ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-171/19 от 14.02.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-171/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,

при секретаре Морозовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

административный истец <данные изъяты> обратилась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краюоб установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, в равном его рыночной стоимости размере. Также истец просит взыскать с Правительства Алтайского края судебные расходы.

Требования мотивированы тем, что указанный выше земельный участок принадлежит административному истцу на праве собственности. Кадастровая стоимость земельного участкаустановлена Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** в <данные изъяты>. Истец указывает, что она является завышенной, в подтверждение чего представила отчет об оценке, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости составляет <данные изъяты>. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права <данные изъяты>, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога.

Административный истец <данные изъяты> в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, посредством электронной почты представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители административного ответчика Правительства Алтайского края, заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю, Администрации <данные изъяты> Алтайского краяв судебное заседание не явились, извещены надлежаще, представили письменные отзывы на административное исковое заявление.

Административный ответчик Управление Росреестра по Алтайскому краю своего представителя для участия в деле не направил, извещен надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просил.

При таких обстоятельствах в соответствии со ст.ст.150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав представленные письменные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.п.1,5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу абз.4 п.4 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Судом установлено, что <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., категория земель: земли населенных пунктов – для эксплуатации существующего магазина, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.13-16).

В силу ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации <данные изъяты> является плательщиком земельного налога, в связи с чем установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.

Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края, включая земельный участок с кадастровым номером ***, утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края".

Согласно кадастровой справке филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет <данные изъяты>. (л.д.11).

Из материалов административного дела следует, что <данные изъяты> не обращалась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю.

В соответствии с п.п.1,3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Исходя из положений ч.11 ст.24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В подтверждение рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлен отчет об оценке ***, составленный ДД.ММ.ГГ оценщиком <данные изъяты> согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>. (л.д.19-99).

Исследовав отчет об оценке от ДД.ММ.ГГ, суд приходит к выводу, что отчет соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.

Из данного отчета следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. При определении рыночной стоимости земельного участка к избранным объектам-аналогам были применены корректировки по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующих обоснований и расчетов. Приведенные в отчете расчеты и пояснения к ним обеспечивают проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках выбранного подхода.

В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***.

При определении рыночной стоимости земельного участка, оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. Для проведения расчетов по определению рыночной стоимости объекта оценки по сравнительному подходу оценщиком выбран метод сравнения продаж, как наиболее репрезентативный, поскольку учитывает фактически сложившийся на дату оценки уровень цен на земельные участки в регионе и текущую рыночную ситуацию в рассматриваемом сегменте недвижимости. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки. При этом отчет содержит мотивированное обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов; содержит анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объекта оценки.

Отчет об оценке подготовлен оценщиком <данные изъяты> являющимся членом СаморегулируемойОрганизации«Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», т.е. лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участка.

В силу ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимостиобъекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Административными ответчиками, заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в представленном административным истцом отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, не представлено, в связи с чем основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, у суда отсутствуют.

Учитывая, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной имеет для административного истца, являющегося в силу ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога, правовое значение, суд удовлетворяет требования <данные изъяты>

При этом возражения заинтересованного лица Администрации <данные изъяты> Алтайского края об уменьшении размеров поступлений в соответствующие бюджеты в связи с уменьшением налоговых платежей, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в виду следующего.

Статья 57 Конституции Российской Федерации обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. Этой обязанности соответствует право каждого не быть принужденным к уплате налогов и сборов, не отвечающих приведенному конституционному установлению, в частности, обязанность платить налоги следует понимать как обязанность уплачивать их в размере не большем, чем это установлено законом.

Одним из основных начал законодательства о налогах является принцип их экономической обоснованности. В силу п.3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Связанные с кадастровой стоимостью обязательные платежи, составляющие доходную часть бюджетов различных уровней должны отвечать требованиям экономической обоснованности.

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в размере, соответствующем налоговой базе и налоговой ставке. Взыскание налога не на основе соответствующей действительности стоимости объекта налогообложения ведет либо к ущемлению прав владельца (при завышении стоимости имущества как налогооблагаемой базы), либо к нарушению публичных интересов (при занижении стоимости имущества как налогооблагаемой базы).

Таким образом, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца, являющегося их собственником как плательщика земельного налога, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом выбранный заявителем способ защиты нарушенного права соответствует действующему законодательству.

На основании изложенного суд удовлетворяет требования <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.

В связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано <данные изъяты> посредством почтового отправления в суд ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.

Кроме того, административный истец просит взыскать судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела: государственная пошлина <данные изъяты>., плата за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН – <данные изъяты>. комиссия банка, почтовые расходы за направление документов в <данные изъяты>., а также расходы на оплату услуг оценщика. Также <данные изъяты> дополнительно согласно заявлению от ДД.ММ.ГГ просила взыскать почтовые расходы в сумме <данные изъяты>. за направление по почте документов в Алтайский краевой суд и <данные изъяты> – за направление документов по почте в <данные изъяты> расходы по оплате услуг оценщика <данные изъяты>. и комиссию банка <данные изъяты>. (л.д.130-131).

В соответствии с ч.1 ст.103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым в ст.106 настоящего кодекса относятся суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами, а также другие признанные судом необходимыми расходы.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 настоящего Кодекса (ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно п.1Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном, в том числе главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п.4 названного Постановления следует, что в случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек.

Установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ*** «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для данной категории споров досудебный порядок урегулирования спора предусматривает предоставление заявителем отчета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности.

В подтверждение несения расходов по оплате производства оценки в материалы дела представлен договор от ДД.ММ.ГГ б/н, задание на оценку, а также копия счета от ДД.ММ.ГГ*** и копия чек-ордера от ДД.ММ.ГГ, согласно которым <данные изъяты> понесены расходы в сумме <данные изъяты>. на подготовку <данные изъяты> отчета об оценке земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.100,115-118). В ходе рассмотрения административного дела в качестве итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки судом приняты результаты оценки, содержащиеся в вышеуказанном отчете, и свидетельствующие о допущенном при установлении кадастровой стоимости земельного участка существенном расхождении с рыночной стоимостью более чем в шесть раз (<данные изъяты>. при кадастровой <данные изъяты>.).

Таким образом, данные расходы в размере <данные изъяты>. (<данные изъяты>. – оплата услуг по оценке земельного участка, <данные изъяты>. – комиссия банка – л.д.100) суд признает относимыми к рассматриваемому спору, с связи с чем подлежащими возмещению.

Помимо этого, при обращении в суд с заявленными требованиями административным истцом посредством онлай-платежа ДД.ММ.ГГ оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> (л.д.4).

Кроме того, <данные изъяты>. просит взыскать почтовые расходы, которые относятся к перечисленным в ст.106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации издержкам при условии доказанности их связи с рассмотрением административного дела.

Почтовые расходы в размере <данные изъяты>., понесенные в связи с отправкой в суд заявления (л.д.112,113,132), связаны с рассмотрением настоящего административного дела и потому подлежат возмещению <данные изъяты>

В то же время почтовые расходы в сумме <данные изъяты>., подтверждающие направление корреспонденции в адрес <данные изъяты> в <данные изъяты> (л.д.101) не могут быть возмещены административному истцу за счет средств административного ответчика, так как суд не усматривает связи между данным обществом <данные изъяты> и настоящим делом. Не подлежат возмещению и почтовые расходы в размере <данные изъяты>. (л.д.132), связанные с направлением ДД.ММ.ГГ корреспонденции в адрес <данные изъяты> так как административным истцом не указано, что конкретно она направляла в адрес данного общества и связано ли это с рассматриваемым спором.

Также подлежат возмещению административному истцу расходы, которые она понесла в связи с необходимостью предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости в размере <данные изъяты>. (<данные изъяты>. – оплата гос.услуги, <данные изъяты>. – комиссия банка (терминал) - л.д.101), поскольку в силу п.п.1,2 ч.2 ст.246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представление в суд выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости, является обязательным.

Таким образом, заявление административного истца о взыскании судебных расходов, связанных с подготовкой отчета об оценке земельного участка в размере <данные изъяты>., оплатой государственной пошлины в размере <данные изъяты>., оплаты услуг за выдачу выписок из ЕГРН <данные изъяты>., почтовые расходы <данные изъяты>., подлежит удовлетворению.

При определении ответчика, за счет которого необходимо произвести возмещение расходов истца, суд исходит из следующего.

Постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края» утверждены, в том числе, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, принадлежащего административному истцу на праве собственности.

Пунктами 2 - 4 ст.22 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О Правительстве Алтайского края» установлено, что Правительство Алтайского края является правопреемником Администрации Алтайского края. Оно формируется в срок не позднее ДД.ММ.ГГ. До сформирования Правительства Алтайского края полномочия высшего органа исполнительной власти Алтайского края осуществляет Администрация Алтайского края.

На основании Указа Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О сформировании Правительства Алтайского края» с ДД.ММ.ГГ сформировано Правительство Алтайского края.

В связи с изложенным, именно с Правительства Алтайского края в пользу <данные изъяты> подлежат взысканию судебные расходы в общей сумме <данные изъяты> что в полной мере согласуется с правовой позицией, изложенной в п.31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" о том, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Поскольку Правительство Алтайского края не является юридическим лицом, следовательно, в силу ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации данные расходы подлежат взысканию с Правительства Алтайского края за счет казны субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р ешил:

административное исковое заявление <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере – <данные изъяты>

Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка – ДД.ММ.ГГ.

Взыскать с Правительства Алтайского края за счет средств казны Алтайского края в пользу <данные изъяты> в возмещение судебных расходов <данные изъяты>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Судья Ю.В.Гончарова