ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1705/2021 от 09.02.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара

09.02.2022

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Клюева С.Б.,

при секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2/2022 (3а-1705/2021) по административному исковому заявлению МП г.о. Самара «Коммунально-бытовые услуги» к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец МП г.о. Самара «Коммунально-бытовые услуги» обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, в котором (с учетом уточнения) просил установить кадастровую стоимость нежилого здания, этажность: 3, в т.ч. подземных 1, с кадастровым номером , площадью 2554,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 в размере 48 547 236 рублей. Обязать Управление Росреестра по Самарской области внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что обществу на праве хозяйственного ведения принадлежит названный объект недвижимости, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество.

Административный истец, административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, заинтересованное лицо Министерство имущественных отношений Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Из материалов дела усматривается, что решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 28.04.2021 обращение общества от 07.04.2021 оставлено без удовлетворения.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, административному истцу на праве хозяйственного ведения принадлежит нежилое здание, этажность: 3, в т.ч. подземных 1, с кадастровым номером , площадью 2554,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Самарской области.

Кадастровая стоимость объекта установлена в соответствии с данным постановлением по состоянию на 06.06.2011 и составляет 119 354453,43 рублей.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости № 0310-01/20, выполненный оценщиком ООО «Логика», согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 06.06.2011 составляет 48 547 236 рублей.

В ходе судебного разбирательства удовлетворено ходатайство заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Самарской области о назначении судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Из экспертного заключения № 61/2021-СЭ от 17.01.2021, подготовленного экспертом ООО «Слово» ФИО1 следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 06.06.2011 составляет 49 281 471,39 рублей.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд принимает во внимание результаты судебной экспертизы, поскольку они базируются на результатах осмотра и достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы и по существу лицами, участвующими в деле не оспариваются.

Экспертное заключение содержит анализ существующей здания, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Оснований не доверять выводам, содержащимся в экспертном заключении, не имеется, они последовательны, логичны, аргументированы, подбор объектов аналогов в целях оценки и примененные подходы соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, не заинтересован в исходе дела.

Заключение судебной экспертизы отвечает требованиям ст. 79, 82, 84, 168 КАС РФ, ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, не допускает неоднозначного толкования и не вводит в заблуждение.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что уточненный административный иск подлежит частичному удовлетворению, с учетом результатов судебной экспертизы, объективно подтверждающей величину рыночной стоимости нежилого здания по состоянию на дату оценки.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 18.08.2021, в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения 17.04.2021, что следует отразить в резолютивной части решения.

Требование о возложении на Управление Росреестра по Самарской области обязанности по внесению соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии со ст.24.20 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, в ГКН вносятся сведения об изменении кадастровой стоимости на основании вступившего в законную силу решения суда в силу прямого указания закона и принятие решения о возложении соответствующей обязанность внести такие сведения не требуется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Уточненный административный иск МП г.о. Самара «Коммунально-бытовые услуги» удовлетворить частично.

Восстановить МП г.о. Самара «Коммунально-бытовые услуги» срок на обращение в суд с административным иском.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания, этажность: 3, в т.ч. подземных 1, с кадастровым номером , площадью 2554,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 в размере 49 281 471,39 рублей.

Датой подачи МП г.о. Самара «Коммунально-бытовые услуги» заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 07.04.2021, административного искового заявления в суд – 18.08.2021.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.Б. Клюев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.02.2022.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

резолютивная часть

г. Самара

09.02.2022

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Клюева С.Б.,

при секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2/2022 (3а-1705/2021) по административному исковому заявлению МП г.о. Самара «Коммунально-бытовые услуги» к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Уточненный административный иск МП г.о. Самара «Коммунально-бытовые услуги» удовлетворить частично.

Восстановить МП г.о. Самара «Коммунально-бытовые услуги» срок на обращение в суд с административным иском.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания, этажность: 3, в т.ч. подземных 1, с кадастровым номером , площадью 2554,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 в размере 49 281 471,39 рублей.

Датой подачи МП г.о. Самара «Коммунально-бытовые услуги» заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 07.04.2021, административного искового заявления в суд – 18.08.2021.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.Б. Клюев