Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Самара 26 ноября 2018 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Князькиной А.С.,
с участием прокурора Устиновой Т.А., представителя административного истца Открытого акционерного общества «Самарский завод «Экран» - Солодовникова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1700/2018 по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Самарский завод «Экран» о признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647,
у с т а н о в и л :
19.10.2018г. открытое акционерное общество «Самарский завод «Экран» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов №№ №, № «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 1647 от 18.10.2017 года, со дня принятия.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что в Перечень необоснованно включены принадлежащие ОАО «Самарский завод «Экран» нежилые помещения корпуса № № и пристроя к данному корпусу, которые не отвечают требованиям статьи 378.2 НК РФ, поскольку размещение в них административно-деловых и торговых центров, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не предусмотрено. В соответствии с локальным приказом от ДД.ММ.ГГГГ корпус № № и прилегающий к нему пристрой являются режимной территорией, а ОАО «Самарский завод «Экран» в соответствии с распоряжением Правительства РФ № № от ДД.ММ.ГГГГ г. входит в перечень стратегических предприятий (позиция № №). Спорные помещения используются для выполнения государственного оборонного заказа. 19.09.2018 г. представители ГБУ СО «Центр размещения рекламы», направленные министерством имущественных отношений на завод, не были допущены для осмотра в указанные выше помещения, поскольку не предъявили допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Общество полагает, что необоснованное включение названных нежилых помещений в Перечень нарушает его права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает на ОАО «Самарский завод «Экран» обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Представитель административного истца по доверенности Солодовников А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, документов, подтверждающих уважительность причины неявки, не представил, об отложении дела не просил, возражения на административное исковое заявление не представил.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Устиновой Т.А., полагавшей, что заявленные требования являются обоснованными, суд приходит к выводу о том, что административный иск ОАО «Самарский завод «Экран» подлежит удовлетворению.
Установлено, что Открытое акционерное общество «Самарский завод «Экран» является собственником нежилого помещения - корпус № № с кадастровым номером №, площадью 13 423, 50 кв.м, включающий помещения 1 этажа №№ №, отметка +1,200, а также нежилого помещения - пристрой к корпусу № № с кадастровым номером №, площадью 1205, 2 кв.м, включающий комнаты 1 этажа №№ №, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными 16.11.2007 г. и выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 25.09.2018г.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719 Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 1647 от 18.10.2017 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год /далее Перечень/.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе «законодательные инициативы раздела «Законодательство» в день принятия.
В указанный Перечень министерством включены:
под пунктом № № нежилое помещение с кадастровым номером: №, под пунктом № № нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>.
Материалами дела подтверждается, что 10.08.2018 г. ОАО «Самарский завод «Экран» обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об определении вида фактического использования объектов недвижимости.
Извещением от 17.08.2018 г. министерство уведомило административного истца о проведении осмотра объектов недвижимого имущества.
По результатам проверки установить фактическое использование спорных объектов не представилось возможным, ввиду отсутствия у членов комиссии ГБУ Самарской области «Центр размещения рекламы» допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Акт осмотра не составлялся.
Как следует из сообщения министерства имущественных отношений от 29.08.2018 г., в связи с отсутствием доступа членов комиссии для осмотра объектов недвижимости, основания для исключения из Перечня спорных объектов в настоящее время отсутствуют.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пунктам 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), при наличии вышеуказанных условий.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В обоснование административного иска ОАО «Самарский завод «Экран» ссылается на то, что спорные помещения не обладают критериями, указанными в ст. 378.2 НК РФ и используются заводом в производственных целях для выполнения государственного оборонного заказа.
Установлено, что на основании Указа Президента Российской Федерации от <адрес> № № ОАО «Самарский завод «Экран» включено в перечень открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, акции которых передаются в качестве имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации «Ростехнологии» (Раздел Оборонно-промышленный комплекс, подраздел Радиоэлектронная промышленность и системы управления, позиция №).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № № от ДД.ММ.ГГГГ г. ОАО «Самарский завод «Экран» входит в перечень стратегических предприятий (позиция № №).
Общество имеет лицензию на производство и ремонт вооружения и военной техники, выданную Федеральной службой по оборонному заказу, а также лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Управлением ФСБ России по Самарской области.
Основными видами деятельности предприятия, согласно Уставу, являются производство продукции производственно-технического и специального назначения для авиационной и других отраслей промышленности; разработка, производство, ремонт вооружения и военной техники, а именно: техники радиоэлектронной борьбы в интересах обеспечения обороноспособности страны и пр., в том числе защита государственной тайны (в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне»). Кроме того, в силу п. 3.3 Устава, Общество имеет право осуществлять любые виды коммерческой деятельности, не запрещенные федеральным законом.
Вместе с тем, как видно из представленных административным истцом материалов, спорные объекты недвижимого имущества – корпус № № завода и пристрой к нему расположены на земельном участке категории земель: земли населенных пунктов с кадастровым номером №, общей площадью 19 310+/-49кв.м, разрешенным использованием: под завод.
Таким образом, разрешенное использование данного земельного участка не предполагает размещение на нем административно-деловых и торговых центров (комплексов), офисов, объектов торговли, объектов бытового обслуживании или общественного питания.
Территория предприятия огорожена забором, въезд на территорию обеспечивается через пропускной пункт, что следует из представленной суду схемы, утвержденной приказом генерального директора ОАО «Самарский завод «Экран» от ДД.ММ.ГГГГ г. № №.
Согласно данному приказу корпус № № и прилегающий к нему пристрой являются режимной, изолированной территорией завода и дополнительно огорожены по внешнему периметру, подъезд обеспечивается через дополнительный контроль-пропускной пункт.
Приложением № 2 к приказу определено, что на территории завода, ограниченной корпусами № № и № № ведется производство с использованием средств и сведений, составляющих государственную тайну.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № № на предприятии утверждена и действует «Инструкция по организации пропускного объектового и внутриобъектового режимов, охраны организации в целом и рабочих помещений на ОАО «СЗ «Экран».
В силу п. 2 Инструкции обеспечение установленного на заводе пропускного и внутриобъектового режимов возлагается на отдел охраны. Согласно п. 8 Инструкции на территории завода могут находиться работники, работающие только в данной смене или в установленное для них руководителем завода время. Проход на территорию завода работников и посетителей с личными вещами запрещается (п. 9 Инструкции). Работники завода допускаются в режимные подразделения по личным пропускам определенного цвета, присвоенного данному подразделению, а также по согласованным с начальником режимного цеха спискам или по внутренним разовым пропускам. Техник отдела режима секретности учитывает данные пропуска и проставляет в них шифры на право прохода в режимные подразделения. Доступ командированных лиц в режимное помещение осуществляется по письменному разрешению генерального директора оформленному на предписании на выполнение задания (п. 10 Инструкции).
Нежилые помещения №№ № 1 этажа корпуса № № ОАО «Самарский завод «Экран» с кадастровым номером: № и нежилые помещения №№ № пристроя к корпусу № № с кадастровым номером: №, согласно выписок из технических паспортов, имеют назначение: производственные.
Таким образом, исследованными доказательствами подтверждено, что спорные нежилые помещения являются инфраструктурой режимного объекта, находятся в едином производственном комплексе – ОАО «Самарский завод «Экран» и предназначены исключительно для обеспечения оборонного производства.
Доказательств, опровергающих производственное назначение объектов недвижимости административным ответчиком не представлено.
Из представленных суду документов следует, что ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по разрешенному использованию земельного участка, на котором расположены спорные объекты недвижимости, их невозможно отнести к объектам делового, офисного или коммерческого назначения в смысле, придаваемом ст. 378.2 НК РФ.
При этом, в соответствии с положениями ст.ст. 21, 25 Федерального закона «О государственной тайне» при отсутствии специального допуска к посещению режимных объектов, где ведется производство с использованием средств и сведений, составляющих государственную тайну, сотрудники ГКУ СО «Центр размещения рекламы» были обоснованно не допущены к осмотру спорных объектов недвижимости.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих; полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт /часть 9 статьи 213 /.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные объекты отвечают признакам объектов делового, административного или коммерческого назначения, административный ответчик не представил.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что спорные объекты недвижимого имущества не соответствуют критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, в силу чего включение их в Перечень следует признать необоснованным.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующими пунктов №№ №, № «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2018 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Самарский завод «Экран» удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 1647 от 18.10.2017 года в части включения в него:
под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером № (1 этаж: комнаты №№ №), площадью 1205, 20 кв.м,
под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером № ( 1 этаж, отметка + 1,200, помещения №№ №), площадью 13 423, 50 кв.м,
расположенных по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.11.2018 года.