Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Самара 26 ноября 2021 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Калинниковой О.А., при секретаре Добиной Д.Д., с участием прокурора Галкиной А.Н., представителя административных истцов ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1706/2021 по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, установил: административные истцы в лице своего представителя ФИО1, действующего на основании доверенностей, обратились в Самарский областной суд с административным иском к Собранию представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области, в котором, с учетом уточнения требований, просят признать недействующими Правила землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области, утверждённые решением Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года №224/75 в редакции решения от 16.01.2020 № 208/97, в части установления на Карте градостроительного зонирования сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области подзоны «Сх4-1 Подзона садоводства № 1» с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в территориальной зоне «Сх4 Зона садоводства» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №. Требования обоснованы тем, что административные истцы являются собственниками вышеуказанных земельных участков категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для садоводства», «ведение садоводства». В связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта в отношении принадлежащих им земельных участков установлена подзона Сх4-1 с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м», поскольку участки отнесены к территории, подверженной затоплению и подтоплению. Полагают, что оспариваемый нормативный правой акт противоречит требованиям градостроительного и водного законодательства, а именно пункту 4 статьи 1 ГрК РФ, ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ пунктам 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, поскольку границы зон затопления и подтопления на территории сельского поселения в установленном порядке не определены и, соответственно, не могли быть отображены на Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения. Полагают, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются их права и законные интересы на использование земельных участков в соответствии с разрешенным видом использования, предусматривающим право на возведение на таких участках садовых и жилых домов, а также хозяйственных построек. В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1, действующий на основании доверенностей, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему. Административный ответчик - Собрание представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области, а также заинтересованные лица – администрация и глава сельского поселения Воскресенка, администрация муниципального района Волжский Самарской области, министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Относительно заявленных требований Собранием представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области возражения не представлены. Администрация сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области представила отзыв, в котором просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Полагает, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в предусмотренной законом форме, с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования. Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ). Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления ( часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса). В рамках предоставленных полномочий решением Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский от 25 декабря 2013 года № 224/75 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области (далее также Правила землепользования и застройки). Данный нормативный правовой акт официально опубликован в газете Волжского района Самарской области «Волжская Новь» от 28 декабря 2013 года № 119(7386). Решением Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области от 16 января 2020 года № 208/97 в Правила землепользования и застройки внесены изменения. В частности, статья 27 «Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зонах сельскохозяйственного использования» изложена в новой редакции. В зоне Сх4 «Зона садоводства» установлена подзона Сх4-1 с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м». Решение официально опубликовано в газете «Волжская Новь» от 18 января 2020 года № 3 (7977). Нормативный правовой акт по основаниям нарушения компетенции органа, процедуры его принятия и порядка опубликования не оспаривается. Установлено, что административные истцы являются собственниками следующих земельных участков категории земель «земли сельскохозяйственного назначения»: ФИО2 - с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, с видом разрешенного использования «для садоводства», расположенного по адресу: <адрес>; ФИО3 - с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м, с видом разрешенного использования «для садоводства», расположенного по адресу: <адрес>; ФИО4 – с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, с видом разрешенного использования «для ведения гражданами садоводства и огородничества», расположенного по адресу: <адрес>; ФИО5 – с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, с видом разрешенного использования «для садоводства», расположенного по адресу: <адрес>; ФИО6 – с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; ФИО7 – с кадастровыми номерами №, площадью 842 кв.м, №, площадью 852 кв.м, №, площадью 754 кв.м, №, площадью 752 кв.м, с видом разрешенного использования «ведение садоводства», расположенных по адресу: <адрес>; ФИО8 – с кадастровыми номерами №, площадью 703 кв.м, №, площадью 725 кв.м, №, площадью 958 кв.м, №, площадью 714 кв.м, с видом разрешенного использования «ведение садоводства», расположенных по адресу: <адрес>; ФИО8 – с кадастровыми номерами №, площадью 850 кв.м, №, площадью 800 кв.м, с видом разрешенного использования «ведение садоводства», расположенных по адресу: <адрес>; ФИО9 – с кадастровым номером №, площадью 787 кв.м, №, площадью 833 кв.м, №, площадью 729 кв.м, №, площадью 483 кв.м, с видом разрешенного использования «ведение садоводства», расположенных по адресу: <адрес>; ФИО10 – с кадастровым номером №, площадью 1850 кв.м, с видом разрешенного использования «ведение садоводства», расположенного по адресу: <адрес>; ФИО11 – с кадастровыми номерами №, площадью 1081 кв.м, №, площадью 888 кв.м, №, площадью 831 кв.м, №, площадью 811 кв.м, №, площадью 537 кв.м, с видом разрешенного использования «ведение садоводства», расположенных по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждены выписками из ЕГРН от 13.05.2021, 19.05.2021, 07.08.2021, 10.08.2021, 30.08.2021, 07.09.2021. Согласно пункта 5 части 3 статьи 6 Устава муниципального района Волжский Самарской области, в соответствии с Законом Самарской области от 25.02.2005 N 41-ГД «Об образовании городских и сельских поселений в пределах муниципального района Волжский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ», поселок Воскресенка входит в состав сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области. По сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) от 11.06.2021, 05.07.2021, принадлежащие административным истцам земельные участки расположены в подзоне Сх4-1 территориальной зоны Сх4 «Зона садоводства». Как указано в Правилах землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка (в редакции решения Собрания представителей от 16.01.2020), подзона Сх4-1 «Подзона садоводства № 1» в зоне Сх4 установлена с целью соблюдения требований, установленных земельным, санитарно-эпидемиологическим, водным законодательством Российской Федерации, Региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении строительства объектов капитального строительства, в частности, на территориях, подверженных затоплению и подтоплению. Границы подзоны Сх4-1 нанесены на Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области. 2 августа 2021 года - ФИО6, ФИО5, ФИО2, ФИО4, 9 августа 2021 года - ФИО9, ФИО8, ФИО7 ФИО11, 18 августа 2021 года - ФИО10 ФИО3 обратились в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский с заявлениями о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на принадлежащих им земельных участках, ввиду отсутствия в ЕГРН установленных в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 67.1 Водного Кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 границ зон затопления, подтопления. Согласно ответам на обращения за подписью Главы администрации сельского поселения Воскресенка от 21.10.2021, комиссия указала, что принадлежащие административным истцам земельные участки расположены в границах территориальной зоны Сх4 «Зона садоводства», подзоне Сх4-1 «Подзона садоводства № 1», установленной в целях регулирования застройки на земельных участках. В соответствии с пунктом 13.6 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 № 1034/пр, территории поселений, расположенных на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном воды; от подтопления грунтовыми водами – подсыпкой (намывом) или обвалованием, при этом отметку уровня земли в отношении испрашиваемых земельных участков следует принимать не менее чем на 0,5 м выше уровня паводка 1% обеспеченности. В силу п. 1 ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, освоение территории может быть реализовано только после выполнения мероприятий по инженерной подготовке территории с учетом повышения уровня отметки земли выше паводка 1%. В приложенных к заявлениям документах отсутствует информация об отметке уровня паводка 1% обеспеченности (отметка наивысшего уровня воды повторяемостью один раз в 100 лет – для территорий, застроенных или подлежащих застройке жилыми и общественными зданиями) по Балтийской системе высот (БСВ). В связи с этим, как следует из ответов на обращения, рассмотрение вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках возможно только по предоставлении в Комиссию исчерпывающей информации об изученности данной территории на предмет подтопления (затопления), а также предоставления дополнительных сведений, в том числе об отметке уровня паводка 1% обеспеченности данной территории. С учетом изложенного, Комиссия воздержалась в принятии положительного решения данного вопроса. Согласно пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр. Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации). Пунктами 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости. Согласно представленным в материалы административного дела выпискам, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об установлении в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № зон подтоплении (затопления). Выполнение работ по подготовке предложений по определению границ зон затопления и подтопления на территории Самарской области осуществляет министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Указанные зоны устанавливаются решением территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов. По сообщению Нижне-Волжского Бассейнового Водного управления (Отдел водных ресурсов по Самарской области) от 02.10.2021, реализация мероприятий по определению границ зон затопления, подтопления осуществляется в рамках государственной программы Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2030 годах», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 30.10.2013 № 579. На территории Самарской области работу по разработке Предложений ведет министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. По состоянию на ноябрь 2021 года карт (планов) объектов землеустройства и Предложений по водным объектам на территории муниципального района Волжский в районе испрашиваемых земельных участков в адрес отдела от министерства не поступало. Сведения о границах зон затопления, подтопления для внесения в Государственный водный реестр и в Единый государственный реестр недвижимости отделом не направлялись. По данным министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 12.10.2021, на основании предложений городских округов и муниципальных районов Самарской области министерством составлен график установления зон затопления, подтопления. Вместе с тем, выполнение работ по определению зон затопления и подтопления водных объектов вблизи земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № в настоящее время не предусмотрено. Принимая во внимание исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку зоны затопления, подтопления в границах спорных земельных участков в установленном законодательством порядке не разработаны и сведения о них не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, они не могут быть отображены на Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения. В связи с этим, оспариваемый нормативный правовой акт - Правила землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области в части установления на Карте градостроительного зонирования подзоны Сх4-1 в территориальной зоне Сх4 «Зона садоводства» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № противоречит пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 360 от 18 апреля 2014 года (пунктам 3, 5), и нарушает права административных истцов на использование земельных участков в соответствии с видом их разрешенного использования, поскольку препятствует реализации права на возведение на таких участках садовых и жилых домов, а также хозяйственных построек. В связи с изложенным, административный иск подлежит удовлетворению. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. В силу пункта 38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 50 от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. В связи с тем, что оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт ранее применялся, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л : административный иск ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 удовлетворить. Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области, утверждённые решением Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года №224/75 в редакции решения Собрания представителей сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области от 16.01.2020 № 208/97, в части установления на Карте градостроительного зонирования сельского поселения Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области подзоны Сх4-1 с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в территориальной зоне Сх4 «Зона садоводства» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №. Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская Новь» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья О.А.Калинникова Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.12.2021. № № № № № № № № № № № № № № № |