ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-170/2023 от 08.09.2023 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-170/2023

УИД 74OS0000-01-2023-000145-85

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 сентября 2023 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе:

председательствующего Дашкевич Т.А.,

при секретаре Богословской А.А.,

с участием прокурора Козиной И.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению АО «Энергосистемы» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л:

АО «Энергосистемы» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о признании недействующим со дня принятия п. 1 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 ноября 2022 года № 96/166 «О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2021 года № 80/106» в части тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Энергосистемы» (от котельной, расположенной по адресу: пл. 1 Мая, 1В) потребителям Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района, на 2022-2026 годы, установленных строкой 4 и 10 столбца 5 и 6 пункта 1 Приложения № 5 указанного постановления: в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения в период 2023 год в размере 2341 руб. 15 коп. за Гкал; население (с учетом НДС) в период 2023 год в размере 2809 руб. 38 коп. за Гкал.; просило обязать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, замещающий постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 ноября 2022 года № 96/166 в части, признанной незаконной; взыскать с Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области расходов по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

В обоснование требований указало, что оспариваемое постановление противоречит положениям п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплостабжении», п. 7, 22, 71, 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и п. 11, 52, 56 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июля 2013 года № 760-э. Тариф на тепловую энергию на 2023 год не является экономически обоснованным, поскольку при его расчете регулирующий орган неправомерно не осуществил корректировку необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования на сумму фактических расходов, сложившихся за 2021 год при оказании услуги теплоснабжения, чем нарушил пункты 11, 52 и 56 Методических указаний. Неправомерные действия Министерства по непроизведению корректировки необходимой валовой выручки за 2021 год не позволяют АО «Энергосистемы» покрыть фактически понесенные в 2021 году расходы, которые были понесены в рамках деятельности по теплоснабжению, что нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.

Представители административного истца Мальцева Н.В., Лисова Л.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

В материалах дела имеются письменные пояснения, в которых указано, что в рамках концессионного соглашения от 13 апреля 2020 года АО «Энергосистемы» в 2020 году возведена газовая котельная с подводящими сетями по адресу: <адрес>, <адрес>, для теплоснабжения потребителей старой части города. Газовая котельная фактически была введена в эксплуатацию 03 ноября 2020 года, с 11 ноября 2020 года АО «Энергосистемы» начата подача тепловой энергии от новой газовой котельной потребителям г. Сатка. С указанной даты АО «Энергосистемы» прекратило покупать тепловую энергию у АО «Саткинский чугуноплавильный завод», начало нести затраты на производство тепловой энергии на котельной по адресу: <адрес>, <адрес>. Покупка тепловой энергии у АО «Саткинский чугуноплавильный завод» осуществлялась в период с 21 сентября 2020 года по 10 ноября 2020 года. Постановлением Администрации Саткинского муниципального района от 25 июня 2020 года № 370 утверждена схема теплоснабжения Саткинского городского поселения до 2030 года в новой редакции, где в зону деятельности истца включена газовая котельная (котел водогрейный Vitomax 200LW «Viessman», создаваемый в рамках концессионного соглашения) по адресу: <адрес>, <адрес>. 28 августа 2020 года АО «Энергосистемы» обратилось с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию на 2020 год в связи со строительством блочно-модульной котельной, приложив к заявлению необходимые документы. 08 сентября 2020 года тарифный орган отказал в рассмотрении заявления, поскольку не был представлен акт ввода котельной в эксплуатацию, акт приема-передачи к концессионному соглашению от 13 апреля 2020 года, расчет полезного отпуска тепловой энергии. 18 августа 2020 года АО «Энергосистемы» вновь обратилось в Министерство с заявлением об утверждении тарифа на 2020-2021 года в связи с реконструкцией тепловых сетей, строительством новой блочно-модульной котельной, а также на основании заключенного с АО «СЧПЗ» договора на поставку тепловой энергии с приложением концессионного соглашения, долгосрочных параметров регулирования, расчета показателей деятельности концессионера, новой схемы теплоснабжения с учетом новой котельной в зоне деятельности АО «Энергосистемы», расчетом полезного отпуска тепловой энергии (мощности) акта приема-передачи к концессионному соглашению от 13 апреля 2020 года, перечня описания имущества, входящего в состав объекта соглашения и т.д. 24 сентября 2020 года Министерство запросило дополнительные документы для рассмотрения заявки. 01 октября 2020 года запрашивая информация была предоставлена административным истцом. 01 октября 2020 года открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию на 2020-2022 годы с учетом определенных в концессионном соглашении долгосрочных параметров регулирования и метода индексации. 05 октября 2020 года тарифный орган вновь запросил дополнительные документы, которые были предоставлены АО «Энергосистемы» 13 и 22 октября 2020 года. Отмечает, что изначально АО «Энергосистемы» просило установить тариф в отношении блочно-модульной котельной, представляло сведения о планируемых в регулируемый период расходах. Полагает, что Министерство не учло в полном объеме представленные документы, не привело обоснования отказа их рассмотрения, утвердив постановлением № 48/58 от 29 октября 2020 года тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией АО «Энергосистемы» (от котельной АО «Саткинский чугуноплавильный завод») потребителям Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района и долгосрочных параметров регулирования» и долгосрочные параметры регулирования на 2020/2022 года. Указанный в приложении к постановлению тариф на тепловую энергию для АО «Энергосистемы» предусматривал затраты на производство тепловой энергии в размере, установленном для АО «Саткинский чугуноплавильный завод» постановлением Министерства от 07 ноября 2019 года № 82/28. на 2021 года тариф был скорректирован путем вынесения постановления от 17 ноября 2020 года № 63/35 о внесении изменений в постановление от 29 октября 2020 года № 48/58. 29 октября 2021 года административным истцом была подана заявка о корректировке тарифа на 2022 год с предоставление концессионного соглашения, актов выполненных работ по данному соглашению, схемы теплоснабжения и т.п. Постановлением Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2021 года № 80/106 были установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией АО «Энергосистемы» (от котельной, расположенной по адресу: пл. 1 Мая, 1В) потребителям Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района, и долгосрочных параметров регулирования на 2022-2026 года. Полагает, что факт смены источника тепловой энергии не является основанием для отказа в осуществлении корректировки НВВ с учетом понесенных затрат в отношении нового источника тепловой энергии. Отмечает, что постановлением № 48/58 от 29 октября 2020 года установлены тарифы не в отношении конкретного объекта теплоснабжения, а в целом регулируемой организации для отпуска потребителям (населению) (л.д. 35-43 т. 2).

Представители административного ответчика Пимштейн Н.В., Симонова Е.Г., Просвирин Е.С. выразили несогласие с административными исковыми требованиями. Направили отзыв, в котором указали, что постановлением Министерства № 80/106 от 20 декабря 2021 года были утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией АО «Энергосистемы» (от котельной, расположенной по адресу: пл. 1 Мая, 1В) потребителям Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района, и долгосрочные параметры регулирования на 2022-2026 годы. Оспариваемым постановлением были установлены тарифы на 2023 год. Полагает, что позиция административного истца о том, что Министерством незаконно было отклонено осуществление корректировки НВВ за 2021 год. Однако при принятии постановления № 80/106 были учтены затраты на эксплуатацию котельной, расположенной по адресу: пл. 1 Мая, 1В, с 01 января 2022 года. Оснований для учета указанных затрат с момента фактического начала подачи тепловой энергии от указанной котельной не имеется, поскольку в данной системе теплоснабжения тепловая энергия от источника отпускалась и производилась АО «Саткинский чугуноплавильный завод», АО «Энергосистемы» в 2021 году оказывало услуги по передаче тепловой энергии от указанной котельной и осуществляло сбыт тепловой энергии потребителям Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района. Постановлением Министерства от 29 октября 2020 года № 48/58 в редакции постановления Министерства от 17 декабря 2020 года № 63/35, были утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией АО «Энергосистемы» (от котельной АО «Саткинский чугуноплавильный завод») потребителям Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района, на 2020-2022 годы. Следовательно административному истцу были утверждены тарифы на 2020-2022 годы применительно к тем объектам, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. При этом тариф для АО «Энергосистемы» от котельной, расположенной по адресу: пл. 1 Мая, 1В, потребителям Саткинского городского поседения Саткинского муниципального района на 2021 год не устанавливался. После ввода в эксплуатацию котельной и начала фактической подачи тепловой энергии потребителям Общество в Министерство за установлением тарифа от новой котельной не обращалось, изменения в действующий тариф не вносились. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется (л.д. 201-211 т. 2).

Представители заинтересованных лиц Администрации Саткинского муниципального района Челябинской области, АО «Саткинский чугуноплавильный завод» в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, в том числе заключение прокурора прокуратуры Челябинской области Козиной И.В., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 КАС РФ. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд связан только с предметом заявленного административного иска. При этом, суд не связан с основаниями и доводами, которые содержатся в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим. В связи с этим, и в отличие от иных видов, категорий рассматриваемых дел, суд первой инстанции не должен в обязательном порядке оценивать все доводы и суждения административного истца. Вне зависимости от волеизъявления административного истца, но исходя из предписаний ч. 8 ст. 213 КАС РФ, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;

б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

АО «Энергосистемы» в 2023 году является субъектом публичных правоотношений, которые регулируются нормами оспариваемого нормативного правового акта. В связи с этим заявленные требования АО «Энергосистемы» о проверке судом в порядке абстрактного нормоконтроля выше названных положений постановления Министерства тарифного регулирования Челябинской области от 18 ноября 2022 года № 96/166 должны быть рассмотрены судом по существу. Задачей суда является исключительно проверка судом нормотворческой деятельности административного ответчика относительно предписаний и положений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Отношения в сфере теплоснабжения регулирует Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В целях реализации положений указанного Федерального закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 года принято постановление № 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным ст. 8 Федерального закона о теплоснабжении (далее – Правила).

В соответствии с Федеральным законом, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания).

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (ч. 2 ст. 5 и с. 3 ст. 7 Федерального закона о теплоснабжении).

Постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 300 утверждено Положение о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, в подп. 1 п. 7 которого к основным задачам Министерства отнесено установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Челябинской области и настоящим Положением. В подпункте 19 п. 8 Положения к основным функциям Министерства отнесено установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

В порядке п. 18 упомянутого выше Положения для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, создается Правление при Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области общей численностью не более 9 человек. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Правление рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции Министерства, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании.

Решение Правления оформляется в виде постановления Министерства, которое публикуется на официальном сайте Министерства в «Информационном бюллетене Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» и (или) размещаются в официальных средствах массовой информации (пп. 19, 20 Положения).

Как следует из материалов дела, 17 мая 2022 года было открыто дело о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировки долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, по инициативе Министерства на 2023 год на тепловую энергию, поставляемую АО «Энергосистемы» потребителям (от котельной, расположенной по адресу: пл. 1 Мая, 1В) Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района.

Специалистами Министерства проведена экспертиза представленных обществом документов, 18 ноября 2022 года составлено экспертное заключение к делу № 07/22-4-тэ(потребители)_2023_(2022-2026) об экономической обоснованности затрат, учтенных при пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью корректировок долгосрочного тарифа на 2023 год, в отношении регулируемой организации АО «Энергосистемы» (л.д. 235-255 т. 1).

Решение об установлении оспариваемого тарифа принято на заседании Правления Министерства единогласным голосованием 7 членов Правления (л.д. 1-21 т. 2).

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 18 ноября 2022 года № 96/166 внесены изменения в постановление Министерства тарифного регулирования энергетики Челябинской области от 20 декабря 2021 года № 80/106 в целях корректировки долгосрочных тарифов на 2023 год (л.д. 230232 т. 1).

Оспариваемое постановление Министерства от 18 ноября 2022 года № 96/166 в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 16 Закона Челябинской области от 29 июня 2022 года № 621-ЗО «О нормативных правовых актах Челябинской области», п. 20 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области опубликовано в печатном издании «Южноуральская панорама» 20 декабря 2022 года № 105/1 (4433/1) спецвыпуск (л.д. 233-234 т. 1).

Таким образом, оспариваемое постановление Министерства принято полномочным органом, в пределах своей компетенции, в форме и виде, предусмотренных законодательством, опубликовано с соблюдением порядка обнародования нормативного правового акта и по этим основаниям не оспаривается административным истцом.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по формуле (20), в которой учитывается показатель – корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 Методических указаний, то есть не позднее чем на третий расчетный период регулирования после периода, в котором выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Согласно экспертному заключению, у Министерства отсутствуют основания учитывать в тарифах на 2023 год корректировку НВВ, сложившейся у АО «Энергосистемы» при оказании услуги теплоснабжения за 2021 год по формуле, предусмотренной п. 51 Методических указаний, поскольку в 2021 году Организация не осуществляла регулируемые виды деятельности, утвержденные на долгосрочный период 2022-2026 годы (л.д. 238 т. 1).

Суд соглашается с таким выводом.

Как следует из материалов дела постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29 октября 2020 года № 48/58 был установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией АО «Энергосистемы» (от котельной АО «Саткинский чугуноплавильный завод») потребителям Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района, и долгосрочных параметров регулирования на 2020-2022 годы (л.д. 21-23 т. 1).

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2020 года № 63/35 в указанное постановление внесены изменения в целях корректировки долгосрочных параметров регулирования на 2021 год (л.д. 24-32 т. 1).

20 декабря 2021 года Министерством принято постановление № 80/106 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией АО «Энергосистемы» (от котельной, расположенной по адресу: ) потребителям Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района, и долгосрочных параметров регулирования на 2022-2026 годы (л.д. 33-36 т. 1).

Оспариваемым постановлением в постановление от 20 декабря 2021 года № 80/106 внесены изменения в части установления тарифов на 2023 год.

При этом из материалов дела следует, что 24 августа 2020 года АО «Энергосистемы» обратилось в Министерство тарифного регулирования с заявлением об установлении тарифа на 2020-2021 года в связи с реконструкцией системы теплоснабжения, строительством блочно-модульной котельной с подводящими сетями в старой части города Сатка, методом экономически обоснованных расходов (л.д. 46 т. 2).

08 сентября 2020 года Министерством был дан ответ, из которого следует, что АО «Энергосистемы» не в полном объеме были представлены документы и материалы, а именно не был представлен акт ввода в эксплуатацию, а также акт приема-передачи имущества по концессионному соглашению от 13 апреля 2020 года, кроме того не были представлены расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя, выполненный в соответствии с п.п. 22 и 22(1) Основ ценообразования и п.п. 8, 9, 16-22 Методических рекомендаций. В связи с чем представленные АО «Энергосистемы» документы не могут рассматриваться как предложение об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию (л.д. 51-52 т. 2).

18 сентября 2020 года от АО «Энергосистемы» поступило заявление об установлении тарифа на 2020 год в связи с реконструкцией системы теплоснабжения, строительством блочно-модульной котельной с подводящими сетями в старой части города Сатка, а также на основании заключенного договора с АО «Саткинский чугуноплавильный завод» № 9968 от 16 сентября 2020 года на поставку тепловой энергии. К указанному заявлению в числе прочих документов были приложены схема теплоснабжения Саткинского городского поседения до 2030 года, акт приема-передачи имущества к концессионному соглашению от 13 апреля 2020 года с приложением 1 – перечень и техническое описание недвижимого имущества, входящего в состав объекта соглашения (л.д. 53-56 т. 2).

Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 24 сентября 2020 года запросило у АО «Энергосистемы» дополнительно представить документы и материалы, а именно расчеты нормативной численности персонала, выполненные в соответствии с Приказом Госстроя РФ от 22 марта 1999 года № 65 и от 12 октября 1999 года № 74; штатное расписание организации на 2020 год; приказы о доплате за увеличение объема работ в связи с вводом в структуру предприятия новых объектов, должностные инструкции сотрудников, которым в соответствии с приказом предусмотрены доплаты, с указанием структурного подразделения; план ремонтов на 2020 год, дефектные ведомости и другие документы, обосновывающие необходимость проведения заявленных ремонтных работ, а также документы, подтверждающие стоимость планируемых ремонтных работ, в том числе локальные сметные расчеты; расчеты расходов на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых о договорам со сторонними организациями, с приложением документов и материалов, обосновывающих необходимость, объем, а также стоимость; расчет расходов на оплату иных работ и услуг, выполняемым по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг с приложением документов и материалов, обосновывающих необходимость, объем, а также стоимость; расчет расходов на прочие налоги с приложением налоговых деклараций; расчет доли распределения расходов по источникам тепловой энергии в соответствии с учетной политикой; иные документы и материалы, которые, по мнению АО «Энергосистемы» имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении тарифов (л.д. 57-58 т. 2).

01 октября 2020 года АО «Энергосистемы» в адрес МТРиЭ Челябинской области были представлены расчет нормативной численности для составления штатного расписания на участок котельная «Старая часть»; расчет численности рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом оборудования котельной Старой части города и тепловых сетей АО «Энергосистемы»; расчет ставки оплаты труда по отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ в РФ на 2017-2019 года; штатное расписание на участок Котельная Старая часть на 1 января 2020 года; приказ № 1136 от 31 августа 2020 года «Об утверждении штатного расписания на участок Котельная Старая часть города Сатки»; налоговая декларация по транспортному налогу за 2019 год; расчет суммы платежа за негативное воздействие на окружающую среду (котельная Старая часть); распределение расходов на оплату работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, в соответствии с учетной политикой; должностные инструкции сотрудников, которым предусмотрены доплаты; договора по утилизации ТБО, по услугам связи, на услуги страхования, на информационные услуги, на консультационные услуги, на юридические услуги, на представительские расходы, на услуги охраны, на услуги сторонних организаций на обучение (л.д. 59-64 т. 2).

01 октября 2020 года Министерством было открыто дело об установлении регулируемых цен (тарифов) в отношении АО «Энергосистемы» по установлению тарифа на тепловую энергию, поставляемую АО «Энергосистемы» (от котельной АО «Саткинский чугуноплавильный завод») потребителям Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района на период регулирования 2020-2022 годы с применением метода индексации установленных тарифов (л.д. 83-86 т. 2).

05 октября 2020 года Министерство Тарифного регулирования и энергетики Челябинской области сообщило административному истцу о том, что представленные 01 октября 2020 года документы не содержат сведений об экономической обоснованности расходов по передаче тепловой энергии по тепловым сетям, указанным в приложении 1 к концессионному соглашению от 13 апреля 2020 года, в связи с чем организации было вновь предложено представить следующие документы: расчет нормативной численности персонала, выполненные в соответствии с Приказом Госстроя РФ от 22 марта 1999 года № 65 и от 12 октября 1999 года № 74, относящиеся к расходам на передачу тепловой энергии по тепловым сетям, указанным в приложении 1 к концессионному соглашению от 13 апреля 2020 года; действующее штатное расписание на 2020 год с указанием персонала по обслуживанию тепловых сетей, указанных в приложении 1 к концессионному соглашению от 13 апреля 2020 года; приказы о доплате за увеличение объема работ в связи с вводом в структуру предприятия новых объектов – тепловых сетей, указанных в приложении 1 к концессионному соглашению от 13 апреля 2020 года; план ремонтов на 2020 год, дефектные ведомости и другие документы, обосновывающие необходимость планируемых ремонтов, в том числе локальные сметные расчеты в отношении тепловых сетей, указанных в приложении 1 к концессионному соглашению от 13 апреля 2020 года; расчет расходов на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями с приложением документов и материалов, обосновывающих необходимость, объем а также стоимость в отношении тепловых сетей, указанных в приложении 1 к концессионному соглашению от 13 апреля 2020 года; расчет расходов на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, с приложением документов и материалов, обосновывающих необходимость, объем, а также стоимость в отношении тепловых сетей, указанных в приложении 1 к концессионному соглашению от 13 апреля 2020 года; расчет расходов на прочие налоги с приложением налоговых деклараций в отношении тепловых сетей, указанных в приложении 1 к концессионному соглашению от 13 апреля 2020 года; расчет доли распределения расходов по видам деятельности, а также с указанием виды деятельности – передача тепловой энергии по тепловым сетям, переданным в соответствии с приложением 1 к концессионному соглашению от 13 апреля 2020 года, с указанием вида деятельности – выработка тепловой энергии от котельной в старой части города Сатки, и в соответствии с учетной политикой; иные документы и материалы, которые, по мнению АО «Энергосистемы» имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении тарифов (л.д. 57-58 т. 2).

13 октября 2020 года АО «Энергосистемы» дало подробные разъяснения по поводу ранее представленных документов, а также дополнительно представило приказ о внесении изменения в штатное расписание, расчет доли распределения расходов по видам деятельности, распределение расходов на оплату работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг в соответствии с учетной политикой; акты обследования тепловых сетей старой части города Сатка, указанные в приложении № 1 к концессионному соглашению от 13 апреля 2020 года (л.д. 93-119 т. 2).

Поскольку при установлении тарифа на 2021 год АО «Энергосистемы» не представило достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что у организации сменился источник тепловой энергии, Министерством обоснованно был установлен тариф на тепловую энергию от котельной АО «Саткинский чугуноплавильный завод» (л.д. 120-123 т. 2).

Доводы административного истца о нарушении Министерством требований п. 51, 52 и 56 Методических указаний при расчете НВВ на 2023 год несостоятелен по следующим основаниям.

Тариф для единой теплоснабжающей организации АО «Энергосистемы» (от котельной, расположенной по адресу: <адрес>) потребителям Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района впервые был установлен с 01 января 2022 года, на 2021 год указанный тариф не устанавливался.

АО «Энергосистемы» при обращении с заявлениями в Министерство в 2020 году об установлении тарифа в связи со строительством новой блочно-модульной котельной не представило доказательств наличия в ее собственности или на ином законном основании объектов соответствующей инфраструктуры, административным истцом не было представлено правоустанавливающих документов в отношении модульно-блочной котельной, расположенной по адресу: <адрес>, .

Доводы административного ответчика о том, что ими представлялись акты КС 2 и КС 3 в подтверждение готовности котельной, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные документы не являются документами, подтверждающими ввод котельной в эксплуатацию, а также основания законности владения котельной.

При этом после ввода котельной в эксплуатацию и фактического начала использования котельной АО «Энергосистемы» не обращалось в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области за установлением тарифа от указанной котельной, изменения в действующие тарифы также не вносились.

Подпунктом «г» п. 52 Основ ценообразования предусмотрена ежегодная корректировка долгосрочного тарифа в случае изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифа. При этом корректировка НВВ осуществляется не в связи с изменением количества и состава производственных объектов регулируемой организации от параметра регулирования, учетного при установлении тарифа, а только в случае если имело место отклонение от тех изменений, которые изначально были учтены при утверждении тарифа.

Тариф на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией АО «Энергосистемы» потребителя Саткинского городского округа (от котельной, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>) был утвержден с 01 января 2022 года, то есть первым годом долгосрочного периода (2022-2026 годы) является 2022 год.

Таким образом, выводы Министерства об отсутствии оснований для учета в тарифах на 2023 год корректировку НВВ, сложившейся у АО «Энергосистемы» при оказании услуги теплоснабжения за 2021 год по формуле, предусмотренной п. 51 Методических рекомендаций, является верным.

Доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании норм права.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180 КАС РФ,

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления АО «Энергосистемы» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта в части отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Т.А. Дашкевич

Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2023 года.