Дело № 3а-170/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2016 года город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бакланова Е.А.
при секретаре Коробовой Ю.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Алтайского края об оспаривании в части Устава муниципального образования Залесовский район Алтайского края,
установил:
заместитель прокурора Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, требуя (с учетом уточнений) признать противоречащими закону ряд положений Устава муниципального образования Залесовский район Алтайского края (далее - Устав Залесовского района), утвержденного решением Залесовского районного Совета депутатов Алтайского края от 21 июля 2010 года №28, в частности: статью 5 в части отсутствия в ней закрепленных полномочий органов местного самоуправления муниципального района по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района, по организации выполнения комплексных кадастровых работ и утверждению карты-плана территории; пункт 15 статьи 5; пункт 16 статьи 5 в части слов «, в том числе путем выкупа,»; пункт 30 статьи 5; пункт 35 статьи 5; часть 2 статьи 7 в части слов «Администрации»; пункт 3 статьи 8 в части слов «и главы Залесовского района Алтайского края (далее – глава района в соответствующем падеже)»; пункт 3 части 3 статьи 9 в части слова «Администрации»; статью 11 в части наименования «и главы района»; абзац 1 части 1 и часть 2 статьи 11 в части слов «, главы района»; абзац 2 части 1 статьи 11; абзац 1 части 3 статьи 11 в части слов «, главы района», «или обязанностей главы района»; абзац 3 части 3 статьи 11; абзац 1 части 4 статьи 11 в части слов «, главой района», «а главой района – со дня его вступления в должность»; абзац 2 части 4 статьи 11 в части слов «, главой района»; абзац 1 части 5 статьи 11 в части слов «, главы района», «вступления в должность главы района»; абзац 2 части 5 статьи 11 в части слов «, главы района»; пункт 1 части 6 статьи 11 в части слов «, главы района», «, главой района»; абзац 1 части 7 статьи 11 в части слов «, главу района»; абзац 2 части 7 статьи 11 в части слов «, глава района»; абзацы 1,2,4 части 10 статьи 11 в части слов «, главы района»; части 11,13,14, абзац 3 части 16 статьи 11 в части слов «, глава района»; часть 15, абзац 1 и абзац 2 части 16 статьи 11 в части слов «, главы района»; часть 4 статьи 18; часть 4 статьи 23 в части слов «главы Администрации района или»; пункт 1 статьи 25 в части слов «, главы Администрации района»; часть 2 статьи 29 в части слов «глава района»; часть 3 статьи 30 в части слов «Удостоверение подписывается главой района.»; пункт 4 части 5 статьи 30 в части слов «, главой Администрации района,»; пункт 5 части 5 статьи 30 в части слов «, главе Администрации района,»; пункты 1,2 части 1 статьи 35; части 1,2 статьи 37; статью 37.1; пункты 10,12 части 1 статьи 38; пункт 1 статьи 39 в части слов «, районного Совета депутатов»; пункты 2,3,4,5,6,8,10 части 1 статьи 39; часть 2 статьи 40 в части слова «Администрации» после слова «главы»; части 2,3 статьи 41 в части слов «Администрации» после слов «глава», «главы» и «главой»; части 1,2 статьи 42 в части слов «Администрации» после слов «главой»; статьи 42.1, 42.2, 42.3; части 1,2 статьи 43 в части слов «Администрации» после слов «главы», «главой»; часть 2 статьи 44 в части слов «Администрации» после слова «главой»; пункт 14 статьи 45 в части слов «, в том числе путем выкупа,»; пункт 19 статьи 45; пункт 13 статьи 46; пункт 6 части 1 ст.51; часть 3 и часть 6 статьи 53 в части слов «Администрации»; часть 1 статьи 54 в части слов «, главой Администрации района,»; часть 2 статьи 54 в части слов «Администрации»; часть 2 статьи 55 в части слова «Администрации»; часть 6 статьи 61; часть 2 статьи 62 в части слова «Администрации»; часть 1 статьи 67 в части слов «и глава Администрации района»; части 2,3,5 статьи 67 в части слов «Администрации» после слов «главе», «Глава», «главой»; статью 69 в части слов «, глава Администрации района»; статью 71 в части слов «, главы Администрации района». В обоснование требований указано, что приведенные положения Устава Залесовского района вошли в противоречие с действующим законодательством, а именно Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Алтайского края от 27 ноября 2014 года №92-ЗС «О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края». 29 декабря 2015 года прокуратурой Залесовского района принесен протест, по результатам его рассмотрения подготовлен проект муниципального правового акта о внесении изменений, который не был принят на сессии Залесовского районного Совета депутатов Алтайского края ввиду отсутствия необходимого полномочного состава представительного органа. При проведении очередной сессии указанного органа вопрос о внесении изменений в муниципальный правовой акт не был включен в повестку. Таким образом, на территории муниципального образования действует Устав, который не приведен в соответствии с законодательством по причине бездействия представительного органа.
В судебном заседании заместитель начальника отдела прокуратуры Алтайского края ФИО1 уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Представители административного ответчика Залесовского районного Совета депутатов Алтайского края и заинтересованного лица администрации Залесовского района Алтайского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При этом административным ответчиком представлен письменный отзыв на административное исковое заявления, в котором выражено согласие с заявленными требованиями.
При таких обстоятельствах, на основании требований ст.150, ч.5 ст.213 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.7 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим.
Как следует из материалов дела, решением Залесовского районного Совета депутатов Алтайского края (далее также – районный Совет депутатов) от 21 июля 2010 года №28 принят Устав Залесовского района.
Устав Залесовского района включен Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в государственный реестр уставов муниципальных образований 30 июля 2010 года (номер государственной регистрации RU225120002010280) и опубликован в газете «Сельский новатор» от 18 сентября 2010 года №74.
Решениями районного Совета депутатов от 30 сентября 2011 года №40, от 30 января 2013 года №5, от 20 сентября 2013 года №30, от 10 июня 2014 года №28 и от 19 февраля 2015 года №2 в Устав Залесовского района внесены изменения. Указанные муниципальные правовые акты зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю 21 октября 2011 года, 18 февраля 2013 года, 26 сентября 2013 года, 07 июля 2014 года, 27 февраля 2015 года и опубликованы в газете «Сельский новатор» от 01 декабря 2011 года №95, от 23 февраля 2013 года №17,18, от 02 ноября 2013 года №97, от 26 июля 2014 года №61,62, от 14 марта 2015 года №13 соответственно.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят как в пределах полномочий муниципального образования, так и в соответствии с компетенцией его представительного органа, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения его в действие.
В силу требований п.3 ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания данного обстоятельства возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч.9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ч.1, ч.2 ст.43 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления) устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования, иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования.
Согласно требованиям ст.7 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Анализ оспариваемого Устава Залесовского района в системной взаимосвязи с нормами Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления дает суду убедительную основу для вывода о том, что ряд положений муниципального правового акта не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
В ст.15 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления закреплены вопросы местного значения муниципального района.
Статей 5 Устава Залесовского района к вопросам местного значения муниципального района отнесены, в том числе, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 15); утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд (пункт 16); обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района (пункт 30); осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны (пункт 35).
В соответствии с пунктом 19 статьи 45 и пунктом 13 статьи 46 Устава Залесовского района к полномочиям Администрации района отнесены организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в также обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.
Вместе с тем, Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, относящий к вопросам местного значения муниципального района организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, изложен в редакции, предусматривающей участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Кроме того, Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" признан утратившим силу пункт 31 части 1 статьи 15 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, предусматривавший возможность осуществления муниципального контроля на территории особой экономической зоны органами местного самоуправления муниципальных районов.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления внесены изменения, согласно которым в пункте 15 части 1 статьи 15 слова ", в том числе путем выкупа," исключены.
Таким образом, приведенные положения Устава Залесовского района противоречат указанным нормам правового акта, имеющего большую юридическую силу, поскольку воспроизводят его недействующую редакцию.
При таких обстоятельствах, суд признает недействующими пункт 15 статьи 5; пункт 16 статьи 5 и пункт 14 статьи 45 в части слов «, в том числе путем выкупа,»; пункт 35 статьи 5, пункт 19 статьи 45 Устава Залесовского района.
В то же время отсутствуют основания для подобного вывода в отношении всего текста пункта 30 статьи 5 и пункта 13 статьи 46 Устава Залесовского района, поскольку их содержание частично не соответствует пункту 26 части 1 статьи 15 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", относящему к вопросам местного значения муниципального района также обеспечение условий для развития на территории муниципального района школьного спорта.
В связи с изложенным, следует признать недействующими пункт 30 статьи 5 и пункт 13 статьи 46 Устава Залесовского района в той мере, в которой их содержание не относит к вопросам местного значения муниципального района обеспечение условий для развития на территории муниципального района школьного спорта.
Федеральными законами от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 22 декабря 2014 года N 447-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 1 статьи 15 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления дополнена соответственно пунктом 19.3 следующего содержания: "19.3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района; и пунктом 36 следующего содержания: "36) организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.".
Проанализировав содержание статьи 5 Устава Залесовского района и сопоставив его с приведенными выше предписаниями федерального законодательства, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт не содержит правового регулирования полномочий органов местного самоуправления муниципального района, введенных вышеуказанными Законами.
При таком положении статья 5 Устава Залесовского района противоречит федеральному законодательству в той мере, в которой ее положения не закрепляют полномочий органов местного самоуправления муниципального района по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района, по организации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждению карты-плана территории.
Исходя из положений ч.1 ст.36 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
При этом в случае, если глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, он возглавляет местную администрацию (п.5 ч.2 ст.36 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления).
Согласно ч.14 ст.35 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе (ч.5 ст.40 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления).
Как следует из ст.1 Закона Алтайского края от 27 ноября 2014 года N 92-ЗС "О порядке избрания глав муниципальных образований Алтайского края" глава городского округа, муниципального района, органы местного самоуправления которого наделены пятью и более государственными полномочиями, в соответствии с уставом муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, проводимого в порядке, устанавливаемом представительным органом муниципального образования, и возглавляет местную администрацию.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, глава муниципального района возглавляет местную администрацию и не входит в состав представительного органа. При такой модели местного самоуправления должность главы администрации в структуре органов местного самоуправления отсутствует.
Вопреки указанным нормам часть 2 статьи 7, пункт 3 части 3 статьи 9, часть 4 статьи 23, часть 1 статьи 42, статьи 42.1, 42.2, 42,3, часть 2 статьи 43, часть 2 статьи 44, часть 6 статьи 53, часть 2 статьи 54, часть 2 статьи 55, часть 2 статьи 62, статьи 67, 69, часть 2 статьи 70, часть 1 статьи 71 Устава Залесовского района регулируют правовой статус, полномочия, порядок назначения, освобождения от должности и ответственность главы Администрации Залесовского района; пункт 3 статьи 8 и статья 11 Устава Залесовского района относят к формам непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления голосование по отзыву главы Залесовского района Алтайского края; пункт 10 части 1 статьи 38 в качестве основания для досрочного прекращения полномочий главы района устанавливает отзыв избирателями; часть 2 статьи 29, часть 3 статьи 30, пункты 4 и 5 части 5 статьи 30, части 1 статьи 35, статьи 37, 37.1, 39, 42 предусматривают избрание главы Залесовского района из состава Залесовского районного Совета депутатов с включением его в структуру представительного органа в качестве председателя и осуществление им своих полномочий на непостоянной основе.
Кроме того, Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ признан утратившим силу п.11.1 ч.6 ст.36 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, который предусматривал возможность досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в случае изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Наличие в настоящий момент в Уставе Залесовского района подобного положения свидетельствует о несоответствии его пункта 12 части 1 статьи 38 приведенному Федеральному закону об общих принципах организации местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд признает недействующими часть 2 статьи 7 в части слов «Администрации»; пункт 3 статьи 8 в части слов «и главы Залесовского района Алтайского края (далее – глава района в соответствующем падеже)»; пункт 3 части 3 статьи 9 в части слова «Администрации»; статью 11 в части наименования «и главы района»; абзац 1 части 1 и часть 2 статьи 11 в части слов «, главы района»; абзац 2 части 1 статьи 11; абзац 1 части 3 статьи 11 в части слов «, главы района», «или обязанностей главы района»; абзац 3 части 3 статьи 11; абзац 1 части 4 статьи 11 в части слов «, главой района», «а главой района – со дня его вступления в должность»; абзац 2 части 4 статьи 11 в части слов «, главой района»; абзац 1 части 5 статьи 11 в части слов «, главы района», «вступления в должность главы района»; абзац 2 части 5 статьи 11 в части слов «, главы района»; пункт 1 части 6 статьи 11 в части слов «, главы района», «, главой района»; абзац 1 части 7 статьи 11 в части слов «, главу района»; абзац 2 части 7 статьи 11 в части слов «, глава района»; абзацы 1,2,4 части 10 статьи 11 в части слов «, главы района»; части 11,13,14, абзац 3 части 16 статьи 11 в части слов «, глава района»; часть 15, абзац 1 и абзац 2 части 16 статьи 11 в части слов «, главы района»; часть 4 статьи 23 в части слов «главы Администрации района или»; пункт 1 статьи 25 в части слов «, главы Администрации района»; часть 2 статьи 29 в части слов «глава района»; часть 3 статьи 30 в части слов «Удостоверение подписывается главой района.»; пункт 4 части 5 статьи 30 в части слов «, главой Администрации района,»; пункт 5 части 5 статьи 30 в части слов «, главе Администрации района,»; пункты 1,2 части 1 статьи 35; часть 1 статьи 37 в части слов «и исполняет полномочия председателя районного Совета депутатов»; часть 2 статьи 37; статью 37.1; пункты 10,12 части 1 статьи 38; пункт 1 статьи 39 в части слов «, районного Совета депутатов»; пункты 2,3,4,5,6,8,10 части 1 статьи 39; часть 2 статьи 40 в части слова «Администрации» после слова «главы»; части 2,3 статьи 41 в части слов «Администрации» после слов «глава», «главы» и «главой»; части 1,2 статьи 42 в части слов «Администрации» после слов «главой»; статьи 42.1, 42.2, 42.3; части 1,2 статьи 43 в части слов «Администрации» после слов «главы», «главой»; часть 2 статьи 44 в части слов «Администрации» после слова «главой»; часть 3 и часть 6 статьи 53 в части слов «Администрации»; часть 1 статьи 54 в части слов «, главой Администрации района,»; часть 2 статьи 54 в части слов «Администрации»; часть 2 статьи 55 в части слова «Администрации»; часть 2 статьи 62 в части слова «Администрации»; часть 1 статьи 67 в части слов «и глава Администрации района»; части 2,3,5 статьи 67 в части слов «Администрации» после слов «главе», «Глава», «главой»; статью 69 в части слов «, глава Администрации района»; статью 71 в части слов «, главы Администрации района» Устава Залесовского района.
Как следует из части 4 статьи 18 проверяемого муниципального акта порядок назначения и проведения опроса граждан определяется положением, утверждаемым решением районного Совета депутатов.
Вместе с тем, в силу требований ч.4 ст.31 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В Законе Алтайского края от 30 июня 2015 года N 59-ЗС "О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Алтайского края" закреплены принципы проведения, территория, участники, инициаторы, порядок назначения и проведения опроса, его финансовое обеспечение и установление результатов.
Таким образом, содержание оспариваемой части Устава Залесовского района свидетельствует об его несоответствии указанным Федеральному закону и Закону Алтайская края, в связи с чем, часть 4 статьи 18 также признается судом недействующей.
В силу требований ч.6 ст.52 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
Таким образом, часть 6 статьи 61 Устава Залесовского района, предусматривающая указание фактических затрат на денежное содержание муниципальных служащих органов местного самоуправления и работников муниципальных учреждений вызывает неоднозначное толкование, допуская правовую неопределенность, что в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации) является основанием для признания оспариваемой нормы недействующей.
Пунктом 6 части 1 статьи 51 Устава Залесовского района предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов муниципального района входят распоряжения и приказы руководителей органов Администрации района.
Органы Администрации района могут наделять правами юридического лица. Структура, штатное расписание, порядок формирования, полномочия и организация работы органов Администрации района, ненаделенных статусом юридического лица, определяются положением о них (статья 44 Устава Залесовского района)
Согласно ст.43 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Возможность издания должностными лицами местного самоуправления распоряжений и приказов по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования, предусмотрена ч.7 ст.43 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления.
Таким образом, положения пункта 6 части 1 статьи 51 Устава Залесовского района не содержат норм, противоречащих Федеральному закону об общих принципах организации местного самоуправления, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований прокурора в этой части не имеется.
В силу п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку до вынесения настоящего решения муниципальный правовой акт применялся, суд, учитывая разъяснения, содержащимися в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, признает отдельные положения Устава Залесовского района недействующими со дня вступления решения в законную силу
Исходя из требований п.2 ч.4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит публикации в газете «Сельский новатор», а в случае прекращении указанным печатным изданием своей деятельности - в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Залесовского районного Совета депутатов Алтайского края.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Алтайского края удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу статью 5 в той мере, в которой ее положения не закрепляют полномочий органов местного самоуправления муниципального района по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района, по организации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждению карты-плана территории; пункт 15 статьи 5; пункт 16 статьи 5 в части слов «, в том числе путем выкупа,»; пункт 30 статьи 5 в той мере, в которой его содержание не относит к вопросам местного значения муниципального района обеспечение условий для развития на территории муниципального района школьного спорта; пункт 35 статьи 5; часть 2 статьи 7 в части слов «Администрации»; пункт 3 статьи 8 в части слов «и главы Залесовского района Алтайского края (далее – глава района в соответствующем падеже)»; пункт 3 части 3 статьи 9 в части слова «Администрации»; статью 11 в части наименования «и главы района»; абзац 1 части 1 и часть 2 статьи 11 в части слов «, главы района»; абзац 2 части 1 статьи 11; абзац 1 части 3 статьи 11 в части слов «, главы района», «или обязанностей главы района»; абзац 3 части 3 статьи 11; абзац 1 части 4 статьи 11 в части слов «, главой района», «а главой района – со дня его вступления в должность»; абзац 2 части 4 статьи 11 в части слов «, главой района»; абзац 1 части 5 статьи 11 в части слов «, главы района», «вступления в должность главы района»; абзац 2 части 5 статьи 11 в части слов «, главы района»; пункт 1 части 6 статьи 11 в части слов «, главы района», «, главой района»; абзац 1 части 7 статьи 11 в части слов «, главу района»; абзац 2 части 7 статьи 11 в части слов «, глава района»; абзацы 1,2,4 части 10 статьи 11 в части слов «, главы района»; части 11,13,14, абзац 3 части 16 статьи 11 в части слов «, глава района»; часть 15, абзац 1 и абзац 2 части 16 статьи 11 в части слов «, главы района»; часть 4 статьи 18; часть 4 статьи 23 в части слов «главы Администрации района или»; пункт 1 статьи 25 в части слов «, главы Администрации района»; часть 2 статьи 29 в части слов «глава района»; часть 3 статьи 30 в части слов «Удостоверение подписывается главой района.»; пункт 4 части 5 статьи 30 в части слов «, главой Администрации района,»; пункт 5 части 5 статьи 30 в части слов «, главе Администрации района,»; пункты 1,2 части 1 статьи 35; часть 1 статьи 37 в части слов «и исполняет полномочия председателя районного Совета депутатов»; часть 2 статьи 37; статью 37.1; пункты 10,12 части 1 статьи 38; пункт 1 статьи 39 в части слов «, районного Совета депутатов»; пункты 2,3,4,5,6,8,10 части 1 статьи 39; часть 2 статьи 40 в части слова «Администрации» после слова «главы»; части 2,3 статьи 41 в части слов «Администрации» после слов «глава», «главы» и «главой»; части 1,2 статьи 42 в части слов «Администрации» после слов «главой»; статьи 42.1, 42.2, 42.3; части 1,2 статьи 43 в части слов «Администрации» после слов «главы», «главой»; часть 2 статьи 44 в части слов «Администрации» после слова «главой»; пункт 14 статьи 45 в части слов «, в том числе путем выкупа,»; пункт 19 статьи 45; пункт 13 статьи 46 в той мере, в которой его содержание не относит к полномочиям Администрации района обеспечение условий для развития на территории муниципального района школьного спорта; часть 3 и часть 6 статьи 53 в части слов «Администрации»; часть 1 статьи 54 в части слов «, главой Администрации района,»; часть 2 статьи 54 в части слов «Администрации»; часть 2 статьи 55 в части слова «Администрации»; часть 6 статьи 61; часть 2 статьи 62 в части слова «Администрации»; часть 1 статьи 67 в части слов «и глава Администрации района»; части 2,3,5 статьи 67 в части слов «Администрации» после слов «главе», «Глава», «главой»; статью 69 в части слов «, глава Администрации района»; статью 71 в части слов «, главы Администрации района» Устава муниципального образования Залесовский район Алтайского края, утвержденного решением Залесовского районного Совета депутатов Алтайского края от 21 июля 2010 года №28.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Сельский новатор», а в случае прекращении указанным печатным изданием своей деятельности - в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Залесовского районного Совета депутатов Алтайского края.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Бакланов
Мотивированное решение составлено 22 августа 2016 года.