ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-171/15 от 22.09.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

-171-2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Няшина В.А.

при секретаре Татарских К.И.

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Сысоевой С.М.,

представителя Министерства социального развития Пермского края Кессер М.Н., рассмотрев 22 сентября 2015 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению прокурора Пермского края о признании недействующим приказа Министра социального развития Пермского края №СЭД-33-01-03-180 от 07.04.2015г. «О реализации проекта по организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях»,

у с т а н о в и л:

Министром социального развития Пермского края в целях реализации пункта 5.2.4 государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края №1322-п от 03.10.2013г., издан приказ №СЭД-33-01-03-180 от 07.04.2015г. «О реализации проекта по организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях», которым утверждено Положение о реализации проекта по организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях (далее - Положение).

Текст документа опубликован в официальных изданиях: «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 16 от 27.04.2015г. В последующем в текст приказа неоднократно вносились редакционные изменения.

Утвержденным Положением предусмотрен комплекс мероприятий (услуг) по организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях. Заказчиком данной услуги является Министерство социального развития Пермского края, исполнителем - определившееся в результате проведения конкурсных процедур юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющий оказание услуг, участники проекта - семьи с детьми-инвалидами, принимающие семьи, или лицо, выразившие намерение участвовать в проекте. Порядком предоставления услуги предусмотрены полномочия исполнителя, заказчика, а также виды услуг, оказываемых принимающими семьями участникам как по месту их жительства, так и по месту жительства принимающей семьи.

Прокурор Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим указанного приказа и приложений к нему. В обоснование заявленных требований указал на то, что при издании оспариваемого приказа были допущены нарушения положений силу Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон), которым регламентирован порядок организации социального обслуживания граждан в Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор прокуратуры Пермского края Сысоева С.М. заявленные требования поддержала.

Представитель Министерства социального развития Пермского края Кессер М.Н. заявленные требования не признала.

Заслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

При рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) социального обслуживания инвалидов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и обслуживания инвалидов осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств региональных бюджетов.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания осуществляют правовое регулирование и организацию социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В настоящее время специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере социальной поддержки и обслуживания инвалидов, является Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Анализ содержания перечисленных правовых норм и обстоятельств данного дела свидетельствует о том, что к предмету судебного разбирательства по данному делу (предмету исследования) относится вопрос о соответствии оспариваемого приказа требованиям, содержащимся в вышеназванных правовых актах Российской Федерации.

По мнению суда, при издании оспариваемого приказа были допущены существенные нарушения требований Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», указанные нарушения влекут необходимость удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого приказа недействующим.

Прежде всего, следует отметить, что ст.5 Закона содержит исчерпывающий перечень участников (субъектов) системы социального обслуживания. Такие участники правоотношений в сфере социального обслуживания инвалидов, как принимающие семьи, статус которых определен в п.2.6 Положения, в предусмотренном законе закрытом перечне не фигурируют.

Такие семьи не могут быть отнесены к категории поставщика социальных услуг, который должен являться юридическим лицом, применительно к п.4 ст.3 Закона и ст.23 этого Закона, которая определяет понятие организации социального обслуживания.

Таким образом, путем принятия оспариваемого нормативного правового акта, которым регламентирована процедура оказания принимающими семьями услуг по временному пребыванию детей - инвалидов участникам проекта (семьям с детьми - инвалидами), фактически произвольно расширен установленный федеральным законом закрытый перечень участников правоотношений в системе социального обслуживания инвалидов.

Кроме того, статьей 27 Закона установлена обязательность исполнения поставщиками социальных услуг Порядка предоставления социальных услуг, который устанавливается по формам социального обслуживания и видам социальных услуг и включает в себя, в том числе, наименование социальной услуги, стандарт социальной услуги, правила предоставления социальной услуги.

Утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, согласно положениям пункта 10 статьи 8 Закона, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания.

В пределах этих полномочий органами государственной власти Пермского края принят Закон Пермского края № 405-ПК «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Пермском крае», которым определены формы социального обслуживания, осуществляемого на территории края, а также виды оказываемых услуг.

Приказами Министра социального развития Пермского края утверждены порядки предоставления указанных социальных услуг поставщиками социальных услуг (от 31.10.2014 № СЭД-33-01-03-555 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания»; от 31.10.2014 №СЭД- 33-01-03-556 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания»; от 31.10.2014 № СЭД-33-01-03-551 «Об утверждении Порядка предоставления срочных социальных услуг»; от 04.11.2014 № СЭД-33-01-03-558 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщиками социальных услуг»).

При этом, перечисленными выше нормативными актами в сфере социального обслуживания, принятыми на федеральном и региональном уровне, оказание услуг по организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях не предусмотрено. Указанное обстоятельство также является основанием для удовлетворения заявления.

Кроме того, следует учитывать, что согласно п.10 ст.8 Закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся: утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг.

Если исходить из того, что путем издания оспариваемого приказа было реализовано указанное полномочие, то следует отметить, что согласно статье 27 Закона, регламентирующей требования к порядку предоставления социальных услуг, порядок предоставления социальных услуг обязателен для исполнения поставщиками социальных услуг, в том числе и упомянутыми выше принимающими семьями. Вместе с тем, анализ содержания утвержденного данным приказом Положения, свидетельствует о том, что в нем отсутствуют необходимые разделы, предусмотренные статьей 27 Закона, в том числе стандарт социальной услуги и правила предоставления социальной услуги. Указанное обстоятельство также свидетельствует о том, что положения оспариваемого приказа не соответствуют положениям статьи 27 Закона.

Доводы представителя Министерства о том, что в приказе идет речь не об оказании социальных услуг, а о реализации мероприятий государственной программы "Семья и дети Пермского края", проводимых в рамках апробации технологии временного пребывания детей - инвалидов в принимающих семьях на территории нескольких муниципальных образований края, не могут быть признаны обоснованными. Буквальное толкования содержания Положения (п.п.2.6; 3.3; 3.4; 4.1;4.1.5; 4.2;4.6; 4.9;4.10, 4.11) позволяет сделать вывод о том, что путем его утверждения был регламентирован порядок предоставления социальных услуг, оказываемых принимающими семьями участникам программы (семьям, имеющим детей - инвалидов). Об этом же свидетельствует анализ положений приложения 5 к приказу (разд.1,2,3, п.4.1.3 и др.).

Доводы представителя Министерства о том, что положения Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» при рассмотрении данного дела не применимы, также не могут быть признаны обоснованными. Согласно ст.2 Закона, правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона. Согласно ст.3 Закона социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги. Очевидно, что дети-инвалиды относятся к указанной выше категории граждан.

Доводы представителя Министерства о том, что право на разработку программ поддержки инвалидов предоставлено органам государственной власти субъектов РФ, в соответствии с п.4 ст.5 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", являются обоснованными. Однако, следует учитывать, что реализация указанного права должна осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, в том числе, с учетом требований Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ. Однако, как указано выше, в данном случае, положениям данного закона оспариваемый приказ не соответствует.

Доводы представителя Министерства о том, что поскольку приказ соответствует положениям указа Президента РФ от 1 июня 2012 года №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей...", которая предполагает создание и внедрение программы.. . предоставления услуг временного размещения ребенка - инвалида в замещающую семью, следовательно, он не может быть признан противоречащим федеральному законодательству, также не могут быть признаны обоснованными. Указанная программа (стратегия) определяет направления деятельности и развития законодательства в данной сфере. Однако, нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок предоставления услуг временного размещения ребенка - инвалида в замещающую семью, Национальная стратегия действий и указ Президента РФ от 1 июня 2012 года №761, не являются. До установления соответствующего правового регулирования в данном вопросе эта программа будет являться декларативным документом, определяющим общие направления развития законодательства.

Доводы представителя Министерства о том, что целью издания приказа являлось повышения качества жизни детей-инвалидов, не имеют правового значения при рассмотрении данного дела.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с ч.2 ст.215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела судом может быть принято решение об удовлетворении оспариваемых требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

По мнению суда, приказ следует признать недействующим полностью со дня его принятия, поскольку, как указано выше, при его принятии должностное лицо вышло за пределы предоставленной ему компетенции, издав приказ, не соответствующий федеральному закону.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить.

Признать недействующим, со дня его принятия, приказ Министра социального развития Пермского края №СЭД-33-01-03-180 от 07.04.2015г. «О реализации проекта по организации временного пребывания детей-инвалидов в принимающих семьях».

После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении в течение одного месяца должно быть опубликовано в «Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 24 сентября 2015 года.

Председательствующий – Няшин В.А.