Дело № 3а-16/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2022 года город Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
председательствующего судьи Кондрак Н.И.,
при секретаре Михайловой В.Г.,
с участием прокурора Берловой Е.В.,
представителей:
административного истца ФИО1 - ФИО2,
административного истца ФИО3 – ФИО4,
административного ответчика ФИО5, ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО3 и ФИО1 к Законодательному собранию города Севастополя о признании нормативного правового акта недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, действуя через представителя ФИО4 обратилась в Севастопольский городской суд с административным иском, в котором просит признать пункт 3.7 статьи 14 Закона города Севастополя №130-ЗС от 17 апреля 2015 года «Об административных правонарушениях» в действующей редакции не соответствующим части 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации и ст. 1.3.1 во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 1.1, части 1 статьи 1.3, частей 1 и 2 статьи 1.6 и частей 6-7 статьи 28.3 КоАП РФ и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать пункт 3.7 статьи 14 Закона города Севастополя от 17 апреля 2015 года № 130-ЗС «Об административных правонарушениях» не соответствующим части 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации и статье 1.3.1 во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 1.1, части 1 статьи 1.3, частей 1 и 2 статьи 1.6 и частей 6-7 статьи 28.3 КоАП РФ и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований приводят следующие доводы: Указывают, что они являются субъектом отношений, регулируемых оспариваемым актом, поскольку он распространяется на всех граждан, Считает, что нормативный акт принят с превышением полномочий органа законодательной власти г. Севастополя и наделяет властными полномочиями в отношении административных истцов лиц, которым передача таких полномочий не допускается федеральным законодательство. При этом на этих лиц не распространяется кодекс этики и антикоррупционные ограничения, предусмотренные законодательством для государственных гражданских служащих. Оспариваемые положения не согласуются с предписаниями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), допускают реальную возможность необоснованного привлечения к административной ответственности и снижения уровня правовых гарантий в области законодательства об административных правонарушениях.
Определением от 9 марта 2022 года дела объединены в одно производство с присвоением № 3а-16/2022.
Административные истцы в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом.
Представители административных истцов требования поддержали в полном объёме по изложенным в административных исковых заявлениях основаниям. Полагают права истцов нарушенными.
Представители административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Полагают, что оспариваемые положения нормативного правового акта приняты в пределах полномочий и с соблюдением действующего законодательства и прав истцов не нарушают, к ним не применялись.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить исковые требования без удовлетворения, исследовав представленные доказательства, оценив положения пункта 3.7 статьи 14 Закона города Севастополя №130-ЗС от 17 апреля 2015 года «Об административных правонарушениях» (далее Закон) № 130-ЗС, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 3.7 статьи 14 Закона № 130-ЗС, которая, по мнению истцов, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, введена Законом города Севастополя № 684-ЗС от 23 декабря 2021 года «О внесении изменений в статьи 12 и 14 Закона города Севастополя от 17 апреля 2015 года №130-ЗС «Об административных правонарушениях».
Как установлено судом, Законы города Севастополя № 130-ЗС и № 684-ЗС были приняты в соответствии с полномочиями Законодательного Собрания города Севастополя как высшего законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации города федерального значения Севастополя, установленными частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частью 1 статьи 13 и частью 1 статьи 20 Устава города Севастополя, частями 1, 2 статьи 1 и части 1 статьи 9 Закона города Севастополя от 10 июля 2014 года № 35-ЗС «О Законодательном Собрании города Севастополя».
Закон города Севастополя № 684-ЗС, которым внесены изменения в Закон № 130-ЗС в действующей редакции, был принят на пленарном заседании Законодательного Собрания города Севастополя 22 декабря 2021 года в порядке, установленном для принятия законов города Севастополя статьей 7 Федерального закона № 184-ФЗ, статьей 33 Закона города Севастополя от 10 июля 2014 года № 35-ЗС «О Законодательном Собрании города Севастополя», подписан Губернатором города Севастополя 23 декабря года, официально опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://sevzakon.ru) 23 декабря 2021 года, вступил в силу с 3 января 2022 года. Закон № 130-ЗС подписан Губернатором города Севастополя, официально опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя в газете «Севастопольские известия» № 30-31 (1775) 18 апреля 2015 года.
Закон принят в соответствии с полномочиями Законодательного Собрания города Севастополя, в соответствии с предметом ведения города Севастополя, установленным Конституцией Российской Федерации и в порядке, установленном законодательством для принятия законов города Севастополя, официально опубликован.
В соответствии с п. 3.7 статьи 15 Закона № 130-ЗС помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.12 настоящего Закона, составляются должностными лицами государственных учреждений, подведомственных исполнительному органу государственной власти города Севастополя, уполномоченному на реализацию государственной политики в сфере транспорта.
Оспаривая данную норму Закона, административные истцы отмечают ее несоответствие части 1 статьи 3 и части 2 статьи 11 Конституции РФ, статье 1.3.1 во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 1.1, части 1 статьи 1.3, частей 1 и 2 статьи 1.6 и частей 6 и 7 статьи 28.3 КоАП РФ, поскольку в силу требований Конституции РФ государственные полномочия (в том числе по составлению протоколов об административных правонарушениях) не могут быть переданы учреждениям и их должностным лицам, которые не обладают статусом органов государственной власти и государственных гражданских служащих соответственно, положения КоАП РФ исключают непосредственное законодательное возложение субъектом Российской Федерации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законом этого же субъекта Российской Федерации, на должностных лиц государственных учреждений, а иное выходило бы за пределы компетенции регионального органа законодательной (представительной) власти, установленные федеральным законодателем.
С этими доводами нельзя согласиться в силу следующего.
Согласно ч. 7 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
Ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 31, 32 статьи 19.5, статьей 19.7 настоящего Кодекса, при осуществлении муниципального контроля, а об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 7.32.6, 15.1, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса, - при осуществлении муниципального финансового контроля.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых указанным Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, вопрос о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области законодательства об административной ответственности урегулирован Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пп. 39 п. 2 ст. 26.3).
В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со статьей 5.12 Закона № 130-ЗС неуплата за размещение транспортного средства на платной парковке, расположенной на автомобильных дорогах общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере одной тысячи пятисот рублей.
В ст. 1.3.1 КоАП РФ определены предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в данной норме установлено, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 КоАП РФ, определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральный закон предоставил субъекту Российской Федерации нормотворческие полномочия по установлению административной ответственности, по установлению перечня должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушениях, составление протоколов, что и предусмотрено оспариваемым законоположением.
Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 N 849-ПП в соответствии с Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 6-ЗС "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя", во исполнение Указа Губернатора города Севастополя от 31.10.2020 N 90-УГ "О структуре исполнительных органов государственной власти города Севастополя" утверждено Положение о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя. Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере транспортного обслуживания населения транспортом общего пользования, формирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя. Полномочия по транспортному обслуживанию населения города Севастополя транспортом общего пользования, формирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры согласно Положения возложены на данный Департамент.
Распоряжением Правительства Севастополя от 17 сентября 2020 года № 107-РП "О создании государственного казенного учреждения города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» было создано названное государственное казенное учреждение. Функциями учредителя Учреждения наделен Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Согласно Уставу государственного казенного учреждения города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», утвержденному Приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя № 18-0 от 26.01.2021, целями его создания является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций для реализации полномочий Учредителя и Правительства Севастополя.
В соответствии со ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Казенное учреждение определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации как государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 161 БК РФ). Отличительным признаком казенного учреждения является осуществление отдельных функций и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.
Полномочия государственного казенного учреждения города Севастополя по производству по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.12 Закона № 130-ЗС, установлены Уставом государственного казенного учреждения города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», утвержденным Приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя № 18-0 от 26.01.2021. Так, согласно пункта 2.4.32 Устава среди прочего основной целью его деятельности является ведение производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Законом № 130-ЗС.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностными лицами являются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Учитывая проведенный анализ норм действующего федерального законодательства об административных правонарушениях и норм действующего законодательства об административных правонарушениях города Севастополя, названное государственное казенное учреждение является Учреждением, подведомственным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя и созданным, в том числе, для осуществления функций по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Таким образом, вопреки доводам исков, оспариваемые нормы Закона не противоречат требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, приняты надлежащим органом и в пределах своей компетенции, прав истцов не нарушают и оснований для признания их недействующими не имеется. Так же несостоятельны доводы исков, что на должностных лиц учреждений не распространяется кодекс этики и антикоррупционные ограничения, предусмотренные для государственных гражданских служащих, поскольку предусмотренные Законом города Севастополя от 11 июня 2014 года № 30-ЗС «О противодействии коррупции в городе Севастополе» меры по противодействию коррупции распространяются, в том числе, на должностных лиц государственных учреждений города Севастополя.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых заявлений ФИО3 и ФИО1 к Законодательному собранию города Севастополя о признании нормативного правового акта недействующим в части - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 апреля 2022 года.
Судья Севастопольского
городского суда Н.И. Кондрак