ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-170/2021 от 27.09.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-170/2021

10OS0000-01-2021-000258-53

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября2021 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаршиной А.А., с участием прокурора Волковой Е.А., представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика и заинтересованного лицаадминистрации Пряжинского национального муниципального района ФИО2, заинтересованных лиц Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия ФИО3, общества с ограниченной ответственностью «Турсервис» ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное делопо административному исковому заявлению ФИО5 о признании недействующим решения Совета Пряжинского национального муниципального районаот 30 марта 2021 г. № 27 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района» в части,

у с т а н о в и л:

ФИО5 в судебном порядке оспорила решение Совета Пряжинского национального муниципального районаот 30 марта 2021 г.
№ 27 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района» (далее - Решение) в части.

Требования мотивированы тем, что семья административного истца является многодетной, в связи с чем в соответствии с Законом Республики Карелия от 06 марта 2017 г. № 2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия»(далее - Закон Республики Карелия от 06 марта 2017 г. № 2101-ЗРК), статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имеет правона бесплатное предоставление в собственность земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства.

Оспариваемым Решением в Правила землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района (далее - Правила землепользования Чалнинского сельского поселения) территориальная зонав месте расположения земельного участкас кадастровым номером (...) из зоны «Ж1. Малоэтажная жилая застройка»изменена на территориальнуюзону «ОД-1. Многофункциональная общественно-деловая зона».

Считая, что указанные изменения в Правила землепользованияЧалнинского сельского поселенияисключают использование указанного земельного участка в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и, соответственно, нарушают права административного истца на приобретение земельного участкав собственность согласно вышеуказанным нормам Закона Республики Карелия от 06 марта 2017 г. № 2101-ЗРК и ЗК РФ, ФИО5 проситсудпризнать решениеСовета Пряжинского национального муниципального района от 30 марта 2021 г.№ 27 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района»в части включения в границы территориальной зоны«ОД-1. Многофункциональная общественно-деловая зона» земельного участкас кадастровым номером (...), площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: (...) недействующим, поскольку оно противоречит статьям 34, 36 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации (далее - ГрК РФ), статьи 85 ЗК РФ.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Республики Карелия, АО «Корпорация развития Республики Карелия», ООО «Турсервис».

В судебном заседании представитель административного истца поддержала административные исковые требования по изложенным вадминистративном иске основаниям.

Представителиадминистративного ответчика Совета Пряжинского национального муниципального района, администрации Пряжинского национального муниципального района, ООО «Турсервис»возражали против удовлетворения административных исковых требований.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, об отложении разбирательства по делу не просили.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск
не подлежащим удовлетворению,суд приходит к следующему.

Правом на обращение в суд с административным исковым заявлением
о признании нормативного правового акта не действующим полностью или
в части в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обладают лица,
в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что административный истец как лицо, имеющее
в соответствии с Законом Республики Карелия от 06 марта 2017 г. № 2101-ЗРК право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (многодетная семья), обратиласьв Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении
в собственность земельного участка с кадастровым номером (...), площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: Прионежский (...) для индивидуального жилищного строительства.

Письмом от 22 апреля 2021 г. № (...) Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия уведомило ФИО5 об отсутствии оснований для предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка ввиду его нахождения согласно Правилам землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения в территориальной зоне «ОД-1. Многофункциональная общественно-деловая зона», которая не содержит такого вида разрешенного использования земельного участка как «индивидуальное жилищное строительство».

Учитывая, что оспариваемоеРешениеограничивает права административного истца на приобретение указанного земельного участка
в собственность и на использование его по назначению, то есть указанный нормативный правовой акт применен к административному истцу, ФИО5 является лицом, имеющим право на обращение с настоящим административным иском.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ)предусмотрено,
что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 3ГрК РФ законодательство
о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В соответствии с пунктом 20 части 1, частью 4 статьи 14, частью 1 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генерального плана, правил застройки и землепользования, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского округа,
по которым принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с Уставом Пряжинского национального муниципального района (далее - Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Совет Пряжинского национального муниципального района (статьи 20,21 Устава).

Решением Совета Пряжинского национального муниципального района от 30 марта 2021 г.№ 27 утверждены Правила землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района.

Решением Верховного Суда Республики Карелия от 28 июля 2021 г.
по административному делу № 3а-138/2021 по административному исковому заявлению ФИО установлено, что Правила землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, в отсутствие нарушений процедуры принятия Решения Совета Пряжинского национального муниципального района, установленных статьями 31, 32 ГрК РФ.

Указанные обстоятельства в силу статьи 64 КАС РФ имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии
в оспариваемой части Правил землепользования и застройки нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит
к следующему.

Как установлено, земельный участок с кадастровым номером (...) был сформирован и поставлен на кадастровый учет
09 февраля 2021 г. Согласно данным из ЕГРЮЛ земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

Вид разрешенного использования земельного участка был установлен
в соответствии с видом территориальной зоны, определенной действовавшими в указанный период Правилами землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения, утвержденными решением XXVIIIсессии Совета Чалнинского сельского поселения II созыва от 17 декабря 2012 г. № 116, согласно картографическому материалу которых земельный участок с кадастровым номером (...) входил в границы территориальной зоны «Ж1. Малоэтажная жилая застройка».

Земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Оспариваемым Решением Правила землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения приняты в новой редакции, действующей на момент обращения административного истца с заявлением
о предоставлении земельного участка с кадастровым номером (...) в собственность, в соответствиис которой территориальная зона малоэтажной жилой застройки (Ж1), в том числе
в месте расположения спорного земельного участка,изменена на многофункциональную общественно-деловую зону(ОД-1).

В соответствии с частью 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Одной из основных целей разработки правил землепользования и застройки статья 30 ГрК РФ называет создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований.

Правила землепользования и застройки, являясь нормативным правовым актом в сфере градостроительной деятельности,должны основываться, в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (статья 2 ГрК РФ).

Таким образом, внесение оспариваемым Решением изменений в Правила землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения, направленных на развитие территории поселения, соответствует целям и задачам, установленным федеральным законодательством и входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 части 1 статьи 1ГрК РФ).

Пунктами 2, 4 части 1 статьи 34ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметрових планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

В части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункте 2 части 1 статьи 34ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35ГрК РФ следует,
что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Согласно действующему в настоящий момент Генеральному плануЧалнинского сельского поселения, утвержденному решением Пряжинского национального муниципального района от 27 апреля 2021 г. № 30, земельный участок с кадастровым номером (...) отнесен к функциональной зоне «Зона населенных пунктов».

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30ГрК РФ), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30ГрК РФ).

Картой градостроительного зонирования оспариваемых Правил землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения предусмотрено отнесение испрашиваемого административным истцом земельного участка к территориальной зоне «ОД-1. Многофункциональная общественно-деловая зона», основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства
в пределах которой согласно статье 2.1 раздела 2 названных Правил
не предусматривают возможность размещения в данной зоне индивидуальных жилых домов.

Территориальная зона, установленная в оспариваемых Правилах землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения в отношении спорного земельного участка, не противоречит функциональной зоне, отображеннойв ранее действующем Генеральном плане, соответствует функциональной зоне, определеннойв схемах территориального планирования действующегов настоящий момент Генерального плана Чалнинского сельского поселения.

В соответствии с положениями статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки
и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Статьей 36 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные
в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (статья 36 ГрК РФ).

Судом установлено, что изменение территориальной зоны документах территориального планирования вызвано размещением и развитием на данной территории инвестиционного проекта «Создание средств туристического размещения в непосредственной близости от «Вотчины Карельского Деда Мороза ТалвиУкко» в п. Чална» в соответствии с планом мероприятий сопровождения инвестиционного проекта, в рамках Регламента сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 26 декабря 2014 г. № 415-П.

При этом в границах установленной территориальной зоны «Многофункциональная общественно-деловая зона(ОД-1)» отсутствуют сложившаяся планировка, объекты капитального строительства, а также нет земель, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц.

Расположение указанной территориальной зоны в непосредственной близости от земельных участков, занимаемых коттеджами, а также нахождение в ней земельного участка с разрешенным видом использования «для индивидуального жилищного строительства» не свидетельствует о сложившейся планировке территории.

С учетом вышеизложенного административным ответчиком при принятии оспариваемого Решения не допущено существенных нарушений требований федерального или иного законодательства, имеющего большую юридическую силу.

В силу пункта 2части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административногосудопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявленияФИО5 отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

С.Е. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 30 сентября 2021 г.