При этом суд учитывает, что в большинстве подписных листов Саркисяном А.А. был указан населенный пункт, в котором зарегистрирован и проживает избиратель.
Позиция Саркисяна А.А. о том, что возможен различный подход к проверке правильности подписных листов Избирательной комиссией не основан на нормах избирательного права.
Доводы административного истца о том, что подписи были проверены в системе ГАС «Выборы» и однозначно установлено, что адреса избирателей, указанных в подписных листах, соответствуют фактическому месту их жительства, в связи с чем отсутствуют основания для признания их недействительными, являются необоснованными, поскольку опровергаются итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 2 Саркисяна А.А. (л.д. 71) и ведомостью проверки подписных листов с подписями избирателей (л.д. 72), из которых следует, что 59 подписей избирателей были признаны недействительными в связи с неполным указанием места жительства избирателя.
Других доказательств, подтверждающих указанный довода Саркисяна А.А., кроме протокола проведения случайной выборки подписей избирателя, не представлено и не установлено таковых в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах решение Избирательной комиссии о признании 59 подписей избирателей недействительными в связи с отсутствием необходимых сведений, установленных подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в частности наименования населенного пункта, в котором зарегистрирован избиратель, является обоснованным и подтвержденным представленными доказательствами.
В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
При изложенных обстоятельствах административные исковые требования Саркисяна А.А. к Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2, об оспаривании решения № 21/141 от 1 августа 2021 года являются необоснованными, в связи с чем не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Саркисяну А.А. об оспаривании постановления Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2, № 21/141 от 1 августа 2021 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна А.А., отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Камчатского
краевого суда подпись О.В. Чаднов
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.