Дело № 3а-16/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 11 марта 2021 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Осиповой Е.П.,
с участием прокурора Рязанской А.Д.,
представителей административного истца ПАО «Якутскэнерго» ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, представителей административного ответчика ФИО5, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» о признании недействующими постановления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 28.12.2019г. №251 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год», №263 от 28.12.2019г. «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО «Якутскэнерго», регулирование деятельности которого осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на территории Республики Саха (Якутия) на 2020-2022 годы», № 205 от 01.12.2020г. «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на период с 01.12.2020 по 31.12.2020 год»,
установил:
Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее ГКЦ РС(Я)), о признании недействующими постановление Правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) №251 от 28.12.2019г. «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год», постановление Правления ГКЦ РС(Я) №263 от 28.12.2019г. «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО «Якутскэнерго», регулирование деятельности которого осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на территории Республики Саха (Якутия) на 2020-2022 годы», постановление Правления ГКЦ РС(Я) №205 от 01.12.2020г. «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на период с 01.12.2020 по 31.12.2020 год».
Иск мотивирован следующим. На 2020 год региональным регулирующим органом - Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) утверждены:
Постановление Правления ГКЦ РС(Я) №251 от 28.12.2019г. «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год» (далее Постановление № 251);
Постановление Правления ГКЦ РС(Я) №263 от 28.12.2019г. «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО «Якутскэнерго», регулирование деятельности которого осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на территории Республики Саха (Якутия) на 2020-2022 год» (далее Постановление № 263);
Постановление Правления ГКЦ РС(Я) №205 от 01.12.2020г. «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на период с 01.12.2020 по 31.12.2020 год» (далее Постановление № 205).
Истец указывает, что предприятием фонд оплаты труда на 2020 год рассчитан в соответствии с пунктом 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 г. №1178 «О ценообразовании в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике» в сумме ..........руб., страховые взносы рассчитаны в соответствии со статьей 425 Налогового кодекса РФ в сумме ..........руб.; исходя из численности 2 791 ед., среднемесячной заработной платы в размере .......... рублей, согласно представленному штатному расписанию и расчетов предприятия с учетом выплат связанных с режимом работы и условиями труда, текущего премирования, выплат по районному регулированию и северной надбавки.
Между тем, орган регулирования, как указано в экспертном заключении ГКЦ РС(Я), затраты по статье «Расходы на оплату труда» принял в сумме ..........руб. исходя из численности 2 835 ед., среднемесячной заработной платы в размере .......... рублей, что полностью соответствует уровню 2018 года.
Как следует из пункта IV Протокола правления ГКЦ РС(Я) от 28.12.2019г. № ... рост ММТС (минимальная месячная тарифная ставка рабочих 1 разряда промышленно-производственного персонала) предусмотренный Отраслевым тарифным соглашением (далее ОТС) в тарифах на 2020 год орган регулирования не учел в связи с формированием тарифов ОКК (объекты коммунального комплекса) в соответствии с п. 5.4. распоряжения Главы РС(Я) от 8.09.2018 №803 по сдерживанию тарифов на коммунальные услуги.
Таким образом, как указывает истец, орган регулирования при установлении долгосрочных параметров регулирования и утверждении единых (котловых тарифов) не учел Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике на 2019-2021 годы, а также данные Федеральной службы государственной статистики. Между тем, по данным указанной службы рост среднемесячной заработной платы по ОКВЭД «Передача электроэнергии» в РС(Я) в 2018 году составил 8,0%, в 2019 году составил 5,7%.
Размер среднемесячной заработной платы, установленный регулирующим органом для ПАО «Якутскэнерго», отстает от фактического уровня среднемесячной заработной платы отрасли в регионе, а именно в 2018 г. на 4050,7 руб., в 2019 на 8406,0 руб.
Сумма утвержденной ГКЦ РС(Я) необходимой валовой выручки (далее НВВ) на 2020 год для ПАО «Якутскэнерго» составляет 7 822 793,35 руб., которая указана в таблице 1 к приложению №1 Постановления Правления ГКЦ РС(Я) №251 от 28.12.2019г. Указанная сумма, по мнению истца, является необоснованной, поскольку при его утверждении орган регулирования не в полном объеме учел расходы предприятия по статье «оплата труда». Пунктом 1 приложения N 1 к Постановлению № 263 был установлен базовый уровень подконтрольных расходов для ПАО «Якутскэнерго» на 2020 г. в размере 4 420,662млн. руб.
Базовый уровень подконтрольных расходов, по мнению истца, орган регулирования определил неправильно, поскольку плановые расходы общества на оплату труда были учтены не в полном объеме.
ПАО «Якутскэнерго» считает, что при утверждении тарифных решений ГКЦ РС(Я) нарушает законные интересы Общества при расчете фонда заработной платы и не исполняет требования Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике».
Истец считает, что незаконное и необоснованное исключение из НВВ подтвержденных соответствующими документами расходов, понесенных заявителем, нарушает права и законные интересы истца, приводит к невозможности нормального осуществления предпринимательской деятельности регулируемой организации. В связи с указанным просит устранить нарушения прав истца путем признания недействующими указанных постановлений.
В судебном заседании представители ПАО «Якутскэнерго» поддержали исковые требования, просят признать оспариваемые постановления недействующими полностью, с момента их принятия.
Представители ответчика иск не признали и пояснили, что при рассмотрении вопроса обоснованности расходов предприятия по статье расходов на оплату труда требования пункта 26 Основ ценообразования № 1178 были соблюдены, орган регулирования исходил из фактических данных предприятия за полный календарный 2018 год. Из представленных обществом расчетов следовало, что из утвержденных тарифным органом на 2018 год расходов по указанной статье в сумме .......... руб., предприятием было освоено .......... руб. На 2019 год также была утверждена сумма в размере .......... руб., освоено предприятием .......... руб. В связи с чем орган регулирования, устанавливая тариф в декабре 2019 года, исходил из фактических данных за 2018 год. Указывают, что вопреки доводам организации, при установлении тарифов на 2020 год, Госкомцен РС(Я) произвел индексацию согласно прогнозному ИПЦ на 2020 год к фактическому фонду оплаты труда организации за 2018 год.
Так, для ПАО «Якутскэнерго» учтенная в тарифах в 2018 году среднемесячная заработная плата составила .......... руб., организация представила фактическую оплату труда в размере .......... рублей.
При установлении тарифа на 2020 год, на основании вышеуказанных данных, орган регулирования применил индексацию в размере 103,9%, что составила среднюю заработную плату в размере .......... руб., тогда как, согласно прогнозу социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года от 30.09.2019, базовый ИПЦ на 2020 год составил 103,0%.
Для ПАО «Якутскэнерго» установлены долгосрочные тарифы на период с 2020 по 2022 год. В соответствии с пунктом 2 Особенностей применения метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки к Основам ценообразования, корректировка операционных расходов производится путем их индексации. Так, на 2021 год с учетом ИПЦ в размере 103,7%, согласно прогнозу ФИО7 от 26.09.2020, фонд оплаты труда проиндексирован и среднемесячная оплата труда составила .......... рублей на 2021 год. На 2022 год корректировка тарифа также будет произведена также путем индексации.
Кроме того, представители ответчика указали, что согласно пункту 3.3. Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России", Общественной организацией "Всероссийский Электропрофсоюз" от 21.12.2018. с 1 января 2019 года размер ММТС устанавливается в размере 8030 (Восемь тысяч тридцать) рублей, если иное не установлено коллективными договорами Организаций.
Согласно пункту 3.4.1 Коллективного договора ПАО «Якутскэнерго» и дочерних обществ АО «Сахаэнерго», АО «Теплоэнергосервис», АО «ЯЭРК», АО «Энерготрансснаб» на 2019 - 2021 годы (рег.номер № ... от 19.01.2019), для работников промышленно-производственного персонала ПАО «Якутскэнерго» и АО «Сахаэнерго» ММТС установлен с 1 января 2019 года в размере, равном ММТС по условиям ОТС, но не выше предусмотренного бизнес-планом Общества на 2019 год.
Вместе с тем, бизнес-план Общества не был представлен и, в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования, расчет оплаты труда произведен исходя из фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, то есть за 2018 год.
В дополнение к указанному, руководитель ГКЦ РС(Я) В. пояснила, что ФАС России устанавливаются предельные минимальные и максимальные уровни тарифов по передаче электроэнергии. При тарифном регулировании орган регулирования не вправе утвердить тарифы в размере, ниже или выше установленных ФАС России. Такое регулирование возможно только по согласованию с ФАС России. Рассчитанный уровень экономически обоснованных тарифов (ставок), обеспечивающий сбор необходимой валовой выручки превышал доведенный ФАС России максимальный уровень тарифов на передачу электрической энергии, в связи с чем его размер был снижен до предельного максимального размера, установленного ФАС России.
В связи с указанным, просят отказать в удовлетворении требований.
Прокурор сделал заключение об удовлетворении требований, указав, что при определении размера затрат предприятия на оплату труда орган регулирования не учел требования пункта 26 Основ ценообразования № 1178, а именно требование о необходимости применения Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике и индекса потребительских цен.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетике).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться, в том числе следующие основные принципы: обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В подпункте 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено право органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы).
В соответствии с п.1.1 Положения о ГКЦ РС(Я), утвержденным постановлением Правительства РС(Я) от 22 ноября 2007 г. №468, ГКЦ РС(Я) является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия).
Согласно пунктам 3.1, 3.1.2 названного Положения ГКЦ РС(Я) устанавливает (утверждает) цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Таким образом, ГКЦ РС(Я) вправе осуществлять нормативное регулирование тарифов (цен) в электроэнергетике на территории Республики Саха (Якутия).
ПАО «Якутскэнерго» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и имеет статус территориальной сетевой организации, является котлодержателем в Центральном и Западном энергорайонах Республики Саха (Якутия).
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2019 года №263 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО «Якутскэнерго», регулирование деятельности которого осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на территории Республики Саха (Якутия) на 2020-2022 годы» установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ПАО «Якутскэнерго». (Постановление № 263).
Истец также оспаривает постановление ГКЦ РС(Я) от 28.12.2019 № 251 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год» (Постановление № 251).
В судебном заседании установлено, что данное постановление было отменено приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.11.2020 № ... полностью с 01.12.2020 г. Этим же приказом органу регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике предписано установить и ввести в действие не позднее 01 декабря 2020 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия).
Во исполнение данного приказа ГКЦ РС(Я) 01.12.2020г. принято постановление № 205 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на период с 01.12.2020 по 31.12.2020 год» (Постановление № 205). Данное постановление истец также просит признать недействующим.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Учитывая позицию истца, утверждающего, что в период действия Постановления ГКЦ № 251 были нарушены его права и при принятии Постановления № 205, они не были восстановлены, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу в части оспаривания Постановления № 251.
Оспариваемые постановления зарегистрированы в Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства РС(Я), опубликованы на официальном Интернет-портале в информационно-аналитической системе «Тарифные решения» http:tdb.regportal-tariff.ru.
Таким образом, оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, доведены до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются.
Пунктом 1 приложения N 1 к Постановлению № 263 был установлен базовый уровень подконтрольных расходов для ПАО «Якутскэнерго» на 2020 г. в размере 4 420,662млн. руб.
Оспаривая указанное постановление, истец указывает, что размер базового уровня подконтрольных расходов орган регулирования определил некорректно, поскольку плановые расходы общества на оплату труда были учтены не в полном объеме.
Суд находит указанный довод обоснованным по следующим основаниям.
Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.
В соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, в том числе на основании такого долгосрочного параметра регулирования, как базовый уровень подконтрольных расходов, определяемый регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
В пункте 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее Методические указания), приведена формула расчета необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования, в которой учитываются подконтрольные расходы. Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов.
Пунктом 12 Методических указаний предусмотрено, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются также статья затрат «оплата труда», определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
По статье "Фонд оплаты труда" Обществом предложено к включению в базовый уровень подконтрольных расходов расходы в размере ..........руб. Согласно экспертному заключению органа регулирования расходы по указанной статье составили .......... руб.
В экспертном заключении по результатам проведения экспертизы материалов по утверждению затрат на передачу электрической энергии по сетям ПАО «Якутскэнерго» методом долгосрочной индексации на 2020-2022 годы, указано, что затраты по данной статье принимаются в размере .......... руб. Корректировка по статье относительно предложения предприятия в сторону снижения составила – .......... руб. с учетом минимальной тарифной ставки на оплату труда в тарифах на 2020 год учтена на уровне действующей на декабрь 2018 года ММТС с ростом 0,4% в размере 7968,5 руб. в месяц. Рост ММТС выше предусмотренного в тарифах на 2020 год не учтен в связи с формированием тарифов объектов коммунального комплекса (ОКК) « в соответствии с п. 5.4 распоряжения Главы РС(Я) от 28.09.2018 № 803 по сдерживанию роста тарифов на коммунальные услуги».
Такой же позиции тарифный орган придерживался при установлении единого (котлового) тарифа при принятии постановлений № 251 и № 205.
Так, из протокола заседания правления ГКЦ РС(Я) от 28 декабря 2019 г. № ... следует, что минимальная тарифная ставка на оплату труда в тарифах на 2020 год учтена на уровне действующей на декабрь 2018 года ММТС с ростом 0,4% в размере 7968,5 руб. в месяц. Рост ММТС выше предусмотренного в тарифах на 2020 год не учтен в связи с формированием тарифов ОКК «в соответствии с п.5.4 распоряжения Главы РС(Я) от 28.09.2018 № 803 по сдерживанию роста тарифов на коммунальные услуги».
Следует также учесть, что при установлении единых (котловых) тарифов орган регулирования исходил из долгосрочных параметров регулирования, установленных постановлением № 263. Таким образом, Минимальная тарифная ставка на оплату труда в тарифах на 2020 год учтена на уровне 2018 года в размере 7 968,5 руб. в месяц, что ниже предусмотренной Отраслевым тарифным соглашением в Энергетике Российской Федерации 2019-2021гг. на 849,5 руб. в месяц. (
Довод ответчика о том, что в данном случае следовало исходить из установленной бизнес-планом предприятия ММТС, но он не был представлен, в связи с чем ММТС, установленный ОТС, не был учтен, не свидетельствует о правильном определении размера фонда оплаты труда.
Согласно пункту 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
Представители ответчика утверждают, что предприятию необходимо было представить бизнес-план для подтверждения размера ММТС, использованной при расчете фонда оплаты труда.
Между тем, предприятие при расчете фонда оплаты труда исходил из ММТС, установленной ОТС. Орган регулирования, несмотря на необходимость уточнения предложений и их обоснования, не запросил бизнес-план. Кроме того, в обоснование своей позиции о применении ММТС в меньшем размере, чем это предусмотрено ОТС, орган регулирования сослался на необходимость сдерживания роста тарифов объектов коммунального комплекса, предусмотренную распоряжением Главы РС(Я) от 28.09.2018 № 803, а не на отсутствие бизнес-плана ПАО «Якутскэнерго». В экспертном заключении и в протоколе заседания Правления ГКЦ РС(Я), подготовленных при принятии Постановлений № 263 и № 251 также отсутствует указание, с подтверждающими расчетами, на то, что учет предложения предприятия по размеру фонда оплаты труда приведет к превышению предельных максимальных уровней тарифов, установленных ФАС России для Республики Саха (Якутия).
На отсутствие бизнес-плана предприятия и на то, что расходы предприятия по статье «фонда оплаты труда» не были приняты в предложенном обществом размере ввиду того, что их принятие привело бы к превышению предельных максимальных тарифов, установленных ФАС России, заявлено представителями ответчика только при рассмотрении дела. Экспертные заключения и протоколы заседаний Правления ГКЦ РС(Я). приложенных к Постановлениям № 251 и № 263 не содержат ссылок на данные обстоятельства.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 23 Правил регулирования цен экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
В экспертном заключении, подготовленном при утверждении котловых тарифов, после отмены Постановления № 251 и принятии вместо него на период с 01.12.2020 по 31.12.2020 Постановления № 205, а также в протоколе заседания правления ГКЦ РС(Я) от 01 декабря 2020 года № 195-пр, указано, что предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии приняты в соответствии с Приказом ФАС России от 14.11 2019 № 1508/19 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год».
Таким образом, указанные экспертное заключение и протокол заседания правления ГКЦ РС(Я) содержат общий вывод о необходимости учета установленных ФАС России предельных максимальных уровней тарифов. При этом указанные акты органа регулирования не содержат какого-либо анализа экономической обоснованности расходов предприятия по статье «фонд оплаты труда». Более того, в экспертном заключении указано, что анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, приведенный в предыдущем Экспертном заключении к тарифам на 2020 год, оставлен без изменений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что орган регулирования должен был учесть при определении размера фонда оплаты труда ММТС, установленный ОТС, либо ММТС, установленный бизнес-планом предприятия.
. В судебное заседание истец представил выписку из бизнес-плана предприятия, из которого следует, что на 2019 год минимальная месячная ставка рабочих 1-го разряда была установлена в размере 8 166,00 руб. ОТС была предусмотрена ММТС с 1 января 2019 года в размере 8 030 руб. На 2020 года предприятием установлена ММТС в размере 8 555, 50 руб. По ОТС с 1 июля 2019 года размер ММТС устанавливался в размере 8643 рубля с последующей индексацией.
ПАО «Якутскэнерго» является членом Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики с 21.01.2004 г.
Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике на 2019 - 2021 годы (далее - ОТС) зарегистрировано Федеральной службой по груду и занятости 22.01.2019 (регистрационный номер № ...) (т.12 л.д.50).
В соответствии с пунктом 1.5 ОТС расходы Общества, предусмотренные данным соглашением, в полном объеме учитываются при установлении цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой, органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе органами исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления.
Пунктом 3.3 ОТС предусмотрено, что настоящее Соглашение определяет размер Минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в Организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем (далее - ММТС), и динамику ее изменения - в целях содействия повышению уровня реального содержания заработной платы работников электроэнергетики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. При этом:
- С 1 января 2019 года размер ММТС устанавливается в размере 8030 (Восемь тысяч тридцать) рублей, если иное не установлено коллективными договорами Организаций;
- С учетом упреждающей индексации при переходе в дальнейшем на изменение размера ММТС с периодичностью один раз в год с 1 июля 2019 года размер ММТС устанавливается в размере 8643 (Восемь тысяч шестьсот сорок три) рубля, если иное не установлено коллективными договорами Организаций;
В дальнейшем размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в год, начиная с 1 июля 2020 года, в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий годичный период, прошедший с момента предыдущей индексации.
Из пункта 8.4 Отраслевого тарифного соглашения следует, что расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего I разряда (далее - ММТС), среднего тарифного коэффициента по организации и состоят в том числе из:
8.4.1. Тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда, которая рассчитывается, исходя из ММТС и среднего тарифного коэффициента по организации. В связи с опережающим повышением размера ММТС в соответствии с данным соглашением работодатели обращаются в тарифорегулирующие органы с расчетами, учитывающими пропорциональное увеличение ММТС.
В рассматриваемом случае орган регулирования исходил из фактической численности в количестве 2 835 ед. В этой части выводы регулирующего органа истец не оспаривает. Минимальная тарифная ставка на оплату труда в тарифах на 2020 год учтена на уровне 2018 года в размере 7 968,5 руб. в месяц, что ниже предусмотренной Отраслевым тарифным соглашением в Энергетике Российской Федерации 2019-2021гг. на 849,5 руб. в месяц.
Таким образом, в части расходов "затраты на оплату труда" судом установлено, что расхождения обусловлены разногласиями по размеру минимальной месячной тарифной ставки на оплату труда, влияющим на среднемесячную оплату труда одного работника промышленно-производственного персонала и, соответственно, на плановую величину расходов на оплату труда и страховых взносов.
При этом установлено, что органом регулирования не учтено названное Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике в части определения размера ММТС.
Суд также признает обоснованными доводы истца о том, что при утверждении тарифных решений ГКЦ РС(Я) должен был при определении размера фонда оплаты труда учесть, но не учел прогнозный индекс потребительских цен.
Так, пунктом 64 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении тарифов регулирующие органы обязаны учитывать, в том числе макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
На момент утверждения тарифов 2019 года согласно прогнозу социально- экономического развития Российской Федерации от 28.11.2018г. индекс потребительских цен на 2019 год по базовому варианту составлял 104,6%.
На момент утверждения тарифов 2020 года согласно прогнозу социально- экономического развития Российской Федерации от 30.09.2019г. индекс потребительских цен на 2020 год по базовому варианту составлял 103%.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 8 Методических указаний).
Таким образом, при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год орган регулирования исходил из долгосрочного параметра регулирования – базового уровня подконтрольных расходов. Учитывая, что размер указанного параметра регулирования определен органом регулирования с нарушениями требований Основ ценообразования, Методических указаний, суд приходит к выводу, что НВВ предприятия при утверждении единых (котловых) тарифов рассчитан органом регулирования неверно.
Таким образом, поскольку при установлении долгосрочных параметров регулирования базовый уровень подконтрольных расходов был определен органом регулирования с нарушением норм Основ ценообразования, Методических указаний, и как следствие, при утверждении единых(котловых) тарифов для ПАО «Якутскэнерго» регулирующим органом для его расчета необоснованно была занижена НВВ общества, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Истец требует признать оспариваемые постановления недействующими полностью. Суд не усматривает оснований для признания их недействующими полностью, поскольку истец, по сути, их оспаривает в части. Так. Постановление № 263 оспаривается в части установленного для ПАО «Якутскэнерго» базового уровня подконтрольных расходов в размере 4 420,662 руб., а Постановления № 251 и № 205 в части установленного для ПАО «Якутскэнерго» размера НВВ в размере 7 822 793,35 тыс. руб.
Из разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В данном случае суд приходит к выводу о признании оспариваемых нормативных актов недействующими с момента их принятия, учитывая, что период, на который установлены оспариваемые тарифы- 2020 год, истек.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано на официальном Интернет-портале в информационно-аналитической системе «Тарифные решения» http:tdb.regportal-tariff.ru..
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административные исковые требования ПАО «Якутскэнерго» удовлетворить частично.
Признать не действующими с момента принятия:
- Постановление Правления ГКЦ РС(Я) №263 от 28.12.2019г. «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО «Якутскэнерго», регулирование деятельности которого осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на территории Республики Саха (Якутия) на 2020-2022 год» в части установленного для ПАО «Якутскэнерго» базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год в размере 4 420,662 млн. руб.;
- Пункт 1 Таблицы № 1 к Приложению № 1 к Постановлению Правления ГКЦ РС(Я) №251 от 28.12.2019г. «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на 2020 год» в части установленной для ПАО «Якутскэнерго» необходимой валовой выручки в размере 7 822 793,35 тыс. руб.
-Пункт 1 Таблицы № 1 к Приложению № 1 к Постановлению Правления ГКЦ РС(Я) №205 от 01.12.2020г. «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) на период с 01.12.2020 по 31.12.2020 год» в части установленной для ПАО «Якутскэнерго» необходимой валовой выручки в размере 7 822 793,35 тыс. руб.
Возложить на Государственный комитет по ценовой политике РС(Я) обязанность опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном Интернет-портале в информационно-аналитической системе «Тарифные решения» http:tdb.regportal-tariff.ru.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) в пользу Публичного акционерного общества "Якутскэнерго» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9000 рублей.
На решение может быть поданы апелляционные жалоба, представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий З. С. Дьяконова
Решение изготовлено в окончательной форме 12 марта 2020 года.