РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Смышляевой О.В., при секретаре Дойничко О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-171/2021 по административному исковому заявлению ООО «Сельскохозяйственный молочный заготовитель» к ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» о признании решения незаконным, перерасчете кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями, наличием технической и методологической ошибки, УСТАНОВИЛ: ООО «Сельскохозяйственный молочный заготовитель» обратилось в суд с административным исковым заявлением к ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» о признании незаконными и отмене решений от 10.06.2020 №804/2020, 808/2020 об отказе в исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, возложении обязанности осуществить перерасчет кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> для сегмента «Сельскохозяйственное использование» в размере 6, 03 руб. за 1 кв.м. В обосновании административных исковых требований указало, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. 23.01.2020 был осуществлен раздел земельного участка ООО «Сельскохозяйственный молочный заготовитель» <данные изъяты>, площадью 84 717 кв.м., с кадастровой стоимостью 434 613,60 рублей, из которого образованы земельные участки. Представитель административного истца в судебном заседании поддержал административные исковые требования с учетом их уточнения от 25.01.2021. Представитель административного ответчика ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» в судебное заседание явился, против удовлетворения уточненных административных исковых требований возражал в соответствии с представленным отзывом. Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, дав оценку имеющимся в материалах дела письменным доказательствам, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего. Согласно ч.1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Согласно п.1 ч.1 ст.248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты>, в <данные изъяты> земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. <данные изъяты> был осуществлен раздел земельного участка ООО «Сельскохозяйственный молочный заготовитель» <данные изъяты>, площадью 84 717 кв.м., с кадастровой стоимостью 434 613,60 рублей, из которого образованы указанные выше земельные участки. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 62 298 кв. м. установлена ответчиком в размере 44 199 185, 04 рублей, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 22 422 кв. м., - в размере 12 265 660,06 рублей. <данные изъяты> представителем ООО «Сельскохозяйственный молочный заготовитель» подано заявление в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>л.д. 9) Решением ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» №808/2020 в от 10.06.2020 в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> отказано (л.д. 10-11) <данные изъяты> представителем ООО «Сельскохозяйственный молочный заготовитель» также подано заявление директору ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> (л.д. 12) Решением ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» №814/2020в от 10.06.2020 принято решение о пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> результате которого кадастровая стоимость объекта недвижимости составила 18 464 504, 22 рублей (л.д. 13-14). В соответствии с ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.05.2020) «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Согласно ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: 1) единичная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости (далее - единичная техническая ошибка); 2) системная техническая ошибка (описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости (далее - системная техническая ошибка); 3) единичная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости (далее - единичная методологическая ошибка); 4) системная методологическая ошибка (несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке), допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости (далее - системная методологическая ошибка). В соответствии с частью 1 статьи 21 ФЗ-237 бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. По итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты: 1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; 2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено. Судом установлено, что вид разрешенного использования объектов недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты> указан «для сельскохозяйственного производства» (л.д.18-21). Данный вид разрешенного использования соответствует Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки г.о. Чехов. Согласно ответу Управления земельно-имущественного комплекса Администрации городского округа Чехов (от 21.05.2020 №169-01Исх-2761) земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет следующие характеристики: дата присвоения кадастрового номера «23.01.2020», ранее присвоенный государственный учетный номер «данные отсутствуют», адрес: <данные изъяты>, площадь 62 298 кв. м., категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», статус записи об объекте недвижимости «сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», право собственности зарегистрировано за ООО «Сельскохозяйственный молочный заготовитель» При осмотре земельного участка выявлено, что он расположен с восточной стороны от <данные изъяты>, не огорожен, через центральную и южную части земельного участка проходит дорога <данные изъяты> и линия ЛЭП. В северной части земельного участка расположены строения и заборы <данные изъяты>, остальная часть земельного участка не используется по целевому назначению, частично покрыта древесной растительностью. По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет следующие характеристики: дата присвоения кадастрового номера «23.01.2020», ранее присвоенный государственный учетный номер «данные отсутствуют», адрес: <данные изъяты> площадь 22422 кв. м., категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», статус записи об объекте недвижимости «сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», право собственности зарегистрировано за ООО «Сельскохозяйственный молочный заготовитель» <данные изъяты> номер : регистрации <данные изъяты> При осмотре испрашиваемого земельного участка выявлено, что он расположен с восточной стороны <данные изъяты>, не огорожен, в центральной части земельного участка расположена АЗС ПАО «Татнефть». В северо-восточной части земельного участка проходит дорога д. <данные изъяты> и линия ЛЭП. Остальная часть земельного участка не используется по целевому назначению, частично покрыта древесной растительностью. К ответу Управления земельно-имущественного комплекса Администрации городского округа Чехов прилагаются акты осмотра земельных участков. При определении кадастровой стоимости объектов недвижимости ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» осуществил все необходимые мероприятия: определение ценообразующих факторов объектов недвижимости (далее – ценообразующие факторы); группировку объектов недвижимости на основе сегментации объектов недвижимости, предусмотренной Указаниями; сбор сведений о значениях ценообразующих факторов; сбор рыночной информации; группировку объектов недвижимости; построение модели оценки кадастровой стоимости и обоснование выбора вида модели оценки кадастровой стоимости; анализ качества модели оценки кадастровой стоимости; расчет кадастровой стоимости, включая индивидуальные расчеты для объектов недвижимости, по которым невозможно выполнить определение кадастровой стоимости методами массовой оценки, а также в случаях, указанных в пункте 8.1 Указаний; анализ результатов определения кадастровой стоимости; составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки. В результате расчета, кадастровая стоимость рассматриваемых объектов недвижимости составила 44 199 185,04 и 125 265 660, 06 рублей. Решение ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» принято на основании сведений из ЕГРН, информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области, региональной географической информационной системы Московской области установлено, что данные объекты недвижимости находятся в зоне транспортной инфраструктуры, что также подтверждается Решением Совета депутатов городского округа Чехов от 28.11.2019 № 92/16-2019 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Чехов от 28.12.2017 № 137/9-2017 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Чехов Московской области». Административный истец ссылается на нарушение п. 12.1 и 12.2 методических указаний, а именно, что ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» не пересматривает построенные ранее модели оценки с учетом рыночных изменений, которые произошли с даты проведения последней ГКО до даты изменения характеристик объекта недвижимости. Согласно статье 3 Закона о кадастровой оценке кадастровая стоимость объектов недвижимости (в том числе в случаях, предусмотренных частью 9 статьи 24 и статьей 16 Закона о кадастровой оценке) определяется в соответствии с Методическими указаниями. Письмом Минэкономразвития России от 03.04.2019 № Д23и-10938 «О сведениях и методах, на основе которых бюджетным учреждением определяется кадастровая стоимость объектов недвижимости» разъясняется порядок определения, а именно: - пунктом 12.1 Методических указаний предусмотрено, что определение кадастровой стоимости (вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки) осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Методическими указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки. Согласно пункту 1.3 Методических указаний для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости. При этом в соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости. Методическими указаниями не предусмотрено применение к вновь образованным земельным участкам удельного показателя кадастровой стоимости исходных земельных участков. Таким образом, кадастровая стоимость, в соответствии с пунктом 12.1, определяется на основе информации, использованной в рамках последней государственной кадастровой оценки, с применением подходящей методологии любого из подходов к оценке. Кроме этого, вышеуказанный земельный участок не включен в перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается (постановление Правительства Московской области от 15.02.2017 №104/5 «Перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается»). В соответствии с видом использования объекта недвижимости для целей Указаний определяется с учетом: 1) вида разрешенного использования земельного участка; 2) вида разрешенного использования ОКС, в том числе на основе технической документации на него; 3) фактического использования земельного участка и (или) расположенных на нем ОКС. Доводы административного истца о том, что земельный участок фактически использовался для сельского хозяйства, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Так, решением Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2017 года по делу №А41-47983/17 по заявлению ПАО «Татнефть» им.В.Д.Шашина к ООО «Сельскохозяйственный молочный заготовитель» об установлении границ земельного участка в отношении исковых требований о признании недействительным результатов межевания земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> производство по делу прекращено, в остальной части иска отказано. Как следует из решения, представителями сторон в судебном заседании сообщено, что они не желали заявлять ходатайства о назначении экспертизы, просили рассмотреть спор по имеющимся в деле доказательствам. Из текста решения следует, что ОАО «Татнефть» принадлежит автозаправочная станция, распложенная на земельном участке ООО «Сельскохозяйственный молочный заготовитель» (л.д. 49-51). Решением Чеховского городского суда Московской области по гражданскому делу №2-992/2019 по иску ФИО1 к ООО «Сельскохозяйственный молочный заготовитель», Федеральному агентству лесного хозяйства о признании реестровой ошибки, внесении изменений в сведения ЕГРН о площади и координатах характерных точек границ земельных участков, об определении границ земельного участка исковые требования удовлетворены (л.д. 52-60) Ссылка административного истца на заключенный 01.12.2018 между ООО «Сельскохозяйственный молочный заготовитель» (арендодатель) и ООО «Новобытовское отделение Отечественного мяса – молочного производственного объединения» договор краткосрочной аренды несостоятельна, так как в ходе рассмотрения настоящего дела стороной административного истца не представлено доказательств его исполнения. Кроме того, данный договор опровергается иными письменными доказательствами, которые свидетельствуют о том, что земельные участки для сельского хозяйства не использовались. Следовательно, административным истцом не представлено доказательств использования земельных участков для сельского хозяйства, земельные участки находятся в транспортной зоне согласно Правилам землепользования и застройки и Генерального плана городского округа Чехов, на земельном участке находится АЗС ПАО «Татнефть». Доводы административного истца о том, что АЗС принадлежит на праве собственности ПАО «Татнефть», а не ему, АЗС незаконно расположена на территории земельного участка истца, не принимаются во внимание. Спор между ПАО «Татнефть» и административным истцом о границах земельных участков не разрешен, доказательств того, что истец обращался с иском о сносе АЗС не представлено (принимая во внимание, что право собственности на АЗС зарегистрировано с <данные изъяты>, а кадастровым номер земельному участку <данные изъяты> присвоен <данные изъяты>). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что недостоверные сведения, которые бы использовал ответчик при расчете кадастровой стоимости земельных участков, отсутствовали, доказательств методологической ошибки при определении кадастровой стоимости не допущено, административный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь статьями 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административного искового заявления ООО «Сельскохозяйственный молочный заготовитель» к ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» о признании незаконным и отмене решения от 10.06.2020 №804/2020, 808/2020, об отказе в исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50<данные изъяты>, возложении обязанности осуществить перерасчет кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> для сегмента «Сельскохозяйственное использование» в размере 6, 03 руб. за 1 кв.м отказать в полном объеме. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья О.В.Смышляева Дата изготовления мотивированного решения – 02.03.2021 |