РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 26 ноября 2018 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Князькиной А.С.,
представителя административного истца – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1713/2018 по административному исковому заявлению ООО «Производственно-технологическая комплектация» об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-технологическая комплектация» обратилось в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость нежилых зданий, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, № в размере их рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки существенно превысила действительную рыночную стоимость, чем нарушаются права и затрагиваются интересы административного истца, как плательщика налога на имущество организаций, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
В судебном заседании представитель административного истца – ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Кроме того, просила восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрации г.о. Самара, министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в письменном отзыве оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда. Управление Росреестра по Самарской области представило суду письменный отзыв в котором просило отказать в удовлетворении требований. Иные участвующие в деле лица не направили письменных возражений.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объектах капитального строительства, расположенных по адресу: <адрес>:
- нежилом здании с кадастровым номером №, площадью 149 кв.м.,
- нежилом здании с кадастровым номером №, площадью 142,3 кв.м.,
- нежилом здании с кадастровым номером №, площадью 44,8 кв.м.,
- нежилом здании с кадастровым номером №, площадью 68,7 кв.м.,
- нежилом здании с кадастровым номером №, площадью 205,9 кв.м.,
- нежилом здании с кадастровым номером №, площадью 273,6 кв.м.
Собственником вышеуказанных нежилых зданий является ООО «Производственно-технологическая комплектация», что подтверждается нотариально удостоверенными копиями свидетельств о государственной регистрации права.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 г. № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.
Кадастровая стоимость спорных объектов капитального строительства определена по состоянию на 06.06.2011 года:
- КН № в размере 6 479 686,47 руб.;
- КН № в размере 6 121 676,16 руб.;
- КН № в размере 1 987 803,72 руб.;
- КН № в размере 3 003 908,28 руб.;
- КН № в размере 8 954 143,92 руб.;
- КН № в размере 11 291 670,98 руб., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 14, п.1 ст. 372 НК РФ, налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98 "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" /в ред. от 11.04.2016 г. № 41-ГД/ является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
11 сентября 2018 года административный истец обратился с соответствующим заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области.
Однако в рассмотрении заявления отказано по причине пропуска срока на оспаривание кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах и на основании ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ, ч.1 ст. 245 КАС РФ, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, является обоснованным. Досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 24.18 Закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании ст. 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск указанного выше срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорного нежилого помещения внесены в ЕГРН 15.04.2012 года.
Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Самарской области, в порядке, установленном ст. 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ, не проведена, расчет налоговых платежей на объекты недвижимости производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости, то с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости продолжают затрагивать права ООО «Производственно-технологическая комплектация», в связи с чем считает причину пропуска им срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд уважительной и полагает возможным этот срок восстановить.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке № № от 05.09.2018г., подготовленные оценщиком ФИО1 Указанным отчётом рыночная стоимость нежилых зданий на дату определения кадастровой стоимости определена:
- КН № в размере 3 344 647 рублей;
- КН № в размере 3 220 243 рубля;
- КН № в размере 1 207 866 рублей;
- КН № в размере 1 743 518 рублей;
- КН № в размере 4 477 609 рублей;
- КН № - в размере 5 894 603 рубля.
Исследовав отчёт об оценке, суд приходит к выводу о том, что он выполнен в соответствии с требованиями федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Методики исследования, объём и этапы проведения оценки, выполнение расчётов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчёту об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимого имущества, и сведений об их рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным определить кадастровую стоимость нежилых зданий равной рыночной стоимости, удовлетворив заявленные требования.
В силу абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в Комиссию при управлении Росреестра по Самарской области является 11.09.2018 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ООО «Производственно-технологическая комплектация» удовлетворить.
Восстановить административному истцу срок обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 149 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 3 344 647 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 142,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 3 220 243 рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 44,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 1 207 866 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 68,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 1 743 518 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 205,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 4 477 609 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 273,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 5 894 603 рубля.
Датой подачи ООО «Производственно-технологическая комплектация» заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 11.09.2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.11.2018 года.