ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-171/2022 от 12.07.2022 Костромского областного суда (Костромская область)

44OS0000-01-2022-000054-25 дело № За-171/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2022 года г. Кострома

Костромской областной суд в составе председательствующего судьи Лукоянова А.Н., с участием прокурора Рыловой Т.В., при секретарях Патемкиной Н.В. и Филатовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Морозова Т.А. к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Костромской области о признании недействующим постановления от 18 декабря 2020 года № 20/428 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Коммунсервис» Костромского района потребителям Костромского муниципального района, на 2021-2023 годы» в части установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую для потребителей Никольского сельского поселения на 2021-2023 годы,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18 декабря 2020 года № 20/428 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Коммунсервис» Костромского района потребителям Костромского муниципального района, на 2021-2023 годы, установлены долгосрочные параметры регулирования МУП «Коммунсервис» Костромского района на 2021-2023 годы с использованием метода индексации установленных тарифов, а также установлены плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности для МУП «Коммунсервис» Костромского района на 2021-2023 годы.

Тарифы установлены отдельно для потребителей Никольского, Чернопенского, Апраксинского, Кузьмищенского, Сущевского, Середняковского, Минского, Кузнецовского, Сандогорского, Бакшеевского (д. Коряково), Шунгенского (с. Шунга) сельских поселений Костромского муниципального района (один тариф для всех перечисленных сельских поселений), отдельно для потребителей Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района, отдельно для потребителей Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района (п. Паточного завода), отдельно для потребителей Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района (п. Зарубино), отдельно для потребителей Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района (с. Саметь, с. Яковлевское).

Постановление опубликовано 21 декабря 2020 года на Портале государственных органов Костромской области www.adm44.ru.

Морозова Т.А., зарегистрированная по месту жительства и проживающая в посёлке Никольское Никольского сельского поселения , обратилась в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что считает завышенным тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям Никольского сельского поселения, более чем на 500 рублей.

На обслуживании МУП «Коммунсервис» находится 20 котельных, в том числе 15 газовых и 5 угольных. При этом расчет тарифа на тепловую энергию для жителей посёлка Никольское произведён без дифференциации по котельным (источникам тепловой энергии). Вследствие этого Морозова Т.А. как потребитель

тепловой энергии оплачивает в утверждённом тарифе не только содержание котельной в посёлке Никольское, но и содержание других котельных, в том числе угольных. Однако содержание угольной котельной в несколько раз дороже, чем содержание газовой котельной.

Полагает (с учетом дополнений, сделанных в ходе рассмотрения административного дела), что оспариваемое постановление не соответствует положениям статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктам 11, 23, 24, 25, 86 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".

В силу указанных норм расчет тарифа на тепловую энергию должен производиться дифференцированно по каждому источнику тепловой энергии, за исключением ситуации, когда источники тепловой энергии объединены в одну систему теплоснабжения. Газовая котельная в посёлке Никольское не соединена тепловыми сетями с другими котельными, расположенными в Костромском районе.

Нарушение приведённых норм при установлении тарифа на тепловую энергию влечёт завышение тарифа для жителей Никольского сельского поселения, нарушает права административного истца как потребителя коммунальной услуги.

Административный истец просит признать недействующим оспариваемое постановление в части установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую МУП «Коммунсервис» для потребителей Никольского сельского поселения на 2021-2023 годы, возложить на Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области обязанность принять нормативный правовой акт, устанавливающий тариф на тепловую энергию, поставляемую МУП «Коммунсервис» для потребителей Никольского сельского поселения с учетом дифференциации по каждому источнику тепловой энергии.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и администрация Костромского муниципального района.

В судебном заседании административный истец Морозова Т.А. и её представитель Бенин Р.С. заявленные требования поддержали.

Представитель административного истца Морозова Т.А. - Бенин Р.С. пояснил суду, что повышенные затраты на содержание угольных котельных фактически распределены на все сельские поселения Костромского района. Полагал, что МУП «Коммунсервис» мог быть присвоен статус единой теплоснабжающей организации только в рамках Никольского сельского поселения. Единой теплоснабжающей организацией по Костромскому району МУП «Коммунсервис» быть не может.

Представители административного ответчика Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области Грибанова С.Н. и Шипулина А.А., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявленных требований, суду пояснили (в возражениях и письменных пояснениях указали), что нормы, на которые ссылается административный истец, не обязывают орган регулирования дифференцировать тариф. МУП «Коммунсервис» не просило об утверждении дифференцированных тарифов. Обязательная дифференциация тарифов по каждому источнику тепловой энергии предусмотрена только для тарифов на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии. Дифференциация тарифов на тепловую энергию по иным основаниям не является обязанностью органа регулирования и возможна с учетом соблюдения принципов тарифного регулирования, предусмотренных Законом о теплоснабжении.

Представители заинтересованных лиц МУП «Коммунсервис» Костромского района, Федеральной антимонопольной службы РФ, администрации Костромского муниципального района, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

От администрации Костромского муниципального района поступили письменные пояснения, в которых администрация указала, что поддерживает позицию административного ответчика.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон) регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В силу части 1, пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 7 Закона установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую

теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Согласно части 4 статьи 8 Закона Костромской области от 22.11.2005 г. N 339-3KO "О системе исполнительных органов государственной власти Костромской области" и подпункту 2 пункта 12, пункту 63 Положения о департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 31.07.2012 г. N 313-а, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов; решения об утверждении тарифов принимаются специальным коллегиальным органом, созданным в Департаменте.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1. Закона Костромской области от 11.01.2007 г. N 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области" исполнительные органы Костромской области в пределах своих полномочий, на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Костромской области и законов Костромской области, постановлений губернатора Костромской области, постановлений администрации Костромской области по вопросам, требующим нормативного регулирования, издают постановления, приказы.

Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление принято полномочным органом в пределах предоставленной компетенции и в надлежащей форме.

Постановление опубликовано 21 декабря 2020 года на Портале государственных органов Костромской области www.adm44.ru, что соответствует требованиям статьи 21 Закона Костромской области от 11.01.2007 г. N 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области", регулирующей порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Костромской области.

То есть постановление опубликовано в установленном законом порядке.

Из материалов административного дела, материалов тарифного дела, пояснений представителей административных ответчиков следует, что деятельность по теплоснабжению для МУП «Коммунсервис» Костромского района (далее также - регулируемая организация, организация) является основной.

Для организации были установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию на период 2018-2022 годы /л.д. 69-80/.

На основании заявления организации от 30 апреля 2020 года о корректировке тарифа на тепловую энергию приказом Департамента государственного регулирования

цен и тарифов Костромской области от 15 мая 2020 года № 128-Т открыто дело о корректировке долгосрочных тарифов /л.д. 41/.

Постановлением администрации Костромского муниципального района от 17 марта 2020 года № 441 МУП Костромского района «Борщино», МУП Костромского района «Шунга» и МУП Костромского района «Караваево» реорганизованы в форме присоединения к МУП «Коммунсервис» Костромского района. Постановлением установлено, что МУП «Коммунсервис» является правопреемником прав и обязанностей присоединяемых к нему МУП «Борщино», МУП «Шунга» и МУП «Караваево». Объекты теплоснабжения, ранее принадлежавшие указанным предприятиям, переданы в хозяйственное ведение МУП «Коммунсервис» /л.д. 42-48, 49, 50/.

Постановлением администрации Костромского муниципального района от 17 июля 2019 года № 1624 «О присвоении МУП «Коммунсервис» Костромского района статуса единой теплоснабжающей организации в зоне действия источников теплоснабжения - котельных на территории Костромского муниципального района Костромской области» с учетом постановлений администрации от 29 июля 2020 года № 1325 и от 05 августа 2020 года № 1382 МУП «Коммунсервис» Костромского района присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зоне действия источников теплоснабжения - котельных на территории Костромского муниципального района /л.д. 51, 52, материалы тарифного дела/.

В связи с необходимостью установления тарифов для регулируемой организации на новые объекты теплоснабжения дело о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию для МУП «Коммунсервис» на 2021 год закрыто приказом Департамента от 21 декабря 2020 года № 324-Т /л.д. 41 оборот/.

Приказом Департамента от 18.12.2020 г. № 318-Т открыто дело об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Коммунсервис» Костромского района потребителям Костромского муниципального района на 2021-2023 годы, дифференцированно по зонам теплоснабжения, ранее обслуживаемым МУП «Коммунсервис» Костромского района, МУП «Шунга», МУП «Борщино», МУП «Караваево» /л.д. 69-80, материалы тарифного дела/.

Как уже указано выше, оспариваемым постановлением тарифы на тепловую энергию установлены отдельно для потребителей, которых МУП «Коммунсервис» обслуживало до реорганизации, и отдельно для потребителей каждого из присоединённых в ходе реорганизации предприятий. То есть тарифы дифференцированы по пяти зонам теплоснабжения (две зоны было у МУП «Борщино»),

Закон о теплоснабжении не содержит норм, устанавливающих обязанность дифференциации тарифов по какому-либо критерию.

В части 3 статьи 11 Закона предусмотрена именно возможность дифференциации тарифов на тепловую энергию (мощность) в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При этом частью 4 этой же статьи определено, что установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель.

В пункте 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее также - Основы ценообразования) приведены критерии, по которым может быть осуществлена дифференциация тарифов в сфере теплоснабжения, а

также указан критерий, по которому в определённых ситуациях дифференциация тарифа на тепловую энергию обязательна.

Так, согласно названному пункту тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования могут быть дифференцированы по следующим параметрам в соответствии с методическими указаниями: вид теплоносителя (вода, пар); параметры теплоносителя; системы теплоснабжения; схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям, подключение к центральному тепловому пункту, подключение к индивидуальному тепловому пункту); категории (группы) потребителей (покупателей); территории поселений, городских округов в установленных границах.

Ни один из перечисленных критериев не является основанием для обязательной дифференциации.

В тоже время в силу пункта 23 Основ ценообразования подлежат обязательной дифференциации тарифы на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии.

Из содержания данного пункта следует, что по такому критерию как источник тепловой энергии тарифы на тепловую энергию подлежат обязательной дифференциации только в том случае, если тепловая энергия реализуется с коллекторов источника тепловой энергии. Норм, обязывающих дифференцировать тарифы на тепловую энергию по каждому источнику тепловой энергии в иных случаях, Основы ценообразования не содержат.

Пункт 24 Основ ценообразования устанавливает исключение из предусмотренной пунктом 23 обязанности по дифференциации.

Так, в случае если источники тепловой энергии расположены в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежат одной регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании, по предложению такой регулируемой организации тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются без дифференциации по каждому источнику тепловой энергии.

Поскольку обязанность по дифференциации тарифов на тепловую энергию по каждому источнику тепловой энергии установлена пунктом 23 Основ ценообразования только для тарифов на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов, а в иных случаях такой обязанности у регулируемой организации и у органа регулирования нет, суд полагает, что пункт 24 Основ ценообразования делает исключения также именно для случаев, когда тепловая энергия реализуется с коллекторов.

Оснований для того, чтобы рассматривать пункт 24 Основ ценообразования как положение, устанавливающее обязанность дифференциации тарифов на тепловую энергию по каждому источнику тепловой энергии в любой ситуации, суд не усматривает.

Пункт 86 Основ ценообразования устанавливает, что в отношении регулируемой организации, владеющей на праве собственности или на ином законном основании более чем одним источником тепловой энергии, тарифы на тепловую энергию без учета стоимости передачи тепловой энергии должны устанавливаться по каждому такому источнику отдельно.

В случае если источники тепловой энергии расположены в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежат одной регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании, по предложению такой регулируемой организации тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются без дифференциации по каждому источнику тепловой энергии.

Учитывая содержание абзаца первого данного пункта («...тарифы на тепловую энергию без учета стоимости передачи тепловой энергии...»), а также принимая во внимание, что этот пункт расположен в разделе под названием «Особенности расчета тарифов на тепловую энергию (мощность) без учета стоимости услуг на передачу тепловой энергии», суд приходит к выводу о том, что речь в пункте 86 идёт также о тарифах на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов, а не об обязательной дифференциации при любых условиях по каждому источнику тепловой энергии.

Аналогичные положения о дифференциации тарифов на тепловую энергию (мощность) без учета стоимости услуг на передачу тепловой энергии закреплены в пунктах 109 и 112 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых Приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. N 760-э.

Из материалов административного дела, материалов тарифного дела, устных и письменных пояснений представителей административного ответчика, показаний свидетеля Х. (ведущий юрисконсульт МУП «Коммунсервис» Костромского района) следует, что МУП «Коммунсервис» Костромского района владеет на праве хозяйственного ведения источниками тепловой энергии и технологически присоединёнными к ним тепловыми сетями, установленные тарифы на тепловую энергию включают в себя также стоимость передачи тепловой энергии.

В связи с этим, учитывая вышеприведённые нормативные положения, у органа регулирования не имелось оснований для обязательной дифференциации тарифов на тепловую энергию по каждому источнику тепловой энергии.

Пунктом 25 Основ ценообразования установлено, что тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.

Как видно из экспертного заключения Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Коммунсервис» Костромского района потребителям Костромского муниципального района на 2021-2023 годы, выписки из протокола заседания правления Департамента от 18 декабря 2020 года № 44 и оспариваемого постановления тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Коммунсервис», утверждены Департаментом дифференцированно по зонам теплоснабжения, ранее обслуживаемым МУП «Коммунсервис» Костромского района, МУП «Шунга», МУП «Борщино», МУП «Караваево».

Из пояснений представителей административного ответчика следует, что, поскольку МУП «Коммунсервис» не подавало заявление об установлении тарифа для единой теплоснабжающей организации на 2021-2022 годы, а только подтвердило реорганизацию предприятия и право владения теплоснабжающими объектами, Департамент при тарифном регулировании с целью недопущения превышения индекса роста платы граждан и применения тарифов в порядке правопреемства, руководствуясь положениями пункта 21 Основ ценообразования, сохранил тарифы на уровне ранее действовавших для МУП «Коммунсервис» Костромского района, МУП «Шунга», МУП «Борщино», МУП «Караваево».

Это подтверждается представленными административным ответчиком копиями постановлений об утверждении тарифов и постановлений об изменении тарифов для реорганизованных впоследствии теплоснабжающих организаций /л.д. 116 оборот, 120, 122-124, 138-139, 117, 133, 134-137, 117, 144, 145-147/.

В связи с этим не имеется оснований полагать, что дифференциация тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Коммунсервис», по зонам теплоснабжения, ранее обслуживаемым МУП «Коммунсервис» Костромского района, МУП «Шунга»,

МУП «Борщино», МУП «Караваево», повлекла установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Коммунсервис» потребителям Никольского, Чернопенского, Апраксинского, Кузьмищенского, Сущевского, Середняковского, Минского, Кузнецовского, Сандогорского, Бакшеевского (д. Коряково), Шунгенского (с. Шунга) сельских поселений Костромского муниципального района, то есть потребителям, которых организация обслуживала и до реорганизации, не дифференцированы.

Пункт 11 Основ ценообразования определяет правила ведения учета данных по финансово-хозяйственной деятельности регулируемыми организациями. Данный пункт не устанавливает обязанности для органа регулирования дифференцировать тарифы на тепловую энергию при их утверждении.

Поскольку указанными нормами не предусмотрена обязанность органа регулирования дифференцировать тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «Коммунсервис», по источникам тепловой энергии, суд приходит к выводу о правомерном расчете Департаментом тарифа с учетом затрат на содержание всех котельных, в том числе и угольных. Более дорогое содержание этих котельных по сравнению с газовыми, правовым основанием для дифференциации тарифа по источникам тепловой энергии не является.

Довод стороны административного истца о неправомерном наделении МУП «Коммунсервис» статусом единой теплоснабжающей организации не имеет правового значения для разрешения заявленных требований.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а потому отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

Административное исковое заявление Морозова Т.А. о признании недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18 декабря 2020 года № 20/428 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Коммунсервис» Костромского района потребителям Костромского муниципального района, на 2021-2023 годы» в части установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую для потребителей Никольского сельского поселения на 2021-2023 годы, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Лукоянов

Мотивированное решение суда составлено 26 июля 2022 года.