ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/2021 от 09.02.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-16/2021 (№ 3а-426/2020)

42OS0000-01-2020-000418-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Копыловой Е.В.,

при секретаре Сафоновой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

09 февраля 2021 года

административное дело по административному исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (далее также – Комитет) обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу от 22 июля 2020 года № 12-25.

Требования мотивированы тем, что решением Кемеровского областного суда от 26 мая 2020 года, вступившим в законную силу, признано незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области (далее также – Комиссия) от 15 января 2020 года № 1-104 об отклонении заявления Васюковой Е.В. об установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 1170 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости. На Комиссию возложена обязанность рассмотреть в установленном порядке заявление Васюковой Е.В. от 19 декабря 2019 года.

22 июля 2020 года состоялось заседание Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу, по результатам которого на основании представленного отчета оценщика ООО «НИИ РР» от 16 декабря 2019 года № ОН/251-03-12-2019-4 принято решение № 12-25 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 599 000 руб., определенной по состоянию на 1 августа 2014 года.

Комитет, являющийся арендодателем указанного земельного участка, арендная плата за пользование которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости участка, не согласен с принятым решением. Ссылаясь на несоответствие отчета об определении рыночной стоимости земельного участка положениям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки, административный истец отмечает, что оценщиком были выбраны объекты – аналоги с отличными от оцениваемого объекта характеристиками. Так, объекты-аналоги не сопоставимы с объектом оценки по площади, а также по виду разрешенного использования.

С учетом изложенного административный истец просит признать незаконным и отменить решение Комиссии от 22 июля 2020 года № 12-25 в части установления кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 170 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание сбербанка, в размере рыночной стоимости 599 000 руб.; исключить сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости об установлении решением Комиссии от 22 июля 2020 года № 12-25 рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 599 000 руб.

Представитель административного истца Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, направил ходатайство об отложении судебного заседания. Учитывая сокращенные сроки рассмотрения данной категории административных дел, а также принимая во внимание заблаговременное извещение административного истца о времени и месте рассмотрения дела, отсутствие доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в настоящее судебное заседание, суд не усматривает оснований для отложения судебного разбирательства.

Административные ответчики Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу, заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области-Кузбассу, Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса, администрация Мысковского городского округа, Гришаев Ю.А., Васюкова Е.В., ПАО «Сбербанк России» своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу представили письменные возражения, в которых указывают на то, что Комиссией не допущено каких-либо нарушений действующего законодательства при принятии оспариваемого решения, заявили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области-Кузбассу в письменных возражениях на административное исковое заявление указал, что на основании решения Комиссии в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости 599 000 руб.

Иные лица, участвующие в деле, возражений относительно административного иска не представили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Допросив эксперта, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В соответствии с частью 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

В силу положений ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В силу абзаца тридцать шестого статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Порядок создания и деятельности комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области (далее также – Комиссия) установлен положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу Приказа Минэкономразвития России № 69 от 22 февраля 2011 года «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (далее также – Порядок).

Так, на основании статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Согласно п. 13 Порядка комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Заседание комиссии ведет председатель комиссии или в его отсутствие - заместитель председателя комиссии (п. 11 Порядка).

Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения (п. 12 Порядка).

На заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол (п. 18 Порядка).

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области в составе 4 человек создана на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20 февраля 2012 года № П/72, в который впоследствии приказами Росреестра № П/129 от 26.03.2015 года, № П/496 от 28.09.2015 года, № П/0039 от 31.01.2017 года, № П/0057 от 09.02.2017 года, № П/0186 от 15.05.2018 года, № П/0178 от 29.04.2019 года, № П/0338 от 09.08.2019 года, № П/0357 от 03.09.2019 года, № П/0390 от 25.09.2019 года и № П/0443 от 23.10.2019 года вносились изменения относительно персонального состава комиссии без изменения ее численного состава (т. 1, л.д. 100-110). В состав комиссии входят представители Управления Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу, филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Кемеровской области-Кузбассу, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса, а также представитель Национального совета по оценочной деятельности.

Как следует из материалов дела, 17 сентября 2019 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (арендодатель) и Васюковой Еленой Витальевной, Гришаевым Юрием Александровичем, ПАО «Сбербанк России» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 32-19, по условиям которого арендодатель, в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляет из земель категории – земли населенных пунктов, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 170 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: под здание сбербанка. Срок аренды участка установлен до 17 сентября 2068 года (п. 2.1 договора). Расчет размера арендной платы по договору осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, о чем свидетельствует представленное в материалы дела приложение к договору № 32-19 от 17 сентября 2019 года (т.2, л.д. 31-35, 36).

Соответственно, Васюкова Е.В. имеет правовую заинтересованность в оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка как лицо, обязанное вносить арендные платежи исходя из его кадастровой стоимости.

Согласно сведениям ФГБУ «ФПК Росреестра» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 31 декабря 2015 г., определена в размере 3 020 858,10 руб.

Являясь арендатором указанного земельного участка, 19 декабря 2019 года Васюкова Е.В. обратилась в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по основанию установления его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость – 01 августа 2014 года (т.1, л.д. 113-115).

При обращении в Комиссию заявителем был представлен отчет № ОН/251-03-12-2019-4 от 16 декабря 2019 года об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, выполненный оценщиком ООО «НИИ Ресурсы Развития», которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 августа 2014 года определена в размере 599 000 рублей, а также иные документы, перечисленные в приложении к заявлению.

Решением Комиссии № 1-104 от 15 января 2020 года заявление Васюковой Е.В. отклонено (т.2, л.д. 21-23).

Решением Кемеровского областного суда от 26 мая 2020 года, вступившим в законную силу, решение Комиссии № 1-104 от 15 января 2020 года признано незаконным; на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области возложена обязанность рассмотреть в установленном порядке заявление Васюковой Е.В. от 19 декабря 2019 года (т.2, л.д. 100-103).

22 июля 2020 года, во исполнение решения суда от 26 мая 2020 года Комиссией повторно рассмотрено заявление Васюковой Е.В.

Уведомления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, арендодателем которого является административный истец, с указанием даты заседания Комиссии направлены 29 июня 2020 года заинтересованным лицам, в том числе, председателю КУМИ Мысковского городского округа (т. 1, л.д. 169, 171, 173, 175).

Из материалов дела следует, что 22 июля 2020 года при рассмотрении заявления Васюковой Е.В. в работе Комиссии принимали участие два ее члена - ФИО5 (заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела обработки документов и обеспечения учетных действий Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области-Кузбассу), ФИО6 (главный специалист отдела кадастровой оценки КУГИ Кузбасса), а также секретарь Комиссии ФИО7

Все члены комиссии единогласно проголосовали за удовлетворение заявления Васюковой Е.В. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка (т.1, л.д. 245-250, т.2, л.д. 1-20 – протокол заседания Комиссии).

Процедура проведения заседания комиссии была соблюдена, что подтверждается представленными в дело доказательствами и не оспаривается участниками процесса.

Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.

В рассматриваемом случае административный истец как отраслевой орган в области управления и распоряжения объектами муниципальной собственности Мысковского городского округа, а также земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена, включенный в структуру администрации Мысковского городского округа – органа местного самоуправления, на территории которого расположен спорный земельный участок, и в местный бюджет которого поступают арендные платежи, вправе оспорить решение Комиссии.

Согласно п. 20 Порядка создания и работы комиссии в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

При обращении Васюковой Е.В. в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка ею был представлен отчет № ОН/251-03-12-2019-4 от 16 декабря 2019 года, составленный оценщиком ООО «НИИ РР», исходя из которого рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером на дату оценки 01 августа 2014 года составляет 599 000 руб. (т. 1, л.д. 10-39).

При рассмотрении заявления Васюковой Е.В. и принятии оспариваемого решения Комиссией обсуждался представленный отчет, который признан соответствующим требованиям ст. 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Определением Кемеровского областного суда от 25 ноября 2020 года по делу назначена судебная экспертиза на предмет соответствия отчета об оценке № ОН/251-03-12-2019-4 от 16 декабря 2019 года требованиям действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 августа 2014 года – дату определения кадастровой стоимости.

Согласно заключению судебной экспертизы № 188/20 от 21 января 2021 года, составленному экспертом ФИО8 (ООО «Оценочное бюро «Актив»), отчет № ОН/251-03-12-2019-4 от 16 декабря 2019 года о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , составленный оценщиком ООО «НИИ РР» ФИО9, не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 августа 2014 года составляет 605 800 руб. (т.2, л.д. 161-232).

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела судом допрошен в судебном заседании эксперт ООО «Оценочное бюро «Актив» ФИО8, которая полностью подтвердила выводы, сделанные ею в экспертном заключении, подробно пояснила последовательность, в которой выполнен анализ рынка недвижимости.

Так, требования к проведению оценки предусмотрены Федеральными стандартами оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2) и «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденными Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 297, 298, 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 года и обязательными к применению субъектами оценочной деятельности.

Пунктом 22 ФСО № 7 предусмотрены положения, которые при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик должен учитывать, в том числе о том, что в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным (пункт Б).

Эксперт ФИО8 пояснила, что в нарушение положений п. 12, 13, 14, 15, 20, 22 ФСО № 7 при оценке в рамках сравнительного подхода оценщиком ФИО9 не соблюдены требования действующего законодательства об оценочной деятельности к отбору объектов-аналогов, в частности к объекту-аналогу № 1, имеющему вид разрешенного использования: коммунально-складские объекты; данный аналог не относится к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и не сопоставим с ним по ценообразующим факторам (факторам стоимости, элементам сравнения), что повлияло на конечный результат рыночной стоимости оцениваемого земельного участка.

Оснований не доверять показаниям эксперта у суда не имеется, они являются последовательными, подробными, согласуются между собой, подтверждаются и соотносятся с письменными доказательствами по делу, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, а потому суд признает данные показания относимым, допустимым и достоверным доказательством. Учитывая изложенное, суд не принимает во внимание показания допрошенного в судебном заседании 25 ноября 2020 года в качестве свидетеля оценщика ФИО9

Оценив указанное заключение эксперта по правилам ст.ст. 82, 84 КАС РФ, суд находит его доказательством достоверным, надлежащим и достаточным для разрешения спора по существу.

Доказательств, опровергающих выводы эксперта, а также доводы административного иска административными ответчиками, на которых законом возлагается обязанность доказывания законности принятого решения, суду не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что положенный в основу оспариваемого решения Комиссии отчет об оценке рыночной стоимости № ОН/251-03-12-2019-4 от 16 декабря 2019 года, выполненный оценщиком ООО «НИИ РР» ФИО9 в отношении земельного участка с кадастровым номером , является неприменимым для целей изменения установленной кадастровой стоимости, а решение Комиссии от 22 июля 2020 года № 12-25 в отношении установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной – незаконным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии об определении кадастровой стоимости в размере рыночной резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на исключение установленной Комиссией кадастровой стоимости из сведений государственного кадастра недвижимости (пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, абзац тридцать девятый статьи 24.18, абзацы первый и второй статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, поскольку решение Комиссии от 22 июля 2020 года № 12-25 в оспариваемой части признается судом незаконным, то внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения об установленной этим решением кадастровой стоимости спорного земельного участка подлежат исключению.

Одновременно суд обязывает Комиссию повторно рассмотреть ранее поданное заявление Васюковой Е.В. об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В соответствии с письмом директора ООО «ОБ «Актив» от 29 января 2021 года стоимость судебной экспертизы составила 25 000 руб., обязательства по ее оплате административным истцом не исполнены (т.2, л.д. 160).

Согласно ст. 106 КАС РФ к судебным расходам относятся, в том числе, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам.

Абзацем 6 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об оспаривании решения или действий (бездействия) Комиссии судебные расходы взыскиваются с государственного органа, при котором она создана, за счет казны Российской Федерации (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Из системного толкования указанных процессуальных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд приходит к выводу о необходимости взыскания с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу за счет казны Российской Федерации в пользу ООО «Оценочное бюро «Актив» судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 25 000 рублей.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу от 22 июля 2020 года № 12-25 в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 1170 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 599 000 руб.

Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области-Кузбассу повторно рассмотреть в установленном порядке заявление Васюковой Е.В. от 19 декабря 2019 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об установленной решением Комиссии от 22 июля 2020 года № 12-25 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 599 000 руб.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу за счет казны Российской Федерации в пользу ООО «Оценочное бюро «Актив» судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

Председательствующий Е.В. Копылова

Решение в окончательной форме принято 15 февраля 2021 года.