ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/2021 от 10.02.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

Дело № 3а-16/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2021 года город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Майоровой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Трухановой А.И.,

с участием прокурора Орловской областной прокуратуры Териной Н.Н.,

представителя административного истца индивидуального предпринимателя ФИО1 - ФИО2, представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО3, представителя заинтересованного лица Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 3а-16/2021 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Правительству Орловской области о признании недействующими пунктов 2, 12, 13 Порядка предоставления субсидий за счет средств областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, в целях возмещения потерь в доходах перевозчикам в результате предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которым относятся к ведению Российской Федерации и Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области № 90 от 14 марта 2018 года (в редакции постановления № 438 от 8 июля 2020 года),

установил:

постановлением Правительства Орловской области № 90 от 14 марта 2018 года утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, в целях возмещения потерь в доходах перевозчикам в результате предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которым относятся к ведению Российской Федерации и Орловской области (далее - Порядок), который официально опубликован на Портале Орловской области 15 марта 2018 года.

Постановлениями Правительства Орловской области № 5 от 14 января 2019 года и № 438 от 8 июля 2020 года в данный нормативный правовой акт внесены изменения и дополнения.

В соответствии с пунктом 2 Порядка субсидии предоставляются Департаментом строительства, топливно - энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных законом Орловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта.

Согласно пункту 12 указанного Порядка расчет суммы субсидий в 2018 году производится по формуле:

Ki = (А / 11) х (РШ / РО), где:

Ki - ежемесячное денежное возмещение перевозчику, обеспечивающему предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и (или) в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных и (или) межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении;

А - размер лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год, предусмотренный сводной бюджетной росписью по соответствующей статье областного бюджета;

РШ - объем перевозок (количество совершенных поездок отдельными категориями граждан во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и (или) в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных и (или) межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и (или) пригородном сообщении на маршруте перевозчика за отчетный период);

РО - суммарный объем количества совершенных поездок отдельными категориями граждан во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении за отчетный период;

11 - количество месяцев 2018 года, за которые будут предоставляться Субсидии (январь - ноябрь 2018 года).

Согласно пункту 13 Порядка расчет суммы субсидий в 2019 году и последующие годы будет производиться по формуле:

Ki = (А/12) х (РШ/РО), где:

Ki - ежемесячное денежное возмещение перевозчику, обеспечивающему предоставление транспортных услуг отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и (или) в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных и (или) межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении;

А - размер лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год, предусмотренный сводной бюджетной росписью по соответствующей статье областного бюджета;

РШ - объем перевозок (количество совершенных поездок отдельными категориями граждан во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и (или) в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных и (или) межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и (или) пригородном сообщении на маршруте перевозчика за отчетный период);

РО - суммарный объем количества совершенных поездок отдельными категориями граждан во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении за отчетный период;

12 - количество месяцев, за которые будут предоставляться субсидии в 2019 году и последующие годы.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими вышеназванных пунктов 2, 12, 13 Порядка, ссылаясь на то, что он осуществляет перевозки пассажиров по социально значимым маршрутам регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети города Орла, в связи с чем является получателем указанной субсидии.

Полагает, что утвержденный Порядком расчет сумм субсидий не позволяет компенсировать перевозчикам в полном объеме недополученные доходы в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров, поскольку ограничен лимитом бюджетных обязательств, предусмотренных законом Орловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Данное обстоятельство, по мнению административного истца, противоречит частям 1 и 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено возмещение расходов транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета, если в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, без какого-либо ограничения размера подлежащих возмещению перевозчику понесенных расходов, а также положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой определено возмещение в полном объеме понесенных перевозчиком убытков.

Также указывает, что с учетом правовой природы рассматриваемой субсидии, возможность ее ограничения лимитом бюджетных обязательств не основано на положениях статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, оспариваемые положения нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку остаются не возмещенными значительные суммы потерь перевозчика, в частности за 2019 год его недополученный доход при осуществлении перевозок льготных категорий пассажиров составил <...>.

Ссылается также на нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, так как не была проведена оценка регулирующего воздействия его проекта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в соответствии с постановлением Правительства Орловской области № 196 от 21 июля 2014 года.

В судебное заседание административный истец ИП ФИО1 не явился, о дате и времени был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела ходатайств не заявлял, реализовал свое право на участие в деле через представителя.

Представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме по указанным в административном иске и дополнениях к нему основаниям.

Представитель административного ответчика Правительства Орловской области ФИО3 считает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции органа и опубликован в установленном порядке. Оспариваемое постановление в полной мере соответствует критериям, установленным бюджетным и гражданским законодательством.

Полагает, что процедура принятия акта не нарушена, а при его разработке оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта не должна была проводиться, так как оспариваемый Порядок каких-либо обязанностей для субъектов предпринимательской деятельности не устанавливает, утверждает исключительно порядок предоставления перевозчикам субсидий за счет средств областного бюджета, не регулирует вопросы установления мер ответственности за нарушение нормативных правовых актов Орловской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Ссылается на то, что для перевозчика предоставление льгот на проезд отдельным категориям граждан приобретает характер обязанности не просто в силу прямого указания закона, но только при наличии договорных отношений, включающих согласование возмещения перевозчику, осуществляющему регулярные перевозки пассажиров, затрат на перевозку льготных категорий граждан.

Представитель заинтересованного лица Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области ФИО4 полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным административным ответчиком.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей требования административного истца оставить без удовлетворения, суд приходит к следующему.

В силу подпункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами.

С 1 января 2005 года предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Названным Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предписано субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно положениям подпункта 24 пункта 2, пунктов 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания ряда категорий граждан. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, а также государственных программ субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статьей 52 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» предусмотрено, что принятие постановлений и распоряжений Правительства области осуществляется на заседаниях Правительства области или путем письменного согласования проектов правовых актов членами Правительства области с изложением (при необходимости) письменных замечаний и предложений по ним. Решение о подписании проектов правовых актов принимается Председателем Правительства области на основании мнения членов Правительства области, выраженного либо посредством голосования по данным правовым актам, либо по результатам их письменного согласования.

В соответствии со статьей 54 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-0З «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» внесение изменений в правовой акт осуществляется путем принятия правового акта того же вида принявшим его органом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

Согласно статье 56 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-0З «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» официальным электронным источником опубликования нормативных правовых актов Орловской области является, в том числе, государственная специализированная информационная система «Портал Орловской области - публичный информационный центр».

Как установлено в судебном заседании, 18 октября 2010 года Правительством Орловской области в рамках реализации полномочий в области социальной защиты принято постановление № 365 «О едином социальном проездном билете» (с последующими изменениями и дополнениями) в целях предоставления равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Орловской области, и возмещения затрат организациям, осуществляющим перевозку граждан по единым социальным проездным билетам (т. 1 л.д. 45-49).

В последующем, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Орловской области от 18 октября 2010 года № 365 «О едином социальном проездном билете в Орловской области» Правительством Орловской области принято постановление № 90 от 14 марта 2018 года «Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, в целях возмещения потерь в доходах перевозчикам в результате предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которым относятся к ведению Российской Федерации и Орловской области» (т. 1 л.д. 88-106).

Указанный Порядок, отдельные положения которого оспариваются в рамках настоящего административного дела, разработан в рамках государственной программы Орловской области «Развитие транспортной системы в Орловской области», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 15 января 2019 года № 8 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие транспортной системы в Орловской области», и регламентирует порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, в целях возмещения потерь в доходах перевозчикам в результате предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которым относятся к ведению Российской Федерации и Орловской области.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят путем письменного согласования его проекта членами Правительства области и официально опубликован в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области - публичный информационный центр» 15 марта 2018 года, что соответствует приведенным выше положениям Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-0З «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» (т. 1 л.д. 107).

Постановление Правительства Орловской области от 14 января 2019 года № 5 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Орловской области» опубликовано в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области - публичный информационный центр» 14 января 2019 года (т. 1 л.д. 108); постановление Правительства Орловской области от 8 июля 2020 года № 438 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Орловской области» опубликовано в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области - публичный информационный центр» 13 июля 2020 года (т. 1 л.д. 109).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт Правительства Орловской области и последующие изменения и дополнения к нему приняты уполномоченным органом в соответствии с его компетенцией, официально опубликованы и вступили в силу в порядке, установленном законодательством.

Проверив довод административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

Пунктом 1.1 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Орловской области, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Орловской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Орловской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 21 июля 2014 года № 196 (с последующими изменениями и дополнениями), предусмотрено, что данный порядок регулирует процедуру проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Орловской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Орловской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (т. 2 л.д. 73-104).

Между тем, постановление Правительства Орловской области № 90 от 14 марта 2018 года каких-либо обязанностей для субъектов предпринимательской деятельности не устанавливает, им утвержден порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета в связи с осуществлением определенной деятельности, он не регулирует вопросы установления мер ответственности за нарушение нормативных правовых актов Орловской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В связи с изложенным суд находит обоснованными возражения административного ответчика о том, что при принятии и разработке оспариваемого постановления Правительства области оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта не проводилась.

Проверив соответствие содержания оспариваемых положений Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

На основании пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу положений подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

цели, условия и порядок предоставления субсидий;

порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1492 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в том числе в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Общие требования).

Названными Общими требованиями закреплены положения, которые должны содержать правовые акты, регулирующие предоставление субсидий из соответствующего бюджета.

Подпунктом «в» пункта 3 Общих требований предусмотрено, что в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте указываются наименование органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или организации, осуществляющих функции главного распорядителя бюджетных средств, до которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателей бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период).

В соответствии с пунктом 5 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указываются:

размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из результатов предоставления субсидии), и источника ее получения, за исключением случаев, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете (решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования или местной администрации) (подпункт «д»);

порядок предоставления субсидии в очередном финансовом году получателю субсидии, соответствующему установленным правовым актом требованиям, в случае невозможности ее предоставления в текущем финансовом году в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего документа, без повторного прохождения отбора (в случае, если получатель субсидии определяется по результатам отбора в форме запроса предложений) (при необходимости) (подпункт «е»);

условия и порядок заключения между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии, а также иной организацией (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом) соглашения, дополнительного соглашения к соглашению, в том числе дополнительного соглашения о расторжении соглашения (при необходимости) (подпункт «и»),

требование о включении в соглашение в случае уменьшения главному распорядителю как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего документа, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении, условия о согласовании новых условий соглашения или о расторжении соглашения при недостижении согласия по новым условиям (подпункт «к»).

Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.

В соответствии со статьей 5 Устава (Основного Закона) Орловской области и статьей 3 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 года № 1683-ОЗ «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» Правительство Орловской области является высшим исполнительным органом государственной власти Орловской области.

С учетом анализа приведенных норм федерального законодательства в их системном единстве, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеет место установление оспариваемым нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации условий получения субсидий ее получателями, целью предоставления которых является возмещение части затрат перевозчикам в результате предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан.

В таких случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий не вытекает из установленных государством ограничений свободы предпринимательской деятельности, а также в силу природы стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии в определенном размере, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий сверх предусмотренных законом о бюджете денежных средств на эти цели.

С учетом изложенного утверждение административного истца о том, что оспариваемые пункты Порядка неправомерно ограничивают размер субсидии лимитом бюджетных обязательств, не основано на положениях действующего законодательства.

Из материалов дела следует, что в бюджете Орловской области по разделу «Транспорт» по основному мероприятию «Возмещение части потерь в доходах перевозчикам в результате предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которым относятся к ведению Российской Федерации и Орловской области» предусматриваются денежные средства на указанные цели, в том числе на 2018 год – <...>, на 2019 год – <...>, на 2021 и 2022 годы – по <...> (т. 2 л.д. 111-116).

Ежегодно, начиная с 2018 года, между ИП ФИО1 и Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области заключались договоры о предоставлении субсидии в определенном размере, которые исполнялись сторонами добровольно, в том числе административным истцом, который осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.

Пунктом 2.1 названного договора предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Департаменту как получателю средств областного бюджета на эти цели. В соответствии с размером доведенных лимитов между сторонами договора заключались дополнительные соглашения с указанием конкретной суммы субсидии (т. 2 л.д. 121-195).

Согласно представленной Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области информации, ИП ФИО1 получена указанная субсидия за счет средств областного бюджета: в 2018 году – <...>, в 2019 году – <...>, в 2020 году – <...> (т. 2 л.д. 117-120).

При установленных обстоятельствах суд считает необоснованным довод административного истца о нарушении его прав в результате предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан.

При этом суд также учитывает, что ИП ФИО1 было реализовано право на возмещение убытков в полном объеме путем обращения в Арбитражный суд Орловской области, решением которого от 11 декабря 2020 г. отказано в удовлетворении его требований о взыскании убытков в виде неполученных доходов в связи с осуществлением с 01.08.2017 по 31.12.2017 перевозок пассажиров по регулируемым транспортным маршрутам с предоставлением права льготного проезда пассажирам на условиях единого социального проездного билета (т. 2 л.д. 196-202).

Установив, что оспариваемые пункты Порядка не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают, суд на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ИП ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административных исковых требований индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействующими пунктов 2, 12, 13 Порядка предоставления субсидий за счет средств областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров во всех видах городского пассажирского транспорта (кроме легкового такси) и в автомобильном транспорте (кроме легкового такси) общего пользования на муниципальных, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, в целях возмещения потерь в доходах перевозчикам в результате предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которым относятся к ведению Российской Федерации и Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области № 90 от 14 марта 2018 года (в редакции постановления № 438 от 8 июля 2020 года).

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 20 февраля 2021 года.

Председательствующий Л.В. Майорова

Дело № 3а-16/2021