ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-16/2023 от 21.08.2023 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

УИД 41OS0000-01-2023-000011-51

Дело № 3а-16/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Петропавловск-Камчатский 21 августа 2023 года

Камчатский краевой суд в составе председательствующего судьи Бочкаревой Е.Ю.,

с участием представителей административного истца – Серединцевой О.В., Плечистой З.В.,

представителей административного ответчика – Яковлевой В.А., Лебедевой К.Ю., Хоич А.А.,

прокуроров Курбанова Ш.М., Рогачевой М.С., Жукова А.А.,

при секретарях Шинкееве М.Ю., Мирзабековой Н.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «ТеплоЭлектроСетевая Компания» к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края о признании недействующим нормативного правового акта

установил:

муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «ТеплоЭлектроСетевая Компания» (далее - МУП «ТЭСК») обратилось в Камчатский краевой суд с административным иском о признании недействующим с момента принятия постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее – орган регулирования, регулятор, Региональная служба) от 16 ноября 2022 года № 251 «Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП «ТЭСК» на 2023-2027 годы» в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2022 года № 489, просив возложить на административного ответчика обязанность в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу устранить нарушение законодательства в области электроэнергетики путем принятия замещающих нормативных правовых актов.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что указанный нормативный правовой принят без соблюдения положений постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), приказа ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э, утвердившего Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания № 98-э), индекса потребительских цен на 2022 год (далее - ИПЦ).

В соответствии с пунктами 11 и 12 Методических указаний № 98-э, пунктом 26 Основ ценообразования № 1178, в предложении об установлении тарифа административным истцом на долгосрочный период регулирования без учета оплаты потерь утверждена в размере:

на 2023 год – 61 123 тыс.рублей,

на 2024 год - 62 679 тыс.рублей,

на 2025 год – 79 964 тыс.рублей,

на 2026 год – 82 110 тыс.рублей,

на 2027 год – 84 324 тыс.рублей.

При определении расходов фонда оплаты труда МУП ТЭСК заявлена численность 29,22 человек, из которых:

- 19 единиц основного персонала (18 единиц согласно штатной расстановке и 1 единица с учетом покупки электролаборатории)

- 10,22 единицы АУП (рассчитаны с учетом процентного распределения 26 счета согласно учетной политике предприятия по фонду оплаты труда производственного персонала (44,43% от общей численности 65 единиц).

При установлении нормативной численности работников электрических сетей административный истец применил приказ Госстроя Российской Федерации от 3 апреля 2000 года № 68 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» (далее – приказ Госстроя № 68)), и определил численность 37,04 человек. Однако при определении расходов по фонду оплаты труда Региональной службой принята численность 24,38 человек на основе фактической численности по итогам 10 месяцев 2022 года, подтвержденной статистической отчетностью П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее – П-4), дополнительно приняв 1 человека в расчет. Региональной службой не принято во внимание, что в форме П-4 не выделяется 26 счет (управленческий персонал), таким образом, произвести общий расчет численности по данным П-4 невозможно. Более того, расчет численности только по данным статистической отчетности без анализа вакантных должностей, а также без учета штатного расписания не соответствует принципам тарифного регулирования, и разъяснениям ФАС России, изложенным в письме от 26 ноября 2018 года № ВК/96368/18. Регулятором не учел, что административный истец является участником Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (далее - Отраслевое соглашение), соответственно, фонд оплаты труда рассчитывается с учетом величины заработной платы, установленной Отраслевым соглашением.

Формулой 1 Методических указаний № 98-э предусмотрен учет в необходимой валовой выручки (далее – НВВ) результатов деятельности за предыдущие годы в первом (базовом) году долгосрочного периода, регулирование которого осуществляется в форме установления долгосрочных параметров. Для МУП «ТЭСК» первым долгосрочным периодом, в котором регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществлялось в форме установления долгосрочных параметров, являлся 2020-2023 год. Таким образом при определении НВВ на 2020 год (базовый период) Региональная служба учитывала показатель В1. Для последующих долгосрочных периодов регулирования при определении НВВ на базовый период орган реагирования может учитывать только показатель В1 равный величине, распределяемой в целях сглаживания тарифов (Вi распред.).

Новый долгосрочный период регулирования тарифов установлен на 2023 - 2027 годы, для которого 2023 год является базовым (первым) годом второго долгосрочного периода регулирования тарифов, значит НВВ подлежала расчету регулятором по формуле 1 Методических указаний № 98-э, которая не учитывает показатель Вi, определяемый по формулам 3-9.

Как следует из экспертного заключения (лист 11) Региональная служба, руководствуясь пунктом 11 Методических указаний № 98-Э, произвела корректировку необходимой валовой выручки за 2021 год, являющегося предпоследним годом предыдущего долгосрочного периода регулирования. В частности произвел:

1. корректировку подконтрольных расходов (ПР) в соответствии с формулой 5 Методических указаний № 98-э.

2. корректировку неподконтрольных расходов (НР) в соответствии с формулой 7 Методических указаний № 98-э.

3. корректировку с учетом изменения полезного отпуска (ПО) в соответствии с формулой 8 Методических указаний.

4. корректировку фактического объема выручки в соответствии с формулой 7.1 Методических указаний № 98-э.

Данные действия регулятора административный истец полагал необоснованными, не отвечающими требованиям взаимосвязанных пунктов 7 и 38 Основ ценообразования № 1178, согласно которым НВВ в части содержания электрических сетей должна определяться с учетом установленных ими требований, не допускающих их произвольного применения регулирующими органами. Использование Службой регулирования формулы (5) привело к исключению из НВВ величины подконтрольных расходов за 2021 год в размере 13 752 тыс. рублей, в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 7 Основ ценообразования № 1178. Такая корректировка не производится в базовом году второго долгосрочного периода. Исходя из принципов, установленных при утверждении тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулируемая организация вправе самостоятельно в рамках установленного базового уровня подконтрольных расходов определять эффективный и необходимый размер каких-либо отдельных статей расходов, уровень операционных расходов на последующие периоды регулирования определяется по формуле, предусмотренной Методическими указаниями № 98-э, и не пересматривается постатейно.

В свою очередь орган регулирования определяет операционные расходы на 2021 год (второй год первого долгосрочного периода) постатейно, при этом устанавливая на 2021 год, например, величину фонда оплаты в размере 27 706 тыс. руб., а при определении фактического размера уже определяет ее в размере 25 387 тыс.рублей.

Из формулы (5) следует, что подконтрольные расходы корректируются в случае изменения таких параметров как индекс потребительских цен и размер активов.

На 2021 год уровень операционных расходов был утвержден органом регулирования в размере 44 263 тыс. рублей при количестве активов 790 единиц, фактическая величина активов за 2021 год составила 973 единицы. Таким образом, величина подконтрольных расходов исходя из смысла расчета тарифа методом долгосрочной индексации вообще должна быть скорректирована в сторону увеличения в связи с ростом условных единиц на 23%. При этом на 2022 год на 973 условные единицы орган регулирования утвердил величину подконтрольных расходов в размере 54 168 тыс. рублей.

Кроме того, в нарушение требований пунктов 22, 23, 28 Правил регулирования, предъявляемых к содержанию экспертного заключения, расчеты в экспертном заключении отсутствуют, не изложены основания, по которым в качестве таковых не были приняты предложения организации, соответственно оценить экономическую обоснованность расходов, в размере предложенном административным ответчиком, не представляется возможным, оценка представленных обществом документов на предмет их экономической обоснованности органом регулирования не проводилась, отсутствуют расчеты и конкретные формулы, примененные органом регулирования, подтверждающие экономическую необоснованность по каждой статье расходов, непринятой органом регулирования. Более того, в экспертном заключении допущены существенные ошибки.

По таким статьям затрат, как фонд оплаты труда (далее – ФОТ), канцелярские товары, жилищно-коммунальные услуги, расходы на служебные командировки, расходы на обучение персонала орган регулирования определяет на 2023 год исходя из фактических расходов на 2021 год с учетом ИПЦ за 2022 год в размере 4,3% на основании среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года, утвержденного 29 октября 2020 года, в то время как согласно аналогичному прогнозу на период до 2025 года от 28 сентября 2022 года прогнозный показатель ИПЦ на 2022 год составляет 13,9%. При этом на 2023 год и последующие периоды регулятор использует показатель из среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года, что свидетельствует об отсутствии единообразного подхода к расчету затрат, определяющих итоговую величину НВВ.

Определением базового уровня подконтрольных расходов в экономически необоснованном размере повлекло занижение НВВ на весь период долгосрочного регулирования, что нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поскольку НВВ административного истца установлена неверно, то размер индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «Камчатскэнерго» и МУП «ГЭСК» также определен неправильно.

В заседании суда представители административного истца Серединцева О.В., Плечистая З.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований, дополнительно пояснив, что использование при определении заработной платы работников величины ФОТ положения Отраслевого соглашения применялись в соответствии с частью 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации. Поскольку одним из основных видов деятельности МУП «ТЭСК» является производство, передача и распределение пара и горячей воды, в том числе и оказание услуг по теплоснабжению, и административный истец присоединился к указанному Отраслевому соглашению, о чем внесена запись в Реестр ЛССП, размещенном на официальном сайте Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики, он уведомил об этом регулятора письмом от 7 октября 202 года. Настаивая на некорректном использовании регулятором при расчете численности работников предприятия сведений из формы статистической отчетности формы П4, полагал, что регулятором нарушен пункт 26 Основ ценообразования № 1178, поскольку данный пункт не содержит ссылку на статическую отчетность указанной формы. Кроме того, данная форма отчетности не включает в себя достоверные сведения о мобилизованных сотрудниках. Более того, в нарушение приказа Госстроя № 68 регулятором произведен расчет численности по должностям с фиксированными показателями методом пропорции, что приводит значительному занижению нормативной численности. Доводы регулятора о применении понижающего коэффициента, корректирующего НВВ сетевой организации с учетом надежности и качества производства работ и услуг без учета пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1220 «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг» (вместе с «Положением об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг»), определяющего фактические значения показателей уровня надежности в пределах долгосрочного периода регулирования, то есть в рассматриваемом случае, следовало определять данный показатель в рамках предыдущего долгосрочного периода регулирования.

Представители административного ответчика Яковлева В.А., Лебедева К.Ю., Хоич А.А. возражали против удовлетворения требований административного истца, полагая, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта и при внесении в него изменений соблюдены положения законодательства, регулирующие процедуру его принятия, его содержание.

В частности, в соответствии с пунктом 3 раздела 1, частью 17 раздела 2, частью 26 раздела 3 Порядка подготовки проектов правовых актов Губернатора Камчатского края, Правительства Камчатского края и иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края (далее – Порядок подготовки проектов НПА), утвержденного постановлением Губернатора Камчатского края от 13 апреля 2022 года № 42, проект постановления «О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 16 ноября 2022 года № 251 «Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП «ТЭСК» на 2023-2027 годы» размещен на антикоррупционную экспертизу 3 октября 2022 года со сроком предоставления замечаний – 11 октября 2022 года. Заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю по оспариваемому нормативному правовому акту не поступали.

По открытому МУП «ТЭСК» на основании заявления от 29 апреля 2022 года № 820 об открытии дела тарифного дела на передачу электрической энергии по сетям МУП «ТЭСК» на 2023 – 2027 годы с приложением таблиц расчета тарифов и обосновывающих материалов, Региональной службой открыто дело по корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП «ТЭСК» на 2023 год методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, с учетом предложения Общества об установлении цен (тарифов).

Расчет цен (тарифов) на 2023 год осуществлялся Службой в соответствии с Методическими указаниями № 98-э. Поскольку расходы на оплату труда относятся к подконтрольным расходам, в силу пункта 11 Методических указаний № 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается в соответствии с пунктом 12 настоящих методических указаний методом экономически обоснованных расходов.

Относительно применения МУП «ТЭСК» для установления заработной платы Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации пояснили, что поскольку административный истец является многоотраслевым предприятием, осуществляющим производство, передачу и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (ОКВЭД 35.30), производство электроэнергии (ОКВЭД 35.11); передачу электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (ОКВЭД 35.12); распределение электроэнергии (ОКВЭД 35.13) и другие виды деятельности, не относящиеся к регулируемым, следовало применять Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации, в соответствии с которым размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала составляет 11 102 рубля, что значительно ниже установленного Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, в котором соответствующий размер установлен 16 242 рубля.

Учитывая данное обстоятельство, Служба регулирования полагала, что у МУП «ТЭСК» отсутствуют ограничения для присоединения к Отраслевому тарифному соглашению в электроэнергетике, а распространение действия положений Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве на промышленно-производственный персонал, осуществляющий деятельность в электроэнергетике, является недопустимым и создает необоснованную дополнительную нагрузку на тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП «ТЭСК» и, соответственно, на конечных потребителей.

Регулятор, руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами законодательства в сфере электроэнергетики, по результатам анализа предоставленных МУП «ТЭСК» документов в рамках тарифного регулирования 2023 – 2027 годов, выполнил расчет нормативной численности и сформировал экономически обоснованный ФОТ исходя из фактической среднемесячной оплаты труда на 1 работника, которая по итогам 2021 года составила 95 660 рублей. Дополнительно применены параметры Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации: 2022/2021 – 104,3%, 2023/2022 - 106%. В результате среднемесячная оплата труда на 1 работника на 2023 год принята Региональной службой в размере 105 760 рублей.

Службой принято во внимание, что МУП «ТЭСК» являлся членом Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года, срок действия 31 декабря 2022 года). Следовательно, в период до 2022 года включительно МУП «ТЭСК» оплата труда сотрудникам осуществлялась в рамках данного Отраслевого соглашения. При этом, стимулирующая надбавка «вознаграждение за выслугу лет» МУП «ТЭСК» за период 2021 – 2022 годы фактически не выплачивалась. Соответственно, можно сделать вывод, что организация самостоятельно в рамках возможностей бюджета по регулируемому виду деятельности определяет перечень выплат, подлежащих учету при расчете заработной платы.

При расчете численности на 2023 год Службой проведен анализ фактических данных, содержащихся в представленных МУП «ТЭСК» в рамках тарифного регулирования обосновывающих документов и проанализированы истребованные документы, содержащие плановые показатели МУП «ТЭСК» на 2023 год:

проект штатного расписания на 2023 год.

тарифная сетка и ступени оплаты труда на 2022 и 2023 годы.

пояснения по графе «Процент нарастания тарифного коэффициента» (основания, порядок расчета).

расчет среднемесячной заработной платы на 2023 год в разрезе каждого сотрудника.

расчет тарифного коэффициента по каждому сотруднику.

Численность работников электрических сетей принята в расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП «ТЭСК» на 2023 год в количестве 24,38 человек, в том числе:

- промышленно-производственный персонал – 13,62 человек – фактическая численность по итогам 10 месяцев 2022 года, подтвержденная статистической отчетностью по форме П-4 (таблица 2);

- общехозяйственный (административно-управленческий) персонал (далее - АУП)– 9,76 чел. – определен с учетом фактической численности по итогам 2021 года, подтвержденной статистической отчетностью по форме П4 (7,76 чел. на уровне, заявленном МУП «ТЭСК») и численности в количестве 2 человек (должности, «Юрисконсульт 1 категории» и «Экономист 1 категории» ), отнесенных МУП «ТЭСК» к промышленно-производственному персоналу (таблица 3)

- дополнительно в расчете учтена численность в количестве 1 чел.(водитель электролаборатории) ввиду приобретения передвижной электролаборатории на базе автомобиля в соответствии с инвестиционной программой МУП «ТЭСК» в сфере электроэнергетики на 2021-2023 годы, утвержденной постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 8 июля 2020 года № 96.

В результате численность, принятая в расчет на 2023 год, составила 24,38 человек (таблица 4).

Численность, принятая регулятором в расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, не превышает расчет нормативной численности в количестве 29,87 человек (таблица 5), выполненный согласно приказу Госстроя № 68, а также превышает фактическую численность 2021 года на 1,08 человек ввиду учета дополнительной единицы водителя электролаборатории.

Таким образом, положения пункта 26 Основ ценообразования в части определения расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, с учетом фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, РСТ Камчатского края соблюдены.

Полагал, что сведения в рамках отчета П-4 отражают фактическую численность за соответствующий период, включая сотрудников, находящихся в командировке, на больничном, в ежегодном оплачиваемом отпуске или отпуске по уходу за ребенком и отсутствующих по иным обстоятельствам, т.е. учитывает абсолютно весь состав сотрудников. С учетом этого, Службой в рамках соблюдения п. 26 Основ ценообразования была принята в расчет численность исходя из фактической численности Общества в рамках формы П-4, а также учтены изменения и численность, необходимая для осуществления деятельности в 2023 году, и составила 24,38 человек.

Позицию МУП «ТЭСК» о невозможности корректировки расходов на оплату труда, являющихся операционными (подконтрольными) расходами, регулятор полагал несостоятельной, ссылаясь на пункт 11 Методических указаний № 98-э, согласно которым производится корректировка подконтрольных расходов на следующий период регулирования, в связи с применением индекса потребительских цен, на основе утвержденного Правительством Российской Федерации Прогноза социально-экономического развития в том числе с учетом изменения индекса изменения количества активов.

На основании вышеизложенного, ФОТ на 2023 год сформирован экспертом Службы с учетом среднемесячной оплаты труда на 1 работника в размере 105 760 рублей и численности 24,38 человек, что соответствует пункту 26 Основ ценообразования № 1178.

Отчисления на социальные нужды на 2023 год приняты экспертом Службы в расчет тарифов с учетом откорректированного размера фонда оплаты труда и дополнительных затрат на страховые взносы по работникам, занятым во вредных условиях труда, а также с учетом фактически сложившейся эффективной ставки 28,85 % по предприятию по итогам 2021 года и составили сумму 8 925,3 тыс. рублей.

Ссылаясь на пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), 12 Правил государственного регулирования, административный указал, что с учетом фактических данных за 2021 год, предоставленных МУП «ТЭСК» в формате приложений к приказу Минэнерго России от 29 ноября 2016 года № 1256 по качеству оказываемых услуг и средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии (Пsaidi), а также показателя частоты прекращений передачи электрической энергии на точку поставки (Пsaifi) экспертом Службы определен понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий НВВ с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в размере 791,06 тыс. рублей.

При формировании тарифов на 2023 год, учтен плановый на 2023, 2024 и 2025 годы параметр ИПЦ в размере 106%, согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, одобренному Правительством Российской Федерации от 27 сентября 2022 года.

Учитывая отсутствие оснований для пересмотра тарифов 2022 года, связанного со скачкообразным ростом плановых ИПЦ 2022 года (с 104,3 % - учтенных при формировании тарифов на 2022 год, до 13,9 % - новый плановый (ожидаемый) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов), эксперт Службы к фактическим экономически обоснованным затратам за 2021 год применил ИПЦ 2022 года (параметры, принятые при установлении тарифов на 2022 год в рамках одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, от сентября 2021 года) и новый плановый (ожидаемый) ИПЦ на 2023 год (параметры в рамках одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, от сентября 2022 года).

Применение формула 5 Методических указаний № 98-э полагал обоснованным, поскольку период с 2023 по 2027 год по сути вместе с предыдущим периодом регулирования является единым долгосрочным периодом регулирования и применен е показателя Вi является правомерным.

Формирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП «ТЭСК» производилось экспертом с учетом фактически понесенных расходов по итогам 2021 года и планируемых расходов на 2023 год. Технические ошибки в колонке «Предложения МУП «ТЭСК» на 2023 год», допущенные в экспертном заключении, не оказали влияния на принятие итоговых решений коллегиальным органом.

Экспертное заключение отвечает положениям пунктам 23, 25 Правил регулирования.

Заинтересованные лица Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), Управление Федеральной антимонопольной службы России по Камчатскому краю (далее - УФАС России по Камчатскому краю), публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго») в судебное заседание своих представителей не направили, будучи надлежащим образом уведомленными о дате и времени судебного заседания, мнение по иску не выразили.

Прокурор отдела прокуратуры Камчатского края Жуков А.А. дал заключение о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку при его издании не соблюдены нормативные положения, имеющие большую юридическую силу.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, пояснения специалиста Пегуровой М.В., а также заключение прокурора Жукова А.А., исследовав и оценив собранные по административному делу доказательства в своей совокупности, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. Исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд должен выяснить:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;

б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 424-П и действующим на дату принятия оспариваемых постановлений, РСТ Камчатского края является исполнительным органом Камчатского края, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), а также осуществляющим региональный контроль (надзор) за их применением на территории Камчатского края (часть 1 раздела 1 Положения).

На основании части 20 раздела 4 Положения Служба самостоятельно издает постановления в установленной сфере деятельности.

Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 16 ноября 2022 года № 152 «Об утверждении тарифов на передачу электрической энергии по сетям МУП «ТЭСК» на 2023-2027 годы» утверждены долгосрочные параметры регулирования на 2023-2027 годы (приложение № 1), НВВ на 2023-2027 годы (приложение № 2), индивидуальные тарифы услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «Камчатскэнерго» и МУП «ТЭСК» на 2023-2027 годы (приложение № 3).

Постановлением Региональной службы от 30 ноября 2022 года № 489 в постановление от 16 ноября 2022 года № 152 внесены изменения в приложение № 3 к постановлению путем изложения его в новой редакции (том 1, л.д. 30-37).

Постановления являются нормативными правовыми актами, принятыми уполномоченным должностным лицом в установленной форме. Постановления официально опубликованы на интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) соответственно 19 ноября 2022 года (номер публикации 4101202211190037), 2 декабря 2022 года (номер публикации 4101202212020019), а также в средстве массовой информации «Официальные Ведомости».

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что процедура принятия оспариваемого нормативного акта соблюдена, нормативные правовые акты приняты уполномоченным лицом в пределах его компетенции.

Регулирование отношений в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Законом об электроэнергетике.

Согласно статье 23 настоящего закона государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования № 1178 и Правилами государственного регулирования.

В силу части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.

Пунктом 3 Основ ценообразования № 1178 установлено, что в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Тарифы для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования № 1178).

Пунктом 78 Основ ценообразования № 1178 установлено, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и услуги по передаче электрической энергии на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на генерирующих объектах и потребляемую объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 года, по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии устанавливаются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными Федеральной антимонопольной службой.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Данные меры принимаются по результатам экспертизы предложений регулируемых организаций, которая проводится экспертами из числа сотрудников тарифного органа в срок не более 6 месяцев. Экспертное заключение приобщается к делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 22 Правил регулирования).

Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 1178 НВВ признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Оценивая доводы административного истца о несоответствии нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

В части требований о неправильном определении расходов на оплату труда.

Согласно пункту 11 Методических указаний № 98-э, НВВ в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования (( тыс.руб)) определяется по формулам:

(1),

где В1 - результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных параметров регулирования деятельности такой организации, учитываемые в базовом году долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 7 и 32 Основ ценообразования (тыс. руб.). В1 соответствует величине, определенной для первого года долгосрочного периода регулирования.

В силу положений пункта 12 Методических указаний № 98-э при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат:

1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 1178;

2) ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 25 Основ ценообразования № 1178;

3) оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования № 1178;

4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема ФОТ и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Как следует из материалов административного дела, МУП «ТЭСК» в предложении об установлении тарифов, представил расчет численности АУП и промышленно-производственного персонала в следующих показателях:

промышленно-производственный персонал 19 единиц с учетом 18 единиц согласно штатной расстановки и 1 единицы с учетом покупки электролаборатории. Данный персонал на участвует в 26 счете «общехозяйственные расходы»;

общехозяйственный персонал – 10,22 единицы. Данные единицы отражаются 26 счете «общехозяйственные расходы». При отнесении к данной группе учитывался факт осуществления административным истцом нескольких видов деятельности, наличие складских помещений и мастерских (производственные базы), круглосуточную охрану которых осуществляют рабочие в должности сторожей, на которых также возложены обязанности по обработке телефонных обращений граждан.

Итого, штатная численность для расчета ФОТ, предложенная МУП «ТЭСК» составила 29,22 единицы (19+ 10,22).

Регулятор, в свою очередь, установил штатную численность на 2023 год для административного истца 24,38 человек, из них определив 13,62 единицу к промышленно-производственному персоналу, 9,76 единиц - к АУП и 1 единицу - к водителю электролаборатории.

Расчет указанных единиц в экспертном заключении отсутствует и приеден только в отзыве административного ответчика в таблицах 4 и 5 (том 1, л.д.121-126).

Как следует из представленного в материалы административного дела расчета и пояснений к нему, регулятор для расчета единиц промышленно-производственного персонала принял во внимание фактическую численность предприятия по итогам 9 месяцев 2022 года, подтвержденная статистической отчетностью по форме П-4, в то время как для определения численности АУП регулятор использовал фактические данные штатной численности по итогам 2021 года.

Оценивая доводы административного истца о несоответствии примененного подхода требованиям приказа Госстроя № 68, а также позиции вышестоящих судов, подлежащих обязательному применению, суд находит их обоснованными.

Действительно, приказом Госстроя № 68 утверждены Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства, и таблица 1 из раздела 2.1.1 настоящего приказа содержит показания нормативной численности фиксированные и интервальные.

Как следует из содержания пункта 1.12 данного приказа, расчет численности работников, не предусмотренных настоящим сборником, но необходимых предприятию для обеспечения технологического процесса производится по действующим межотраслевым и отраслевым нормам и нормативам по труду. При отсутствии в сборнике нормативов численности по отдельным профессиям рабочих допускается разработка местных технически обоснованных норм и нормативов.

В соответствии 1.13 пределы числовых показателей, в которых указано «до», следует понимать «включительно». В случае, если числовые значения значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции. Пунктом 1.13 приказа Госстроя № 68 пределы числовых показателей, в которых указано «до», следует понимать «включительно». В случае, если числовые значения значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.

Регулятор в таблице 5 отзыва на административное исковое заявление применил метод расчета нормативной численности не из штатного расписания, а методом математической пропорции, что не предусмотрено вышеуказанными рекомендациями. Обоснованными признаются доводы административного истца и в части некорректного применения сведений о фактической численности штата предприятия за несопоставимые периоды – 12 месяцев 2021 года и 9 месяцев 2022 года. Правомерность применения несопоставимых периодов для расчета указанного показателя административным ответчиком не подтверждена, административным истцом отрицается факт наличия соглашения с регулятором о применении данного метода расчета нормативной численности.

Как следует из содержания пункта 7 разъяснений ФАС, утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 21 марта 2022 года № 2 «Об особенностях применения отдельных положений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии при определении расходов на оплату труда расчет численности руководителей, специалистов и служащих необходимо производить в соответствии с требованиями пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 и исходя из непревышения нормативной численности по соответствующему виду деятельности.

Возможность использования для расчетной численности работников расходов, понесенных не только в последнем расчетном периоде регулирования (в рассматриваемой ситуации 2021 год) подтверждена практикой вышестоящих судов, в частности, такие выводы содержатся в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2019 года № 60-АПА19-3 по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Управление механизации и автомобильного транспорта» о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 23 ноября 2017 года № 648 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «УМиТ» на 2018 год».

Примененные регулятором метод расчета нормативной численности работников, а также несопоставимые юридически значимые периоды фактической численности штата сетевой организации, не отвечают принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, поскольку занижение показателя нормативной численности штата сетевой организации влечет некомпенсируемые убытки предприятия.

Оценивая доводы административного иска в части неправомерного игнорирования Отраслевого соглашения при определении ФОТ и некорректном применении ИПЦ к долгосрочному периоду на 2023-2027 годы, суд исходит из следующего.

Как следует из пункта 9.1 таблицы 4 экспертного заключения, по статье «Расходы на оплату труда» в составе операционных расходов, на 2023 базовый год долгосрочного регулирования, утвержден регулятором в размере 31 712 тыс.рублей со ссылкой на пункты 11, 12 Методических указаний № 98-э (том 1, л.д. 160-161). В предложении на открытие тарифного дела, МУП «ТЭСК» указывал величину данной статьи расходов 33 584 тыс.рублей (таблица П16, том 3, л.д.14 - 142). При этом сетевая организация в своем расчете указала тарифную ставку рабочего 1 разряда 16 242 рубля, согласно Отраслевому соглашению на 2023-2025 годы.

Регулятор, как следует из отзыва на административный иск, установил тарифную ставку рабочего 1 разряда исходя из фактической среднемесячной оплаты труда на 1 работника, которая по итогам 2021 года составила 95 660 рублей, применив параметры Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации: 2022/2021 – 104,3%, 2023/2022 - 106%. В результате среднемесячная оплата труда на 1 работника на 2023 год принята Службой в размере 105 760 рублей.

Полагая необоснованным применении тарифной ставки рабочего 1 разряда в размере, установленном Отраслевым соглашением на 2023-2025 годы, административный ответчик полагал целесообразным применить тарифную ставку рабочего 1 разряда, установленной Отраслевым соглашением в области электроэнергетики промышленно-производственного персонала - 11 102 рубля.

Математический расчет итоговой ставки рабочего 1 разряда в экспертном заключении и отзывах административного ответчика отсутствует. Однако как следует из пояснений представителей, им приняты сведения по фактической среднемесячной оплате труда по итогам 2021 года и применены индексы потребительских цен к величине 2021 года- 95 660 рублей, на 2022 год - 4,3%, на 2023 год – 6%. Итоговая величина среднемесячной оплаты труда, утвержденная в составе ФОТ регулятором, составила 105 760 рублей.

Суд, оценивая примененный подход к определению одной из составляющей величины подконтрольных расходов, приходит к выводу о нарушении регулятором требований пункта 26 Основ ценообразования № 1178, и абзаца 7 пункта 11 Методических указаний № 98-э, согласно которым уровень подконтрольных расходов определяется на базовый период долгосрочного регулирования методов экономически обоснованных затрат. Регулятор, отказавшись от фактического расчета тарифной ставки рабочего 1 разряда и применив к фактической установленной величине среднемесячной заработной платы рабочего 1 разряда по итогам 2021 года ИПЦ, использовал метод долгосрочной индексации, а не метод экономически обоснованных затрат. Приведенные в обоснование примененного подхода доводы о принятии мер к снижению финансовой нагрузки на конечного потребителя являются надуманными, не имеющими правового обоснования. Регулятор обладал на момент утверждения тарифа достоверными сведениями о распространении Отраслевого соглашения на сетевую организацию на регулируемый долгосрочный период, соответственно, в силу выше приведенных нормативных положений обязан был руководствоваться утвержденной Отраслевым соглашением ставкой рабочего первой разряда.

В части требований о неправильном применении ИПЦ в рамках долгосрочного периода к операционным расходам.

Как следует из таблиц 3 и П16 экспертного заключения регулятора, (том 2, л.д. 160-166) при формировании тарифов на 2023 год, регулятором на плановый на 2023, 2024 и 2025 годы параметр ИПЦ принят в размере 104,3 % и 106 %, показатели которых установлены Среднесрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года, утвержденным 29 октября 2020 года. Однако на момент утверждения тарифа действовал показатель ИПЦ 13,9%, установленный Среднесрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года.

Данный подход не отвечает положениям пункта 26 Основ ценообразования № 1178 и в рамках долгосрочного периода регулирования ведет к необоснованному снижению уровня операционных расходов, входящих в состав НВВ.

В части требований о необоснованной корректировке операционных расходов, утвержденных на 2021 год в рамках предыдущего долгосрочного периода.

Как следует из пояснений представителей сторон и материалов дела, регулятор произвел корректировку НВВ за 2021 год по формуле 5 пункта 11 Методических указаний № 98-э, ссылаясь на положения абзаца 7 пункта 38 Основ ценообразования № 1178.

Полагая данный подход необоснованным, административный истец настаивал на применении к первому, базовому году на очередной долгосрочный период регулирования только формулы 1 пункта 11 настоящих методических указаний:

Как следует из соответствующей таблицы экспертного заключения (том 2, л.д. 75), регулятор произвел корректировку подконтрольных расходов, утвержденных на плановой период 2020-2022 год на сумму 13 752 тыс.рублей.

Фактически регулятор применил формулу 2 пункта 11 Методических указаний № 98-э

НВВ сод 1=ПР 1+НР 1+Вi+НВВ сод i-2*КНК i

показатель

тыс.руб

Экспертное заключение на 2023-2027

1

ПР1

57 934

страница 28 Приложение Д9 (сумма строк 1 и 11)

2

НР1

22 725

страница 28 Приложение Д9 (сумма строк 2 и 4)

3

Вi

-18 744

страница 29 итого Корректировка НВВ (19 535-791)

4

НВВ сод i-2*КНК i

-791

страница 29 Корректировка НВВ позиция 4

Итого

НВВ сод= 61 124 (57934+22725-18 744-791)

страница 28 Приложение Д9 (строка 15 минус строка 3) 74 202-13 078=61 124

Корректировку НВВ за 2021 при определении НВВ на 2023 год регулятор проивзодит по формуле 3 пункта 11 Методических указаний № 98-э:

- расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9 Методических указаний, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний (тыс. руб.). Указанные расходы определяются следующим образом:

где:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов. Не определяется для случаев, если год (i-2) является первым годом долгосрочного периода регулирования;

Позиция административного ответчика в указанной части строится на признании как ранее утвержденного долгосрочного периода, так и настоящего долгосрочного периода единым долгосрочным периодом, что позволяет применить величину Вi.

Однако совокупный анализ пункта 11 Методических указаний № 98-э в части применяемых формул для расчета НВВ, абзацев 7 и 8 пункта 38 Основ ценообразования № 1178 не позволяет согласиться с указанной позицией, поскольку как следует из применяемой терминологии, НВВ корректируется ежегодно в связи с изменением параметров расчета тарифов в течение долгосрочного периода, а не при установлении базового года в долгосрочном периоде.

Административным ответчиком не отрицалось, что количество условных единиц, рассчитываемых, в том числе, в связи с увеличением объектов электросетевого хозяйства, в предыдущем долгосрочном периоде составило 396 единиц и увеличилось в 2023 году до 789,55 единиц. С учетом корректировки регулятором подконтрольных расходов на 2021 год до 44 263 тыс. рублей и 53 654 тыс. рублей на 2022 год, фактические расходы по итогам 2021 года, составляющие 43 811 тыс. рублей, не превысили установленную регулятором на 2021 год в рамках предыдущего долгосрочного регулирования.

Применяя формулу 3 пункта 11 Методических указаний № 98-э для корректировки величины предыдущего периода при документально подтвержденном факте увеличения условных единиц, регулятор искусственно снизил НВВ, нарушая основные принципы ценообразования.

Правовые основания для применения для расчета НВВ на первый (базовый) период в новом долгосрочном периоде, кроме формулы 1 пункта 11 Методических указаний № 98-э в рассматриваемой ситуации административным ответчиком не доказаны.

Заключение эксперта не содержит выводов об отсутствии у сетевой организации расходов, учтенных при установлении тарифов или расходов, не подлежащих отнесению к регулируемому виду деятельности, что исключает применение абзаца 3 пункта 7 Основ ценообразования № 1178, согласно которому учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящего документа).

Экспертное заключение, в нарушение пункта 23 Правил регулирования не содержит необходимый анализ показателей, которые участвуют в расчете корректировки установленных подконтрольных расходов за 2021 год, применяемой формуле и обоснование необходимости ее применения.

В части доводов о несоблюдении регулятором положений пунктов 22, 23 Правил регулирования, предъявляющих требования к содержанию экспертного заключения.

В соответствии с пунктом 23 Правил регулирования экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: 1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; 2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; 3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; 4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; 5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; 6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; 7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; 8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Представленное регулятором экспертное заключение вышеуказанным требованиям не отвечает, оно не содержит оценки достоверности данных, приведенных в предложении МУП «ТЭСК» об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, анализа экономической обоснованности расходов по статьям расходов и экономической обоснованности величины операционных расходов (средства на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расчетная прибыль), необходимой для эффективного функционирования общества, а также анализа соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

Таким образом, принятое постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 16 ноября 2022 года № 251 «Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП «ТЭСК» на 2023-2027 годы» и постановление от 30 ноября 2022 года № 489, которым внесены изменения в приложение № 3, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права административного истца на обоснованный тариф, покрывающий его затраты при осуществлении регулируемой деятельности. Учитывая изложенное, требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с момента его принятия.

Условия для применения части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и возложении обязанности на административного ответчика принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим, не установлены.

В силу статей 103, 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уплаченная при обращении с настоящим административным иском государственная пошлина в размере 4 500 рублей подлежит взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «ТеплоЭлектроСетевая Компания» о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 16 ноября 2022 года № 251 «Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП «ТЭСК» на 2023-2027 годы» в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2022 года № 489.

Возложить на Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда опубликовать информацию о признании нормативного-правового акта в части недействующим в издании «Официальные Ведомости».

Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края в пользу муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «ТеплоЭлектроСетевая Компания» государственную пошлину в размере 4 500 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 1 сентября 2023 года.

Судья Е.Ю. Бочкарева