Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 10 декабря 2018 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Князькиной А.С.,
с участием прокурора Атяскиной О.А., представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1720/2018 по административному исковому заявлению ООО «МЭСКЭТ» о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью «МЭСКЭТ» (далее ООО «МЭСКЭТ») обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующим пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 со дня его принятия, а также взыскать судебные расходы на оплату государственной пошлины 6000 рублей, на услуги представителя 30 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названным пунктом в Перечень включено принадлежащее обществу на праве собственности нежилое здание – баня № 8 с кадастровым номером №, которое не отвечает критериям ст. 378.2 НК РФ. Считает нормативный правовой акт в указанной части незаконным, нарушающим права общества, как плательщика налога на имущество организаций, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку в здании не ведется коммерческая деятельность, оно не эксплуатируется, не доказано, что более 20% помещений в здании используются как объект бытового обслуживания.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что здание бани отвечает критериям ст. 378.2 НК РФ, поскольку является объектом бытового обслуживания, в связи с чем обоснованно включено в Перечень объектов на 2018 год на основании сведений о нем в Едином государственном реестре недвижимости.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Атяскиной О.А., полагавшей, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что ООО «МЭСКЭТ» является собственником нежилого здания – Баня № 8 с кадастровым номером №, площадью 408, 9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 01.10.2013г., и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15.05.2018 г.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719 Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 1647 от 18.10.2017 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год /далее Перечень/.
Оспариваемый приказ принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку опубликования.
В указанный Перечень под пунктом № № министерством включено принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером №.
Материалами дела подтверждается, что 13.06.2018 г. ООО «МЭСКЭТ» обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об определении вида фактического использования объекта недвижимости.
По результатам проверки, уполномоченной организацией ГКУ Самарской области «Региональный центр недвижимости» составлен акт от 04.07.2018г., из которого следует, что в здании с КН № помещения, площадью 71, 3 кв.м представляют собой помывочную, сауну; 20,1 кв.м – бассейн; 99, 8 кв.м – комната отдыха, раздевалка; 67, 5 – тамбур, коридор; 118, 3 кв.м - помещения для размещения бытовых предметов; 3, 8 кв.м - комната персонала; 5,3 кв.м – санузел; 22,8 кв.м – технические помещения. Доступ на прилегающую к объекту территорию беспрепятственный. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
С учетом результатов осмотра, министерством имущественных отношений Самарской области дан ответ об отсутствии оснований для исключения объекта из Перечня, как отвечающего критериям ст. 378.2 НК РФ.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что нежилое здание бани требует ремонта, не эксплуатируется, в подтверждение чего представлены соглашение от 01.05.2014г. о расторжении договора по комплексному содержанию контейнерной площадки под мусор; акт от 30.04.2014г. об отключении теплоиспользующих установок абонента от теплосети; акт опломбирования отопительной системы по окончании отопительного периода от 28.04.2014г.; заявление в адрес ООО «ВоКС» об отключении холодного водоснабжения с 18.03.2015г. в связи с аварийной ситуацией; заявление в адрес Самарского филиала «Волжская ТГК» об отключении горячего водоснабжения с 01.05.2014г.; заявление в адрес ООО «СУМ-Транс» о приостановлении соглашения на перевозку твердых коммунальных отходов, так как ООО «МЭСКЭТ» временно прекращает свою деятельность; заявление в адрес ООО «ТДПО-Сервис» о приостановлении действия договора на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, так как ООО «МЭСКЭТ» временно прекращает свою деятельность; заявление в ООО ЧОО «Форпост-Поволжья» о расторжении договора на оказание охранных услуг; фотоматериалы; акт осмотра объекта недвижимости кадастровым инженером ФИО3 от 09.11.2018 г., согласно которому нежилое здание имеет один вход, закрытый на замок, свободный доступ в него отсутствует; 24, 4% площади нежилого здания используются для размещения оборудования объекта бытового обслуживания, 75,6% площади используются для обслуживания оборудования объекта бытового обслуживания; площадей, которые могли бы быть использованы или используются для размещения офисов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, торговых объектов не выявлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу п. 4 ст. 378.2 НК РФ для отнесения объекта недвижимого имущества к торговому центру в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и включения его в соответствующий Перечень достаточно соответствия такого объекта одному из условий, указанных в данной норме. При этом фактическое использование объекта имеет значение только в случае, если отсутствуют иные условия.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.11.2018 г. и Устава ООО «МЭСКЭТ» к видам деятельности общества относятся: физкультурно-оздоровительная деятельность с целью улучшения физического состояния и обеспечения комфорта; деятельность бань, саун, парных бань, соляриев, курортов с минеральными источниками, салонов для снижения веса и похудения и пр.; предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты и др.
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ N 1471 от 10.05.2016 г. утверждена собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности "Бытовые услуги" к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), которая включает в себя услуги, предоставляемые банями.
Как видно из материалов дела, принадлежащий административному истцу объект капитального строительства общей площадью 408,9 кв.м с кадастровым номером № по сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеет назначение: «нежилое здание» и наименование: «Баня № 8».
Технический паспорт представлен на нежилое здание - «Баня № 8».
Согласно технического паспорта, составленного МП г.о. Тольятти «Инвентаризатор», по состоянию на 24.11.2008 г., спорное здание бани, 1971 года постройки, состоит из помещений площадью 408, 9 кв.м и включает: кабинеты, подсобные помещения, туалеты, сан.узлы, умывальники, тамбуры, коридоры, комнаты отдыха, склад, кассу, эл. щитовую, вент.шахту, водомерный узел, вентиляционную, а также бассейны – 12, 4 кв.м, моечные – 73, 2 кв.м, парные – 26 кв.м, что составляет более 20% общей площади здания.
К тому же здание является отдельно стоящим и по смыслу Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС-2008), утвержденного Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. N 2018-ст, представляет собой самостоятельное конструктивное целое.
Названный объект недвижимости расположен на принадлежащем ООО «МЭСКЭТ» на праве собственности земельном участке, площадью 1032 кв.м, с кадастровым номером № по тому же адресу с видом разрешенного использования: «для дальнейшей эксплуатации здания бани № 8», что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 01.10.2013 г. и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.11.2018г. и 05.04.2018 г.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка прямо допускает размещать на нем объект капитального строительства, предназначенный для оказания бытовых услуг, что является самостоятельным основанием для включения данного здания в оспариваемый Перечень вне зависимости от его фактического использования (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, учитывая наименование нежилого здания и вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающих размещение объекта бытового обслуживания, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости в полной мере отвечает критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ и имелись законные основания для включения его министерством имущественных отношений Самарской области в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска ООО «МЭСКЭТ» отсутствуют.
Доводы представителя административного истца о том, что объект недвижимого имущества фактически не используется, так как находится в аварийном состоянии, не могут быть учтены судом, поскольку нежилое здание Баня № 8 было включено в оспариваемый Перечень по иным основаниям.
Не имеют правового значения и доводы административного истца о невозможности фактического использования здания, так как для включения объекта в оспариваемый Перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из условий, предусмотренных п.п.1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ, совокупность таких условий не требуется.
Сведения о данном объекте недвижимого имущества из Единого государственного реестра недвижимости не исключены.
В связи с наличием оснований к отказу в удовлетворении административного иска, не имеется правовых оснований и для взыскания с министерства имущественных отношений Самарской области понесенных административным истцом в связи с предъявлением иска судебных расходов.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «МЭСКЭТ» о признании недействующим со дня принятия пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 1647 от 18.10.2017 г., взыскании судебных расходов – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.12.2018 г.