№ 3а-170/2019 (42OS0000-01-2019-000086-28)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего судьи Пушкаревой Н.В., при секретаре Куйлибаевой З.К.,
с участием прокурора Самойлова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
6 мая 2019 года
административное дело по административному иску Акционерного общества «Теплоэнерго» (далее – АО «Теплоэнерго», Общество) о признании недействующими Постановлений Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 7 декабря 2018 года:
- № 424 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения питьевой водой АО «Теплоэнерго» (г. Кемерово)»,
- № 425 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения питьевой водой и об установлении тарифов на питьевую воду АО «Теплоэнерго» (г. Кемерово)»,
У С Т А Н О В И Л:
7 декабря 2018 года Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее - РЭК КО, РЭК) принято постановление № 424 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения питьевой водой АО «Теплоэнерго» (г. Кемерово)» (далее - постановление № 424), которым Обществу установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года:
- базовый уровень операционных расходов на 2019 год – 389,55 тыс.руб.,
- индекс эффективности операционных расходов на 2020-2023 годы – 1%,
- нормативный уровень прибыли – 0%,
- показатели энергосбережения и энергетической эффективности 2019-2023 годы:
1) уровень потерь воды – 6,47 %,
2) удельный расход электрической энергии – 3,47 кВт.ч/м3.
7 декабря 2018 года РЭК КО было принято постановление № 425 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения питьевой водой и об установлении тарифов на питьевую воду АО «Теплоэнерго» (г. Кемерово)», (далее – постановление № 425).
Производственная программа в сфере холодного водоснабжения питьевой водой утверждена на период с 1 января 2019 по 31 декабря 2023 года, определены следующие показатели по холодному водоснабжению питьевой водой:
- на каждое полугодие 2019-2023 годов, поднято воды – 16 233,50 м3, расход воды на нужды предприятия – 219,68 м3, подано воды в сеть - 16 013,83 м3, потери воды 1 036,12 м3, уровень потерь воды к объему поданной в сеть воды 6,47 %, отпущено воды по категориям потребителей 14977,71 м3. Объем финансовых потребностей для реализации производственной программы в сфере холодного водоснабжения определен на периоды:
- с 1 января по 30 июня 2019 года – 481,23 тыс.руб.,
- с 1 июля по 31 декабря 2019 года, 1 января по 30 июня 2020 года – 538,90 тыс.руб.,
- с 1 июля по 31 декабря 2020 года, 1 января по 30 июня 2021 года – 700,21 тыс.руб.,
- с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 1 622,53 тыс.руб.,
- с 1 января по 30 июня 2022 года, 1 июля по 31 декабря 2022 года, 1 января по 30 июня 2023 года – 583, 98 тыс.руб.,
- с 1 июля по 31 декабря 2023 года – 625,92 тыс.руб.
Одноставочные тарифы на питьевую воду для населения (с НДС) составили на периоды:
- с 1 января по 30 июня 2019 года – 38,56 руб./м3,
- с 1 июля по 31 декабря 2019 года, 1 января по 30 июня 2020 года – 43,18 руб./м3,
- с 1 июля по 31 декабря 2020 года, 1 января по 30 июня 2021 года – 56,10 руб./м3,
- с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 130 руб./м3,
- с 1 января по 30 июня, 1 июля по 31 декабря 2022 года, 1 января по 30 июня 2023 года – 46,79 руб./м3.
- с 1 июля по 31 декабря 2023 года – 50,15 руб./м3,
Одноставочные тарифы на питьевую воду для прочих потребителей (без НДС) составили на периоды:
- с 1 января по 30 июня 2019 года – 32,13 руб./м3,
- с 1 июля по 31 декабря 2019 года, 1 января по 30 июня 2020 года – 35,98 руб./м3,
- с 1 июля по 31 декабря 2020 года, 1 января по 30 июня 2021 года – 46,75 руб./м3,
- с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 108,33 руб./м3,
- с 1 января по 30 июня, с 1 июля по 31 декабря 2022 года, с 1 января по 30 июня 2023 года – 38,99 руб./м3.
- с 1 июля по 31 декабря 2023 года – 41,79 руб./м3,
Постановления опубликованы на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru 7 декабря 2018 года (т. 3 л.д. 84, 102).
АО «Теплоэнерго» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанных выше постановлений, ссылаясь на их противоречие нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере водоснабжения, имеющим большую юридическую силу.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что Общество осуществляет регулируемый вид деятельности – снабжение питьевой водой потребителей, посредством объектов водоснабжения, которыми владеет на праве аренды. РЭК КО Обществу были установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период 2019-2023 годов, утверждены тарифы, а также производственная программа, вместе с тем регулирующей организацией не были приняты к учету экономически обоснованные расходы, подлежащие включению в необходимую валовую выручку (далее – нвв), а именно расходы на автоуслуги в размере 14,59 тыс. руб., ремонт объектов водоснабжения в размере 2 082,48 тыс.руб., занижена штатная численность основного производственного, цехового и административно-управленческого персонала, а также величина заработной платы, с последующим снижением отчислений на социальные нужды, занижены расходы на реактивы, что повлекло снижение нвв на 3 689,32 тыс.руб. и, как следствие, снижение размера операционных расходов. Установленные долгосрочные параметры регулирования определены с нарушением действующего законодательства, в частности, завышен объем реализации холодной воды, занижен объем потерь, а также удельный расход электрической энергии. Установленные тарифы для потребителей не позволяют компенсировать организации необходимые затраты, следствием чего является убыточность осуществления деятельности в сфере водоснабжения.
Представители административного истца ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержали, представили дополнительные пояснения (т. 3 л.д. 112-115, т. 4 л.д. 182-195, т. 5 л.д. 73-82).
Представители Региональной энергетической комиссии Кемеровской области ФИО4, ФИО5 против удовлетворения требований возражали, предоставили письменные возражения, приобщенные к материалам дела (т. 2 л.д. 133-140, т. 4 л.д. 146-168, т. 5 л.д. 1-7).
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Самойлова А.А., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу частей 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).
Согласно пунктам 3.39, 3.41 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 года № 371, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области устанавливает тарифы и утверждает производственные программы в сфере водоснабжения.
Постановления РЭК КО № 424 и 425 от 7 декабря 2018 года приняты уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа РЭК Кемеровской области, что следует из протокола № 74 заседания правления РЭК от 7 декабря 2018 года (т. 3 л.д. 11-81). Порядок опубликования данных нормативных актов соблюден. Постановления опубликованы на сайте «Электронный бюллетень Региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru.
Согласно пункту 75 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.
К долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования относятся: базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов; нормативный уровень прибыли; показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии), которые, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования (пункты 79, 79 (1) Основ ценообразования).
Согласно пункту 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52снов ценообразования.
В составе производственных расходов учитываются в том числе расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, определяемые в соответствии с методическими указаниями (пункт 39 Основ ценообразования).
В составе ремонтных расходов учитываются: расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала (пункт 40 Основ ценообразования).
К административным расходам относятся в том числе расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала (пункт 41 Основ ценообразования).
В силу пункта 21 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности.
При определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и применяет источники информации о ценах, перечисленные в порядке приоритета в пункте 22 Основ ценообразования. В случае невозможности получения сведений из одного из источников регулирующий орган последовательно использует последующие источники.
При определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю (пункт 23 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Как следует из материалов дела Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Кемерово АО «Теплоэнерго» передано в аренду специализированное муниципальное имущество, в том числе четыре насоса для подъема воды из скважины, четыре водозаборные скважины, башня водонапорная, емкость для хранения воды, расположенные на территории котельной №24 оздоровительного лагеря «Спутник» д. Журавли Кемеровского района, два насоса для подъема воды, бак запаса воды, скважина водозаборная, башня водонапорная, расположенные на территории котельной №25 оздоровительного лагеря «Пламя» д. Старочервово Кемеровского района, ёмкость, бак запаса воды, резервуар для воды, две скважины водозаборные, расположенные на территории котельной №54 оздоровительного лагеря «Солнечный» Топкинского района, на срок до 1 июня 2024 года (договор аренды № 404 от 7 марта 2008 года, т. 5 л.д. 45-60). Целью передачи имущества является осуществление деятельности по содержанию, обслуживанию и эксплуатации указанного выше имущества. Параметры осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения данным договором не определены.
Согласно договору холодного водоснабжения № 19 от 1 января 2018 года АО «Теплоэнерго» оказывает Муниципальному автономному учреждению «Оздоровительный комплекс «Отдых» услуги холодного водоснабжения для обеспечения нужд оздоровительных лагерей «Спутник», «Журавлик», «Солнечный», «Пламя», согласно приложению №5 договора расчетный объем водопотребления за год составил 23 035, 33 м3, расход воды по всем объектам определяется по приборам учета (т. 5 л.д. 202-220).
28 апреля 2018 года Общество обратилось в РЭК КО с заявлением об установлении тарифов (одноставочных) на услуги холодного водоснабжения (полный цикл) на 2019 год - 717,98 руб., 2020 год – 597,97 руб., 2021 год – 586,58 руб., 2022 год - 606,19 руб., 2023 год – 626,61 руб. (т. 2 л.д. 230), заведено тарифное дело № 67-ВС от 9 июня 2018 года (т. 2 л.д. 165).
По результатам рассмотрения заявления, экспертизы представленных документов были приняты оспариваемые постановления.
Основанием для признания постановлений №424 и 425, недействующими, по мнению административного истца, является их несоответствие части 2 статьи 3, части 6 статьи 39 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктам 22, 23, 40, 50-52, 75 Основ ценообразования, пунктам 4, 17 Методических указаний, выразившееся в необоснованном определении регулятором следующих параметров: объемов реализованной воды, потерь воды, удельного расхода электрической энергии, расходов на оплату труда основного производственного и административно-управленческого персонала и отчислений на социальные нужды, расходы на оплату услуг, сторонней организации (автоуслуги), ремонт подъездных путей к скважинам и запорной арматуры.
Как следует из экспертного заключения РЭК от 30 ноября 2018 года тарифы АО «Теплоэнерго» на долгосрочный период 2019-2023 годов установлены с применением метода индексации, базовый уровень операционных расходов на первый год регулирования был определен методом экономически обоснованных расходов, в связи с не подтверждением передачи Обществу водопроводных сетей от скважин до абонентов в пользование при расчете тарифов расходы на содержание водопроводных сетей (транспортировку питьевой воды) не были учтены.
Проанализировав содержание экспертного заключения суд приходит к выводу, что оно отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, отраженные в приложениях к протоколу заседания от 7 декабря 2018 года.
Доводы Общества о несогласии с утвержденной производственной программой и установленными тарифами сводятся к необоснованному отказу РЭК КО включить в тариф часть расходов, заявленных Обществом.
Рассчитывая базовый уровень операционных расходов АО «Теплоэнерго» на первый год долгосрочного периода регулирования с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в размере 4 123, 05 тыс. руб., эксперты РЭ КО руководствовались Методическими указаниями.
Согласно экспертному заключению по статье «Производственные расходы», подстатье «Расходы на реагенты» органом регулирования утверждены расходы на покупку химреагентов (гипохлорида натрия) в размере 7,99 тыс. руб. против заявленных Обществом 10,34 тыс. руб. В качестве обосновывающих документов в тарифное дело были представлены: расчет, выполненный согласно приложению 2.1.1 к Методическим указаниям «Расходы на сырье и материалы», план расхода химических реагентов на 2019 год, расчет необходимого количества гипохлорита натрия для хлорирования скважин баков запаса воды на 2019 год, отчет по проводкам счета 20 в корреспонденции со счетом 10 по химическим реагентам за 2017 год, счет-фактура на покупку гипохлорита натрия от 27 апреля 2017 года (продавец ООО «ТД «Химпром»).
Расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов (пункт 50 Основ ценообразования). Регулируемая организация представляет в органы регулирования тарифов информацию согласно Приложениям 2.1, 2.1.1 к Методическим указаниям в отношении реагентов, горюче-смазочных материалов и других видов сырья и материалов, расходы на которые составляют более 5 процентов общей величины расходов на сырье и материалы (пункт 19 Методических указаний).
Административный истец указывает, что занижение расходов по данной статье делает невозможным выполнение в полном объёме программы производственного контроля, на обслуживаемых объектах (т. 2 л.д. 43-46), регулирующей организацией не была дана оценка представленным в материалы тарифного дела документам, подтверждающих объем необходимых реактивов и их стоимость:
- коммерческому предложению ООО «Фирма «Авис» № 01/О от 7 февраля 2018 года (т. 2 л.д. 47-48),
- договору купли-продажи № 01/14 от 9 января 2014 года, заключенный Обществом с ООО «Авис» о поставке товара, приложением к которому являлась спецификация, содержащая сведения о количестве и стоимости проданных реактивов (т. 2 л.д. 49-54),
- коммерческому предложению ООО ТД «Алькор» на 2018 год (т. 2 л.д. 55-56).
Оценивая доводы участников процесса относительно обоснованности выводов эксперта РЭК суд приходит к следующему.
Согласно подпунктам «г», «л», «о» пункта 17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату, копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленной законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупке, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок, копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями на очередной период регулирования.
Приведенные выше договор, а также коммерческие предложения, требованиям пункта 17 Правил не отвечают, в связи с чем экспертом РЭК после анализа представленных документов объем заявленного реагента (гипохлорит натрия) обоснованно был принят на уровне фактических данных 2017 года 252 кг, вместо заявленных 324 кг., по средневзвешенной стоимости с учетом индекса потребительских цен на 2019 год – 31,69 руб./кг. (всего на год - 7,99 тыс.руб.).
Обоснование увеличения затрат по данной статье расходов относительно предыдущего периода регулирования, в том числе посредством предоставления предписаний надзорных органов, с учетом уменьшения объемов реализации питьевой воды, отсутствует.
Суд полагает, что расходы предприятия на химические реагенты определены регулирующим органом в соответствии с требованиям пункта 19 Методических указаний и пункта 22 Основ ценообразования.
Административный истец указывает на необходимость включения в нвв отклоненных регулирующей организацией затрат на автоуслуги в размере 14, 59 тыс.руб., ссылаясь на географическую отдаленность обслуживаемых скважин, необходимость аренды транспортных средств для доставки обслуживающего персонала, выполнения мероприятий по осуществлению лабораторного контроля качества холодной воды на водозаборных скважинах.
Как следует из экспертного заключения и показаний свидетеля ФИО6 в качестве обосновывающих материалов в тарифное дело были представлены оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 за 2017 год, договор возмездного оказания автотранспортных услуг от 14 июля 2015 года № 21/15, путевые листы. Проанализировав представленные документы (в том числе сводные сведения о фактических помесячных затратах), эксперт отметил, что Обществом не были представлены данные о фактически задействованных транспортных средствах на обслуживание скважин, количестве отработанных машино-часов, стоимости машино-часа по каждому транспортному средству, что не позволило оценить экономическую обоснованность стоимости расходов на автоуслуги, в связи с чем указанные расходы не были приняты к учету.
Поскольку, в нарушение пунктов 25, 30 Правил регулирования тарифов, факт несения расходов на автоуслуги представленными доказательствами не был должным образом обоснован, РЭК КО правильно отказала в их включении в нвв, при этом, как следует из материалов дела, расположение скважин территориально приближено к расположению обслуживаемых Обществом котельных, географическая удаленность скважин друг от друга, а также от местонахождения автотранспортной организации либо местонахождения Общества не служит обоснованием несения данных расходов, необходимость доставки определенного персонала, в конкретные сроки, с указанием места дислокации рабочих и специалистов, документально не подтверждена. Приведенные путевые листы с отметками водителей о посещении скважин таковым обоснованием не являются.
Административный истец указывает на неправильное определение регулирующим органом при установлении тарифов величины затрат на оплату труда, в связи с занижением численности основного производственного, цехового и административно-управленческого персонала, размера оплаты труда и отчисления на социальные нужды.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям.
При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
В материалы дела Обществом представлен расчет нормативной численности персонала для обслуживания скважин котельных №24, 25, 54, согласно которому она составила 12 чел., расчетная 6,84 чел., в том числе по видам работ:
- обслуживание водопроводных сетей протяженностью 6 019 ч., слесарь АВР, нормативная численность 3 чел., расчетная 1,14 чел.,
- обслуживание пяти сооружений для хранения и запаса воды, водораздатчик – 3 и 1,71 чел. соответственно,
- обслуживание четырех насосных установок для подкачки воды, машинист насосной установки, 3 и 3,42 чел. соответственно,
- водозабор подземных вод из семи подземных скважин, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 3 и 0,57 чел. соответственно ( т. 2 л.д. 1).
Оперативное руководство эксплуатацией водопроводных сооружений по забору, подаче, хранению и перекачки воды при подъеме воды в 2019 году в объеме 0,287 тыс. куб.м. осуществляется начальником участка, мастером – нормативная численность – 4 чел., расчетная 0,322 чел., на общее руководство определено нормативной численности 0,16, расчетной 0,0698 чел. (т. 2 л.д. 3)
Согласно предложению предприятия численность основного производственного персонала составила 5,13 чел., среднемесячная оплата труда - 18 722,55 руб., численность цехового персонала - 0,32 чел., среднемесячная оплата труда - 30 985, 94 руб., численность административно-управленческого персонала - 0,07 чел., среднемесячная оплата труда – 51 141, 12 руб. (т. 2 л.д. 214-216). В обоснование величины оплаты труда в тарифное дело были представлены «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы», которым минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда с 1 января 2019 года должна составить 10 303 руб. (т. 1 л.д. 194), коллективный договор АО «Теплоэнерго» на 2018-2021 годы, которым утверждено положение о оплате труда и из которого следует, что величина минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда составляет с 1 октября 2017 года 7 504, 13 руб. (т. 1 л.д. 210).
Как следует из экспертного заключения численность основного производственного персонала была принята на уровне фактической численности 2017 года – 0,50 чел., размер оплаты труда определен по фактической средней заработной плате 2017 года с применением индексов потребительских цен на 2018 и 2019 годы в размере 9991,98 руб./чел/мес. Аналогичный подход применен в отношении цехового персонала (0,12 чел., 30 985,94 руб./чел/мес.), ремонтного персонала (0,39 чел., 14 386, 11 руб./чел/мес.), административно-управленческого персонала (0,05 чел., 40 702,96 руб./чел/мес.). Экспертом указано, что в тарифное дело Обществом представлена справка о том, что в штате работники, которые трудятся в режиме полной занятости (на 1 ставку) и не получают минимальный размер оплаты труда отсутствуют.
Суд полагает, что регулирующим органом нарушений при расчете численности персонала необходимого для осуществления Обществом деятельности по водоснабжению не допущено, поскольку экспертом обоснованно при определении величины активов АО «Теплоэнерго» не были учтены сети в отношении которых не было представлено документов подтверждающих обоснованность их владения (бесхозные), их наличие подтверждено актами на установление границ обслуживание и ответственности за состояние водопровода от скважин № 1,2 котельной 54, № 2,4,5 котельной 24, № 1,2 котельной 25, являющимися приложениями к договору холодного водоснабжения №19 от 1 января 2018 года, из которых следует, что вопреки доводам представителей административного истца в отношении части водопроводных сетей собственник не определен, часть находится в обслуживании потребителя услуги, сети обслуживаемые ресурсоснабжающей организацией локализованы в границах скважин, котельных, приборов учета, накопительных емкостей, разделительных баков (т. 5 л.д. 202-220), аналогичная ситуация сохранилась в 2019 году, что следует из договора от 1 января 2019 года (т. 5 л.д. 221-239). При таких данных экспертом при определении численности персонала, а также размера оплаты труда приняты фактические данные 2017 года, поскольку не установлены обстоятельства изменения условий осуществления Обществом регулируемой деятельности, в том числе увеличения либо уменьшения количества абонентов, либо увеличение объема реализации. Поскольку отчисления на социальные нужды производны от фонда оплаты труда, нарушений при определении величины данной статьи расходов также не допущено.
Расчет расходов на оплату труда административно-управленческого персонала произведен исходя из численности основного производственного персонала.
Поскольку численность работников Общества в сфере холодного водоснабжения в предыдущем периоде регулирования не достигала штатной численности, заявленной к учету в 2019 году, а также учитывая снижение объема реализации, произведенный регулирующим органом расчет исходя из фактического размера фонда оплаты труда, сложившегося в последнем расчетном периоде регулирования Общества, прогнозного значения индекса потребительских цен законодательству, регулирующему спорные правоотношения, не противоречит. Кроме того, Обществом в материалы дела не было представлено документов, подтверждающих включение административного истца в региональный реестр участников Отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, следовательно, доводы о необоснованном не учете его положений при определении размере оплаты труда персонала не обоснованы.
Обществом указано на исключение из нвв расходов на ремонт объектов холодного водоснабжения, а именно восстановление подъездных путей к скважинам, замена запорной арматуры, в размере 985,07 тыс.руб.
В НВВ регулируемой организации подлежат включению ремонтные расходы, в том числе расходы на текущий и капитальный ремонт, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, а также налоги и сборы с фонда оплаты труда (подпункт «б» пункта 38 ценообразования). При определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации (пункт 51 Основ ценообразования).
Согласно проекту производственной программы АО «Теплоэнерго» среди прочих плановых мероприятий по ремонту объектов водоснабжения Обществом были указаны ремонты:
- подъездных путей к скважинам № 2, 4, 5 котельной № 24 (285,45 тыс.руб., 447,76 тыс.руб., 251, 86 тыс.руб.),
- задвижек Ду 70, 80 котельной № 24, Ду 50, 80 котельной № 25, Ду 50, 80 котельной № 54 (т. 1 л.д. 117-118).
Как следует из экспертного заключения в качестве обоснования необходимости проведения ремонтных работ были представлены дефектные ведомости, в которых отсутствовала информация о выявленных недостатках или дефектах, перечень планируемых работ без обоснования их необходимости и целесообразности. Было выявлено, что часть заявленных мероприятий по текущему ремонту, также были заявлены предприятием при расчёте тарифов на тепловую энергию, заявленные мероприятия содержались в ремонтных программах предприятия в предыдущие периоды регулирования. Затраты на ремонт подъездных путей к скважинам были отклонены, как не имеющие отношение к текущему ремонту объектов централизованной системы холодного водоснабжения. Экспертом затраты по данной статье приняты на уровне фактических данных 2017 года с применением индексов потребительских цен на 2018, 2019 годы пропорционально снижению объёмов реализации питьевой воды по сравнению с плановыми значениями, что действующему законодательству не противоречит. Поскольку обслуживание подъездных путей на объектах водоснабжения договором аренды специализированного муниципального имущества не предусмотрено, ссылка о необходимости соблюдения требований к санитарно-защитным зонам указанных объектов подлежит отклонению, поскольку соответствующих предписаний надзорными органами Обществу не выдавались, полномочия по приведению данных объектов (подъездных путей) в надлежащее состояние административному истцу муниципальными образованиями, на территории которых они расположены, не передавались. Относительно иных ремонтных работ доводы административного истца проверены и являются необоснованными, поскольку в нарушение подпунктов «б» и «з» пункта 5, подпункта «а» пункта 7 Правил разработки производственных программ в регулирующий орган не были представлены результаты технического обследования централизованных систем водоснабжения с участием незаинтересованных лиц, позволяющие установить техническое состояние таких систем и подтверждающие размер расходов на ремонт. Акт технического обследования от 5 июня 2017 года составлен сотрудниками Общества, иные специалисты не привлекались (т. 3 л.д. 121-122).
При указанных обстоятельствах доводы Общества о необоснованном занижении величины базового уровня операционных расходов подлежат отклонению.
По мнению административного истца, устанавливая долгосрочные параметры регулирования РЭК КО завысил объем отпуска холодной воды по категориям потребителей на 19 194,68 м3, занизил объем потерь воды и удельный расход электрической энергии. Суд полагает данные доводы необоснованными.
Расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг устанавливаются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год, исходя из фактического объема отпуска воды за последний отчетный год и динамики отпуска воды за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и прекращения подачи воды в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды, включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды к использованию приборов учета воды (пункт 4 Методических указаний).
Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формуле, предусмотренной в пункте 5 Методических указаний, которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить); планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды.
Расчетные объемы определяются органом регулирования с учетом предоставленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6, на основе баланса водоснабжения, предоставляемого регулируемой организацией (пункт 5 Методических указаний), а также расчета объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Законом о водоснабжении, с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям (подпункт «з» пункта 17 Правил регулирования тарифов).
Согласно проекту производственной программы АО «Теплоэнерго», предложение предприятия относительно объема отпущенной воды по категориям потребителей составило на 2019 год – 9 879, 51 м3 (т. 1 л.д. 121), как следует из экспертного заключения регулятором данный показатель был учтен на каждое полугодие 2019 года в размере 14 977, 71 м3, общая величина на год составила 29 955, 41 м3, в соответствии с представленными договорами с абонентами.
Из письменных пояснений административного ответчика следует, что при первоначальном установлении тарифов для Общества объем реализации был принят на уровне предложения предприятия, в последующем каждый год он снижался с целью доведения данного значения до фактического с учетом пятипроцентного допустимого снижения. С учетом особенностей потребителей услуги (детские оздоровительные лагеря) при определении данной величины учитывались показатели заложенные в договор водоснабжения.
Как следует из договора водоснабжения № 19 от 1 января 2018 года расчетный объем водопотребления Муниципального автономного учреждения «Оздоровительный комплекс «Отдых» на 2018 год составляет 23 035, 33 м3(т. 5 л.д. 214), на 2019 год данный показатель не претерпел изменения (т. 5 л.д. 232).
При таких данных предложение Общества относительно объема реализации - 10 760,73 м3 не является обоснованным, как и ссылка на нарушение регулирующей организацией пункта 4 Методических указаний, данная норма подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 5 Методических указаний, ограничивающим темп снижения потребления воды 5 % в год, с целью защиты прав потребителя услуги и недопущения чрезмерного роста тарифов применительно к предыдущему расчетному периоду. При этом Обществом не приведен арифметический расчет указанного показателя по формуле, приведенной в пункте 5 Методических указаний, свидетельствующий о неправильном определении спорного значения.
Административный истец указывает на некорректность определения регулирующей организацией одного из показателей энергосбережения и энергетической эффективности, отраженного в постановлении №424 – уровня потерь воды, составившего в процентном соотношении 6,47 к объему реализованной воды.
Объём потерь воды при транспортировке определяется органом регулирования тарифов в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования (пункт 7 Методических указаний).
В силу пункта 27 Основ ценообразования уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Пунктом 8 Перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденного приказом Минстроя России от 4 апреля 2014 года № 162/пр, предусмотрено, что показателем энергетической эффективности является в том числе доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть (в процентах).
Уровень потерь воды устанавливается в том числе утвержденными инвестиционной программой, производственной программой в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных указанными программами (часть 1.3 статьи 39 Закона о водоснабжении) как доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть (в процентах) (подпункт «а» пункта 8 Перечня показателей надежности).
Как следует из проекта производственной программы (т. 1 л.д. 121) и экспертного заключения РЭК уровень потерь воды был заявлен организацией на 2019-2023 годы в размере 5,62 % (555,6 м3 в год). Экспертом было предложено на весь период регулирования данный показатель установить в размере 6,47 % (т. 2 л.д. 90).
Согласно письменным пояснениям к административному исковому заявлению от 12 апреля 2019 года, по мнению Общества, уровень потерь воды должен составить 16,15 %, исходя из отпуска воды по категориям потребителей 10 760, 73 м3. В обоснование данного довода в материалы настоящего дела представлены: акт технического обследования систем централизованного холодного водоснабжения от артезианских скважин котельных № 24, 25, 54 АО «Теплоэнерго» (т. 3 л.д 118-120), сводные таблицы потребления и реализации воды за 2017 год (т. 3 л.д. 121-122).
Поскольку при установлении оспариваемых тарифов Обществом была заявлена иная величина потерь воды, а именно 5,62 %, расчет данного параметра на уровне 6,47 % не противоречит приведенным выше правовым нормам и не нарушает права административного истца. Кроме того, как было указано выше, акт технического обследования, составленный сотрудниками Общества, не является надлежащим доказательством технического состояния систем водоснабжения, обосновывающим значительное увеличение уровня потерь относительно предыдущего периода регулирования 3,37%.
Довод о занижении величины удельного расхода электрической энергии обоснован неверным расчетом объема реализации холодной воды по категориям потребителей, вместе с тем поскольку судом данное обстоятельство проверено, нарушений не установлено, и других данных, свидетельствующих о нарушении пункта 64 Основ ценообразования не приведено и в настоящем судебном заседании не выявлено, подлежит отклонению.
Таким образом регулирующей организацией при расчете долгосрочных параметров регулирования, а также их необоснованность судом не установлена.
Поскольку тарифы на холодную воду являются производными от указанных выше показателей, довод о их экономической необоснованности суд признает несостоятельным.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Таким образом, дополнительно понесенные Обществом обоснованные расходы, в случае их возникновения, подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью, могут быть учтены тарифным органом при установлении тарифов для регулируемой организации в следующие годы периода регулирования.
При изложенных обстоятельствах оспариваемые постановления соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают и не ограничивают прав административного истца в упоминаемых им аспектах.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Акционерного общества «Теплоэнерго» отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.
В окончательной форме решение принято 13 мая 2019 года.
Председательствующий: Пушкарева Н.В.