ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/2021 от 17.03.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-16/2021

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Киров 17 марта 2021 года

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи Стёксова В.И.,

при секретаре Ермаковой К.В.,

с участием прокурора Русановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Коммунэнерго» к Зуевской городской Думе об оспаривании Правил благоустройства в муниципальном образовании Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области, утвержденных решением Зуевской городской Думы от 17.06.2010 , в части,

установил:

открытое акционерное общество «Коммунэнерго» (далее – ОАО «Коммунэнерго», административный истец) обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к Зуевской городской Думе о признании недействующими абзаца 6 пункта 11.3, пункта 12.3.7 Правил благоустройства в муниципальном образовании Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области, утвержденных решением Зуевской городской Думы от 17.06.2010 .

В обоснование требований указало, что решением Зуевской городской Думы Зуевского района Кировской области от 17.06.2010 утверждены Правила благоустройства в муниципальном образовании Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области (далее - Правила благоустройства).

Согласно абзацу 6 пункта 11.3 Правил благоустройства ответственными за сохранность зеленых насаждений и надлежащий уход за ними в соответствии с правилами агротехники в охранных зонах наземных коммуникаций, в том числе электрических сетей, сетей освещения, радиолиний являются владельцы этих сооружений.

В соответствии с пунктом 12.3.7 Правил благоустройства обязанность за уборку территорий, прилегающих к трансформаторным и распределительным подстанциям, тепловыми пунктами, насосным станциями, другими инженерными сооружениями, работающим в автоматическом режиме (без обслуживающего персонала), а также к опорам ЛЭП возложена на организацию – владельца объекта в пределах закрепленной территории.

Указанные пункты не соответствует федеральному законодательству, нарушают права ОАО «Коммунэнерго», являющегося сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии, в том числе на территории Зуевского городского поселения Кировской области, а именно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также противоречат пунктам 21-24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее – Правила установления охранных зон).

Оспариваемое решение в указанной части нарушает права административного истца, поскольку на ОАО «Коммунэнерго», как сетевую организацию, возложены обязанности, присущие собственнику или иному владельцу земельного участка. Правила благоустройства возлагают на административного истца значительно более широкий круг обязанностей, которые касаются содержания, ухода и уборки за территорией в границах охранных зон, не исполнение которых не исключает привлечение истца к административной ответственности за невыполнение предостережений (предписаний) органа муниципального контроля.

С учетом изложенного, административный истец просит признать недействующим абзац 6 пункта 11.3, пункт 12.3.7 Правил благоустройства в муниципальном образовании Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области, утвержденных решением Зуевской городской Думы от 17.06.2010 , со дня вступления в законную силу решения суда.

Зуевская городская Дума Зуевского района Кировской области (далее – Зуевская городская Дума) в отзыве требования административного искового заявления признала в полном объеме, указала, что в апреле 2021 года будут объявлены публичные слушания по проекту решения Зуевской городской Думы о внесении изменений в Правила благоустройства, а в мае 2021 года на очередном заседании городской Думы изменения в Правила благоустройства будут приняты.

В судебное заседание Зуевская городская Дума явку своего представителя не обеспечила, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.

При установленных обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, поскольку материалы дела содержат подтверждение о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения настоящего дела. Неявка в судебное заседание данного лица не препятствует рассмотрению дела.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца ФИО1, поддержавшую заявленные требования с учетом уточнений, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Русановой О.А., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в случае когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец, заявитель оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Зуевской городской Думы Зуевского района Кировской области от 17.06.2010 утверждены Правила благоустройства в муниципальном образовании Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области.

Форма оспариваемого акта соответствует пункту 1 статьи 24 Устава муниципального образования Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области, утвержденного решением Зуевской городской Думы третьего созыва от 17.10.2013 № 13/80, предусматривающего, принятие городской Думой правовых актов в форме решений.

Согласно пункту 3 статьи 7 Устава муниципального образования Зуевское городское поселение муниципальные нормативные правовые акты поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования либо обнародования. Официальным опубликованием муниципального правого акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании поселения, утвержденного городской Думой.

Решение Зуевской городской Думы от 17.06.2010 опубликовано на официальном сайте органов местного самоуправления Зуевского района www.zrko.ru, являющимся источником официального опубликования нормативных правовых актов в соответствии с решением Зуевской районной Думы Кировской области от 11.11.2011 № 11/11 «О создании официального сайта органов местного самоуправления Зуевского района Кировской области».

Таким образом, оспариваемое решение принято Зуевской городской Думой с соблюдением формы принятия нормативного правового акта и порядка введения его в действие, в установленном порядке опубликовано.

Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

В соответствии с пунктом 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет принятия его в рамках предоставленных полномочий, а также на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из указанного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.

Так, вопросы местного значения городского поселения указаны в статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно абзацу восемнадцатому части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

В соответствии с абзацем 6 пункта 11.3 Правил благоустройства ответственными за сохранность зеленых насаждений и надлежащий уход за ними в соответствии с правилами агротехники возлагается в охранных зонах наземных коммуникаций, в том числе электрических сетей, сетей освещения, радиолиний являются владельцы указанных коммуникаций.

Пунктом 12.3.7 Правил благоустройства обязанность за уборку территорий, прилегающих к трансформаторным и распределительным подстанциям, тепловым пунктам, насосным станциям, другим инженерным сооружениям, работающим в автоматическом режиме (без обслуживающего персонала), а также к опорам ЛЭП, возложена на организацию-владельца объекта в пределах закрепленной территории.

Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу частей 1 и 2 статьи 45 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.

Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в том числе:

1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;

17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.

ОАО «Коммунэнерго» является сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии, в том числе на территории Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области.

Из текста оспариваемых норм Правил благоустройства усматривается, что в них возлагается обязанность по содержанию и уборке закрепленных территорий, зданий, сооружений, малых архитектурных форм в охранных зонах на участке линий электропередач, на участках теплотрасс, воздушных линий электропередач, кабелей, газопроводов и других инженерных сетей – на владельцев этих сооружений; ответственность за сохранность зеленых насаждений и надлежащий уход за ними в соответствии с правилами агротехники возлагается: в охранных зонах наземных коммуникация, в том числе электрических сетей, сетей освещения, радиолиний, - на владельцев указанных коммуникаций.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 3 Гражданского кодекса РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.

Согласно статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со статьями 40, 41, 42 Земельного кодекса РФ правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Вопросы содержания сетей электро, тепло и газоснабжения урегулированы на федеральном уровне.

Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08. 1992 № 197, содержат положения, обязывающие предприятия, в ведении которых находятся тепловые сети, независимо от их организационно-правовой формы, проводить мероприятия по охране тепловых сетей, за неисполнение которых может наступить ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Вопросы содержания газоснабжения урегулированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, которым утверждены Правила охраны газораспределительных сетей.

Вопросы содержания сетей электроснабжения (линий электропередач) урегулированы на федеральном уровне Правилами установления охранных зон, указанных выше.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что полномочий для регулирования вопросов содержания в охранных зонах на участке линий электропередач, на участках теплотрасс, воздушных линий электропередач, газопроводов и других инженерных сетей у Зуевской городской Думы не имелось, поскольку эти вопросы нашли свое разрешение на федеральном уровне.

Из взаимосвязи норм, предусмотренных статьей 210 Гражданского кодекса РФ, статей 40, 41, 42 Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видом объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» следует, что заключение договора аренды между сетевой организацией и администрацией муниципального образования на земельные участки, по которым проходят линии электропередач, не требуется.

Принимая во внимание, что сетевая организация не является ни собственником, ни владельцем земельных участков муниципального образования, по территории которого проходят линии электропередач и иные инженерные сети, на сетевую организацию не может быть возложена обязанность по содержанию и уборке территории, ответственность за сохранность зеленых насаждений и надлежащий уход за ними в охранных зонах на участке линий электропередач как на владельца этих сооружений.

Утверждение Правил благоустройства территории городского округа относится в силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения. Однако возложение на владельца инженерных коммуникаций, не являющегося собственником земельного участка, на котором находятся эти коммуникации, обязанности по содержанию и уборке территории, ответственности за сохранность зеленых насаждений на не принадлежащем ему земельном участке, противоречит нормам федерального законодательства и не входит в компетенцию представительного органа муниципального образования.

Учитывая изложенное, абзац 6 пункта 11.3, пункт 12.3.7 Правил благоустройства в муниципальном образовании Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области, утвержденных решением Зуевской городской Думы от 17.06.2010 , являются противоречащими нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу.

Таким образом, рассматриваемые материалы дела подтверждают совокупность для признания нормативного правового акта недействующим, на что также указано административным истцом в отзыве, из которого следует фактическое признание административного иска последним.

При указанных обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку оспариваемые нормы Правил благоустройства применялись ранее и на их основании реализовывались права граждан и организаций, они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

В пункте 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

На основании изложенного, решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном издании органов местного самоуправления муниципального образования Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление открытого акционерного общества «Коммунэнерго» удовлетворить.

Признать абзац 6 пункта 11.3, пункт 12.3.7 Правил благоустройства в муниципальном образовании Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области, утвержденных решением Зуевской городской Думы Зуевского района Кировской области от 17.06.2010 , недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном издании органов местного самоуправления муниципального образования Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья В.И. Стёксов

Решение в окончательной форме принято 24 марта 2021 года.