ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/2022 от 24.01.2022 Рязанского областного суда (Рязанская область)

УИД 62OS0000-01-2021-000252-32

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2022 года г. Рязань

Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи Логвина В.Н., с участием

помощника прокурора Рязанской области Воробьевой В.А.,

представителей административных ответчиков Губернатора Рязанской области и Правительства Рязанской области - ФИО1 и ФИО2,

представителя заинтересованного лица Минприроды Рязанской области ФИО3,

при секретарях Ворониной А.О., Евдокимовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-16/2022 по административному исковому заявлению Общественной организации Рязанское областное общество охотников и рыболовов о признании недействующими отдельных положений постановления Губернатора Рязанской области от 14.07.2021 №49-пг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года»,

УСТАНОВИЛ:

14 июля 2021 года Губернатором Рязанской области издано постановление №49-пг (далее также - Постановление), пунктом 1 которого утвержден лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года согласно приложению. В таблице 1 приложения к Постановлению определены квоты добычи лосей в отношении каждого охотничьего хозяйства, в таблице 2 - квоты добычи косуль в отношении каждого охотничьего хозяйства.

Текст Постановления официально опубликован 14.07.2021 в сетевом издании «Рязанские ведомости» www.rv-ryazan.ru, 16.07.2021 размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Общественная организация Рязанское областное общество охотников и рыболовов (далее также - Рязанское ОООиР) обратилось в Рязанский областной суд с административным иском к Губернатору Рязанской области о признании недействующим со дня принятия постановления Губернатора Рязанской области от 14.07.2021 №49-пг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года», в части неустановления квот добычи лося для Касимовского, Клепиковского, Криушинского, Старожиловского, Шиловского охотничьих угодий, а также в части сокращения квот добычи лося для Кораблинского и Спасского охотничьих угодий: лось 8 особей (пункт 21 таблицы 1 Приложения к Постановлению №49-пг), лось 10 особей (пункт 52 таблицы 1 Приложения к Постановлению №49-пг). Также просило обязать административного ответчика внести соответствующие изменения в постановление Губернатора Рязанской области от 14.07.2021 №49-пг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года», в соответствии с заявками Рязанского ОООиР от 05.04.2021 года.

Заявленные требования обоснованы тем, что 05.04.2021 Рязанское ОООиР подало заявки на установление квот добычи охотничьих ресурсов на указанный выше период для Касимовского, Клепиковского, Криушинского, Старожиловского, Шиловского, Кораблинского и Спасского охотничьих угодий.

Письмом от 08.04.2021 Минприроды Рязанской области проинформировало Рязанское ОООиР о снижении квот добычи лосей, указанных в заявках, сославшись на данные учета численности лосей, проведенного методом авиационного учета.

Использование метода авиационного учета численности лосей было предусмотрено приказом Минприроды Рязанской области от 11.12.2020 №1130 «О проведении учетов численности охотничьих ресурсов на территории Рязанской области в 2021 году». Также этим приказом было предусмотрено, что полученные данные о численности лосей методом авиационного учета используются для разработки лимита и квот их добычи.

Административный истец полагает, что для определения численности лосей должен был применяться метод зимнего маршрутного учета, в соответствии с Методическими указаниями по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, утвержденными Приказом Минприроды России от 11.01.2012 N 1.

Ссылается на то, что применение Минприроды Рязанской области для подсчета лосей неутвержденной методики авиационного учета, противоречит пункту 11 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Минприроды РФ от 22.12.2011 №963, согласно которому мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии – по имеющимся научным подходам учета для видов или групп объектов животного мира.

Административный истец полагает, что неустановление оспариваемым Постановлением квот добычи лося для Касимовского, Клепиковского, Криушинского, Старожиловского, Шиловского охотничьих угодий, а также сокращение квот добычи лося для Кораблинского и Спасского охотничьих угодий, является необоснованным и нарушает права и законные интересы общества на предоставление возмездных услуг в сфере охотничьего хозяйства, гарантированное частью 5 статьи 14 и статьей 55 Закона от 24.07.2009 №209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее также – Минприроды России), Министерство природопользования Рязанской области (далее также – Минприроды Рязанской области), в качестве административного соответчика привлечено Правительство Рязанской области.

От представителя административного ответчика Губернатора Рязанской области в суд поступили возражения на административное исковое заявление, содержащие доводы о том, что оспариваемое постановление вынесено должностным лицом в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу. Проект лимитов, квот добычи охотничьих ресурсов в установленном порядке получил положительное заключение государственной экологической экспертизы и согласован Минприроды России.

Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации представило письменные пояснения на административное исковое заявление Рязанского ОООиР. В которых указало, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Закон об охоте) осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, является полномочием Российской Федерации, переданным для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 11.01.2012 №1 утверждены Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета (далее также - Методические указания). В силу пункта 1 Методических указаний, они предназначены для использования уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданного Российской Федерацией отдельного полномочия по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения, с целью получения сведений о численности копытных, пушных животных и птиц, отнесенных в соответствии с Законом об охоте к охотничьим ресурсам, путем подсчета следов копытных и пушных животных на снегу и визуальной регистрации птиц на заранее определенном маршруте.

Вместе с тем, с учетом правовой позиции Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном определении от 06.06.2018 №93-АПГ18-3, будучи предназначенными для использования непосредственно уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданного Российской Федерацией отдельного полномочия по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов, Методические указания не предполагают запрет на использование юридическими лицами и физическими лицами иных способов и методик с целью получения достоверной информации о географическом распространении охотничьих ресурсов, их численности и других необходимых данных.

Сбор сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов (по видам) в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в законную силу Закона об охоте. Ежегодно в срок до 1 апреля указанные лица обязаны предоставить сведения о численности и состоянии охотничьих ресурсов в уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации (пункт 7.2.2 и пункт 9 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утв. приказом Минприроды России от 25.11.2020 №964).

При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 5 статьи 24 Закона об охоте).

Также Минприроды России указало, что письмом от 25.06.2021 №04-29-29/118187 оно согласовало лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на сезон охоты 2021-2022 годов, устанавливаемый Минприроды Рязанской области на основании заключения государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Минприроды Рязанской области от 11.06.2021 №744.

Заинтересованное лицо Минприроды Рязанской области представило отзыв на административный иск, в котором возразило против его удовлетворения. Сослалось на то, что согласно Порядку осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденному приказом Минприроды России от 25.11.2020 №964, определение итоговой численности охотничьих ресурсов, включаемой в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и используемой для разработки лимита, квот изъятия охотничьих ресурсов относится к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Рязанское ОООиР письмом от 25.12.2020 №182 известило Минприроды Рязанской области о проведении ими зимнего маршрутного учета численности лосей самостоятельно, но обязанность по его проведению в 2021 году не исполнило, учет численности лосей ими не проведен, результаты учетных работ, несмотря на запрос Министерства, не были представлены. В целях получения объективных данных о численности охотничьих ресурсов на территории области в целом и снижения статистических ошибок учета, в 2021 году при организации зимнего маршрутного учета (далее также – ЗМУ) Минприроды Рязанской области была применена укрупненная схема формирования исследуемых территорий, с целью распределения на каждой такой территории большего числа учетных маршрутов. Ответственность за организацию и проведение ЗМУ на исследуемых территориях была возложена на соответствующих государственных охотничьих инспекторов Минприроды Рязанской области. Так как данные о численности охотничьих ресурсов, в частности лося, полученные методом ЗМУ, носят усредненный характер (вследствие применения укрупненной схемы формирования исследуемых территорий), то с целью получения данных о численности лосей в конкретных охотничьих хозяйствах, на основании приказа Минприроды Рязанской области в феврале-марте 2021 года был проведен авиационный учет лосей. При этом в качестве научных подходов использовались Методические указания по организации и проведению Всероссийских учетов лося, утвержденные Главохотой РСФСР 1987 г., Методические указания по авиаучету лесных копытных животных, рекомендованные ЦНИЛ Главохоты РСФСР. Минприроды Рязанской области считает правильным использование данных авиационного учета лосей при определении их итоговой численности, ссылаясь на то, что по данным государственного мониторинга за 2018-2021 года, численность лосей, рассчитанная Рязанским ОООиР в 2021 году для Касимовского, Клепиковского, Криушинского, Шиловского охотхозяйств явно намного (в разы) завышена.

Заинтересованное лицо Общероссийская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов «Ассоциация Росохотрыболовсоюз» (далее также – Росохотрыболовсоюз), представило выраженные в письменном виде правовые позиции, в которых поддержало заявленные административные исковые требования. Привело доводы о том, что применение данных учета численности лосей, полученных посредством проведения авиационного учета для установления лимитов и квот добычи лосей, противоречит требованиям законодательства. Полагает недопустимым проведение учета численности лосей методом авиационного учета выборочно - в отношении только части охотхозяйств субъекта Российской Федерации. Считает необоснованной ссылку на то, что метод авиационного учета является более точным по сравнению с методом зимнего маршрутного учета. По мнению заинтересованного лица, в действиях Минприроды Рязанской области прослеживается определенный умысел на дискриминацию отдельных 26 охотничьих хозяйств, и именно с этой целью была применена укрупненная схема формирования исследуемых территорий, для определения численности лосей методом зимнего маршрутного учета. Находит несостоятельным довод о преимуществе учетных данных органов государственной власти при формировании материалов государственного мониторинга, ссылаясь на то, что эти учетные данные были получены Минприроды Рязанской области посредством неподлежащей применению методики авиационного учета лосей, при наличии приоритетного и обязательного метода зимнего маршрутного учета. Указало, что Рязанское ОООиР письмом от 31.03.2021 №51 представило в Минприроды Рязанской области данные о численности и распространении охотничьих ресурсов (по видам), состоянии охотничьих ресурсов, а также письмом от 05.04.2021 №56 представило сведения о численности охотничьих ресурсов в составе заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов по каждому закрепленному охотничьему угодью. Обязанности охотпользователя предоставлять иные сведения – данные зимнего маршрутного учета, действующим законодательством не установлено. Указывая в заявках квоту добычи лосей, Рязанское ОООиР опиралось на многолетний опыт их добычи, достоверно зная, какое количество лосей необходимо добыть в каждом конкретном охотничьем угодье для сохранения популяции данного вида охотничьего ресурса.

В судебное заседание представители Рязанского ОООиР и Росохотрыболовсоюза не явились, просили рассмотреть административное дело без их участия и удовлетворить административный иск.

Представители административных ответчиков Губернатора Рязанской области и Правительства Рязанской области - ФИО1 и ФИО2, представитель заинтересованного лица Минприроды Рязанской области ФИО3, в судебном заседании исковые требования не признали.

На основании части 5 статьи 213 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся представителей административного истца Рязанского ОООиР и заинтересованного лица Росохотрыболовсоюза, представителей заинтересованного лица – Минприроды Российской Федерации, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, получив заключение прокурора Воробьевой В.А., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводам о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству и принят в пределах полномочий, предоставленных Губернатору Рязанской области.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. По настоящему делу такого основания не имеется.

Статьей 58 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24 названного Федерального закона лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года (часть 3). По согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждается лимит добычи кабарги, дикого северного оленя, благородного оленя, косулей, лося, овцебыка, серны, сибирского горного козла, тура, снежного барана, рыси, соболя (часть 4). Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов (часть 6). В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья (часть 7). Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 9). В случае, если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия (часть 10).

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в части установления в порядке, предусмотренном названным законом, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

В соответствии с частями 1, 3 и 5 статьи 38 этого же Федерального закона поддержание охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечивается путем разработки, установления и соблюдения нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. К нормам в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов и нормы пропускной способности охотничьих угодий. Данные нормы разрабатываются и утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.11.2020 N 965 утверждены нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов (приложение 1).

Также приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.11.2020 N 981 утвержден Порядок подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу (далее также - Порядок).

В силу положений пункта 15 Порядка, для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации до 15 мая (включительно) уполномоченный орган субъекта Российской Федерации представляет материалы, обосновывающие лимит и квоты (объем) добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу.

Статьей 20 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», установлено, что обязательной экологической экспертизе подлежат материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира.

Таким образом, действующим законодательством установлена обязательная процедура проведения государственной экологической экспертизы при подготовке документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, а также его согласование с Минприроды России.

В силу пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Из материалов дела судом установлено, что отделом регулирования использования животного мира Минприроды Рязанской области были разработаны и 28.04.2021 направлены для проведения государственной экологической экспертизы материалы по определению лимита и квот добычи охотничьих ресурсов в период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года на территориях области.

Приказом Минприроды Рязанской области от 14.05.2021 №699 была создана экспертная комиссия.

Приказом Минприроды Рязанской области от 11.06.2021 №744 утверждено заключение №1/2021 от 07.06.2021 государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года, и установлен срок действия положительного заключения до 1 августа 2022 года (л.д.171 в томе 1).

В соответствии с заключением государственной экологической экспертизы по рассмотрению материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих животных в охотничьем сезоне 2021 - 2022 годов на территории Рязанской области, Министерством природопользования Рязанской области подготовлен проект по лимитам добычи охотничьих ресурсов с учетом поступивших заявок охотпользователей области на установление квоты добычи каждого вида охотничьих ресурсов.

Письмом Минприроды России от 25.06.2021 №04-29-29/18187 были согласованы лимиты добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области в сезон охоты 2021 - 2022 годов, устанавливаемый в соответствии с нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и на основании заключения государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Минприроды Рязанской области от 11.06.2021 №744 (л.д. 244 в томе 1).

В связи с этим, суд пришел к выводу о том, что принятию оспариваемого постановления Губернатора Рязанской области от 14.07.2021 №49-пг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года» предшествовала установленная законом процедура, включающая, в том числе проведение государственной экологической экспертизы и процесс согласования результатов данной экспертизы с Минприроды России.

При этом оспариваемый нормативный правовой акт принят Губернатором Рязанской области в пределах имеющихся у него полномочий по вопросу, отнесенному к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к форме нормативного правового акта, процедуре и порядку принятия, а также введению его в действие.

Довод административного истца о необоснованном неустановлении квот добычи лося для Касимовского, Клепиковского, Криушинского, Старожиловского, Шиловского охотничьих угодий, а также сокращении квот добычи лося для Кораблинского и Спасского охотничьих угодий, отклоняется судом, как основанный на ошибочном толковании норм материального права и противоречащий материалам дела.

Согласно пунктам 7.2.2 и 9 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утв. приказом Минприроды России от 25.11.2020 №964, сбор сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов (по видам) в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в законную силу Закона об охоте. Ежегодно в срок до 1 апреля указанные лица обязаны предоставить сведения о численности и состоянии охотничьих ресурсов в уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации

Как следует из материалов дела, Рязанским ОООиР заключены охотхозяйственные соглашения в отношении Касимовского, Клепиковского, Криушинского, Старожиловского, Шиловского, Кораблинского и Спасского охотничьих угодий, находящихся на территории Рязанской области (л.д.37-92 в томе 1).

Письмом от 25.12.2020 №182 Рязанское ОООиР известило Минприроды Рязанской области о подготовке к самостоятельному проведению зимнего маршрутного учета лосей в 2021 году в закрепленных охотхозяйствах (л.д.236 в томе 1), но на запрос Министерства от 13.04.2021 №АМ/9-4498 (л.д.237 в томе 1) материалы такого учета не представило. Не были представлены такие материалы зимнего маршрутного учета и суду.

05.04.2021 Рязанское ОООиР подало в Минприроды Рязанской области заявки на установление квот добычи охотничьих ресурсов на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года для закрепленных за ним Касимовского, Клепиковского, Криушинского, Старожиловского, Шиловского, Кораблинского и Спасского охотничьих угодий (л.д.163-169 в томе 2).

Письмом от 08.04.2021 Минприроды Рязанской области проинформировало Рязанское ОООиР о максимально возможных квотах добычи лосей по вышеуказанным охотничьим хозяйствам, сообщив, что для определения квот добычи лося будет применена итоговая численность охотничьих ресурсов – численность, полученная при проведении учетов численности и включенная в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, формируемого Минприроды Рязанской области, с учетом данных авиационного учета лосей, проведенного в 2021 году (л.д.101 в томе 1).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела регулирования использования животного мира Министерства природопользования Рязанской области ФИО4 дал показания о том, что в 2021 году у Министерства появилось свое подведомственное учреждение Пожлес, имевшее беспилотный летательный аппарат. Для проверки достоверности сведений охотпользователей о численности лосей, было решено силами Министерства провести зимний маршрутный учет лосей по укрупненным территориям Рязанской области, а также авиаучет лосей по охотхозяйствам. Численность лосей, которую показало в своих заявках и сведениях Рязанское областное общество охотников и рыболовов по состоянию на 01.04.2021 года, была в разы выше, чем многолетние показатели, подаваемые ими же в Минприроды за предыдущие года. Рязанское ОООиР в 2021 году зимний маршрутный учет лосей не проводило, а воспользовалось данными Минприроды для укрупненных территорий. Министерство направляло в адрес Рязанского ОООиР письмо 13.04.2021 о предоставлении данных ЗМУ за 2021 год, но это письмо осталось без ответа.

Также судом установлено, что письмом от 31.03.2021 №51 Рязанское ОООиР представило в Минприроды Рязанской области сведения по форме 1-ГМ-62-2021 для обеспечения осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов. В разделах 4.2 этих форм приведены данные о динамике численности лосей в период с 2017 по 2021 год. При этом указанные Рязанским ОООиР в отношении Касимовского, Клепиковского, Криушинского, Старожиловского, Шиловского охотничьих угодий, данные о численности лосей на 31.03.2021 действительно значительно превышают сведения об их численности в предыдущие 2017-2020 годы (л.д.170-212 в томе 2).

Согласно пункту 9.2 Порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу, утв. Приказом Минприроды России от 27.11.2020 №981, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля (включительно): рассчитывает на основании плотности населения и итоговой численности охотничьих ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях максимально возможную квоту добычи для закрепленных охотничьих угодий и сопоставляет ее с планируемой квотой добычи охотничьих ресурсов, указанной в заявке на добычу, представленной охотпользователями.

Если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов, указанная в заявке на добычу охотпользователя, превышает величину максимально возможной квоты добычи, рассчитанной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, то устанавливается максимально допустимая квота добычи охотничьих ресурсов в пределах утвержденных нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, о чем в трехдневный срок с момента поступления заявки уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомляет охотпользователя с указанием причины изменения (снижения) планируемой квоты добычи.

Если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов, указанная в заявке на добычу охотпользователя, не превышает величину максимально возможной квоты добычи, рассчитанной уполномоченным органом Российской Федерации в соответствии с утвержденными нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативами численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, то устанавливается квота добычи охотничьих ресурсов на основании заявки на добычу.

В экспертном заключении №1/2021 от 07.06.2021 (л.д.172-198 в томе 1) содержатся выводы о том, что материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года, по объему и содержанию соответствуют экологическим требованиям Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказу Минприроды России от 27.11.2020 №981 «Об утверждении порядка подготовки, принятия, документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу».

По результатам рассмотрения представленных материалов экспертная комиссия сочла допустимым предусмотренное в документации воздействие на окружающую среду – изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в охотничьем сезоне 2021-2022 годов в количестве по лосю - 344 особи, с учетом распределения квот по охотничьим угодьям.

В составе материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года, на рассмотрение экспертной комиссии, помимо проектов лимита и квот добычи охотничьих ресурсов, были представлены ведомости расчета численности лосей и косуль по данным ЗМУ в 2021 году, ведомости расчета численности лосей по данным авиационного учета в 2021 году, оценки намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, заявки охотпользователей на установление квот добычи лосей и косуль на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года, материалы общественных обсуждений.

В заключении государственной экологической экспертизы отражено, что определение численности охотничьих животных в Рязанской области в 2021 году проводилось на основании приказа Минприроды Рязанской области от 11.12.2020 №1131 в соответствии с Методическими указаниями по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета. В целях получения объективных данных о численности охотничьих ресурсов на территории области в целом и снижения статистических ошибок учета, в 2021 году при организации зимнего маршрутного учета Минприроды Рязанской области была применена укрупненная схема формирования исследуемых территорий, с целью распределения на каждой такой территории большего числа учетных маршрутов. Ответственность за организацию и проведение ЗМУ на исследуемых территориях была возложена на соответствующих государственных охотничьих инспекторов Минприроды Рязанской области. Определение численности проведено по 6 исследуемым территориям, в состав которых вошло 72 охотничьих хозяйства, 10 общедоступных охотничьих угодий и 8 государственных заказников. Так как данные о численности охотничьих ресурсов, в частности лося, полученные методом ЗМУ, носят усредненный характер (вследствие применения укрупненной схемы формирования исследуемых территорий), то с целью получения данных о численности лосей в конкретных охотничьих хозяйствах, на основании приказа Минприроды Рязанской области от 30.12.2020 №1190 в феврале-марте 2021 года был проведен авиационный учет лосей. Поскольку надлежаще утвержденная методика авиационного учета лосей отсутствует, то учет, в соответствии с пунктом 11 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Минприроды России от 22.12.2011 №963, проводился по имеющимся научным подходам, использовались Методические указания по организации и проведению Всероссийских учетов лося, утвержденные Главохотой РСФСР 1987г., Методические указания по авиаучету лесных копытных животных, рекомендованные ЦНИЛ Главохоты РСФСР, 1987г., Методические рекомендации по авиаучету лесных копытных животных (лось, сибирская косуля) (ФГБУ ФЦРОХ 2020г.)

Полученные данные авиаучета в дальнейшем применялись для государственного мониторинга охотничьих ресурсов, определения итоговой численности лосей и установления квот добычи лосей.

Из содержания заключения государственной экологической экспертизы следует, что квота добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях определялась для каждого вида охотничьих ресурсов (лось, косуля) в соответствии с заявкой, предоставленной юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.

При этом экспертной комиссией отмечено, что в процессе установления квот и лимитов добычи лося и косули Минприроды Рязанской области была проведена проверка достоверности информации о численности охотничьих ресурсов, представленной в заявках охотпользователей, на их соответствие нормативу. Исходя из требований Порядка, поскольку квота добычи охотничьего ресурса, указанная в заявке выше, чем допускается Нормативами, квота добычи лося установлена в меньшем объеме (максимально допустимом Нормативами) в следующих охотничьих хозяйствах:

-Касимовское - 0 особей (в заявке указана квота - 6 особей);

-Клепиковское - 0 особей (в заявке указана квота - 4 особи);

-Криушинское - 0 особей (в заявке указана квота - 1 особь);

-Кораблинское - 8 особей (в заявке указана квота - 14 особей);

-Спасское - 10 особей (в заявке указана квота - 17 особей);

-Старожиловское - 0 особей (в заявке указана квота - 1 особь);

-Шиловское - 0 особей (в заявке указана квота - 15 особей).

Сведения о начале работы и завершении работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы были своевременно - 17.05.2021 и 11.06.2021, размещены на сайте Минприроды Рязанской области (л.д.161-162 в томе 2).

Копии заключения государственной экологической экспертизы №1/2021 от 07.06.2021 и приказа Минприроды Рязанской области от 11.06.2021 №744, были направлены в адрес Рязанского ОООиР письмом Минприроды Рязанской области от 23.08.2021 (л.д.213-214 в томе 2).

Вопреки аргументам административного истца, нормами Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов не установлено, что определяемые квоты добычи охотничьих ресурсов должны соответствовать показателям, указанным в заявках охотпользователей на установление указанных квот. Неустановление оспариваемым нормативным правовым актом административному истцу квот добычи лося в соответствии с количествами, указанными в представленных обществом заявках, не может являться основанием для признания оспариваемого Постановления недействующим. (Подобная позиция изложена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22.08.2018 г. N 59-АПГ18-9).

Ссылка административного истца на то, что при исчислении итоговой численности лося Минприроды Рязанской области необоснованно применялся метод авиационного учета, поскольку должен был применяться только метод зимнего маршрутного учета, установленный Методическими указаниями по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, утв. Приказом Минприроды России от 11.01.2012 №1 отклоняется судом, поскольку данные Методические указания не предполагают запрет на использование иных способов и методик с целью получения достоверной информации о географическом распространении охотничьих ресурсов, их численности и других необходимых данных.

Доводы Рязанского ОООиР фактически сводятся к несогласию с выводами государственной экологической экспертизы, отраженными в заключении от 07.06.2021 №1/2021, которое им не оспаривалось, доказательства в опровержение выводов экспертов, изложенных в данном заключении, административным истцом не представлялись.

Также административным истцом не был оспорен и приказ Минприроды Рязанской области от 11.06.2021 №744, которым утверждено заключение государственной экологической экспертизы от 07.06.2021 №1/2021.

При таких обстоятельствах оснований подвергать сомнению выводы вышеуказанной государственной экологической экспертизы, у суда не имеется.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом всех вышеуказанных обстоятельств, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований Рязанского ОООиР.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Общественной организации Рязанское областное общество охотников и рыболовов о признании недействующим со дня принятия постановления Губернатора Рязанской области от 14.07.2021 №49-пг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года», в части неустановления квот добычи лося для Касимовского, Клепиковского, Криушинского, Старожиловского, Шиловского охотничьих угодий, а также в части сокращения квот добычи лося для Кораблинского и Спасского охотничьих угодий: лось 8 особей (пункт 21 таблицы 1 Приложения к Постановлению №49-пг), лось 10 особей (пункт 52 таблицы 1 Приложения к Постановлению №49-пг), а также о возложении на Губернатора Рязанской области обязанности внести соответствующие изменения в Постановление Губернатора Рязанской области от 14.07.2021 №49-пг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Рязанской области на период с 1 августа 2021 года до 1 августа 2022 года», в соответствии с заявками Общественной организации Рязанское областное общество охотников и рыболовов от 05.04.2021 года, отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию на официальном сайте Правительства Рязанской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Рязанский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено судом 07 февраля 2022 года.

Судья- В.Н. Логвин