ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-171/2022УИД37О0000-01-2022-000180-16 от 08.09.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-171/2022 УИД 37OS0000-01-2022-000180-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ивановский областной суд в составе председательствующего судьи Алексеевой К.В.,

при секретаре судебного заседания Солдатенковой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской региональной общественной организации «Ассоциация ветеранов силовых структур» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее – Управление Минюста России по Ивановской области, Управление, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Ивановской региональной общественной организации «Ассоциация ветеранов силовых структур», в котором просит ликвидировать указанную организацию и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ).

Заявленные требования мотивированы тем, что Ивановская региональная общественная организация «Ассоциация ветеранов силовых структур» зарегистрирована с 20.06.2011, о чем Управлением ФНС по Ивановской области внесена запись в ЕГРЮЛ за основным государственным номером 1113700000622. Управлением Минюста России по Ивановской области административному ответчику 24.06.2011 выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации.

Организация действует на основании Устава от 16.05.2011, ее адресом местонахождения согласно данным ЕГРЮЛ является следующий адрес: 153024, Ивановская область, г. Иваново, ул. Им. Полка Нормандия-Неман, д. 3, председателем организации является Гиголаев А.Ц., постоянно действующий руководящий орган – правление.

В ходе проведения Управлением плановой документарной проверки деятельности административного ответчика в период с 26.04.2021 по 25.05.2021 выявлены нарушения действующего законодательства и положений Устава некоммерческой организации.

Так, Организацией не предоставлялась бухгалтерская и налоговая отчётность за 2018, 2019, 2020 годы; ее учредителями (участниками) не исполнялись требования учредительных документов, а именно не осуществлялась деятельность, направленная на достижение целей, предусмотренных Уставом; не созывался высший руководящий орган управления организации – общее собрание, которое должно созываться не реже 1 раза в год; не проводились заседания правления, которые должны созываться не реже 1 квартала; правление Организации, ее председатель и ревизионная комиссия, срок полномочий которых составляет 5 лет, не переизбирались с 2016 года; ревизионной комиссией не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности административного ответчика.

Кроме того, в проверяемом периоде Организацией не публиковался отчет об использовании своего имущества, не обеспечивалась доступность ознакомления с ним.

Не осуществляя никакой деятельности, руководство организации не решало вопрос о ее ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством.

В ходе проверки был осуществлен анализ Устава Организации, который показал, что им не установлена исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации - общего собрания членов организации.

По результатам проведенной проверки Управлением был составлен акт от 25.05.2021 , который получен в ту же дату представителем Организации по доверенности К.Е,В, нарочно.

По итогам проведенного контрольного мероприятия административным истцом по фактам выявленных нарушений действующего законодательства и положений Устава в адрес административного ответчика вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства от 25.05.2021 года за , которое в ту же дату так же получено указанным представителем. В установленный в нем срок – до 22.07.2021 выявленные нарушения административным ответчиком не устранены.

Административным истцом 27.07.2021 получено письмо президента Организации, в котором он просит продлить срок устранения нарушений до 22.09.2021. Просьба административного ответчика была удовлетворена Управлением, однако по состоянию на 22.09.2021 нарушения так и не были устранены.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области 29.10.2021 в отношении Ивановской региональной общественной организации «Ассоциация ветеранов силовых структур» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП РФ, рассмотренный мировым судьей 21.12.2021 года, о чем вынесено постановление о назначении Организации административного наказания в виде административного штрафа.

Нарушения, указанные в предупреждении от 25.05.2021, административным ответчиком на дату подачи иска по прежнему не устранены.

На основании изложенного, ссылаясь в качестве правового обоснования на положения статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», статей 17, 19, 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), административный истец был вынужден обратиться в суд с настоящим административным иском.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке главы 9 КАС РФ, что подтверждается соответствующими документами, имеющимися в нем, для участия в судебном заседании не явился, в тексте административного иска, а также в заявлении, представленном до начала судебного разбирательства, просил разрешить настоящий спор в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Ивановской региональной общественной организации «Ассоциация ветеранов силовых структур», представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Ивановской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке главы 9 КАС РФ, что также подтверждается соответствующими документами, имеющимися в нем, для участия в судебном заседании не явились по неизвестным суду причинам, своей позиции по существу требований Управления не привели.

При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 30 и части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение; граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся сферы его деятельности, а также норм, предусмотренных его уставом и иными учредительными документами; ежегодное опубликование отчета об использовании своего имущества или обеспечение доступности ознакомления с указанным отчетом; ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказание содействия представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Общественная организация - это одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7 Федерального закона № 82-ФЗ) и относится к некоммерческим организациям (статья 50 ГК РФ).

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций определяются Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закона № 7-ФЗ).

В соответствии с требованиями статьи 14 приведенного Федерального закона № 7-ФЗ учредительными документами некоммерческих организаций является устав; требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 данного Федерального закона некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган (пункт 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ).

В соответствии с положениями части 1 статьи 26 и статьи 44 названного выше Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ.

Федеральный закон № 82-ФЗ возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части 5 настоящей статьи; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38).

Судом установлено, что Ивановская региональная общественная организация «Ассоциация ветеранов силовых структур» зарегистрирована с 20.06.2011, о чем Управлением ФНС России по Ивановской области внесена запись в ЕГРЮЛ за основным государственным номером 1113700000622, Управлением Минюста России по Ивановской области административному ответчику выдано свидетельство о государственной регистрации 24.06.2011 (л. д. 17, 18).

Организация действует на основании Устава от 16.05.2011 (л. д. 19-33), ее адресом местонахождения согласно данным ЕГРЮЛ является следующий адрес 153024, Ивановская область, г. Иваново, ул. Полка Нормандия-Неман, д. 3, председателем организации является Гиголаев А.Ц. (л. д. 34-39), постоянно действующий руководящий орган – правление.

На основании распоряжения -р от 17.03.2021 в период с 26.04.2021 по 25.05.2021 Управлением Минюста России по Ивановской области была проведена плановая документарная проверка деятельности Организации, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и положений ее Устава, отраженные в акте проверки от 25.05.2021 (л. д. 40-44, 50-54).

Уведомление о проведении такой проверки было получено административным ответчиком по адресу его места нахождения 02.04.2021, что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции (л. д. 45-46, 47).

26.04.2021 за подписью представителя Ивановской региональной общественной организации «Ассоциация ветеранов силовых структур» К.Е,В,, действующей на основании доверенности от 26.04.2021, в адрес Управления в связи с полученным уведомлением о проведении проверки представлена пояснительная записка (л.д. 48-49), из содержания которой следует, что с момента создания Организации и по дату, на которую была подготовлена указанная справка, юридическому лицу на праве собственности не принадлежит никакого имущества (движимого и/или недвижимого). При этом с момента создания и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик находится по адресу 153024, г. Иваново, ул. Им. Полка Нормандия-Неман, д. 3, занимая помещение площадью 9,5 кв.м., которое предоставлено ему собственником здания на безвозмездной основе. Филиалов, представительств, иных юридических лиц Организация не учреждала, в состав каких-либо юридических лиц она не входит, не имеет интернет-сайта, печатных органов, СМИ. В проверяемый период члены в Организации отсутствуют и соответственно членские взносы с них не взимались. Уставную деятельность в тот же период административный ответчик не осуществлял. Общее собрание членов Организации, заседания правления не проводились и не протоколировались, следовательно, соответствующие документы отсутствуют. Ревизионная комиссия свою деятельность не осуществляла, в связи с этим протоколов и актов проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации за период с 26.04.2018 по 25.04.2021 не имеется.

Протоколов по переизбранию правления Организации, ее председателя и ревизионной комиссии также не имеется, поскольку указанные органы не переизбирались и свою деятельность не осуществляли.

Кроме того, в проверяемый период сметы доходов и расходов Организации, годовые отчеты и годовые бухгалтерские балансы не составлялись и не утверждались, штатного расписания в Организации нет, заработная плата никому не начислялась и не выплачивалась. Денежных средств и иного имущества от иностранных источников административный ответчик не получал, как не получал и никаких денежных средств в виде государственного финансирования (субсидий, грантов), добровольных пожертвований физических и юридических лиц, им не осуществлялась предпринимательская и иная приносящая доход деятельность, платных мероприятий не проводилось. Организация не имеет открытых банковских счетов, находится на ОСНО, налоговую отчетность ежеквартально предоставляет в налоговые органы, а также предоставляет отчетность в Управление Минюста России по Ивановской области. При этом административный ответчик планирует возобновить уставную деятельность и обязуется устранить нарушения.

Непосредственно в ходе самой проверки административным истцом установлено, что в нарушение пунктов 3, 5 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - ФЗ № 402-ФЗ), которыми установлено, что обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, административным ответчиком согласно информации ИФНС России по г. Иваново не предоставлялась в указанный налоговый орган бухгалтерская отчетность за 2018, 2019, 2020 годы.

В ходе проверки получена информация из Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Ивановской области о том, что административный ответчик не предоставлял в Ивановостат бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2018 год.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона №7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками). Однако Организацией в проверяемый период: в нарушение пункта 2.1 Устава не осуществлялась деятельность, направленная на достижение установленных целей; в нарушение пункта 8.5 Устава не созывался высший руководящий орган управления Организации - общее собрание (должно созываться не реже 1 раза в год); в нарушение пункта 9.4 Устава не проводились заседания правления (должно проводиться не реже 1 раза в квартал); в нарушение пункта 9.1, 10.1, 13.4 Устава правление Организации, ее председатель и ревизионная комиссия, срок полномочий которых составляет 5 лет, не избирались с 2016 года, документы, подтверждающие их переизбрание, административным ответчиком не представлены; в нарушение пункта 13.8 Устава ревизионной комиссией не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации.

В нарушение абзаца 3 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ в проверяемом периоде административным ответчиком не публиковался отчет об использовании своего имущества, не обеспечивалась доступность ознакомления с ним.

В ходе проверки деятельности Ивановской региональной общественной организации «Ассоциация ветеранов силовых структур» осуществлен анализ ее Устава. По результатам его осуществления установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ФЗ № 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации. Пунктом 3 статьи 29 того же закона и пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ установлена исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации.

В нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства Уставом Организации не установлена исключительная компетенция высшего органа ее управления - общего собрания членов организации.

Кроме того, согласно пунктам 3 и 4 статьи 65.3, ст. 123.7 ГК РФ в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Однако Уставом не предусмотрен единоличный исполнительный орган организации.

Пункты 6.1 и 6.2 Устава, которыми установлены права и обязанности членов организации, не соответствуют пунктам 1 и 4 статьи 65.2 и пункту 1 статьи 123.6 ГК РФ. В Уставе не в полном объеме отражены права и обязанности членов Организации.

В частности, в п. 6.1 Устава не указаны такие права членов Организации, как право получать информацию о ее деятельности и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией в случаях и порядке, которые предусмотрены законом и Уставом; на равных началах с другими членами безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами; обжаловать решения ее органов, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом; требовать, действуя от имени Организации, возмещения причиненных корпорации убытков; оспаривать, действуя от имени Организации, совершенные ею сделки и требовать применения последствий их недействительности.

В п. 6.2 Устава не отражены следующие обязанности членов Организации: участвовать в образовании имущества Организации в необходимом размере и порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены Уставом; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности Организации; участвовать в принятии решений, без которых Организация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если участие ее члена необходимо для принятия таких решений; не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда Организации, не совершать действия (бездействия), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана Организация.

Согласно пункту 15.7 Устава при ликвидации Организации имущество распределяется следующим образом: - оставшаяся часть имущества направляется на цели, предусмотренные настоящим Уставом, что не соответствует пункту 8 статьи 63 ГК РФ, согласно которому оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с Уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

По итогам проведенного контрольного мероприятия Управлением по фактам выявленных нарушений действующего законодательства и положений Устава был составлен акт от 25.05.2021 и в адрес административного ответчика вынесено письменное предупреждение об устранений нарушений законодательства от 25.05.2021 за в срок до 22.07.2021, которые были получены представителем административного ответчика К.Е,В,, действующей на основании доверенности от 26.04.2021. При этом вышеуказанное предупреждение, не смотря на такое право у административного ответчика, им обжаловано не было, что свидетельствует о согласии Организации с наличием отраженных в нем нарушений.

27.07.2021 Управлением Минюста России по Ивановской области получено письмо президента Организации, в котором он просит продлить срок устранения нарушений. Срок устранения нарушений был продлен до 22.09.2022.

Однако в установленный Управлением срок с учетом решения о его продлении, нарушения административным ответчиком не устранены, как не устранены они и на дату разрешения настоящего спора. Доказательств, свидетельствующих об обратном, Организацией суду не представлено.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области 29.10.2021 в отношении Ивановской региональной общественной организации «Ассоциация ветеранов силовых структур» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП РФ, рассмотренный мировым судьей 21.12.2021 года, о чем вынесено постановление о назначении Организации административного наказания в виде административного штрафа, которое вступило в законную силу.

Учитывая, что Организация допустила нарушения приведенного федерального законодательства и Устава, а также отсутствие у нее намерения осуществлять свою деятельность и устранять выявленные в ходе проверки нарушения, суд полагает, что имеются предусмотренные статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основания для ликвидации в судебном порядке некоммерческой организации и исключения записи о ней из ЕГРЮЛ.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской региональной общественной организации «Ассоциация ветеранов силовых структур» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Ивановскую региональную общественную организацию «Ассоциация ветеранов силовых структур» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Алексеева К.В.

Решение суда в окончательной форме принято 21.09.2022